Баш учуна күлүк ой
Учуп жеткиз дүнүйө
Ойлоп ойлоп отурсаң
Түбү чексиз дүнүйө
Жеңижок
Натурфилософия - это философия, взятая из примеров вокруг. Необязательно эти примеры будут браться из природы, они могут касаться и многих других вещей.
"Жизнь как коробка шоколада, никогда не знаешь, что внутри" - это пример натурфилософии. "Ачыла элек сандыкта бычыла элек кундуз бар" – примерный эквивалент слов матери Форреста Гампа, также взят из обычной жизни.
Шырдак - войлочный ковер, который мать изготовляла для дочери, выходившей замуж.
На два куска войлока наносился идентичный узор. Войлок был разного цвета и обозначал жениха и невесту. Вырезанные узоры вставлялись друг в друга и сшивались, как скреплялись и жизни молодоженов. Четыре полуузора сверху и снизу обозначали родителей со стороны невесты и жениха, четверть - узоры остальных родственников.
Три центральных узора шырдака символизировали семью (мать, отец, дети), как, например, эти три вечных камня (мөңгү таш) в Хакасии, относящиеся к тагарской культуре (VIII—III вв. до н.э.).
В отличие от камней, в шырдаке мужчина в центре на своем шырдаке (своя половина юрты), а женщина является центральной фигурой на своем (различие цветов).
Центральная часть шырдака опоясывалась непрерывным узором отцовских и материнских предков, которые оберегали эту семью.
Сшитые куски прострачивали скрученной двойной пряжей, которая и называется - жээк (берег). Это был путь, который предстояло пройти вместе. Две пряжи жээка скручивались в противоположные стороны (эриш-аркак), елочкой и напоминали женские косы.
Обычно цвет жээка был золотой. Это было пожелание хорошей судьбы, ведь прялка во многих культурах ассоциируется с судьбой (например, древнегреческие богини судьбы Мойры). Жээк вокруг трех центральных узоров не прерывался и был полным.
Жээк из двойной, скрученной в противоположные стороны, пряжи символизировал переплетение судьбы дочери с ее мужем. Два шырдака, которые получались из двух кусков войлока, объясняли равенство и взаимозависимость судеб жены и мужа.
Край одного находится в центре другого.
Извилистый и противостоящий друг другу путь узоров (каршы-терши), по которому шел жээк, обозначал, что берег может быть разным. Спокойным…
и бурным…
И эти артефакты из музея Урумчи, датируемые сакским периодом (VIII—III вв. до н. э.), показывают, что прялка (ийик) играла определенную сакральную роль в культуре кочевников.
Шерстяные плетенные шнуры как обереги использовались в тот же период и на Алтае (Укок).
Туркменки сегодня также используют шерстяные шнуры в качестве оберегов.
Перекрещенные S-образные узоры символизировали переплетение жизни и судеб молодоженов и пожелание продолжения жизни.
Поэтому жээк и был золотым, как и пожелание матери.