Добавить статью
19:16 26 Декабря 2017
Военно-политическая деятельность золотоордынского Пулат-хана на востоке улуса Джучи по данным Маджму Ат-Таварих1

Аннотация. Маджму ат-Таварих является ценным источником по истории. В данном сочинении есть целый ряд анахронизмов, но при этом также существуют уникальные и оригинальные сведения об истории кыргызов, проживавших на территории Алтая, Иртыша и части Западной Сибири, а также есть в данном источнике и уникальные сведения об истории Улуса Джучи. Существует три списка данного источника. Первый список под инвентарным номером B 667 хранится в Институте востоковедения Академии наук в Санкт-Петербурге. Второй список под инвентарным номером 693 хранится в Восточном отделе библиотеки СПбГУ. Третий список под инвентарным номером 167а хранится в фонде Национальной академии Наук Кыргызской республики (Бишкек). Третий список был издан в переводе на кыргызский язык в 1996 году.

Главным информатором Маджму ат-Таварих в плане сведений об улусе Джучи был Баба Али из племени Хитай, который служил Тука-Тимуриду Абд ал Кериму, хану Большой орды и Астрахани, а также хорезмскому хану Султангази из потомков Араб-шаха. Баба Али Хитай был также информатором Утемиш-хаджи в плане рассказов о Тохтамыше, Кара-Ногае и Хусейне Ак-Суфи.

Повествование о деятельности Пулата в Маджму ат-Таварих начинается с интронизации Пулата. После этого он вместе с Кейкубадом (сын Едиге) и Жамгурчи мурзой воюют против сторонников умершего Тохтамыша. Войско сторонников Тохтамыша возглавляли Коку-мурза, сын Кара-Ногая, Аргыны Темир-ходжа и его сын Кара-ходжа. Спустя некоторое время к Пулат-хану пришли подкрепления в лице эмира Тегини из рода Ширин и эмира Мамая из рода Сарай, которые быстро попали в плен. Они были переданы Джалал ад-Дину, сыну Тохтамыша, а дочь Тегини вышла замуж за Кебека, сына Тохтамыша. Потерпев поражение, Пулат-хан ушел к Жолою калмаку (могулистанский эмир), где вместе с ним участвует в войне против Манаса и сторонников Тохтамыша. В итоге Пулат был убит Темир-ходжой Аргыном. В тоже время Кейкубад, сын Едиге покончил с собой. Сочинение Маджму ат-Таварих показывает взаимосвязи кочевников восточной части Улуса Джучи с могулами (кочевники Могулистана). Данные сведения Маджму ат-Таварих уникальны, но требуют дальнейшего глубокого источниковедческого исследования.

Сочинение Маджму ат-Таварих написано на персидском языке в XVI веке в Фергане муллой Сайф ад-Дином Ахсикенди. Бартольд В.В. изучил список данного сочинения под инвентарным номером B 667, который находится сейчас в Институте востоковедения Академии наук в Санкт-Петербурге. Бартольд В.В. первым выяснил, что данное сочинение посвящено шейхам города Касан (Фергана). После изучения данного сочинения, он подвел итоги, высказав мысль, что в данном сочинении много анахронизмов, что затрудняет использование данного источника. Ромодин В.А. высказался о том, что в данном сочинении есть исторические факты вперемешку с легендами и вымыслом [Материалы по истории киргизов и Киргизии, 1973, с.200]. Тагирджанов А.Т. в 1959-1960-ых годах описал второй список данного сочинения под инвентарным номером № 693, который хранился в восточном отделе библиотеки ЛГУ.

В 1961 году Петров К.И. выпустил свою монографию, где использовал данные Маджму ат-Таварих [Петров, 1961, с.138-148], при описании истории кыргызов и их взаимоотношений с Улусом Джучи. Петров К.И. отмечал, что Сайф ад-Дин Ахсикенди имел того же информатора, что и Утемиш-хаджи, который был переведен позднее. Данным информатором являлся Баба Али Хитай [Петров, 1961, с.139-140]. Баба Али из рода Хитай был главным беком (беклярибеком) Абд ал Керима, правившего в Большой орде и Астрахани в конце XV-начале XVI века. Позже он перебрался в Хорезм, где он служил Султангази (Шибанид из потомков Арабшаха). Здесь с ним встречался Утемиш-хаджи, записавший часть его рассказов [Петров, 1961, с.139-140]. Позднее Баба Али Хитай стал последователем Сейид Мир Джалила, руководителя суфийского тариката Ишкия.

Мулла Сайф ад-Дин Ахсикенди также принадлежал к этому тарикату и был последователем Сейид Мир Джалила. Более того, Маджму ат-Таварих было написано по просьбе и с благословления Сейид Мир Джалила [Петров, 1961, с.140]. Петров К.И. считал, что Баба Али Хитай был основным информатором Муллы Сайф ад-Дина Ахсикенди касательно истории Улуса Джучи. В своей монографии 1961 года Петров К.И. писал, что «вместе с Ромодиным В.А. и другими намеревается подготовить перевод данного сочинения» [Петров, 1961, с.139]. Но, несмотря на то, что Петров К.И. прожил еще три десятка лет, полный перевод данного сочинения так и не был осуществлен. В 1973 году Ромодин В.А. издал перевод отрывков из Маджму ат-Таварих касательно истории киргизов [Материалы по истории киргизов и Киргизии, 1973, с.200-213].

В 1996 году Маджму ат-Таварих был переведен полностью на кыргызский язык Соороновым О. и Досболовым М.С. [Ахсикенди, 1996]. Данный перевод был сделан на основе одного бишкекского списка без сверки разных списков. Плоских С.В. в 2009 году издала часть неопубликованных переводов Ромодина В.А. из Маджмуат-Таварих, а также вкратце дала информацию по третьему Бишкекскому списку Маджму ат-Таварих, который хранится в фонде Национальной академии Наук Кыргызской республики (№ 167а) [Плоских, 2009], который был переведен Соороновым О. и Досболовым М.С. в 1996 году. Акеров Т.А. в двух своих статьях использовал кыргызский перевод Маджму ат-Таварих 1996 года [Акеров, 2016а; Акеров, 2016б].

Ниже мы приведем переводы данного источника касательно событий военного противостояния золотоордынского хана Пулата (ставленник Едиге) и партии сторонников скончавшегося Тохтамыша. Данные рассказы не датированы, но, судя по контексту, они происходили в 1408-1409 годах.

Перевод с кыргызского языка осуществлен Акеровым Т.А., комментарии написаны Сабитовым Ж.М.

Извлечение из Маджму ат-Таварих:

“Слушайте слово о Пулате (в кыргызском варианте Полота), сына Темира.

Тангыты признали Пулата ханом и сделали поклон. Это весть [Ахсикенди, 1996, с.65], дошла до Жамгурчи мурзы. Жамгурчи мурза с многими людьми прибыл к нему, так как они были друзьями и он решил поздравить его. Послал человека к Кийикбат мурзе. Они с Кийикбатом втроем заключили договор и обьединились. Разослав людей во все стороны, собрали людей из 32 округов, избрали ханом Пулата. Все присоединились к нему. Пулат-хан посоветовавшись с Жамгурчи сказал так: “Это дело дойдет до Тохтамыш хана, и тогда Тохтамыш хан возьмет Манаса и Темир-ходжу и они освободят одну сторону. И тут мы начнем сражение”. Все согласились с этими словами. Собрав воинов, выступили против Манаса. Это весть дошла до Манаса. Манас посоветовался с Темир-ходжой, Темир-ходжа отправил к Олбоскулану (Олмос Кулан) человека. Еще одного отправили к Шималу Джете. Шимал Джете собрав своих воинов, прибыл с Олбоскуланом(Олмос Кулан) в Манасию. Через некоторое время Пулат-хан со своими воинами прибыл в Манасию [Ахсикенди, 1996, с.66].

Манас защитил город. Пришла весть: “Жолой собрав 7 тысяч воинов, прибыл в Джете”. Услышав об этом Манас встревожился и поделился этим с Темир-ходжой. У Темир-ходжи был сын по имени Кара-ходжа, Назначив Кара-ходжу главным, и подключив Шимала Джете отправили их в путь. Кара-ходжа направился в путь.

Слушайте это слово о Кара-Хусейне.

После смерти Кара-Хусейна на место его сел Кара-Ногай. У Кара-Ногая были двое сыновей: одного из них звали Ходжа-Ахмет (Кожокмат в кыргызском переводе), а второго Коку-мурзой. Бакир Ходжа-Ахмет был мудрым человеком. А Коку-мурза был храбрецом. Двое обьединившись отправились к Тохтамыш хану. Преодолев долгий путь, предстали перед Тохтамышом. В это время все услышали весть следующего содержания: “Тангыты избирали ханом сына Пулата Малика Темира. Жамгурчи и Кийикбат обьединившись направились на Манасию. К тому же Жолой собрав воинов прибыл в Джете. Кара-ходжа в данное время оборонял Джете”. Услышал эту весть Тохтамыш-хан. Назначив Коку-мурзу главнокомандующим, с 12 тысячами воинов отправил его в Манасию. А Бакир Ходжа-Ахмет находился на берегу Сырдарьи.

Слушайте слово о Манасе и Пулате.

Манас оставил Темир-ходжу в городе, взял воинов Манасии отправился в сторону Пулата. Воины обеих сторон встретились. Со стороны Пулата вышел Жамгурчи и шел навстречу Манасу. Со стороны Манаса вышел Карнас. Несколько раз бились копьями, затем перешли к мечам, потом начали драться и так они до вечернего намаза дрались, непобедив друг друга разошлись. Манас взял своих 40 джигитов, посреди ночи вышел с лагеря, разгромил воинов Пулата ночью. И обратно зашел в лагерь. На рассвете Пулат увидел убитых своих воинов. Разозлившись Пулат отправил своих воинов в сторону Манасии. Шел ожесточенный бой, в котором людям не осталось времени думать о жизни. С одной стороны прибыл Жамгурчи и начал он жечь ворота города. Затем вошел в город. Темир-ходжа узнав про это пошел навстречу Жамгурчи [Ахсикенди, 1996, с.67-68].

Когда он ударил Жамгурчи мечом, Жамгурчи получил рану и бежал со двора. Когда раненный Жамгурчи предстал перед Пулат ханом, он перевязал ему рану, и тот встал на свое место. Манас предстал перед Темир-ходжой и обратно закрыл ворота города. Пулат отправив посла, просил чтобы ему дали время месяц, затем отправил человека на реку Жайык (река Урал). Когда Сарай Мамай со своим людьми стоял на Жайыке (на р. Урал), прибыл туда человек Пулата. Он дал письмо Пулата Сарай Мамаю. Сарай Мамай прочитав письмо взял воинов и отправился в путь к Пулату. Через несколько дней он предстал перед Коку-мурзой. Узнав эти события, они помогая своим людям начали готовится к сражению. С вечернего намаза до утра пройдя путь, утром прибыли к полю боя, начали сражаться. Сражение было очень жестоким. Это весть дошла до Пулат-хана. Пулат-хан приказал Кийикбет мурзе отправится в путь. Он отправился в путь. По дороге он случайно встретился с Ширин Тикеном. Обьединившись с Ширин Тикеном он отправился на сражение с Коку-мурзой. Доехав до Сарай Мамая, напали на Коку-мурзу. В связи с ожесточенным боем, земля окрасилась кровью [Ахсикенди, 1996, с.69].

После круглосуточного ожесточенного боя, Ширин Тикена и Кийикбат пустились в бегство. Коку-мурза выйдя к ним навстречу, пролил много крови. Ширин Тикена и Сарай Мамая взяли в плен. Их Коку-мурза отправил к Тохтамыш хану.

Через несколько дней привели Ширин Тикена и Сарай Мамая к Тохтамышу хану. Тохтамыш хан их отправил к Анга-торе. Придя в Андиген пленных сдали Анга-торе. Кийикбат остался на берегу Сырдарьи. Ширин Тикена и Сарай Мамая попросил себе Азирет Джалал ад-Дин, придержал их у себе. Кийикбат заболел психическим заболеванием и умер сбросившись в реку.

Дочь Ширин Тикена звали Акжолтой кыз (девочка приносящая счастье), ее отправили в Кабак (может Кебеку, сыну Тохтамыша). От нее родился сын, звали его Тикене-беком.

Слушайте слово Коку-мурзы

Когда Коку-мурза приближался к Манасу, узнал об этом Пулат и Жамгурчи, они вышли навстречу к нему. С обеих сторон началась борьба. Услышав это, Манас вышел со своими воинами, напал на воинов Пулата. Пока дошел Манас [Ахсикенди, 1996, с.70] Пулат ранил Коку-мурзу. Манас освободил Коку-мурзу. Встретившись лицом к лицу с Бабай Али Жамгурчи начал сражаться, копьями. Обе стороны отступили. Сторона Манаса зашла в город. Рана Коку-мурзы обострялась и он долго мучался. За ним присмотрел Темир-ходжа и он лечил его. Через несколько дней Коку-мурза поправился.

Однажды Манас посоветовавшись с Темир-ходжой, по среди ночи взяв воинов, сразился с воинами Пулата. За всю ночь пролилось много крови, после ночного сражения, Манас и Пулат вышли сражаться лицом к лицу, сражались мечами. Манас ранил Пулата в четырех местах. Темир-ходжа вышел на бой лицом к лицу с Жамгурчи, бились копьями. Затем перешли сражаться на мечи, в это время Темирходжа ранил одну руку Пулата. Сунулся с копьем Баба Али Кытай. Сторона Манаса напали на тангытов [Ахсикенди, 1996, с.71].

Полат бежал с поля боя. Сторонники Манаса имели множество трофеев. Пулат присоединился к Жолою.

В этом разделе рассказывается о приходе Жолоя к Кара-ходже.

Полат присоединившись к Жолою прибыл к Шималу Джете. Кара-ходжа забрав воинов Шимала Джете выступил в бой, оба стороны встретились лицом к лицу. Бой был ожесточенным. Сколько бы не старался Кара-ходжа, но все равно одержала победу сторона Жолоя. Кара-ходжа по не воле выступил в бой с Пулатом лицом к лицу, бились копьями. В результате Пулат был ранен. Жолой ранил Кара-ходжу, связал его. Воины Кара-ходжи бежали и прибыли в Манасию, где рассказали о произошедшем. Оставив Коку-мурзу в Манасии Манас взял Темир-ходжу и отправился к Жолою. Преодолев долгую дорогу, прибыл к калмакам, начался бой.

Жолой бил мечем Манаса. Манас отталкивал его меч прочь. Черед был Манаса. Он ранил Жолоя. Когда Жолой был ранен, калмаки вступили в бой и вытащили Жолоя из сражения. Победа была на стороне Манаса. Пулат вступил в бой с Темир-ходжой. Темир-ходжа копьем развернул (скинул?) Пулата с коня и отрубил ему голову. Освободили Кара-ходжу. Получив от калмаков множество трофеев, вернулись в Манасию. Жолой ушел к своим”[Ахсикенди, 1996, с.72].

Данный перевод нуждается в некоторых комментариях.

В рассказе о Пулате, стоит отметить следующие детали:

1. Явная ошибка (lapsus calami) в слове тангыт. Видимо, здесь под этим словом имелись в виду мангыты во главе с Едиге. При этом в данном отрывке Едиге вовсе не упоминается (что очень странно, учитывая его широкую известность), хотя упоминается его сын Кийикбат (Кейкубад)

2. Кем является мурза Жамгурчи не понятно. Можно предположить, что здесь есть анахронизм и данный Жамгурчи, это Ямгурчи, брат Мусы, и потомок Едиге. Но если просмотреть эпос Манас, то можно предположить, что данный Жамгурчи идентичен Джамгырчи, сыну Эштека. Джамгырчи по эпосу Манас был братом матери Манаса. Таким образом, он был одновременно и дядей Манасу и его соперником, воюя на стороне его врагов.

3. Манас в данном сочинении идентичен герою кыргызского героического эпоса Манас. Маджмуат-Таварих это первое и единственное средневековое сочинение, повествующее о жизни Манаса. Причем в данном сочинении образ Манаса историчен и не мифологизирован, как это произошло позже в эпосе Манас. Манас согласно Маджмуат-Таварих является сыном Якуб-бека и вассалом Тохтамыша. Его дружина состояла из кипчаков Каркары [Петров, 1961, с.143]. Примечательно, что сведения Маджмуат-Таварих подтверждаются самим эпосом Манас. Жирмунский В.М. на основе разных списков эпоса Манас, отмечает связи Манаса с Тохтамышем и Едиге [Жирмунский, 1974, с.73-76], что подтверждает данные Маджмуат-Таварих. Более того, эпос Манаш встречается у ногайцев [Сикалиев, 1994, с.72]. Сикалиев А.И.-М. не раз упоминает данный эпос [Сикалиев, 1994, с.126, 153, 168], при этом отмечая, что долина Иртыша была владением ногайского мурзы Манаша[Сикалиев, 1994, с.166]. Также Манаш называется как Эртиш Бойлык Эр Манаш (Батыр Манаш из Иртыша), [Сикалиев, 1994, с.195]. Судя по эпическим данным, Манас был из кыпчаков, жил на Иртыше, на границе восточных владений улуса Джучи и алтайских кыргызов в эпоху Тохтамыша и Едиге.

4. Личность Шимал Джете трудно идентифицировать, но судя по приставке Джете, он был из могульских эмиров.

5. Личность Темир-ходжи мы затронем ниже, когда будем говорить о его сыне Кара-ходже.

В отрывке о Кара-Хусейне и его потомках есть интересные сведения.

6. Маджму ат-Таварих - это второй источник, в котором есть хоть какие-то сведения о сыгнакском хане Кара-Ногае. Видимо, его отец Сасы носил также мусульманское имя Хусейн. Упоминаются два сына Кара-Ногая, которые больше нигде в источниках не отмечены как сыновья Кара-Ногая.

Бакир Ходжа-Ахмет упоминается в Утемиш-хаджи (под именем Букри Ходжа-Ахмад), как тот Чингизид, который убедил Кара-Ногая убить Тенгиз-Бугу кията [Утемиш-хаджи, 1992, с.110]. Если он являлся его сыном, как об этом свидетельствует Маджму ат-Таварих, то понятно, почему Кара-Ногай поддался уговорам Букри Ходжа-Ахмада. Второй сын Кара-Ногая Коку-мурза. Петров К.И. называет его имя как Кукира-мурза. Судя по всему, он в конце жизни Тохтамыша был одним из его полководцев и после его смерти он возглавил его сторонников.

7. Судя по всему, отсылки в данных частях к Тохтамышу ошибочны. С одной стороны, мы видим, что в данных войнах Тохтамыш не принимает активного участия, хотя должен был быть, так как его сторонники воюют против Пулата. С другой стороны есть сведения первоисточников, согласно которым Тохтамыш погиб чуть ранее данных событий. Поэтому можно предположить, аппеляции к “живому Тохтамышу” таких эмиров как Манас, Кара-ходжа, Темир-ходжа, Коку-мурза в битвах с Пулатом - это домыслы автора, который не знал о смерти Тохтамыша до этих битв.

В слове о Манасе и Пулате также есть интересные сведения.

8. Упоминаемые Кара-ходжа и Темир-ходжа были из рода Аргын. Как известно из данного источника, Кара-ходжа получил город Манасию (Манас), который Тохтамыш некогда построил для Манаса [Петров, 1961, с.144]. Здесь Кара-ходжу можно отождествить с известным соратником Тохтамыша Кара-ходжой Аргыном, который был послом Тохтамыша к Тамерлану в 1405 году. Также по данным Кадырали Жалаири упоминает Кара-ходжу как одного из охранников Тохтамыша в период его смерти. Здесь есть одно противоречие отцом Кара-ходжи в Маджму ат-Таварих назван Темир-ходжа, в то время как в казахских шежире Кара-ходжа имеет следующую генеалогию: Кара-ходжа, сын Даир-ходжи (прозвище Акжол), сына Кодана, сына Аргына [Қазақру-тайпаларынын тарихы, 2007, с.42]. Вполне возможно переписчики Маджму ат-Таварих могли исказить имя Даир-ходжа, переделав его в Темир-ходжу. Тем более, что помимо Темир-ходжа, этот человек называется и Ай-ходжа [Акеров, 2016, с.160].

10. Подкрепления Пулата состояли из войск эмиров Сарай Мамая (Мамай из рода Сарай), Ширин Текина (Тегиня из рода Ширин) и Кийикбата, сына Едиге. Упоминания о подкреплении с реки Жайык (Урал), косвенно свидетельствует о том, что данные битвы происходили между Пулатом и партией скончавшегося Тохтамыша. Вполне возможно эти битвы происходили во время нашествия Едиге на Москву в 1408 году. Поэтому Пулат экстренно просил Едиге вернутся в степь, говоря о некоем враге. Ширин Тегиня участвовал в походе на Москву и возможно он был послан Едиге первым для помощи Пулату. Судя по Маджму ат-Таварих, Ширин Тегиня и Сарай Мамай были взяты в плен и были переданы некоему Азирету Джалал ад-Дину. Титул азирет говорит о духовном сане его носителя, но по нашему мнению, данный Азирет Джалал ад-Дин идентичен одноименному сыну Тохтамыша. Также дочь Ширин Тегини, скорее всего была отправлена не в местность Кабак, а Кабаку (Кебеку), сыну Тохтамыша, который взял ее в жены.

11. Самоубийство Кийикбата, сына Едиге не совсем понятно. Видимо это произошло в 1408-1409 годах и связано было с поражением Пулата.

В слове Коку-мурзы также данные уникальны.

12. Судя по Маджму ат-Таварих, Пулат после поражений от сторонников покойного Тохтамыша, бежал не на запад, к Едиге, а на восток, где оказался у Жолой калмака, одного из могулистанских эмиров, который был врагом Манаса и его семьи. Следуя словам “враг моего врага – мой друг” Пулат участвовал в битве Жолоя и партии сторонников покойного Тохтамыша, где в одной из битв он был убит Темир-ходжой из рода Аргын.

13. Мокеев А. приводит данные Бахр ал Асрар о походе Пулад-хана на кыргызов: «Махмуд ибн Вали рассказывает, что когда Пулад-хан установил свою власть в стране, он решил наказать кыргызские племена (аквам-и кыргыз), которые совершали набеги в пограничные районы Ак-Орды. Однако, Шейбаниды по той причине, что во время нашествия Тимура бежали к кыргызам и пользовались их покровительством, отказались принять участие в походе Пулад-хана. Несмотря на это, Пулад-хан сам отправился против кыргызов и отчистил от них окрестности Ак-Орды. В этих же рассказах Махмуд ибн Вали сообщает, что Ак-Орда находилась в восточной части Дашт-и Кыпчака и соприкасалась с землями кыргызов» [Мокеев, 2010, с.101]. Как отмечал Абдуманапов Р.А.: «по сообщению автора «Бахр ал-асрар» потомки Орды присоединились к Пулад-хану в этом походе; после победоносного завершения которого хан поручил охрану прииртышских пределов Ак-Орды амирам племени байрин, полностью преградившим путь кыргызам» [Абдуманапов, 2007, с.43-44]. Здесь под Ак-ордой стоит понимать не государство-улус потомков Орда-эджена , а ставку-резиденцию джучидских правителей [Сабитов, Кушкумбаев, 2015; Кушкумбаев, 2016].

Как известно Тохтамыш погиб зимой 1406 года [Миргалеев, 2003, с.148], точнее зимой 1406-1407 годов [Почекаев, 2010, с.189] во времена правления Шадибека, а не Пулада.

Скорее всего, поход Пулад-ханана кыргызов из Бахр ал Асрар был в 1407-1408 годах, в промежутке после своего воцарения и до похода Едиге на Москву в 1408 году, так как в походе на Москву участвовали Ширин Тегиня и Сарай (Сарай-Мамай), которые были соратниками Пулад-хана в походе на кыргызов (Манаса и его союзников).

Битвы Пулата и партии покойного Тохтамыша имела место быть в 1408-1409 годах, когда Едиге со своей армией совершал поход на Москву и получил весть от Пулад-хана о том, что на него напал некий царевич, который «много мятежа в Орде сотворил» [Сафаргалиев, 1960, с.185]. Видимо, после поражения Пулат ушел на восток, где и погиб.

Главным информатором Маджму ат-Таварих в плане сведений об улусе Джучи был Баба Али из племени Хитай, который жил в конце XVвека-первой половине XVIвека. Баба Али Хитай был также информатором Утемиш-хаджи в плане рассказов о Тохтамыше и Кара-Ногае, поэтому рассказы о Кара Ногае и его сыне, а также рассказы о позднем правлении Тохтамыша также встречается и в сочинении Маджмуат-Таварих.

Резюмируя все вышесказанное, стоит отметить, что Пулат сразу после воцарения совершил поход на алтайскихкыргызов, где его сопровождали потомки Орда-эджена, Шибаниды уклонились от участия в походе. Владения Шибанидов и потомков Орда эджена граничили с алтайскими кыргызами. После похода на кыргызов Пулат вернулся на Волгу, откуда Едиге совершил в 1408 году поход на Москву. Во время похода Едиге, на владения Пулата напали партия сторонников покойного Тохтамыша. Фактически ее лидерами были Коку-мурза (Кукира-мурза), сын Кара-Ногая, Аргыны Темир-ходжа (Даир-ходжа) и его сын Кара-ходжа, а также их могулистанский союзник кыргызский кыпчак Манас. Упоминаемые в тексте Азирет Джалал ад-Дин и Кабак вполне могут оказаться одноименными сыновьями Тохтамыша. Ширин Тегиня был захвачен в плен и был передан Джалал ад-Дину, которому он начал служить. Его дочь была выдана замуж за Кабака, брата Джалал ад-Дина. Кейкубад, сын Едиге, после таких поражений покончил с собой. Пулат-хан, потерпев поражение, бежал на Восток. Он погиб в одной из битв от руки Темир-ходжи Аргына.

Сведения Маджму ат-Таварих показывают, что Тохтамыш в конце своего правления опирался не только на золотоордынские войска и эмиров, он также имел поддержку от некоторых могулистанских эмиров, в том числе и от Манаса.

Табылды Акеров, кандидат исторических наук, директор, Институт этнологии МУК (Бишкек, Кыргызстан)

Жаксылык Сабитов, Евразийский Национальный Университет им. Л.Н.Гумилева (Астана, Казахстан)

1 Первая публикация статьи: Акеров Т.А. Сабитов Ж.М. Военно-Политическая деятельность золотоордынского Пулат-хана на Востоке Улуса Джучи по данным Маджму ат-Таварих//История, экономика и культура средневековых тюрко-татарских государств Западной Сибири. Материалы III Всероссийской (с международным участием) научной конференции. Курган, 2017. С. 21-25.

Литература:

Абдуманапов Р.А. К истокам организации родоплеменной структуры кыргызов // Тюркологический сборник-2006. М.: Восточная литература, 2007. С. 40-50.

Акеров Т.А. Версия эпоса Манас в книге Маджмуат-Таварих С.Ахсикенди как исторический источник по истории Кыргызского народа // Мир Евразии. № 1 (32). 2016. С. 2-12.

Акеров Т.А. Золотая Орда в легендарном сочинении «Маджмуат-таварих» С. Ахсикенди // Золотоордынская Цивилизация. № 9. 2016. С. 158-161.

Ахсикенди Сайфад-Дин Тарыхтардын Жыйнагы (Мажму ат таворих) // Акыл /под редакцией Досболова М. и Сооронова О. Бишкек, 1996. 126 с.

Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. Л.: Наука, 1974. 728 с.

Қазақру-тайпаларынын тарихы. Арғын. Том 9. Книга 3. Алматы: «Алаш» Тарихи Зерттеу Орталығы, 2007. 660 с.

Кушкумбаев А.К. «Алтыннан Соққанақ ордаң…»: О термине «Ақ Орда» в героическом эпосе «Ер Едiге» //Золотоордынская Цивилизация. № 9. 2016. С. 144-152.

Материалы по истории киргизов и Киргизии. Выпуск I /под редакцией Ромодина В.А. Бишкек: Наука, 1973. 283 с.

Миргалеев И.М. Политическая история Золотой Орды периода правления Тохтамыш-хана. Казань: Алма-Лит, 2003. 164 с.

Мокеев А. Кыргызы на Алтае и на Тянь-Шане. Бишкек. 2010.

Петров К.И. К истории движения киргизов на Тянь-Шань и их отношений с ойратами. Фрунзе, 1961. 213 с.

Плоских С.В. Памятники письменности Кыргызстана в рукописном фонде Национальной Академии Наук // Письменные памятники Востока. № 2. 2009. С. 192-203.

Почекаев Р.Ю. Цари ордынские. Биографии ханов и правителей Золотой Орды. СПб: Евразия. 2010, 408 с.

Сабитов Ж.М. Кушкумбаев А.К. Термины Ак-Орда и Кок-Орда в письменных и устных источниках (к вопросу о семантике терминов) // Научный Татарстан. № 3. 2015. С. 33-42.

Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1960. 278 с.

Сикалиев А. И.-М. Ногайский героический эпос. Черкесск: КЧИГИ, 1994. 328 с.

Утемиш-хаджи. Чингиз-наме. Факсимиле, перевод, транскрипция, текстологические примечания, исследования В.П. Юдина. Подготовила к изданию Ю.Г. Баранова, Комментарии, указатели М.Х. Абусеитовой. Алма-Ата: Гылым, 1992. 296 с.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

Сведения Маджму Ат-Таварих об истории кыргызов

Еще статьи

Комментарии
Комментарии в ВЫХОДНЫЕ дни и НОЧНОЕ время (с 18.00 до 9.00 по Бишкеку) будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком