Введение
Сочинение Маджму ат-Таварих написано на персидском языке в XVI веке в Фергане муллой Сайф ад-Дином Ахсикенди, который был последователем Сейид Мир Джалила, руководителя суфийского тариката Ишкия (Касан, Фергана). Маджму ат-Таварих было написано по просьбе и с благословления Сейид Мир Джалила [Петров 1961: 140]. Скорее всего, Сейид Мир Джалил идентичен Сейид Джалал ад-Дину Касани, который считался отцом известного в Средней Азии Сейид Ахмад Махдуми Азам Касани Дахбеди (1461-1542), основателя школы «Дахбедия», крупнейшего теоретика и шейха учения Накшбандия.
Бартольд В.В. изучил список данного сочинения (B 667), и пришел к выводу, что в данном сочинении много анахронизмов, что затрудняет использование данного источника. Ромодин В.А. высказался о том, что в данном сочинении есть исторические факты вперемешку с легендами и вымыслом (МИКК, 1973, с. 200). Тагирджанов А.Т. в 1959-1960-ых годах описал второй список данного сочинения (№ 693). В своей монографии 1961 года Петров К.И. писал, что «вместе с Ромодиным В.А. и другими намеревается подготовить перевод данного сочинения» (Петров, 1961, с. 139). Но полный перевод данного сочинения так и не был осуществлен. В 1973 году Ромодин В.А. издал перевод отрывков из Маджму ат-Таварих касательно истории киргизов [МИКК 1973: 200-213].
В 1996 году Маджму ат-Таварих был переведен полностью на кыргызский язык Соороновым О. и Досболовым М.С. (Ахсикенди, 1996). Данный перевод был сделан на основе одного бишкекского списка.
Этот перевод использовали в своих статьях авторы данной статьи [Акеров 2016а: 2-12], [Акеров 2016б: 158-161], [Акеров Сабитов 2017: 21-25]. Ранее мы отмечали важность данного источника для истории Улуса Джучи (Золотой орды) [Сабитов 2017: 577-590], но в данном источнике есть и большие уникальные сведения об истории кыргызов.
Во-первых, в Маджму ат-Таварих впервые опубликованы устные генеалогии-шежере (по-кыргызски санжыра) средневековых кыргызов. Следующие санжыра публиковались только в XIX-XX веках, что позволяет нам проследить, сколько искажений появилось в санжыра за 5 веков устной передачи от отца к сыну. Генеалогии основных персонажей из Маджму ат-Таварих уже публиковались ранее, поэтому мы не будем дублировать переводы этих отрывков.
Во-вторых, в данном источнике есть четкая привязка прихода предков основных кыргызских родов на территорию Средней Азии и Ферганы.
В-третьих, на основании данного источника мы можем реконструировать этногенез современного кыргызского народа.
Ниже мы приведем переводы данного источника касательно событий.
Перевод с кыргызского языка осуществлен Акеровым Т.А., комментарии написаны Сабитовым Ж.М.
Извлечение из Маджму ат-Таварих:
В этом разделе повествуется о проведении курултая Амиром Темир Сахибкираном и об отправлении войска в ту сторону, а также в сторону Могулистана
Анга торе поставилил Хызыр-ходжу главой Могулистана. Хызыр-ходжа Чагатай был тестем Анга торе. Амир Темир Сахибкиран отправил Амира Барласа, Амира Ядгара, Амира Сулайман шаха послами. Послы, проведя много дней в пути, прибыли к Анга торе. Вручили письмо Амира Темира Сахибкирана [Ахсикенди 1996: 103] Анга торе. Анга торе прочитал письмо следующего содержания: «Анга торе, если присоединишься ко мне, то проявлю милость и отдам земли, начиная от Ходжента до Кашгара, если не примешь сие предложение, тогда готовься к войне».
Анга торе, с уважением приняв послов, любезно предоставив Сахибкирану множество подарков, добавив в придачу девять лучших коней, написав письмо, проводил послов. Послы, отбыв от Анга торе, пребывая в пути, встретились с караванами. Хызыр хан Чагатай, разгневавшись на Анга торе, дал распоряжение своему сыну Дамбур-буге. Дамбур-буга, придя с пятью сотнями людьми, возвратил назад Амира Барласа, Амира Ядгара, Амира Сулайман шаха и представил перед Анга торе. Произошли разногласия между Хызыр-ханом Чагатаем и Анга торе. Анга торе отпустил послов в сторону Темира. Амир Барлас, Амир Ядгар, Амир Сулайман шах, добравшись до Самарканда, рассказали Сахибкирану о произошедших событиях.
В этом разделе повествуется о прибытии Амира Темира Сахибкирана к Анга Торе и Хызыр-Ходжа Чагатаю в Могулистан
Это было в 791 году хиджры (1389 год). Азирет Сахибкиран приказал готовиться к посещению Могулистана [Ахсикенди 1996: 104]. Это весть дошла до Азирет Мавлоны Азама Сейида Мир Джалила. Он, отправив человека к Анга торе, известил его. В сопровождении множества людей отправился в Узген. Азирет Сейид Бурхан ад-Дин, выйдя к ним навстречу, привел в Узген и, оказав уважение, принял их. Кокумурзу, служившего у ишана, отправил к Карауулу.
Карауул со своими сыновьями, принеся назири нияз (преподношения, которые дарят ишанам), с уважением принял. Карауул привел свою дочь к ишану. Она была немощная (инвалид). Мавлона Азам произнес молитвенную дуба, она тот же миг поправилась. Он отдал эту девушку Мавлоне Азаму. Азирет Мавлона Азам отдал эту девушку Кокумурзе. Кокумурза взял ее в жены.
Сказ о Сахибкиране
Собрав войско из местности Сол, Амир Темир тронулся в путь. Воины, служащие с провизией и рабочим скотом, пройдя через такие местности как Раван шах, Тубалик, Кырк, перешли перевал Орнок. Из-за сильной усталости лошадей воинов из десяти всадников троих отправили назад в Самарканд. Остальные семеро всадников решили ехать поочередно на десяти конях. Дав воинам отдохнуть, когда приблизились к Сурии (Сирия), сильно измучавшись из-за нехватки воды, три дня копая колодец, найдя и набрав воды, тронулись дальше [Ахсикенди 1996: 105]. По милости Аллаха они, проходя по этим пустыням, попадали к многоводным местам. Все воины и скот утоляли жажду. Выразив Аллаху благодарность, отправились в путь. Когда дошли до местностей Тугра и Орток, по приказу они вышли на охоту. Долго охотившись в этих пустынях, брали только жирную дичь, а тощих оставляли. В пустыне Уланчылык, дойдя до Чыпар-Айгыра, сделали привал. Там был Сыпа Ангай. Пришли Углан Буга, Данике Чика с тысячью всадниками. Они искали Бахрина. Мирке Пурали, Назкарауул находились у Мансура. Когда встретились с ними, он, подготовившись к сражению, пошел в атаку с мечом. Противники, тут же опустив руки, пустились в бегство.
Воин Зафара Карина, поймав одного человека, пешком привел его к Пирали. От него разузнали обо всем. Как стало известно, Анга торе сидел вдвоем вместе с Авраняром. Азирет Амир Сахибкиран во времена Шайхали бахадура, отправив Экутемира со всеми воинами в сторону Булгара, приказал [Ахсикенди 1996: 106]: «Срочно доберись к Авраняру и Анга торе!» - и добавил: «По дороге никогда не разводи костер!». Если будет разводить костер, то враги могут быть осведомлены. Он с воинами Азирета, денно и нощно продвигаясь, с помощью Аллаха последовал за ними. Когда наступил день, стало известно, что они, выйдя на другую дорогу, заблудились. В тот день они, спешно передвигаясь, к вечеру добрались до местности Кексалы. На следующий день, найдя дорогу, дошли до местности Айкоз и сделали привал. Амир Темир Сахибкиран, посоветовавшись с эмирами и принцем Кеттиснана, «Мы уже третий день сбились с пути. Возможно, враги уже разузнали про нас. Теперь будем придерживаться следующего совета: «Разделимся на две части. Разделившись на две части, пойдем с обеих сторон». По этой причине отправили Амирзаду Омар шейха с половиной воинов в одну сторону. Амира Джалала, сына Амира Ходжента, отправили на разведку. Он, перейдя Мубарак, Бабакы, Сипо, Бароху шар, Ушат Токой, Мазаг, Карагын, Буйлагу, вышел с местности Карачуги. Амирзаада Омар шейх (С этого места страницы отсутствуют – О.С.) [Ахсикенди 1996: 107].
… отправил в ад. Его достоинство сравнял с землей. Несколько человек погибло. Таким образом, моджахеды одержали победу над врагами, убили много людей из могулов. Захватив скот, богатства, лошадей и овец, разделили среди воинов.
Могила (надпись на ней)
Единственное достояние Сахиба с помощью Аллаха,
Храбрость Амирзаде (сын эмира) Омара шейха,
Искусно владея, бился в сражении мечом,
Одержав победу, оборвал с корнями жизни врагов.
С достоинством достиг великолепия,
Сопутствуя удача, овладел многим добром.
Сахибкиран пришел к местности Каракужур. Остановившись там, он все свое добро, собранное отовсюду, раздал воинам. Дав воинам несколько дней на отдых, там же дали передышку лошадям. Затем он с Амиром шаа и тремя кара (могущественными) батырами и другими правителями приказал пойти с тридцатью тысячами воинами против врага со стороны Артуша. По приказу они отправились в путь. Передвигаясь днем и ночью, дошли до Артуша. Одна половина войска с одной стороны, другая половина с другой стороны двинулась в путь. Вторая половина [Ахсикенди 1996: 108] пошли по краю текущей реки. Идя по стопам врагов, которые пустились в бегство, дойдя до них, захватив их, убив нескольких, многих взяли в плен. Захватив много добра, вернулись назад.
Амир Сахибкиран, разгромив 40 тысяч кибиток и улус Могулистан, отправил с воинами в Самарканд Амира Лали, Бартора Таги, Бугая Барласа, Темира Бугая и других правителей. Эти люди со множеством добра пришли в Самарканд.
Сахибкиран, захватив улус Анга торе, пленив сотню семейств значимых могулов, увели в Самарканд. Четыре тысячи из них отправили в лес Мазандарана. Еще одну тысячу семейств из могулов отправили в Ларстан. Десять тысяч семейств, бежав, ушли в город Булгар. Семь предводителей кыпчаков (Жетикашка кыпчак) попали в плен. Хызыр-ходжа Чагатай, Акмат-ходжа (сын Хызыр ходжи), Дамбур-буга попали в плен. Алусу Ялгачи приказали отправиться к Ак огулу. Он, придя туда, вступил в сражение. Салусбек Булгачы попал в плен [Ахсикенди 1996: 109]. Охотники с беркутами, с соколами и другие охотники тоже попали в плен. Четверо сыновей Отуз огула – Адина, Мункуш, Карабагыш, Тагай тоже попали в плен. Всех их вместе с войском отправили в Самарканд. Анга торе с Даулати-Йар кыпчаком (один из Жети кашка-кыпчаков) бежали в горы Тениза.
Амир Темир Сахибкиран отправил Абдыракманбека в Аксикент. Отдав Абдыракманбеку (Абдыракманбек из улуса Тудамин хана, зять Амира Тыграя) одну тысячу человек из батыров, когда он добрался до Аксикенти, народ, встретив его, приведя в Аксы, с уважением приняли. Все, присоединившись к нему, признали власть Амира Темира. Не оставив даже слепых, всех до единого, присоединив к войску, отправили в Самарканд. Преодолев долгий путь, Амир Сахибкиран, придя в Самарканд, бросил пленников в зиндан. На шею Дамбур-буге повесили оковы. Четыреста семейств из могулов отправили в Куляб. Пятьсот могулов оставили в Самарканде.
В этом разделе повествуется о прибытии Мавлоны Азама Сейида Мир Джалила в Ширкент
Ак огул, Ку огул, Отуз огул [Ахсикенди 1996: 110], пустившись в бегство, пришли в Узген. Услышав эту весть, Азирет Мир Джалил Мавлона Азам, взяв Ак огула и Ку огула, муллу Саадата Амир Девону, выступив из Узгена, отправился в Ширкент. По прибытии в Ширкент Ку огул с женой прибыл в Кочкор, оттуда, придя в Ыстыхван (Иссык-куль), расположился там жить [Ахсикенди 1996: 111].
Комментарии:
1. Анга торе это известный враг Тамерлана и один из предводителей могулов. В Зафар-наме называется как Анка тура Если сведения в Зафар-наме о том, что он как и его дядя Хаджи-бек родился в местности Каратал (река Каратал в Семиречье). Далее известно, что он сын старшего брата Хаджи-бека аркинута, соратника Тоглук-Тимура, который был основателем Могулистана. Некоторые исследователи считают, что Хаджи-бек был из племени Аргун (Аргын), которое позже оказалось в составе казахов. Генеалогия Анга торе представлена в Маджму ат-Таварих. Он является потомков в пятом поколении некоего Онг-хана, который также имеет прозвище Актуг (Белый флаг). По нашему мнению он не идентичен Он-хану из племени кереит. Вполне возможно, Онг-хан вообще был титулом, а родоначальника звали Актуг и был он из енисейских кыргызов.
Причем родоначальники основных кыргызских родов левого и правого крыла приходятся родственниками Анга торе. Таким образом, мы можем предположить, что и Анга торе и его дядя Хаджи-бек были из могульского рода Кыргыз. Очень интересным является то, что Анга торе был связан с касанским шейхом из Суфийского ордена Ишкийа Сейид Джалал ад-Дином, так как тот предупреждает Анга торе о выходе в поход Тамерлана (Сахибкиран Темир). После захвата улуса Анга торе (около Иртыша), 4 тысячи семей были отправлены в Мазандаран, 1 тысяча в Ларстан, несколько сот семей были отправлены в Самарканд (среди них были и предки современных кыргызов). Еще 10 тысяч семей ушли в Булгар, который был частью Улуса Джучи.
2. Ак огул является отцом Отуз огула и Салусбека Булагачи. Отуз огул является отцом четырех сыновей: Адина, Мункуш, Карабагыш, Тагай.
3. Салус-бек Булагачи является отцом 6 сыновей: Бостон, Теит, Джоо Кисек, Деелес, Хьгдыр-шах, Кангды.
4. Ку огул является отцом шести сыновей: Басыз, Лалым Кушчи, Ай Ваш Мундуз, Чонг Багыш, Сару (у), Сунджек Хытай.
В плен к Тамерлану попали Адина, Мункуш, Карабагыш, Тагай, Салусбек Булагачи. Спаслись Ак огул и его сын Отуз огул, а также Ку огул.
Видимо спустя некоторое время пленные были освобождены, так как они потом упоминаются отдельно вместе с непленными родственниками.
Ак огул, Ку огул, Отуз огул, Салусбек Булагачи, Адина, Мункуш, Карабагыш, Тагай – это родственники Анга торе и предки большинства современных кыргызских родов. Судя по Маджму ат-Таварих, кыргызы подразделений Он канат, Сол канат и Ичкилик входили в состав улуса Анга торе в Могулистане.
5. Ак-тимур и его семь сыновей (Жети-кашка), среди которых в тексте упоминается Давлат-Йар, старший сын Ак-Тимура. Помимо них в данный улус входили и кыпчаки, которые отмечены как либо Жетикашка-кыпчак (7 предводителей кыпчаков, Ак-Тимур и его 7 сыновей), либо как кыпчаки Каркара (отсюда происходит известный Манас). Скорее всего, данные кыпчаки были потомками золотоордынских кыпчаков, которые по воле судьбы попали в улус Анга-торе.
5.1. Как писал Натанзи про золотоордынского хана Мубарак-ходжу: «Мубарек-хаджа из-за большого желания и жадности начал смуту и до сих пор эта смута (булкак) известна в Дешт-и-Кипчаке. Через 6 месяцев он распростился с подобной раю равниной Сарая (?) и еще 2 года и 6 месяцев бездомно скитался в краях и странах киргизов и Алтая, пока не погиб там» (ИКПИ 2006: 256]. Вполне возможно кыпчаки были из его подданных, которые после поражения в гражданской войне в 1360-ых годах вместе с Мубарак-ходжой бежали к кыргызам на Алтай. А эти кыргызы были представителями улуса Хаджи-бека и Анга торе.
5.2. Известно, что Анга торе дружил с Тохтамышем и вполне возможно это были кыпчаки из коренных элей Тохтамыша.
5.3. Кыпчаки могли оказаться в составе могулов и ранее 1360-ых годов, но аргументов в эту пользу гораздо меньше, чем аргументов в пользу первых двух версий. Также могульское племя Булагачи могло происходить от потомков воинов Мубарак-ходжи, которые бежали к кыргызам и могулам.
5.4. Также в состав кыргызских Ичкиликов входит племя Найман. Вполне возможно это также потомки золотоордынского племени Найман из улуса Шибана, которое жило по реке Иртыш в те времена. Либо, это также потомки воинов золотордынского хана Мубарак-ходжи
6. Тыграй и Сахибкиран. Тыграй – это, видимо, отец Тамерлана Тарагай. А Сахибкиран – это Тамерлан.
7. Узген (Узгенд) – город в Фергане.
8. Коку-мурза – сын золотоордынского хана Кара-Ногая, который волею судеб оказался в Фергане. В 1389 году он отмечен там как мюрид Сейид Джалал ад-Дина. Спустя некоторое время Коку-мурза, согласно Маджму ат-Таварих, вернулся в степь и был полководцем Тохтамыша и его детей. Здесь есть одно противоречие, обычно Чингизиды не носили титул мурза, который обычно доаставался детям родоплеменной элиты. Но здесь есть возможное объяснение этому факту
Нумизматы Рева Р.Ю. и Брагин А.О. обнаружили монеты 783 года хиджры (1381-1382 годы) в Сыгнаке эмитента по имени Кукиг-Тимур (варианты Куктаг-Тимур, Коктаг, Кукиг) [Рева Брагин 2017: 91] и с нашей устной консультацией, предположили что этим человеком может быть сын Кара-Ногая. Имя ими было прочитано как Кукир. Вполне возможно, полное имя Коку-мурзы было Кукиг-тимур, которое было записано не верно: выпал слог «Ти» и могли домыслить окончание «за», так из второй части имени Тимур появился титул мурза.
9. Сейид Джалал ад-Дин, лидер суфийского тариката Ишкийа таким образом в эпоху Тамерлана и после его смерти имел большое влияние на политическую элиту Средней Азии. Вполне возможно, Тохтамыш мог назвать своего первенца в честь Сейида Джалал ад-Дина.
10. Кыргызы в составе могулов. Кыргызы не известны среди Чагатайских родов XIII века. Они вошли в состав могулов чуть позже. Как писал Султанов Т.И. «Ильчигидай (хан Чагатайского улуса) обеспечивал внутренний порядок в стране и успешную ее защиту от внешних врагов. В частности, он свершил военный поход на северо-восток ханства с целью наказания «военачальников кыргызских племен» (сердаран-и аквам-и кыргыз), которые подвергали нападениям окраинные земли Чагатаидов; оттуда Ильчигидай прибыл к берегам Иртыша и переселил тамошних «лесных жителей» (бишенишинан) в центральные районы своей богохранимой страны» (судя по контексту, в юго-западные пределы Семиречья)» [Султанов 2006: 159]. То есть, фактически, кыргызы, жившие на Алтае и Иртыше, были переселены во владения Чагатаидов во времена правления Ильчигидая примерно в 1327-1329 годах, после чего они вошли в состав могулов, составив одну из важнейших сил в могульской армии.
В итоге, в конце статьи стоит отметить, что кыргызы входили в состав средневековых могулов и играли большую роль в этом объединении. Предводители кыргызов Хаджи бек и его племянник Анга торе играли не меньшую роль, чем дуглаты в Могулистане. Кыргызы занимали территорию Алтая и части Восточного Казахстана, гранича с восточными владениями Улуса Джучи (Золотой орды). Из-за этого в состав кыргызов инкорпорировались золотоордынские этнические элементы, которые включили в себя такие племена как Кипчак, Найман и возможно другие племена, входившие в состав подразделения Ичкилик.
Как известно, язык енисейских кыргызов не относился к кыпчакской подгруппе тюркских языков, но видимо долгое проживание на Алтае (со времен расширения Кыргызского каганата) части кыргызов, рядом с кыпчаками, а позже соседство с улусом Джучи, в котором доминировал кыпчакский язык, привели к тому, что появилась пограничная подгруппа кыргызо-кипчакских языков, куда входят язык южных алтайцев и язык современных кыргызов, о родстве этих двух популяций говорят и генетические данные. Таким образом, у современных кыргызов можно выделить и могульский, и золотордынский компоненты.
Окончательное разделение южных алтайцев и кыргызов произошло по нашему мнению в 1389 году, когда Тамерлан разгромил улус Анга торе. Часть этого улуса была выселена в Мазандаран и Ларстан, 10 тысяч семей ушло в Булгар, также были уведены кыргызы в Среднюю Азию. Скорее всего, часть спасшихся могулов из улуса Анга торе (кыргызы в этом улусе составляли большинство), осталась на Алтае и стали предками южных алтайцев. Таким образом, сведения Маджму ат-Таварих четко датируют как окончательное разделение кыргызов и южных алтайцев, так и показывает связи кыргызов улуса Анга торе с населением Улуса Джучи (Золотой орды).
Литература:
Акеров Т.А. Версия эпоса Манас в книге Маджму ат-Таварих С. Ахсикенди как исторический источник по истории Кыргызского народа//Мир Евразии. № 1 (32). 2016.
Акеров Т.А. Золотая Орда в легендарном сочинении «Маджму ат-таварих» С. Ахсикенди//Золотоордынская Цивилизация. № 9. 2016.
Акеров Т.А. Сабитов Ж.М. Военно-Политическая деятельность золотоордынского Пулат-хана на Востоке Улуса Джучи по данным Маджму ат-Таварих //История, экономика и культура средневековых тюрко-татарских государств Западной Сибири. Материалы III Всероссийской (с международным участием) научной конференции. Курган, 2017.
Ахсикенди Сайф ад-Дин Тарыхтардын Жыйнагы (Мажму ат таворих). (под редакцией Досболова М. и Сооронова О.). Бишкек, 1996.
История Казахстана в персидских источниках. Том 4. Алматы: Дайк-Пресс. 2006.
Материалы по истории киргизов и Киргизии. Выпуск I. (под редакцией Ромодина В.А.). Бишкек: Наука, 1973.
Петров К.И. К истории движения киргизов на Тянь-Шань и их отношений с ойратами. Фрунзе, 1961.
Рева Р.Ю., Брагин А.О. История Приаралья в конце XIV века по летописным и нумизматическим данным. (Часть 2. События 781-793 годов Хиджры) // Вестник НГУ. Серия: История, филология. Том 16. № 3: Археология и этнография. Новосибирск, 2017.
Сабитов Ж.М. «Маджму ат-Таварих» как источник по истории Улуса Джучи//Золотоордынское обозрение. 2017. Т. 5, № 3.
Султанов Т.И. Чингиз-хан и Чингизиды. Судьба и власть. Москва: Издательство Аст. 2006.