Добавить статью
12:57 29 Января 2018 Обновлено 9:20 16 Февраля 2018
Сочинение С.Ахсикенди «Маджму ат-Таварих» является бесценным источником в изучении истории эпохи этнического возрождения кыргызского народа

180126 Вышла в свет книга под названием «Маджму ат-Таварих». В монографии его автором, Табылды Акеровым, впервые предлагается полный перевод сочинению «Маджму ат-Таварих» С.Ахсикенди (XVI века) на русский язык. Источник проанализирован и прокомментирован.

Скачать книгу (.docx, 705,78 кб)

Книга С.Ахсикенди «Маджму ат-Таварих» еще в советское время признавалась как важный научный источник по истории кыргызского этноса в средневековье. Несмотря на это в советский период ученые не смогли извлечь из источника важные исторические сведения и достойно оценить данное сочинение С.Ахсикенди. Ученые ограничивались лишь частичными переводами В.А.Ромодина и А.Т.Тагирджанова, которые касались родословной кыргызских племен и улуса Анга Торе и т.д. В то же время, этого было недостаточно для проведения в полной мере научных исследований по истории кыргызов, кыргызских племен в Моголистане и Золотой Орде.

В советский период отечественной истории сочинению «Маджму ат-Таварих» не было уделено достаточного внимания по причине признания данного источника как произведения религиозного характера, посвященного жизни и деятельности ширкентских и касанских священнослужителей-мулл, что противоречило коммунистической идеологии. Ввиду чего источник был не востребован временем.

С обретением государственного суверенитета в Кыргызстане возникла необходимость глубокого изучения истории кыргызского народа. Кыргызы стали интересоваться прошлым своих предков, переводить исторические источники, писать очерки о происхождении кыргызов и кыргызских племен. В 1996 году Омор Сооронов и мулла Сабыр Досболов осуществили полный перевод сочинения «Маджму ат-Таварих» на кыргызский язык. Изучив источник на кыргызском языке, мы опубликовали в российских научных журналах ряд статей, широко используя сведения из «Маджму ат-Таварих».

Казахский ученый, доктор политических наук, доцент Евразийского национального университета им. Л.Гумилева Жаксылык Сабитов выразил интерес к источнику и его переводу на кыргызский язык с целью проведения исследований. Узнав о качественном переводе источника на кыргызский язык, он предложил перевести «Маджму ат-Таварих» с кыргызского на русский язык и проанализировать источник, что и было нами успешно сделано. В свою очередь Ж.Сабитов опубликовал ряд научных статей с комментариями, основываясь на переводе источника на русском языке. Однако исследования проводились автономно, каждый из нас работал самостоятельно, неся ответственность только за свою часть научного труда.

Главной целью и одной из основных задач наших исследований явились: во-первых, отказаться от одностороннего идеологического подхода и снять с источника табу, закрепленного за ним еще с советских времен, о том, что он имеет религиозный характер и посвящен жизни деятельности священнослужителей. Во-вторых, провести полный анализ источника, выявить и извлечь самые необходимые сведения и факты, подтверждающие историзм и подлинность описываемых исторических процессов и событий, чтобы вернуть источнику доверие и получить возможность включить их в научный оборот для дальнейшего использования в исследованиях и разработках по изучению истории кыргызов и кочевых этносов Центральной Азии.

Книга состоит из трех частей. В первой части приводиться полный перевод сочинения С.Ахсикенди «Маджму ат-Таварих», являющегося ценнейшим источником по истории кыргызов и других народов Центральной Азии, его анализ и комментарии к нему.

Во-второй части рассматриваются проблемы этногенетических, этнополитических и этнокультурных связей кыргызов с народами Саяно-Алтая и Тянь-Шаня в период IX-XVI вв. Проанализированы миграционные процессы восточных племен азов, кыргызов, кыпчаков и других на запад и их влияние на изменение этнополитической ситуации в Приаралье, на Северном Кавказе и Семиречье в IX-XI в. Автор попытался проанализировать миграцию монгольских и кыргызских племен и изменение этнополитической ситуации на Алтае и Тянь-Шане в монгольский период. Особенно после образования государства Хайду. Отмечается политическая активность кыргызов в чингизидских государствах Золотой Орде и Моголистане. Рассматривается роль Токтамыш хана, Анга Торе, а затем и Мухаммед Кыргыза в процессе консолидации кыргызских племен в рамках государства Моголистан.

В-третьей части книги помещены комментарии источника: научные статьи Т.Акерова и доцента Ж.М.Сабитова.

В результате исследований выяснено, что сочинение «Маджму ат-Таварих», как источник, прежде всего, представлял фольклорно-эпическое произведение, посвященное истории кыргызов и кыргызских племен, обитавших в Алтай-Тянь-Шаньском регионе в IX-XVI века. Это обнаружилось после комплексного изучения содержания сочинения «Маджму ат-Таварих», которое посвящено истории и взаимоотношениям Золотой Орды, Моголистана с кыргызами, где последние представлены как соучредители вышеназванных государств. По содержанию источника кыргызы выражали политическую активность и в Золотой Орде, и Моголистане, что подтверждалось сведениями других источников. «Маджму ат-Таварих» полностью подтверждает сведения анонимного автора сочинения «Худуд ал-Алам» о кимакской области Каркырахан на Алтае, «…чьи жители по своим обычаям напоминали кыргызов», что свидетельствовало о миграции кыргызов на запад в эпоху Кыргызского Великодержавия. По С.Ахсикенди кыргызы жили во владении Каркыра в долине реки Талас на Тянь-Шане. Манас, сын Джакыпа родился в Таласе, что говорило о древнем пребывании кыргызов на Тянь-Шане, по крайней мере, в IX-X века. Однако, в рамках проведенных нами исследований мы не ис ключаем того, что кыргызы могли быть еще ранее на Тянь-Шане.

Большое внимание уделено Золотой Орде и Моголистану. Золотая Орда нами рассматривается как Кыргызское ханство. Особое значение придано личности главного темника Золотой Орды Ногаю. Как нам представляется, встречавшийся в поздних версиях эпоса «Манас» собирательный эпический образ Ногая, являвшегося дедом Манаса, олицетворял ханов Золотой Орды, куда входили кыргызы, которые со временем переселились на Тянь-Шань и консолидировались со своими соплеменниками в Моголистане.

В рамках исследования рассмотрен вопрос об этнополитических связях между кыргызами и ногайцами, которые образовались как субэтнос внутри кыргызского народа.

В работе проанализированы взаимоотношения кыргызов с владыкой Золотой Орды Токтамыш ханом и его союзниками- племенным союзом аз-ширинов, куда входили аз-ширины, бахрины, кыпчаки и аргыны. Рассмотрено происхождение клана Тайбуга, князей Анга Торе, Салучи-Булгачи и племен их улусов. Важно отметить, что все вышеотмеченные союзы племен имели статус самостоятельных объединений, которые относились непосредственно к кыргызам и находились в улусных отношениях с ними.

В ходе исследования также рассматривалась проблема миграции кыргызов на Тянь-Шань в монгольский период. Подчеркивается роль племен улуса Хорчи – бахринов, чериков и кыргызов в миграционном процессе и консолидации кыргызских племен на Тянь-Шане.

Таким образом, на наш взгляд, сочинение «Маджму ат-Таварих» С.Ахсикенди, представляя ценнейший источник средневековья, может сыграть важную роль в изучении истории кыргызского народа и других кочевников Центральной Азии.

Однако, считаем, что изучение сведений из сочинения «Маджму ат-Таварих» этим не должно ограничиваться. Известно, что данный источник сохранился и дошел до нас в трех версиях, к сожалению, с утерей отдельных страниц. В связи с этим полагаем целесообразным провести полный перевод всех вариантов сочинения С.Ахсикенди на русский язык для проведения дальнейших исследований, чтобы иметь полную картину исторических процессов и событий, описанных в сочинении «Маджму ат-Таварих».

Выводы

Исследования показали:

1. Тянь-Шаньские кыргызы в своем развитии имели важный этап, связанный с историей енисейских кыргызов, которые оставили неповторимый след в истории Центральной Азии. В VI-VIII века они успели создать Кыргызский каганат на Енисее. В VIII веке Кыргызское государство возглавлялось Барсбек каганом. В данный период кыргызы формировались как этнос и стали постепенно включать в свой состав соседние племена, расширяя свое владение. 840 году кыргызы разбили Уйгурский каганат на Орхоне и установили свое господство над Центральной Азией. В этом Кыргызскому кагану оказал посильную помощь уйгурский подководец, кыргыз по происхождению Бойла Кутлук Ярган, который со стотысячной армией перешел на сторону кыргызов. Земли Великого Кыргызского каганата простирались на востоке до озера Байкал, на западе Каспия. Кыргызы переселились на Алтай, взяли под контроль Кашгаро-Таласский регион Тянь-Шаня. Отуз огланы, азы, канглы имели здесь свое владение. Ставка вождей канглийцев Кангу-Тарбан находилась в долине реки Талас. По С.Ахсикенди, резиденция Манаса, внука Каркырабека (из рода жети кыпчак) находилась в области Каркыра в долине реки Талас. По С. Ахсикенди Манас родился в области Каркыра в долине реки Талас.

2. Кыргызский каган, снарядив стотысячную армию, отправляет военную экспедицию во главе с Алп Сол Тепеком в Восточный Туркестан для уничтожения и ликвидации уйгурских царевичей, скрывшихся в вышеуказанном регионе. В данном походе участвовали и военный контингент Бойла Кутлук Яргана, который был сформирован из западных кочевников тюрков-шато, онгутов и других тяньшаньских племен. Данное наше мнение подтверждают сведения из источников, где кыргызы упоминались вместе с чигилями, ягма, тюрками-шато и другими в Восточном Туркестане. По данным китайских хроник, кыргызы, проживая в данном регионе, могли поддерживать лидера тюрков-шато Ли Кэюна в событиях в Китае, относящихся к 940 году.

3. В эпоху Кыргызского Великодержавия началось формирование новой кыргызской этнической общности, проживавшей за пределами страны енисейских кыргызов. Эти процессы могли охватывать кочевников, проживавших на огромной территории от Прибайкалья до Каспия, с центром на Алтае. Во главе кыргызов стоял князь Эмке, которому, по данным источников, подчинились огузы. В данную эпоху часть огузских племен могли сдаться Бойла Кутлук Яргану, который мог выступать в качестве гаранта и связующего звена между Кыргызским каганом и огузской аристократической верхушкой. В эту эпоху на западе от Алтае создается союз племен черных клобуков, ядро которых составили азы, предки кара калпаков, бурджаны, башкиры, печенеги, тюргешские племена.

Азы составляли авангард кыргызских войск. В VIII-X вв. азы мигрировали в Семиречье, Приаралье, в область Хоррезма, оттуда на Северный Кавказ. Здесь они слились со своими соплеменниками, имена которых упоминал еще Массуди баджанак, баджане, баджгард и наукерде.

По данным источников, княжество Бурджан, располагавшееся в Кумыкии, соседствовало с владениями Черкесия (адыгов), Косагия, Папагия, Алания, Зихия и находившимися у подножья гор, на побережье Черного моря. В результате слияния азов с местными племенами Приаралья и Северного Кавказа образовался новый союз племен черных клобуков, название которых имело тождество с этнонимами вышеотмеченного племени «папаги» (головной убор – «папаха», «шапка», «калпак») и приаральского народа «кара калпак» (черный клобук»).

С учетом того, что черные клобуки продвигались со стороны Причерноморья и Крыма называли прибрежными или жителями морских окраин (окраинцами). В связи с военизированным характером казацкой общины их также называли казаками (от тюркского кезек, часть войска). В связи с тем, что они слились со славянскими племенами также назывались хохлами («хохол»), происхождение которого связывалось с тюркским словом «кокулдош» («родственик»).

По нашему мнению, черных клобуков в вышеотмеченном союзе четырех приаральских племен представляли баджане (или бурджан), башкиры и печенеги. И тотемом черных клобуков был волк. Этноним «баджане» или бурджан» в научной литературе этимологизировали в связи со словом «борю/жан – волчья душа». Однако, в тюркском языке есть слово «борк» или «борюк» (овечья шапка, -калпак, -папаха), борюкчон («бурсан, бурджан»; с волчьей шапкой -.., с калпаком-.., с папахой на голове), «боркчон» (шапкой, калпаком, папахой).

Новый союз назывался черными клобуками (кара калпак) из-за их головного убора, который имел твердую основу для защиты головы от ударов мечом или саблей. Именно поэтому они назывались «кара борк», «кара папаха», «кара калпак». В связи с чем приаральская часть азов называлась кара калпаками, а семиреченская часть ак калпак кыргызами.

Таким образом, народ черных клобуков сыграл важную роль в этногенезе украинцев, казаков, черкесов и др. Племена кара калпаков, союза аз-ширинов (особенно кыпчаки и аргыны), канглы и другие могли составлять ядро современного казахского этноса.

4. В Х-XI века возвышаются кимако-кыпчакские племена на Алтае. В данную эпоху кыргызы входили в состав государства Кимаков. С началом возвышения кимаков пассионарная часть азов слившись с кимако-кыпчаками и канглы создают субэтническое образование шары или команы. В кимако-кыпчакскую эпоху западная ветвь кыргызов была разделена на две группы – на алтайскую – с центром в области Каркырахан и тянь-шаньскую – с центром в области Каркыра в долине реки Талас. По данным М.Кашгари, в конце XI века кыргызы становятся одним из лидеров на Алтае. В эпосе «Манас» кыргызы возглавили союз алтайских племен против экспансии кара китаев. В эпоху господства кара китаев кыргызы были объединены в рамках единого кара китайского государства, земли которого простирались от Енисея до Таласа.

Однако в XII веке переселение ставки кара китайского гурхана в Баласагын усилило позиции енисейских кыргызов на востоке. В монгольскую эпоху кыргызы на восток от Алтая насчитывали ряд владений: Кыргыз, Кяньжоу (Кэм-Кэмджиут), Иланьжоу, Ханьхэна (Капканас) Усы, Анкэла (Ангара) и другие. Наиболее могущественными из них были Кыргыз и Кэм-Кэмджиут, которые постоянно имели большое влияние на восточные племена булагачинов, керемучинов, кераитов, дурманов, салжигутов, конгиратов и другие кыргызообразные и тюрко-монгольские племена.

5. Перебазирование ставки кара китайского гурхана на запад в Баласагын обусловили: во-первых, усиление кыргызов на востоке, во-вторых, появление нового пассионарного социума на востоке, объединившегося вокруг представителя аристократического клана борджугинов Темучина, сына Эсугей бахадура. На востоке появляется новый аристократический клан борджугинов, затмивший своим появлением противоборствующие доселе кыргызский и кара китайский господствующие кланы. Темучин быстро расправился с теми, кто не хотел объединяться под его единоначалием, многих из них уничтожил, вынудил покориться или бежать, что, в конечном счете, обусловило появление на Алтае улуса Тайбуга. В формировании данного улуса важную роль сыграли кераиты, дурмены (азы западномонгольских степей), салжигуты, конгираты, бежавшие в земли кераитов или азов, или кыргызов (ай), имевших тесные этнополитические связи с кыргызами.

В XIII веке Темучин покорив и подчинив своей власти тюрко-монгольские и монгольские племена, создает новое государство, вскоре превратившееся в Монгольскую империю. В 1206 году Темучин был официально коронован и признан всемонгольским ханом с тронным именем Чингиз хан. В 1207 году он покорил кыргызов, подчинив северные племена, напал и захватил Китай, затем пошел походом на Среднюю Азию. В 1220 году покорив город Бухару, завершил завоевание Средней Азии. Центральная Азия оказалась в руках нового клана и династии, родоначальником которого был более коварный, жестокий, предприимчивый и талантливый вождь Чингиз хан. Монгольский владыка после взятия Бухары, разделил свою империю между четырьмя сыновьями – Джучи, Чагатам, Угедеем, Тулуем, положив начало новому отсчету истории народов Центральной Азии. Центральная Азия оказалась под управлением новой династии.

После раздела империи Чингиз хана между четырьмя его сыновьями улус Джучи стал играть важную роль в политической жизни кочевников западной части Центральной Азии. Бату и его главный темник Ногай стремились усилить влияние улуса Джучи, пытаясь сделать его одним из главных улусов чингизидов. При Бату Золотая Орда не столько стремилась к независимости, сколько пыталась стать одной из главных держав или империй на евразийском пространстве. Для реализации этого плана Бату (в сговоре с потомками Тулуя) уничтожил улусы Чагатая и Угедея, привел к власти одного из потомков Тулуя Мунке, объявив его всемонгольским ханом. При преемниках Бату, продолжавших его политику по усилению влияния Золотой Орды на восточных кочевников. Было разрешено потомкам Чагатая и Угедея сформировать совместный улус – государство Хайду в долине реки Талас в 1269 году. Тем самым, Золотая Орда и государство Хайду сделали ставку на бахринов, чериков, кыргызов, мангытов и других восточных кочевников. С этого времени кыргызы активизировались на Алтае и Тянь-Шане. Начинается новый виток миграции кыргызов и других восточных племен на запад, на Алтай, Семиречье, Тянь-Шань, Северный Кавказ, Крым и Причерноморье и далее на запад.

6. Всемонгольский хан Хубилай всеми силами пытался не дать объединению сил Хайду с алтайскими и енисейскими кыргызами. Хубилай, усилив главного темника Токтака, пытался усмирить мятежные племена кыргызов и других кочевников, а тех, кто ослушивался, переселял вглубь своей страны. Кыргызские племена были переселены в северные районы Китая, Манжурские степи. Кыргызы и другие восточные кочевники, пытаясь скрыться от преследований и ищя защиты, бежали в земли Золотой Орды и государства Хайду.

7. В XIII-XIV века в Золотой Орде усиливается роль союза племен кочевников, воглавляемых аз-ширинами, союзниками Джучи, а позже Токтамыш хана, основу которого составляли аз-ширины, бахрины, кыпчаки и аргыны. Союз племен аз-ширинов с первых дней поддержал в восшествии на престол новоиспеченного хана Золотой Орды Токтамыш хана. Племена этого союз были до конца его жизни верными союзниками хана. Союз племен аз-ширинов имел тесные этнополитические связи с алтайскими кыргызами и Мангытской Ордой. Азы, представляя брачующий род с Домом Джучи хана, играли ключевую роль в Мангытской Орде. Существование трехсторонних этнополитических связей между союзом племен аз-ширинов, мангытов и кыргызов обусловило появление новой этнической общности – субэтноса ногайцев в составе кыргызского этноса. Однако, в политической жизни золотоордынского общества ключевую роль занимали аристократические кланы, возглавлявшие ногайский субэтнос азы (возможно, аристократический род азов в составе ногайцев представлен родом караши, состоявшем из четырех основных родов – шерин, барын, аргын, кыпчак) и мангыты. Первые возглавляли правое крыло, а вторые – левое крыло войска Золотой Орды.

8. В период правления Токтамыш хана разразилась борьба за лидерство в регионе между империей Амира Тимура и Золотой Ордой. В целях усиления своей власти в регионе Амир Тимур стремился захватить Моголистан, чтобы сделать его плацдармом для нападения на Золотую Орду. В свою очередь, Токтамыш хан стал поддерживать моголистанских князей Анга Торе, Камар ад-Дина и кыргызских вождей Салучи-Булгачи, натравливая их против Амира Тимура. Токтамыш ханом была сформирована коалиция для усиления влияния в Моголистане и борьбы с бездарными моголистанскими царевичами-чингизидами. Ее возглавил Анга Торе. Согласно С.Ахсикенди, ставка делалась на кыргызов во главе с Анга Торе, Манасом, Салучи-Булгачи и вождей племен союза аз-ширинов – аз-ширинов, бахринов, кыпчаков и аргынов, кераитов, канглов и других.

В данный период Кыргызское княжество Угэчи Кашка активизировало свою политику на юго-западе, постоянно организовывая походы против Моголистана, что сыграло важную роль в переселении кыргызских племен на Тянь-Шань.

В результате это привело к усилению позиций кыргызов на юге и переселению алтайской части народа на Тянь-Шань, что обусловило консолидацию кыргызских племен в данном регионе. Миграция алтайских кыргызов резко изменила этническую ситуацию в Золотой Орде и привела к разделению мангытского общества на два большие группы, расколу союза племен аз-ширинов, а также распаду владения Тайбуга. Та часть мангытского общества, последовавшая за Едиге и его потомками, стала называться ногайцами. Она обосновалась на Северном Кавказе и близ лежаших к нему землях. Другая часть народа мигрировала вкупе с кыргызами на Тянь-Шань, где окончательно связала свою судьбу с ними. Примерно, такая же судьба постигла племен союза аз-ширинов и владения Тайбуга, часть родов которых вкупе с ногайцами ушла за Волгу, а другая – последовала за кыргызами на Тянь-Шань, а также вошла в состав племен Абулхайр хана, Жаныбека и Керея.

9. В XV веке чингизиды не могли установить полный контроль над всеми землями Золотой Орды. Господство аристократического клана не имело всеобщего значения. Племена Золотой Орды были разделены на ряд мелких групп, над которыми правили чингизиды. Часть племен Золотой Орды под названием узбек-казаки находилась под влиянием Абул-Хайр хана, который сначала попытался закрепиться во владении Тайбуга. Но позже под влиянием мангытов, которые пытались закрепиться в торговых городах Средней Азии, переселил свою ставку в город Сыгнак. Племена Дашти Кыпчака оказались под влиянием отпрысков чингизида Барака Жаныбека и Гирея. Последние, сначала отколовшись от Абул-Хайр хана, попытались закрепиться в районах области кыргызов и кыпчаков Каркыра в долине реки Талас, но после смерти Абул-Хайр хана вернулись в земли кыпчаков средневековой области Каркырахана и образовали Казахское ханство в 1456 году.

10. В XV-XVI века кыргызы консолидировались на Тянь-Шане. Кыргызы образовали свое ханство во главе с Мухаммедом Кыргызом. Правитель кыргызов был сподвижником и другом Моголистанского хана Султана Саида, который щедро отблагодарил за оказанные услуги в его восшествии на трон.

Однако, Мухаммед Кыргыз вел активную политику по усилению своего влияния в регионе. В сложившейся ситуации правитель казахов чингизид Тагир видел большую опасность не от родственных им кыргызов, а со стороны чингизидов Моголистана Султана Саида и других царевичей, которые могли выступить с претензией на власть в Дашти Кыпчаке. В связи с чем, Тагир стал поддерживать и усиливать правителя кыргызов Мухаммеда Кыргыза, который собрав воедино народ, настроил кыргызов против власти моголов.

В результате в XVI веке власть чингизидов пала в Моголистане, а кыргызы стали единственными хозяевами Тянь-Шаня. Казахские султаны-чингизиды тоже получили из этого большую выгоду, став единственными хозяевами Дашти Кыпчака.

Следует отметить, что в народных преданиях Мухаммед Кыргыз больше известен как Тайга бий. В генеалогических преданиях кыргызов и казахов встречались рассказы, посвященные дружбе Мухаммед Кыргыза с Тагир (Таир) султаном. В них говориться о беглых потомках Кылыч хана (из рода тору кыпчак) Коко и Тагир, скрывавшихся у Тагай бия. Далее рассказывается о том, как Тагай бий назвал сына Коко и Наал эже Монуулдуром (Монолдором), а приемный сын Наал эже был неречен Чериком [15. - C. 126.]. От них пошли племена монолдор и черик. Черик был знаменоносцем Тагай бия [15. - C. 80-85.].

Однако, если верить казахским генеалогическим преданиям, черики (шерики), мигрировавшие с востока на запад, по пути в Арке, в землях древней области Каркырахан, вовлекая в свое движение кыпчаков, достигли Тянь-Шаня. Здесь они вошли в состав государства Хайду, а после участвовали в формировании Моголистана. Черики и кыпчаки создали свой улус в данном регионе. Здесь кыпчаки были признаны брачующим родом с правящим кланом чингизидов Моголистана.

Следовательно, Мухаммед Кыргыз с помощью Тагир султана сумел перетянуть на свою сторону и объединиться с кыпчаками Тянь-Шаня, считавшимися брачующим кланом с Домом чингизидов в Моголистане. В родословной кыргызов кыпчакам предоставили право и статус брачующего рода с аристократическим кланом Тагай бия. В свою очередь Черику предопределили статус приемного сына Наал эже. Очевидно, именно эти процессы были отражены в родословной кыргызов, где говориться о женитьбе Коко и сестры Наал эже, а также об их сыне Монуулдуре (Монолдоре).

Видимо, Мухаммед Кыргыз прибегал к подобному приему по двум причинам. Во-первых, тем самым, он пытался указать на их родство с кыпчаками, являвшимися брачующим родом правящей династии чингизидов Моголистана. Во-вторых, это делалось специально для того, чтобы кыпчаки не имели каких-либо претензий на власть.

Следовательно, из всего вышеизложенного можно заключить, что, во-первых, сочинение «Маджму ат-Таварих» является одним из ценных трудов по истории кыргызов и Кыргызстана в средние века. Во-вторых, все исторические источники и генеалогические предания говорят о тождестве Мухаммед Кыргыза и Тагай бия, упоминавшегося как родоначальник кыргызских племен правого крыла в родословной кыргызов, записанных С.Ахсикенди. В-третьих, с. «Маджму ат-Таварих» С.Ахсикенди посвящено истории тянь-шаньских кыргызов, проживавших компактно в трех областях, в Или-Таласской долинах, в Восточном Казахстане и Западной Монголии, и их консолидации в XIV веке вокруг Анга Торе и улуса чериков, а в XVI в. вокруг Мухаммед Кыргыза на Тянь-Шане.

11. Следовательно, из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что кыргызский этнос был сформирован в эпоху Кыргызского Великодержавия, а история казахского народа начинается с Чингиз хана.

Однако, предки кыргызов пережили трудный период в своей истории с появлением на исторической арене Чингиз хана и созданием им империи монголов в Центральной Азии.

Процесс развития кыргызского этноса был откинут на целое столетие назад. Новый господствующий клан во главе с Чингиз ханом уничтожил все предыдущие династии кыргызов, кара китаев и правящую верхушку в покоренных странах, установив власть новой династии в регионе.

Представители новой династии затмили своей популярностью почти все предыдущие династии и контролировали целые регионы и довольно длительное время. Чингизиды правили в Дашти Кыпчаке вплоть до ХХ века. Тем самым играя важную роль в процессе формирования казахского этноса, консолидировав все кочевые объединения Дашти Кыпчака в единое целое – в народ. Все это дает нам возможность признать и вести отсчет начала нового (монгольского) этапа истории современного казахского народа с Чингиз хана и Золотой Орды.

Однако, есть предположение о том, что происхождение этнонима «казак» могло быть связано с родовой тамгой «каз аягы» (или «тарак-гребень»), которая была широко распространена еще в эпоху Золотой Орды. Отметим, что термин «казак» впервые стал распространяться в качестве этнонима и названия местностей на землях Золотой Орды и Крымского ханства, а также сопредельных с ними регионах на Украине, Северном Кавказе и в Азербайджане.

По сведениям Э.Челеби, Крымское ханство состояло из 40 бейликов. Э.Челеби писал: «Всего в Крыму 40 бейликов. Одним из знатных был орский бей. Он является обладателем знамени и барабана. Иногда этот бейлик отдают казак-султанам» [184]. М.С. Глухов попытался найти связь между этнонимом «казак» и тамгой «каз аягы», которая широко использовалась в качестве государственного знака на печатях баскаков – сборщиков дани, и чеканилась на монетах некоторых золотоордынских ханов. М.С. Глухов по этому поводу писал: «Тамга «каз тэпие», или «каз аягы», определяемая некоторыми историками как «трехногая» или «тарак» («гребень»), изображалась на печатях баскаков – сборщиков дани, чеканилась на монетах некоторых золотоордынских ханов, например Шадыбека (1399-1407) – ставленника Идегея. Хаджи-Герей, основатель династии крымских ханов, принял эту тамгу в качестве государственного герба» [40. - С. 17]. Среди казахских племен тамги с термином «кас» или «кос» имелись у племен, ранее входивших в состав Золотой Орды, кыпчаков – «кос алип» (или «эки пшак» - две косые линии//) и аргынов «каз» (два кружочка, ассоциирующие объединение двух родов).

Однако, отметим, что выбор тамги «каз аягы» или «тарак» («гребень») мог иметь религиозный характер. По понятиям древних тюрков главная богиня Умай, супруга Тенгри, в образе птицы лебедь могла летать в небе, ходить по земле и плавать по воде, приносить счатье и помогать людям. Согласно преданию именно лебедь снесла яйцо, из которого вылупился этот мир.

В древние времена среди скифских племен был популярен культ благородных пернатых лебедя и журавля. В указанном регионе лебедь и журавль считались тотемами у гипербореев, печенегов, канглов, кыпчаков, кыргызов, меркитов, хоринцев (саха-якутов) и других. Практически все племена с тотемами лебедь и журавль считались благородного происхождения. Например, у печенегов одно из трех благородных родов кангаров называли карха, что значит лебедь. У кыргызов хан Манас происходил из династийного рода каркыра-журавль. По одной из версий родословных преданий алтайских кыпчаков предок народа родился из зернышка кедрового ореха, принесенного журавлем в свое гнездо. Один из четырех родов меркитов называли хо-меркит, что значит благородные (хо) меркиты (от куба-лебедь). По данным санжыра птицей рода кан-канлы был журавль [6. - С. 54]. По легенде казахи произошли от белой гусыни (каз ак) сочетавшейся с их мужским предком (военачальник) Калча Кадыром [ 13. - С. 200-201, прим. 2. ]

Следовательно, в понимании кочевников (по тенирианству) тамги «каз аягы» или «гребень ассоциировались сакральными предметами тотемических животных из верхнего и нижнего пантиона журавля, белой лебеди, белой гусыни, лощади и т.д. В данном случае тамга «каз аягы» ассоциировалась с тотемической пернатой белой гусыней (ак каз), воспетой в генеалогическом предании о происхождении этнонима «казак». «Тарак» («гребень») тоже воспринимался в качестве сакрального предмета, используемого в расческе тотемистической лощади.

Очевидно, выбор белой гусыни (прообраза белой лебеди) в предании и тамги «каз аягы», своим начертанием напоминавшей родовой знак «ай тамгу», прежде всего, говорят о том, что носители этого знака и тотема, по своему происхождению имели связь с племенами, носившими знак «ай тамга». Т.е. первые представляли молодое поколение тех племен, которые имели родовой знак «ай тамга».

Отсюда, можно полагать, что происхождение этнонима «казак» действительно могло быть связано с Золотой Ордой и Крымским ханством, который патронировал кочевников черных клобуков, азов, кыпчаков, канглы, кыргызов, проникавших вглубь древнерусских степей, где они постепенно ассимилируясь среди местных славянских племен, стали представлять субэтнос под названием «казак». После ликвидации Крымского ханства часть племен союза аз-ширинов –аз-ширины, бахрины, кыпчаки, аргыны и другие вновь возвратились в свои исконные земли на востоке, где благодаря последним этноним «казак» получил распространение и стал собирательным именем кочевников Дашти Кыпчака.

Следовательно, предками современных казахов можно называть кара калпаков, племена союза аз-ширинов-аз-ширинов, бахринов, кыпчаков, аргынов и другие племена Золотой Орды.

С.Ахсикенди и исторические реалии (что извлечено) (Вместо заключения)

В заключении Т. Акеров отмечает, что в настоящем научном труде впервые проводится комплексное изучение средневекового сочинения С.Ахсикенди «Маджму ат-Таварих». Одной из главных целей и задач нашего труда было представление сочинения С.Ахсикенди в новом свете не как полумистическое и полуфантастическое произведение, а как исторический источник, где рассказывалось хоть и в эпической форме и с напластованиями, исторические процессы, события, имевшие место в Центральной Азии в IX-XVI века.

В настоящей работе мы пытались показать, что С.Ахсикенди написал данное сочинение не в связи с необходимостью религиозных потребностей, а из благородных чувств к изучению истории, культуры, фольклора народов и государств Центральной Азии в монгольский период. В «Маджму ат-Таварихе» кыргызский народ представлен как один из древних мусульманских этносов региона. С.Ахсикенди написал сочинение «Маджму ат-Таварих» накануне грандиозных событий в Моголистане в XVI веке. В начале XVI века кыргызы находились на стадии провозглашения собственного ханства во главе Мухаммедом Кыргызом. В связи с этим в целях реализации будущих планов, связанных с политическими потребностями, требованиями и решениями кыргызской политической элиты, возникла необходимость в написании новой книги, отражавшей историю кыргызского народа, генеалогию кыргызских племен, борьбу за власть, героизм, мужество, патриотизм и любовь к Родине. Необходимо было поднять боевой дух народа. Именно в этих целях в книге весьма востребовано, использован эпос «Манас», который буквально встроен в сочинение «Маджму ат-Таварих». И поэтому мы можем называть сочинение «Маджму ат-Таварих» фольклерно-эпическим произведением с политической и религиозной окраской.

Книга С.Ахсикенди от начала и до конца насыщена событиями военного характера, происходившими в Золотой Орде и Моголистане. Описываются союзнические отношения, дворцовые интриги, политические конфликты, противостояния группировок, военные походы и т.д.

В сочинении С.Ахсикенди «Маджму ат-Таварих» широко отражены события, где Саяно-Алтайский край и Тянь-Шань описаны как основные регионы театра военных действий эпохи Токтамыш хана. «Маджму ат-Таварих» богат историческими материалами, которые нуждаются в специальных исследованиях. В нем отражены события, рассказанные Рашид ад-Дином, А.Джувейни, Махмудом ибн Вали, Утемиш-Хаджи, Абул Гази и другими, о создании Чингиз-ханом Монгольской империи, его походе и захвате Средней Азии, формировании чингизидами государств Золотой Орды и Моголистана.

Еще ученые советской эпохи заметили, что Ахсикенди в своем труде упоминал имена многих золотоордынских ханов, указывает о важной роли кыргызов в политической жизни Золотой Орды. В сочинении основные сюжеты указывают на политическую активность кыргызов в Золотой Орде и Моголистане.

В «Маджму ат-Таварихе» Токтамыш хан, Манас, Анга Торе, Салучи-Булгачи, бахрины, кыпчаки области Джете (Джаста) указаны как верные союзники кыргызов, а золотоордынские ханы и князья Пулад хан, мангыт Джамгырчи, Сарай Мамай – в качестве их главных противников.

Акеров Т. А. отмечает, что Утемиш Ходжа рассказывал о союзе Токтамыш хана с племенами аз-ширин, бахрин, кыпчак, аргын [172.]. Как он отмечает С.Ахсикенди в «Маджму ат-Таварихе» также информировал о союзе золотоордынского хана с племенами данного союза. Однако С.Ахсикенди приводил более расширенный список союзников Токтамыш хана, включая кыргызов, моголов [16.] и других. Автор сочинения, наряду с именами эпических героев Манаса, Айкожо аргына (Айходжа, он же Темир ходжа), Жети Кашка кыпчака, Ульмас Кулана, князя улуса Бахрин, называл и имена исторических личностей союзников Токтамыш хана, таких как Кара Кожо (Ходжа) аргына, Анга Торе черика, Сулачи-Булгачи.

Т.Акеров пишет, что есть основание полагать, что отдельные князья из близкого окружения владыки Золотой Орды могли попасть в эпос «Манас» С. Ахсикенди в качестве имен эпических героев -союзников Токтамыш хана и Манаса. В списке имен беков Токтамыш хана приводились имена Кара Ходжи (Аргын), Сарай-бия (Барын, был аталыком у Джелаладдина, сына Токтамыш хана) и Тимер (Т.м.р.) бия (кыпчак) [64. -С. 46.]. В «Манасе» С. Ахсикенди встречались имена эпических героев с аналогическими именами Кара Ходжа аргына, Ак Тимур кыпчака, князя улуса Бахрин.

По сообщению автора сочинения в союзниках Токтамыш хана, кыргызов и моголов были также правитель Булгар Кара Хусеин, его сын правитель Сыгнака Кара Ногай и внуки Бакир Ходжа-Ахмед и Коку-мурза.

С.Ахсикенди также отмечает политическую активность кыргызов в Моголистане. Токтамыш-хан и его союзники Манас, Анга Торе, Салучи-Булгачи, Кара Ходжа и другие ведут борьбу за Моголистан с могольскими князьями Ильяс Кожо и Камар ад-Дином [1, с. 46-83].

В отдельных сюжетах упоминались события после смерти Токтамыш хана. К примеру, сын Токтамыш хана Кабак/Кебек, отпрыски Кара Ногая Бакир Ходжа-Ахмед и Коку-мурза всегда выступали как союзники Анга Торе, Манаса и кыргызов.

Автор сочинения описывал взаимоотношения кыргызов с кыпчаками Каркыры, моголами, кераитами, канглами в рамках государства Моголистан. Связь кыргызов и моголов с владением Булгар дает право признать за моголами кыпчаков (возглавляемых чингизидами), которые всегда упоминались вместе с кыргызами и жили в соседстве с ними в домонгольский период.

Следовательно, эпос «Манас» С.Ахсикенди удачно встроенный в сочинение «Маджму ат-Таварих» представлял идеологическую основу Золотой Орды, признанного как один из центральных княжеств на западных землях Монгольской империи. В соответствии с целями и задачами, книга С.Ахсикенди «Маджу ат-Таварих» и его версия «Манаса» заключают в себя ряд следующих политико-идеологических основ:

- создание (Чингиз-ханом с помощью своего крестного отца – Ван-хана) Монгольского государства;

- обоснование участия в покорении Средней Азии и взятии города Бухара кераитами, кыргызами и кыпчаками;

- идеологическое обоснование создания Золотой Орды, как одного из центральных княжеств на западных землях Монголии;

- признание власти чингизидов и главного темника Ногая в Золотой Орде, особенно Токтамыш хана;

- обоснование роли и места канглов, кыргызов, кыпчаков, аз-ширинов, бахринов, аргынов в Золотой Орде;

- признание улусов Анга Торе, Салучи-Булгачи, Кыпчак, Бахрин, Канглы, Кераит, Аргын соучредителями государства Моголистан.

Как отметил Т.Акеров извлечения из «Маджму ат-Тавариха» показали роль и значение полного перевода источника на кыргызский и русский языки с дальнейшим изучением его в научных целях. Проведенный анализ дает основание по-новому переосмыслить и переоценить источник, признать его как исторический памятник, сохранивший и отразивший многие аспекты истории кыргызского народа и других кочевников Центральной Азии. Однако проделанная работа должна иметь свое продолжение, поскольку к настоящему времени до нас дошли три версии сочинения С.Ахсикенди «Маджму ат-Таварих». К сожалению, в каждом из них утеряны и отсутствуют отдельные страницы. Для ознакомления с полным содержанием сочинения С.Ахсикенди необходимо перевести все версии источника на кыргызский и русский языки, провести компетентный анализ и далее использовать в научно-образовательных целях. Это, конечно, является задачей будущей перспективы.

Таким образом, резюмируя вышеизложенное Т.Акеров пришел к выводу о том, что сочинение С.Ахсикенди является бесценным источником эпохи этнического возрождения кыргызского народа. Одной из главных целей и задач сочинения С.Ахсикенди являлось отражение народной воли кыргызского народа к политической самостоятельности и независимости, самоутверждению как этноса, который в начале XVI века находился на заре возрождения основ собственной национальной государственности.

Скачать книгу (.docx, 705,78 кб)

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

Кыргызский этнос был сформирован в эпоху Кыргызского Великодержавия, а история казахского народа начинается с Чингизхана

О происхождении Анга Торе и племен его улуса

Ногайская орда. Мангыты и кыргызы в Золотой орде

Кыпчаки и кыргызская область Каркырахан

Бахрины – союзники кыргызов

Карачаевцы, кумыки, ногайцы и крымчаки и некоторые другие народы Северного Кавказа – это осколки азов – древнего рода кыргызов

При Токтамыш хане кыргызы выступали как одна из ведущих политических сил в Золотой Орде

О происхождении клана Тайбуга

Улус Хорчи. Изменение этнополитической ситуации на Саяно-Алтае и Тянь-Шане до и после образования государства Хайду

Бату Хан. Золотая орда в борьбе за геополитические интересы

Еще статьи

Комментарии
Комментарии в ВЫХОДНЫЕ дни и НОЧНОЕ время (с 18.00 до 9.00 по Бишкеку) будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком