Добавить статью
10:49 21 Февраля 2018 18832
Наиболее острый и масштабный характер восстание 1916 г. приняло на Иссык-Куле

0_b520a_49ecaba7_XXXL

Турдубек Шейшеканов, к.и.н., профессор, Кыргызский национальный университет им.Ж.Баласагына

После обретения нашим народом суверенитета и независимой государственности в 1991 году у общественности резко возрос интерес к истории восстания 1916 года.

Как известно, история кыргызского народа за независимость уходит своими корнями в глубь веков. Во главе этой борьбы в свое время стояли Барс-бек каган (кон. VII в. — нач. VIII в. н. э.). Тапу Алп Сол (IX в.), Мухаммед-Кыргыз-Тагай бий (XVI в.), Бишкек батыр (XVIII в.), Ормон-хан, Пулат-хан, Курманжан датка (XIX в.) и многие другие выдающиеся личности, оставившие в нашей истории свой неизгладимый след.

Кыргызский народ, попавший во второй половине XIX века под колониальный гнет царизма, никогда не прекращал борьбу за свою независимость и свободу. Особое место в ряду других восстаний, направленных на освобождение от колониального гнета, занимает национально-освободительное восстание 1916 году.

Во-первых, восстанием 1916 г. был охвачен очень большой регион Центральной Азии.

Во-вторых, представители всех коренных народов, населяющих Туркестанский край, приняли в нем активное участие.

В-третьих, был нанесен ощутимый удар по колониальной системе царизма.

В-четвертых, Иссык-Кульская котловина явилась одним из эпицентров, где восстание 1916 г. приняло острый и масштабный характер.

Подрастающее поколение не должно равнодушно воспринимать историю освободительного движения, которое проходило на Иссык-Куле в острой борьбе, оно обязано всегда помнить и не предавать забвению героизм и трагедию, которые пережил кыргызский народ в 1916 году.

Отнюдь неслучайно вспыхнуло восстание кыргызского народа за свою независимость, которое в народе носит название «Уркун».

Чтобы раскрыть предпосылки и определить причины восстания 1916 года на Иссык-Куле, очень важно рассматривать его в совокупности с местными природными условиями, характером и самобытностью населения и общественно-экономическими отношениями в Иссык-Кульской котловине во второй половине XIX в. и в начале XX в.

Природа и климатические условия Прииссыккулья были очень благоприятны для ведения разнообразного хозяйства. В котловине преобладал умеренно континентальный климат с теплым летом и не очень холодной зимой. Побережья и широкие поймы рек Барскоон, Джергалан, Джеты-Огуз, Жууку, Каракол, Ак-Терек, Тамга, Турген-Ак-Суу, Тюп, Чон-Ак-Суу, Чон-Кызыл-Суу, Чон-Джаргылчак, Ирдык, впадающие в Иссык-Куль, были удобны для занятия земледелием и перехода к оседлости.

Если западная часть котловины песчаная, каменистая, болотистая, то низовья центральной и восточной части отличаются своим рыхлым и плодородным черноземом, что позволяло получать обильные урожаи. Такие джайлоо, как Каркыра, Текес, Сары-Джаз, Сырты, благоприятные для домашнего скота, пастбища с обильным перистым ковылем, овсяницей, полынью, горные ложбины и ущелья, богатые бурными чистыми речками, относительная малочисленность населения, просторные земли способствовали развитию животноводства.

Изменение национального состава населения Иссык-Кульской котловины, взаимоотношения народов, проживающих в котловине, тесно связаны с полным покорением Кыргызстана Российской империей. Сначала в Кыргызстан переселились русские казаки, за ними сарт-калмыки, дунгане и уйгуры.

По данным Всероссийской переписи населения, проведенной в 1897 г. и приуроченной к наступлению XX в., общая численность всего населения Пржевальского уезда достигла 147 517 человек, из них 128 307 человек составляли кыргызы, 11 223 — европейцы, 3 151 — узбеки, 2 033 — дунгане, 844 — татары, 1 925 представители других наций и народностей [Первая всеобщая перепись…, 1905, 52].

Неоспоримо, что вследствие длительного пребывания в составе Российской империи в хозяйственной жизни местного населения начали формироваться элементы капиталистических отношений.

Иссык-Кульская котловина также была вовлечена в водоворот общероссийского рынка. Если на территории Семиречья в 1913 г. было 11 ярмарок, то самые крупные из них проводились в Пржевальске и Каркыре. Но промышленность в регионе развивалась очень медленными темпами и являлась крайне отсталой [Аттокуров, 1963, 180].

Поселок Балыкчи, расположенный на перепутье дорог, играл важную роль в углублении взаимосвязей между народами [Туркестанский сборник, 1909, 14]. Поселок Сазановка в 1897 году насчитывал 200 хозяйств и дворов, в нем проживало 1 580 чел., его население было многонациональным. Следующий большой поселок Преображенское был расположен на красивом заливе у слияния реки Тюп с озером Иссык-Куль. И этот поселок характеризовался как многонациональный [Туркестанский сборник, 1908, 47; 1913, 1].

Иссык-Кульские кыргызы, дунгане, уйгуры, сарт-калмыки усвоили европейские приемы строительства домов, дворов и сараев, было развито садоводство и бахчеводство. Под влиянием европейских поселенцев была развита еще одна отрасль хозяйства - пчеловодство.

Кыргызы заводили крепкую дружбу со справедливыми и доброжелательными русскими и украинскими крестьянами. Город Пржевальск и ярмарка Каркыра играли большую роль в укреплении отношений и торговых связей между народами. Несмотря на колониальную политику, проводимую царизмом, значительно углубились хозяйственные и культурные взаимосвязи между народами. В процессе беспрерывных взаимоотношений и связей они научились друг у друга секретам ведения хозяйства, обогащаясь материально и духовно.

Капиталистические отношения развивающиеся в центральных районах Российской империи, несомненно создавали предпосылки для улучшения хозяйственных и культурных связей между народами, населяющими Прииссыккулье, для их сближения друг с другом.

Первые переселенцы из европейской части России и Украины появились в Кыргызстане еще в 1868 г. Как известно, царское правительство планомерно переселяло переселенцев в 5 этапов.

1 этап охватывает 1868-1883 гг. За эти 15 лет в Жети-Суйской области (Семиреченской) возникли 36 русских поселков, где проживали 2 500 семей переселенцев.

2 этап охватывает 1891-1892 гг. Эти годы в России были неурожайными и там был голод. В связи с этим были переселены более 12 тысяч переселенцев и они основали 23 поселка. За два года в Жети-Суйскую область было переселено 1 769 семей. Из них 85% переселенцев были «самовольцами».

3 этап охватывает период с 1896 по 1905 гг. Царское правительство официально объявило запрет на переселение в Среднюю Азию, но несмотря на этот запрет «самовольцы» продолжали переселяться. В Жети-Суйскую область переселилась 2 787 семей, из них в Пишпекском уезде оказались 1 205 семей. По данным 1902 г. в области проживало 16 тысяч переселенцев, а в 1905 г. их количество достигло 23 тысячи человек.

4 этап. Переселение началось после первой русской революции 1905-1907 гг. В результате в Жети-Суйской и Сыр-Дарьинской областях оказались 27 221 переселенцев. В 1908 г. царское правительство на время официально приостановило переселение.

В 1912 г. начался 5 этап переселения и продолжался почти до восстания 1916 г. В 1868-1869 гг., когда началось переселение, на каждую душу населения было роздано по 30 десятин, в 1870-е гг. по 17 десятин, позже по 10 десятин, а в период с 1915 по 1916 гг. по 4,65 десятин земли. Для поддержки переселенцев давались льготные ссуды.

В результате проведения Столыпинской аграрной реформы переселенцы в Жети-Суйской области в 1913 г. получили 410 1873 десятин земли. А у местного коренного населения было всего 339 8852 десятин земель. Кроме этого, в руках переселенцев оказалось 244 9890 десятин пастбищных и лесных земель.

В 1900 г. по статистике в Пржевальском уезде переселенцы составляли 11% населения и они владели 23,8% посевных земель, а у местного кыргызского населения, которое составляло 89%, было 76,2% посевных земель.

А по статистическим данным 1916 г., в Пржевальском уезде уже проживало 24% переселенцев, у которых было уже 67% лучших посевных площадей, а у кыргызов, которые составляли 75,9% населения, было всего 33% посевных площадей. В Пржевальском уезде у каждого переселенца в среднем было 7,67 десятин, а у кыргыза всего 1,66 десятин земли. У каждого переселенца Пишпекского уезда в среднем было 8,46 десятин, а у кыргыза всего 3,38 десятин земли.

По Туркестанскому краю переселенческое население составляло 6% и в их руках оказалось 57,6% лучших посевных площадей. Было построено 950 поселков. На каждого переселенца приходилось 3,17 десятин земли. А 94% местного населения имело всего 42,4% посевных площадей и на каждого коренного жителя приходилось всего 0,21 десятин земли. В результате переселенческой политики Российской империи в Иссык-Кульской котловине было образовано 28 поселков и 27 хуторов переселенческого населения. Кыргызские названия местностей получили русские названия. Так, Ак-Суу стал называться Теплоключенка, Байсоорун — Сазановка, Тюп — Преображенское, Жергез — Новоконстаниновка, Кутургу — Озерно-Фольбаум, Жети-Огуз — Высокое, Шалба — Иваницкое, Ырдык — Мариинское, Кара-Ой — Долинка, Бозучук — Валериановское, Ой-Тал — Алексеевка, Каракол — Пржевальск и т.д.

Население Иссык-Кульской котловины каждый год теряло свои земли. К примеру, Свято-Троицкий мужской монастырь, основанный в Иссык-Кульской котловине в начале 80-х гг. XIX в., владел огромной площадью посевных земель.

Позже насильно к своим владениям присоединил 2 000 - 3 000 десятин земли в предгорьях на границе рек Курменти и Джергалан [ЦГА РУз, д. 131. 1, 6, л. 41].

В начале XX в. власти выделили во владение Семиреченского русско-казацкого войска земли Тасма, равные общей площадью 21 768 десятинам. Вследствие этого 1 550 кыргызских семей лишились своей превосходной земли [Там же, д. 600, л. 2, 3, 6].

Русские казаки и некоторые переселенцы отдавали захваченные земли в аренду. Только в Пишпекском и Пржевальском уездах в аренду были сданы 352 440 десятин земли. В это же время областная администрация отдала русским казакам обширные земли в ложбине Боз-Учук, принадлежащие 2 302 семьям, проживающим в Тургенской волости [Там же, д. 6001, л. 14—17].

А в начале XX века сдача земли в аренду особенно обрела широкий размах, приняв массовый характер на Иссык-Куле и в Чуйской долине. Например, в 1912 г. только в одной волости Курменты Пржевальского уезда переселенцам — русским и украинским крестьянам было сдано в аренду 1 099 десятин земли [РВИА РФ, д. 4112, л. 35].

Вместо того, чтобы обрабатывать землю русские казаки ежегодно сдавали эту землю в аренду за 4 000-5 000 руб. В свою очередь кыргызы, лишившись своих земель, на кабальных условиях брали в аренду землю у богатых русских и украинских крестьян, особенно у русских казаков.

В начале XX в. налоговая политика царской России была для местного населения очень тяжелой. До Первой мировой войны местное население платило следующее виды налогов: налог с дыма, налог на душу, земельной налог, государственной оброк, налог на недвижимость, промысловый налог, земский сбор, налог за освобождение от службы в армии, акцизный, таможенный налоги, налог за дрова и т.д. Кроме этого были и натуральные налоги: ремонт дорог, мостов, строительство ирригационных сооружений, школ и т.д.

Размеры налогов росли поэтапно. Например, в 1865 г. кыргызы за каждый «дым» платили 1,50 руб.; в 1868 г. - 3 руб.; 1908 г. - 4 руб.; в 1916 г. - уже 8 руб. Государственный земельный налог составлял 10% от урожая; земский сбор — на один год по 1,50 руб.; за недвижимость — 1,50 руб.; за освобождение от службы в армии — 5% от дымового, 10% от земельного и 15% от оброка; за дрова - 30 коп, позже - 90 копеек и т.д.

Когда началась Первая мировая война, размеры вышеуказанных налогов выросли в несколько раз и кроме этого появились новые виды налогов. Так, налог с каждого дыма достиг 8 руб., за освобождение от службы в армии стал больше на 21%, военный налог увеличился до 1,84 руб. Кроме этого, кыргызы отрабатывали за призванных в действующую армию переселенцев (за освобождение от отработки платили от 18 до 35 руб.) [Там же, д. 4377, л. 18].

Повышение размеров многочисленных налогов естественно ухудшало социально-экономическое положение коренного местного населения.

К предпосылкам восстания 1916 г. в Кыргызстане можно отнести открытую националистическую политику со стороны колониальных властей по отношению к местному кыргызскому населению. Местное население было прозвано «инородцами», «туземцами», «дикокаменными» и «полудикими азиатами». Отдельные чиновники колониальной власти и некоторые переселенцы открыто не уважали традиции и культуру местного кыргызского населения.

Например, 31 октября 1911 г. генерал-губернатор края А.Самсонов в своём секретном циркуляре, отправленном к военным губернаторам областей указывал следующее: «… Местное население интересует нас в качестве материала для выполнения в будущем работ русских крестьян, поэтому необходимо впитать им в кровь почитание всех русских, если кто-либо не пожелает подчиниться — лишенный земли — умрет с голоду или же Россия распрощается с ними» [Битикчи, 2006]. Таким образом, царская колониальная власть открыто проводила русификаторскую политику.

Произошло пробуждение народов Средней Азии и Казахстана под влиянием первой русской революции 1905-1907 гг., Синьхайской революции Китая 1911—1913 гг., Иранской и Турецкой революций. Народы этих регионов активно боролись против эксплуатации, против колониальной политики иностранных держав, за освобождение и независимость.

Местное кыргызское население в результате колониально-аграрной, несправедливой, националистической политики царской России, было лишено земельно-водных ресурсов на своей земле в силу того, что был колонией царской России.

К причинам восстания 1916 г. в Кыргызстане, в том числе в Иссык-Кульской котловине, относятся: низкий моральный уровень чиновников колониальной администрации; распространение взяточничества и коррупции; расхищение государственных земель; финансовые манипуляции; несправедливые выборы низшей местной администрации; ухудшение социально-экономического положения народа, особенно в период Первой мировой войны.

Во время колониальной политики царизма в Туркестанском крае шире распространилось взяточничество, особенно в период выборных компаний низшей местной администрации — волостных управителей (болуш), пятидесятников (элуу башы), аульных старост (айыл башы), бийев и казиев (жергиликтүү соттор).

К примеру, на выборах волостного управителя в 1903 г. в Тонской волости уездному начальнику и переводчику «преподнесли» 2 000 руб. и двух иноходцев. На таких же выборах в Джеты-Огузской волости за услуги, оказанные при избрании на должность волостного управителя, Нурмамбет Чекиров заплатил им 2 500 руб. и преподнес в дар саврасого скакуна. Такая коррупционная выборная политика проводилось почти на всех выборах. Особенно при проведении таких выборов в Пржевальском уезде отличился начальник Пржевальского уезда Иванов и переводчик Кучуков, которые получая огромные взятки через коррупционные схемы, сильно обогатились [ЦГА РУз, д. 1009, л. 12, 14, 42].

Первая мировая война причинила колониальным народам невыносимые страдания и Пржевальский уезд был охвачен тяжелым экономическим кризисом.

В 1915 г. половине сельского населения не хватало хлеба. В двух уездах (Пржевальском и Пишпекском) области был собран урожай меньше на 478 тысяч пудов.

В области были сокращены не только посевные площади, но и резко сократилось поголовье скота. В 1914 году только из одной Семиреченской области было вывезено скота и мясной продукции стоимостью 35 млн. руб.

За первые два года Первой мировой войны Туркестанский край отправил на фронт 70 тысяч лошадей, 12 737 верблюдов, 13 441 юрт, 270 телег, 360 000 пудов зерна и т.д. [Красный архив, 1929, 54; Усенбаев, 1967, 141].

Красный Крест собрал 2 400 000 рублей. Цены выросли катастрофически: на мануфактурные изделия на 270%, на обувь 300%, на хлеб 600% [Там же, 141].

Гнев и возмущение населения Пржевальского уезда вызвал так называемый «опиумный налог». В уезде 7 тысяч десятин земли было засеяно опиумом, строго запрещалось вывозить и продавать его. За один фунт опиума правительство платило не больше 15 руб., а перекупщики платили до 60 руб. [ЦГА РУз, д. 1986, л. 43; ЦГА КР, д. 5, л. 82, 128].

Ухудшение жизненных условий населения приводило к опасным эпидемиологическим заболеваниям. К примеру, в сентябре 1913 года в окружности 25 км вспыхнула одна из самых опасных эпидемий — чума. В Тургенской волости Пржевальского уезда она сразу же скосила 32 человеческих жизней [ЦГА РУз, д. 1682, л. 12, 6, 42].

Война причинила населению неисчислимые тяготы и страдания и обусловила восстание 1916 года на Иссык-Куле, а поводом к восстанию послужил Царский указ от 25 июня 1916 года.

Таким образом, неуклонное ухудшение социально-экономического положения, невыносимые мучения и страдания не могли не переполнить чашу терпения кыргызов.

Из сборника статей Международного научного совещания «Переосмысление восстания 1916 года в Центральной Азии», г.Бишкек, Кыргызстан, 20-21 мая 2016 г. Организаторами и партнерами Совещания были Американский университет Центральной Азии (АУЦА), Французский институт исследований Центральной Азии, Культурно-исследовательский центр Айгине и Миссия Столетия Первой Мировой войны.

Литература:

1. Аттокуров С.А. Развитие товарно-денежных отношений и появление купеческого сословия в Киргизии в конце XIX и в начале XX вв. // Ученые записки ист.-юрид. фак. (Киргиз. унив.-т). Вып. 7. Серия ист. — 1963. — С. 169—186.

2. Красный архив. 1929. Т. 3 (34). — 237 с.

3. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. / Под ред. [и с предисл.] Н.А.Тройницкого. — СПб., 1899-1905. — 27 см 85: Семиреченская область. [4], XII. 1905. — 149 с.

4. Туркестанский сборник. Т. 498, 1909.

5. Туркестанский сборник. Т. 473, 1908.

6. Туркестанский сборник. Т. 555, 1913.

7. Усенбаев К. Восстание 1916 г. в Киргизии. — Фрунзе, 1967. — 327 с.

Архивные материалы:

8. ЦГА КР. Ф. 34. Оп. 2. Д. 5. Л. 82, 128.

9. ЦГА РУз. Ф. 1. Д. 131. 1,6. Л. 41.

10. ЦГА РУз. Ф. 1. Оп. 27. Д. 600. Л. 2, 3, 6.

11. ЦГА РУз. Ф. 1. Оп. 27. Д. 6001. Л. 14—17.

12. ЦГА РУз. Ф. 1. Оп. 4. Д. 1009. Л. 12, 14, 42.

13. ЦГА РУз. Ф. 461. Оп. 1. Д. 1986. Л. 43.

14. ЦГА РУз. Ф. 1. Оп. 4. Д. 1682. Л. 12, 6, 42.

15. РВИА РФ. Ф. 400. Оп. 1. Д. 4112. Л. 35.

16. РВИА РФ. Ф. 400. Оп. 1. Д. 4377. Л.18.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью
Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.

×