Добавить статью
11:09 25 Июня 2018
О племени Азык, входящем в состав правого крыла кыргызского народа

Данная публикация представляет собой краткое содержание новой книги Эсен уулу Кылыча «Племя Азык (по следам прошлого)», которая посвящена истории кыргызского племени азык, входящего в состав правого крыла кыргызского народа. Книга посвящена неизвестным страницам истории племени азык. Как показывают исторические материалы и научные исследования в состав кыргызского народа входят этнические группы автохтонного происхождения, которые оставили заметный след в истории Центральной Азии. Одним из них является племя азык. Достоверно известно об их обитании на территории Западнотюркского каганата, в составе правого крыла (нушиби), в междуречье рек Сырдарьи и Чу (VII век). Азыки как племя упоминаются и в VIII-IX вв. в средневековых китайских и арабских письменных источниках в Чуйской долине. В настоящее время азыки как племя представлены в составе кыргызского народа.

От автора

Кыргызский народ является одним из тюркоязычных народов Центральной Азии, расселенный в основном в Западном Тянь-Шане и близ лежащих к нему территориях. Известно, что кыргызский народ состоит из трех крупных племенных объединений: правое крыло (он), левое крыло (сол) и объединения ичкилик, которые в свою очередь состоят из целого ряда племен и родов, как мелких так и крупных. Формирование кыргызского народа процесс очень сложный и многогранный, в котором участвовали самые различные тюркские и монгольские племена, обитавшие как на Алтае и Енисее, так и в Прииртышье и Тянь-Шане. Известно, что этногенез кыргызского народа является сложным и не до конца изученным процессом, в котором существует много спорных и нерешенных до сих пор проблем.

Специалистам хорошо известно, что сам по себе кыргызский народ сложился из нескольких пластов населения, обитавших на территории Кыргызстана в различные исторические периоды. Эти этнокомпоненты делятся в основном на местные (автохтонного происхождения) и пришлые. Конечно, главным историческим событием в этой связи является проведенная в 1956 году совместно с Академией наук СССР и Академией наук Киргизской ССР Всесоюзной научно-практической конференции, посвященной этногенезу кыргызского народа.

В ходе ее работы были высказаны многочисленные доклады ученых - историков, археологов, лингвистов, этнографов, антропологов, в результате, ученые пришли к заключению, что кыргызский народ и его культура сложился из различных этно-компонентов местного (автохтонного) тянь-шаньского и пришлого с востока центральноазиатского населения. Это было отражено в итоговом документе, резолюции конференции, где сказано: «кыргызский народ и его культура сложились, по крайней мере, на основе двух этнических компонентов: местного и пришлого. Сами кыргызы, как выходцы из Центральной Азии, впоследствии, в результате различных миграционных процессов в первой половине II тысячелетия проникли на Тянь-Шань, в Среднюю Азию и смешались с местным населением этих земель, в результате чего и образовался современный кыргызский народ».

Согласно итогам конференции впоследствии были систематизированы научные разработки историков и определены основные направления в исследовании этнической истории и этногенеза кыргызского народа. Одной из них является проблема автохтонного компонента в составе кыргызского народа.

Изучением этнического состава кыргызского народа занимались многие известные ученые своего времени, в литературе сложились несколько гипотез и теорий о формировании кыргызского народа, которые в разной степени разнятся друг от друга. Однако, все они признают наличие (тянь-шаньского) автохтонного компонента в составе кыргызского народа, т.е. племена, которые издревле обитали на Тянь-Шане или в Притяньшанье.

Каждое племя имеет свою историю, происхождение. Как известно, племя азык входит в состав правого крыла кыргызского народа. Проживает в основном в Чуйской долине, Кочкорской долине, Нарынской области, хотя небольшие группы азыков встречаются в разных районах Кыргызстана, а также по ту сторону кыргызско-китайской границы.

Азыки относятся к числу автохтонных этнокомпонентов кыргызского народа, которые испокон веков обитали в западном Тянь-Шане. Наиболее раннее упоминание азыков в Притяньшанье содержатся в средневековых китайских исторических летописях и относятся к VII веку н.э. В это время в Центральной Азии господствовал Тюркский каганат.

Тюрки - кто они?

Первые исторические известия о тюрках содержатся в китайских летописях. Там говорится, что род Ашина происходит из западной части провинции Шэньси (область к западу от Ордоса, между излучиной Хуанхэ и Наньшанем). В 439 г. пятьсот семей рода Ашина переселились на Алтай и поселившись по южную сторону Алтайских гор, стали добывать железо для жужаньцев. Здесь, сложился народ, во главе которого стоял род Ашина. Этот народ стал называться-тюрк. В 542 году этноним «тюрки» впервые встречается в китайских исторических летописях.

Само слово «турк» значит «сильный, крепкий». Ученые полагают, что это собирательное имя, которое впоследствии превратилось в этническое название племенного объединения. Тюрки почитали волка, поэтому на их знаменах красовалась золотая волчья голова. В сер. VI века н.э. тюрки создали свое государство-Тю́ркский кагана́т, которое стало одним из крупнейших государств в истории человечества. В период наибольшего могущества (конец VI века) оно контролировало территории Северо-Восточного Китая (Маньчжурии), Монголии, Алтая, Восточного Туркестана, Западного Туркестана (Средней Азии), Казахстана и Северного Кавказа.

В 553 году тюрки, во главе с родом Ашина стали хозяевами всей степи к востоку от Монгольского Алтая. В следующем году начался поход тюрков на запад, который возглавил младший брат основателя империи Бумына Истеми-каган.

В 554 г. в западный Тянь-Шань с востока пришли стройные ряды конных войск воинственных племен, со знаменами, на которых была изображена золотая волчья голова. Это были тюрки. Уже в 555 году войска Истеми достигли Аральского моря. К 558 году тюрки вышли к Волге. Так, за короткий срок была создана новая огромная кочевая империя - Тюркский каганат, который охватил территорию от Волги до Хинганских гор на востоке.

Ожесточенное сопротивление тюркам оказали эфталиты, местные среднеазиатские кочевники, которым подчинялась Средняя Азия. Для их покорения тюркам даже пришлось пойти на временный союз с Ираном. Основные силы эфталитов были разбиты тюрками в 567 году под Бухарой. После завоевания Средней Азии, Тюркский каганат стал контролировать значительную часть Великого Шёлкового пути.

В 575 году Иран и Византия объединились против тюрков. В ответ на это в 576 году тюркские войска совершили поход далеко на запад, против вассала Византии-Боспор Киммерийский, разгромив его они предприняли победоносные походы в Крым и Западный Кавказ. Благодаря этим завоеваниям каганат стал контролировать все важные участки Великого шелкового пути.

К 576-577 годам Тюркский Каганат разбивает китайское государство Северное Ци, другое китайское государство Северное Чжоу попало в зависимость и выплачивает ежегодно Тюркскому Каганату дань в 100 тысяч кусков шелковой ткани. Однако могущество тюркской державы вскоре пошатнулось. После смерти Тобо-хана в 581 году, произошло ослабление Тюркского каганата. Кризис последовал в результате усиления междоусобных войн, обострения социальных противоречий, наступлением Китая на границы каганата, а также войны с соседними странами.

Западные тюрки: правое крыло и левое.

Племя Азык

В 603 году н.э. Тюркский каганат распался на Западный и Восточный каганаты. В Западный каганат вошли Казахстан, Средняя Азия, Северный Кавказ, Крым, Урал и Поволжье. Каганат делился на два крыла: правое и левое. Правое крыло называлось в кит. источниках-нушиби, левое-дулу. Этнический состав правого и левого крыла был разным: к востоку от реки Чу кочевали пять племен дулу, а к западу от нее – пять племен нушиби. Центром нового государства были земли, расположенные между реками Сырдарья и Чу (Суяб). Центром каганата был город Суяб, расположенный в долине реки Чу (развалины Ак-бешима) заселенный торговцами и ремесленниками.

Население западно-тюркского каганата, а точнее правого крыла (нушиби) состояло из кок-тюрков, а также местных племен междуречья Сырдарьи и р.Чу. Однако, исторические источники свидетельствуют, что в правом крыле(нушиби) Западнотюркского каганата проживало три племени, асиги, гешу, басайгань, а вся территория нушиби была разделена на пять областей, которые назывались тутукствами(военные управления). Судя по данным исторических источников в нач. VII века две эти области управлялись азыками. Вот сведения из китайских источников, в переводе французского синолога Эмануэль-Эдуарда Шаванна, относящиеся к 651 году, где представлен состав правого крыла (нушиби) Западно-тюркского каганата и наследственные звания-должности их предводителей:

1. Асиге Кюе-йегинь. 2. Гэшу Кюе-йегинь. 3. Басайгань Тунь-шабо [ло]-йегинь. 4. Асиге Нишу-йегинь. 5. Гэшу Чубань-йегинь.

В левом крыле также было пять аймаков, которыми управляли племена: чумугунь, хулуву, шешетидунь, туцищи-хэлоши и шуниши чубань. Реконструированный список предводителей племен правого крыла (он шадапыт: кит. ну-шиби < 'nou siet - piet< ong shadap'it) предстает в таком виде: 1. Азык Кюль-эркин; 2. Кючюк Кюль-эркин; 3. Барсхан Тун-ашпа[ра]-эркин; 4. Азык Низук-эркин; 5. Кючюк Чопан-эркин.

После обнаружения эпитафии на тыльной стороне одной из каменных статуй в погребальном комплексе императора Танской империи Тай-цзуна (626-649 гг.) в Чанъани, появилась возможность локализации трех из пяти районов(тутукства) Нушиби. В результате сопоставления данных этой эпитафии со сведениями других письменных источников, анализа и реконструкции выяснилось, что военное управление (тутукство) предводителя Асиге Кюе-йегинь базировалось в местности Кюйлань (Кулан), предводителя Асиге Нишу-йегинь - в местности Цяньцюань (Тысяча ключей), а предводителя Басайгань Тунь-шабо [ло]-егинь - в местности Сели. Об этом в свое время писали известный японский ученый Наито Мидори и китайский историк Се Цзунчжэн.

Город Кюйлань(Кулан) находился в самой западной части Чуйской долины в районе современного села Луговое, в местности Кулан. Тутукство «Цянь-цуань» (Мин-булаг) скорее всего находилось в Таласе. Таким образом, следует констатировать, что азыки жили в междуречье среднего течения Сырдарьи и р. Чу (Суяб).

В новонайденных средневековых китайских текстах Танского времени обнаружены и имена конкретных азыкских управителей – тутуков в Кюйлань (Кулан) и Цяньцюань (Тысяча ключей). Куланским тутуком был Кюе-йегинь асиги Нацзинь да шоулин кэхань селифа, что в переводе означает: "Кюль-эркин асык нацзинь, великий предводитель- каган- эльтебер". Тутукское управление в Минг-булаке возглавлял правитель, с титулом Нишу-йегинь асиги дусибо, что в переводе означает: незук-эркин азык дусибо (< d'uo~siet-pua < ?).

При этом поясняется, что глава первого тутукства Асиги Кюе-йегинь (Азык Кюль-эркин), центр которого находился в Кулане был самым процветающим и сильным, число его воинов достигало нескольких десятков тысяч. Столица каганата город Суяб находился в Чуйской долине возле Токмака (развалины Ак-бешима). Летняя резиденция кагана (правителя Западно-тюркского каганата) находилась в местности «Минг-булак», в Таласской долине. В 618 году каган Тун джабгу учредил ставку в местности Мин-булаг, на которой проживали азыки. Напомним, что в этой местности находилось военное управление «Цянь-цуань» (Мин-булаг). Учитывая, важную роль которую играли азыки в западно-тюркском каганате, становится понятно, почему Тун-джабгу каган учредил свой двор в Мин-булаке, у азыков.

Исторические источники свидетельствуют, что азыки были ведущим племенем правого крыла-нушиби. Как пишет Л.Н.Гумилев, «воинственный хан Тун-джабгу всю свою жизнь последовательно выполнял волю племен нушиби, добывших для него престол. Охраняя их интересы, он дружил с Китаем и Византией, ссорился с восточнотюркскими ханами и ввязался в кровавую войну с Ираном».

В Западнотюркском каганате VII-VIII вв. власть каганов, которые были из рода Ашина не была столь сильна, как на востоке. Ожесточенная борьба различных группировок военно-племенной знати, в чьих руках была военная сила, часто делала каганов подставными фигурами, цеплявшимися за каждую возможность найти политическую и экономическую опору в своей стране.

Действительно, с самого начала образования Западно-тюркского каганата власть в нем принадлежало правому крылу-он шадапыт (кит.-нушиби). Именно вожди племен нушиби избирали нужных им каганов, которые опирались на их военную силу и выполняли их волю. И как видим главную роль среди нушиби играли азыки, которые были не только самым многочисленным племенем, но и ведущим. Не будет преувеличением сказать, что без их согласия и поддержки ни одно решение в Каганате не проходило. Учитывая, что азыки имели многочисленное и сильное войско, нет сомнения, что оно играло важную роль в армии западно-тюркского каганата, не говоря о полководцах и высших военных чинах.

Тюркские каганы последовательно выполняли волю племен нушиби, которые ставили их на престол. Племена дулу (левого крыла), не видели для себя ни пользы, ни выгоды, ни смысла. Явное предпочтение, которое ханская семья оказывала их соперникам -нушибийцам, также не располагало дулу к лояльности. Росту недовольства племен дулу не придавалось особого значения. Как только восточные тюрки отняли у Тун-джабгу кагана Бешбалык, карлуки, жившие на Черном Иртыше, восстали, а вслед за тем поднялись и другие племена союза дулу. Их возглавил дядя хана, носивший прозвище Богатырь-князь (Моходу-хоу). Ему удалось убить Тун-джабгу, после чего он принял титул Кюлюг Сибир-хан (Кюйли Сыби-хан).

Нушиби выступили против нового кагана. Началась война между нушиби и дулу. Во главе союза нушиби выступают асиги (азыки), правитель которых носил титул Азык Кюль –эркин. Как пишет Л.Н.Гумилев «государственный переворот, совершенный союзом племен дулу, и узурпация власти Сибир-ханом имели успех лишь потому, что явились для всего Западного каганата полной неожиданностью. Убийство Тун-джабгу-хана настроило против новой власти не только племена нушиби, но и самих тюркютов.

К тому же в стан нушибийцев бежал сын Тун-джабгу, законный наследник престола. Его участие в восстании придало движению силу законности. Он был возведен на престол под именем Ирбис Болун джабгу-хан. Кюлюг Сибир-хан, чувствуя непрочность своего положения, бежал к Алтайским горам, но в 631 г. был настигнут нушибийцами и убит.

С этого времени тюрки, которые играли главенствующую роль в каганате утратили свое господствующее положение. Инициатива перешла в руки местных племен: нушиби и дулу. «Создалась новая расстановка сил, определившая развитие дальнейших событий. Власть оказалась в руках нушиби, которые не стремились менять династию.

Верховным главой правого крыла (нушиби) становится Асык кюль-эркин, глава племени азык. Восшествие на престол Ирбис Болун джабгу-хана носило характер реставрации тюркского господства над племенными союзами, но новый хан не оправдал возлагавшихся на него надежд. Он оказался недоверчивым, упрямым, высокомерным и подозрительным. Вероятно, за эти качества он заслужил свое малопочтенное прозвище Сыджабгу , т. е. «вероломный». Его попытка привести к покорности племена Сеяньто и восстановить былые границы каганата окончилась полным поражением. Казни по наветам возмутили народ. Но нушибийские правители не для того возводили хана, чтобы сносить его гнет. Некий Муби Тархан составил заговор против кагана, и Ирбис джабгу бежал из своей ставки с отрядом легкой конницы.

Нушибийцы возвели на престол нового хана -Нишу, который принял титул Дулу-хана, очевидно для того, чтобы расположить к себе и северные племена. Те также его признали и гражданская война утихла. Новый хан правил до 634 года и умер своей смертью, передав власть по закону своему младшему брату Тонг-шаду, который воцарился под именем Ышбара Толисшад.

Ему пришлось провести реформу, еще более ослабившую власть кагана: в 635 г. племена нушиби и дулу добились самоуправления; пять областей (тутукств) нушиби и пять областей (тутукств) дулу получили по начальнику не из рода Ашина, а из местной племенной знати. Каждый из этих начальников был по достоинству приравнен к шаду, т. е. принцу крови. Каждому из них была вручена стрела как символ власти, и отсюда возникло название «тюрки десяти стрел». Границей между двумя союзами, дулу и нушиби стала р. Суяб(Чу). Вот список областей -тутукств правого крыла (он шадапыт):

1. Асиге Кюе-йегинь. 2. Гэшу Кюе-йегинь. 3. Басайгань Тунь-шабо [ло]-йегинь. 4. Асиге Нишу-йегинь. 5. Гэшу Чубань-йегинь.

Таким образом, племена азык и кючюк получили по две стрелы, верховным главой же всего правого крыла (нушиби) стал представитель асыков, принявший титул Кюе-йегинь асиги нацзинь да шоулин - "Кюль-эркин асык нацзинь, великий предводитель».

Новый порядок удовлетворил многих, но не всех. Но помимо них недовольны оказались также и те племена, которые не получили стрелы, а их было немало, особенно среди северных и джунгарских. В число избранных не попали карлуки, ягма, кипчаки, басмалы, а также чуюе, чуми и шато. Этим последним было особенно обидно, потому что родственные им чумугунь и чубань вошли в число привилегированных.

В 630 году неожиданно пал Восточнотюркский каганат. Все земли, подчиненные восточным тюркам подпали под власть Танской империи. Граница Китая подошла к Западному каганату и китайцы (табгачи) стал вмешиваться в его дела. В 634 году они произвели районирование земель каганата в пользу левого крыла-дулу.

Годы правления Териш-кагана (634-638) были тревожными. Недовольство районированием, проведенным в пользу племен левого (восточного) крыла вылилось в жестокие междоусобицы. Важную роль в этих событиях сыграл предводитель азыков Кюль-эркин. Он инициативно участвовал в созыве наиболее важных сановников государства на курултай, целью которого было отстранение от власти Териш-кагана и намерение возвести на престол своего ставленника – Юкук-шада. В конце концов Юкук-шад был провозглашен племенами нушиби каганом «западных фамилий» с тронным именем Иельби-турук (turug) – каган.

В конце концов в 638 году был заключен Илийский договор, согласно которому правое и левое крыло Западно-тюркского каганата стали самостоятельными государствами, граница между которыми пролегала по р. Или. Согласно этому договору нушиби (он шадапыт) официально стало называться государством Асиги (Азык или Азгиль). Во главе нового государства стоял верховный глава нушиби Асык кюль-эркин, который принял титул Кюе-йегинь асиги Нацзинь да шоулин кэхань - сылифа» ("Кюль-эркин асык Нацзинь, великий предводитель - каган-эльтебер"). Как пишет акад. В.В.Бартольд, после 638 года «империя западных тюрков разделилась на два государства, разделенные между собой рекой Или». Термин Асиги (Азык или Азгиль) несомненно означает =азык эли (народ азыков, от азык-этноним, эль-народ).

В китайских источниках того времени упоминается о посольстве из государства Асиги(Азык) в столицу Китая. Это следует из сообщения о государствах Босы (Персия), Канг (Согд), Тухоло (Тохаристан) и Асиги (Азык), "пришедших с посольством" в 21 г. периода Чжэн-гуань. Также, упоминается город (чэн) Азык. О нем говорится в дорожнике от Анси (Куча) до Таласа, приведенном в географическом разделе Hoвой редакции "Истории династии Тан". Там говорится: «Выходят из Анъси через заставу Тоцюе и переправляются через реку Белой лошади Бома (Сюй Сун, гл. 2, л. 11б: -"Это путь до селения Ходжо-тулас") и через 180 ли вступают в пустыню Цзюйпило (Сюй Сун, гл. 2, л. 14б: "это песчаная пустыня Кызыл"), проходят горький колодец Куцзин и через 120 ли прибывают в город Цзюйпило (Сюй Сун, гл. 2, л. 14б; Фу Хэн гл. 16, л. 1а: -это Сайрам) и еще через 60 ли приходят в город Асиги [Азык] (Сюй Сун, гл. 2, л. 14б, Фу Хэн, гл. 16, 2б; Оуян Сю, гл. 43, C. 305, л. 16а.).

Государство Асиги (Асык) просуществовало до 651 года, когда оба крыла западных тюрков были объединены каганом Ару. Объединителем всех племен и земель Западного каганата выступил ашинец Ару-каган, который принял титул Халлыг Ышбара джабгу-хан. К 651 г. он сумел восстановить прежний статус двух крыльев государства. К нему примкнул ряд тюркских племен, не входивших в костяк "десяти стрел" -(чигили, чюмюли, карлуки и др.), а также большинство государств Средней Азии. Он учредил свою ставку в азыкской (азгильской) области Цяньцюань (Тысяча ключей).

После этого Ару-каган организовал антитанское выступление, в котором западные тюрки потерпели поражение, а сам Ару-каган был пленен. Это произошло в 657 году.

Западнотюркский каганат весьма значительно отличался от Тюркского каганата на востоке. Если там преобладала кочевая жизнь, то на западе большая часть населения была оседлой и занималась землепашеством, ремеслом, торговлей. Социальная структура Западнотюркского каганата была несравненно сложней. В Западнотюркском каганате существовала раннесредневековая городская и земледельческая культура, в создании которой активно участвовали согдийцы, которые довольно рано стали возводить свои торгово-земледельческие колонии на Великом шёлковом пути -в Семиречье, Джунгарии, Восточном Туркестане, Северном Китае.

Десятки городов возникли в Таласской, Чуйской долинах, среди которых были как большие, так и малые. Только в Чуйской долине в VI-VIII вв. существовало не менее 18 крупных городов и большое число мелких поселений, основанных и населенных согдийцами, тюрками, сирийцами, персами. Первое описание Чуйской и Таласской долины принадлежит китайскому путешественнику Сюань Цзану, посетившему западный Тянь-Шань в 630 г.

В ходе своего путешествия Сюань Цзяню удалось встретиться с тюркским каганом в городе Суябе. Вслед за этим Сюань-цзань двинулся на запад, и пройдя около четырехсот ли от реки Суйе (Чуй) прибыл в Бин-юй (Ping- yu), по-китайски «тысяча источников» (Thsien-thsiouen).

Местонахождение местности «Тысяча ключей» уже давно волнует историков. Дело в том, что местности с таким названием есть во многих местах, однако думается, что правильнее всего с этим справился Н.А.Аристов. Он считает, местность, которую описал в своем путешествии Сюань-цзань находилась в долине верхнего Таласа.

Считается, что Западнотюркский каганат перестал существовать в 657 г., сразу после поражения антитанского движения под руководством Ару-кагана. Но военное сопротивление продолжалось. Ставка-орда в Шуанхэ оставалась в руках Йенчу-Иабгу, сына Ильби-турук-кагана. Весной 659 г. она была захвачена армией Куньлинского наместника. Серьезную опасность представляло выступление азыкских отрядов кюль-эркина Тумана (кит. Думань < tuo-muan). В составе армии Тумана были представители тюркских племен и согдийцы - ху. На его стороне были восточно-туркестанские государства Шулэ (Shulig), Чжуцзюйпо и Кэпаньто. Даже для заключительного сражения с ним в феврале 660 г. в долине р. Шаваб (кит. Шэе < siap-iap < *savab) танский военачальник Су Динфан "отобрал 10 тысяч отличных воинов и 3 тыс. всадников. В 679 г. в результате похода танской армии под предводительством военачальника Пэй Синцзяна племена нушиби и дулу лишились своих глав. Это ослабило и деморализовало западных тюрков.

Азыки упоминаются в китайских источниках в событиях 673 года: там говорится - «мятежными были племена гунъюэ (кюнгют), асиги (азык)». В событиях 739 г., когда Тюргешский каганат постиг острейший кризис, танские отряды Гай Цзяюня господствовали в Суйабе и Таласе - в это тяжелое время племена гунъюэ (кюнгют), басайгань (барсхан), асиги (азык) и др. сочли для себя правильным вступить в подданство империи Тан.

Азыки упоминаются также в событиях 700 года. Там говорится, что, начальник военного гарнизона в укреплении Суйаб (кит. Суйе-чжэнь) Хань Сычжун разбил Азык Низук-эркина, а также тюргешских Чыкана и предводителя племени улуг-ок, после чего взял тибетский город Незук-Бар. Это сообщение перекликается с известием, сохранившимся во "Всеобщем зерцале" и датирующимся 700 годом, там говорится: азыкский Болу выступил против китайцев. Против него были отправлены Тянь Янмин в чине ??цзо-цзиньу цзянцзюнь и Фэн Сые в чине тянь-чжун ши-ши. Их армия пришла к Суйабу ночью. Азыкский Болу вывел свои силы через отверстие в городской стене и удалился.

Для удержания покоренных территорий Танская империя содержать там свои гарнизоны. Для этого оно всячески укрепляет и снабжает китайские гарнизоны, дислоцированные в Куче, Кашгаре, Хотане и Суябе (около современного г.Токмак. Чуйская долина) и должны были, по замыслам китайского двора, обеспечить гегемонию во всем Западном крае.

Танская империя пыталась управлять западнотюркскими племенами, опираясь на своих ставленников из каганского рода. Какое-то время эти методы были действенными, но непрекращавшаяся борьба тюрков за независимость в конце VII в. увенчалась успехом. Государство западных тюрков восстановил вождь племени тюргешей Уч-элиг, создавший новое государство - Тюргешский каганат.

В 699 г. глава тюргешей Уч-элиг вытеснил в Китай претендента на каганский престол в Западном каганате, выдвиженца китайского императорского двора Бёру-шада, и установил свою власть на всей территории от Чача (Ташкент) до Турфана и Бэйджина (Бешбалыка). Вместе с Бёру-шадом в Бешбалык ушло 60-70 тысяч человек из подвластных ему западнотюркских племён улуса Дулу. В районе Бэйтина (Бешбалык), был сконцентрирован крупный китайский гарнизон и все подчиняющиеся Китаю вожди из рода Ашина. В 704 г. один из претендентов на каганский престол Ашина Сянь, вместе с Бёрю-шадом совершил поход в Западный Тянь-Шань. Тюргеши предприняли несколько ответных мер и начали подготовку к большому походу в Восточный Туркестан.

В Чуйской и Илийской долинах каган Уч-элиг учредил каганские ставки, вся страна была разделена на 20 областей (тутукства), каждая из которых выставляла по 7 тысяч воинов. При наследнике Уч-элига кагане Сакале, начались первые мятежи племенной аристократии, которые поддерживались китайскими властями. Сакал нанёс поражение восставшим и разбил армию китайского наместника в Куче.

В 708 г. тюргеши совершили поход на Кучу (Аньси). Его задачей было заставить Танскую империю прекратить военные вторжения в Семиречье, постоянно организуемые китайскими властями. В полевом сражении китайские войска были разгромлены, наместник Аньси Ню Шицзян погиб, а вместе с ним и многие другие военачальники. Остатки гарнизона Кучи укрылись в крепостях. Для тюргешей угроза с юга на некоторое время была ликвидирована.

Однако, Тюргешский каганат ввязался в войну против Восточно-тюркского каганата, в союзе с енисейскими кыргызами и Танской империей. Кто был автором этой идеи, нам не известно, однако известно, что восточные тюрки атаковали участников антитюркской коалиции по-одиночке, т.е пошли на опережение. Первый поход был совершен против кыргызов зимой 710-711 года. Подробности этого похода зафиксированы в хорошо известных тюркских рунических эпитафиях VIII века.

В ходе похода на енисейских кыргызов были упомянуты азы, которые жили к югу от Когменских гор. Проводник из азов, который вел тюрков обходным путем, завел их в глухое место и был заколот. Что же касается азов, то приведем следующие данные о них, содержащиеся в Большой надписи памятника в честь Кюль-Тегина: "Народ азов стал нам врагом. Мы сразились при Кара-Коле (Черное озеро); Кюль-Тегину шел (тогда) тридцать первый (или был тридцать один?) год. На своего белого коня героя Шалчы сев, он бросился в атаку, схватил эльтебера азов: народ азов тогда погиб".

По-видимому, оз. Кара-Коль и сейчас носит это название и расположено на северо-востоке от пер. Хонин-даба и на юго-западе (тяготея к югу) от пер. Сур-даба, по южную сторону самой южной части Саянского хребта, берущего свое начало на юге, там, где кончается хребет Сайлюгем.

Об азах, есть еще сообщение в памятнике, в честь Могиляна (Бильге), в рассказе, относящемся к 709 году. "Когда мне было двадцать шесть, народ чик с кыргызами стали (мне) врагами. Перейдя через Кем, я двинулся с войском против чиков, сразился при Öрпöне и разбил их войско. Народ азов... я захватил и ...подчинил себе". Согласно надписи Моюн-чура, в год Тигра (750 г.) "я пошел в поход против чиков. Четырнадцатого числа второго месяца сразился я у реки Кем. В тот же год чики подчинились". Из этих данных видно, что кыргызы, азы и чики жили недалеко друг от друга.

В какой связи находились азы Тувы с азыками западного Тянь-Шаня пока не ясно. Возможно они были родственны с ними, так как этимология термина азык состоит из аз-этнонима, и тюркского слова –ок, что означает-племя азов. Что интересно, азами были кара тюргеши Поталасья в западном Тянь-Шане. Каган Сулук, который пришел к власти в 716 году происходил из этих кара тюргешей-азов.

В этой связи интересно привести тюркский рунический памятник из долины реки Талас. Третий Талаский памятник, был онаружен в 8 км к юго-востоку от г. Талас в 1898 году В.А.Каллауром. Был исследован Г.Гейкелем, Ю.Неметом, С.Е.Маловым, Х.Н.Орхуном, И.А.Батмановым.

«1.Он толкая коня и корову…..

2. Я, Асык, сын Бек-чура…..

3. (отделился). Сын его……

4. …………..»

Здесь упомянут знатный вельможа, по имени асык, который мог быть из племени азыков или азов. Скорее всего, это были кара-тюргеши-азы. Известно, что там была целая тюркская династия кара-чоров (кара-чоро-титул). Также упоминается племя отуз-оглан (отуз уул).

Как известно, племя отуз уул входит в состав правого крыла кыргызского народа. Это обстоятельство, дает нам основание связывать таласских отуз огланов с кыргызскими отуз уулами.

В Кочкорских тюркских рунических надписях VIII века сразу в нескольких памятниках встречается термин «азык» как мужское имя.

Первый памятник.

«Моё мужское имя - Азык . Десять стрел...»

В третьем памятнике сказано:

«Моё мужское имя Азык. Десять стрел...»

В четвертом памятнике говорится:

«Там впереди (т.е. на востоке) становище (кочевье). Моё мужское имя Азык. Десять стрел...»

В 711 г. войско Второго Восточнотюркского каганата разбило армию тюргешского кагана Сакала на р. Болучу в Джунгарии. С 711 по 715 гг. Тюргешский каганат прекратил свое существование. Остатки тюргешских войск, возглавляемые полководцем из рода кара азов Таласа Сулуком Чабыш-чоро, отступили за Сырдарью и ушли на юг. Преследуя их, в 712-713 гг. отряды Восточнотюркского войска, которыми командовали Тоньюкук и сыновья Эльтериш-кагана, будущий Бильге-каган и Кюль-тегин, оказались в Согде. Здесь они приняли участие в сражениях с арабами на стороне царя Согда Гурека но, разбитые арабским полководцем Кутейбой б. Муслимом, отступили и в 714 г., преодолевая сопротивление восставших на Алтае племён возвратились в Отюкен.

Тем временем, глава кара-тюргешей Сулук провозгласил себя каганом, и восстановил Тюргешское государство. На западе стране серьёзно угрожали победоносные армии арабского халифата, в 714-715 гг. совершившие походы за Сырдарью. На востоке китайский двор поддерживал реваншистски настроенных князей из рода Ашина западнотюркских каганов, обосновавшихся в Восточном Туркестане.

Сулук прежде всего попытался нейтрализовать восточную угрозу. В 717 г. он совершил успешную дипломатическую поездку в Чанъань, столицу Танской империи. Вслед за тем, он заключил брачные союзы с тремя опасными для него владетелями: женился на дочери потомка западнотюркских каганов из рода Ашина и тем узаконил свою власть; второй женой сделал дочь Бильге-кагана, сменившего Капагана на троне Восточнотюркского каганата; третьей женой Сулука стала дочь царя Тибета. Своего сына Сулук женил на дочери Бильге-кагана, после чего дружественные отношения ни разу не нарушались. Попытки китайских наместников в Восточном Туркестане ограничить суверенитет Сулука решительно пресекались. В 726 и 727 гг. тюргешская армия (во второй раз - вместе с тибетцами) дважды осаждала Кучу.

Вслед за этим каган Сулук включился в антиарабскую борьбу государств Средней Азии. В 720-721 гг. полководец Сулука, глава сары-тюргешей («желтых» тюргешей) Куль-чоро (Курсуль-арабских источников), вёл успешные боевые действия против арабов в Согде. В 728-729 гг., во время крупнейшего антиарабского восстания в Самарканде и Бухаре согдийцы обратились за помощью к тюргешскому кагану. Вторжение тюргешей привело на короткий срок к почти полному освобождению Согда от арабов, которые удерживали лишь Самарканд. В 730 г. арабы сумели достичь некоторых успехов, но в 731 или 732 гг. были вновь разбиты тюргешами в горах между Кешем и Самаркандом, а затем под Кермине. Лишь в конце 732 г. арабский наместник Джунейд б. Абдаллах разбил тюргешей и вошел в Бухару.

Прошло около пяти лет после взятия Бухары, и тюргешская армия вновь появилась в верховьях Амударьи, откликнувшись на призыв о помощи осаждённого там арабами тюркского правителя-ябгу Тохаристана. В короткий срок тюргеши вытеснили из Тохаристана армию арабского наместника Асада б. Абдаллаха, но вслед за тем рассеялись мелкими отрядами по стране. Сулук каган с небольшими силами атаковал арабов и потерпел поражение. Эта неудача стоила Сулуку жизни. По возвращении в Невакет (город в Чуйской долине - «Краснореченское городище») (737 г.) он был убит своим полководцем (китайцы именуют его по титулу-бага таркан). Новый арабский наместник в Хорасане, Наср ибн Сейяр в 739 г. вторгся в Западный Тянь-Шань и нанёс тюргешам поражение, схватил главу сары тюргешей Куль-чора и казнил.

Арабы прозвали кагана Сулука Абу Музахим (букв.: «ударяющий, бодающийся») и видели в нем главную угрозу своей власти в Согде. В годы правления Омейядского халифа Хишама (724-743 гг.) была сделана попытка решить дело дипломатическими средствами, обратив тюргешского кагана в ислам. Точная дата и обстоятельства арабского посольства в тюргешскую ставку неизвестны, но сохранился рассказ историка Ибн ал-Факиха (начало X в.), сокращенно изложенный в географическом труде Йакута «Муджам ал-булдан».

Тюргешский каган отказался принять ислам, мотивирую тем, что в условиях кочевой жизни придерживаться норм шариата будет трудно. Гибель Сулука и недолгое правление его сына Кут-чоро-кагана, положили начало двадцатилетней борьбе за власть между «жёлтыми» и «чёрными» тюргешами и привели к распаду Тюргешского каганата. Междоусобица среди тюргешей дала возможность китайским наместникам в Восточном Туркестане для вмешательства в дела страны.

В 715 году еще до того, как тюргешский каганат был восстановлен Сулуком, азгили (азык-эли) племена правого крыла (нушиби) совершили поход против тюрков второго Восточного каганата, но потерпели поражение. Это известие содержится в большой надписи памятника в честь Кюль-тегина (КТб. 43-44).

О проживании азыков в Чуйской долине в VIII веке свидетельствуют не только письменные источники, но и археологические находки монет, с тамгой в виде лука, идентичной тамге кыргызского племени азык. Речь идет о монетах, датированных VIII веком, найденных в Чуйской долине. Археологами еще в Советское время в Чуйской долине были обнаружены тюркские монеты VIII века, на некоторых их них стоит тамга кыргызского племени азык.

В китайской истории династии Тан, в разделе, посвященном Фергане, имеется упоминание о тюркском правителе Арслане, который в 739 г. совместно с кашгарским правителем захватил Тараз и убил его владетеля. Арслан был признан Китаем, ему был пожалован княжеский титул. В 744 г. Арслан утверждает новую ставку на Сырдарье. Археологи обнаружили несколько монет с надписью Арслан кюль-эркин, которые возможно принадлежали ему.

На этих монетах изображена тамга племени азык. Титул кюль-эркин носили азыки, на монетах VIII века стоит тамга племени азык, поэтому Арслан кюль-эркин был скорее всего асыкским правителем.

По поводу племени азык в научной литературе существуют следующие высказывания известных и авторитетных ученых своего времени.

О тождестве асиги китайских источников с кыргызским племенем азык писал известный и авторитетный российский ученый этнограф XIX века Аристов Н.А. По его мнению упоминаемые в китайских источниках эпохи Тан в составе западного крыла (нушиби) Западно-тюркского каганата асиги и гешу соответствуют кыргызскому племени азык, а название племени гешу он транскрибировал как –кючюк.

Напомним, что племя гешу упоминается вместе с асиги (азык), которые имеют в своем составе подразделение бай кючюк. Последние могут быть связаны с племенем гешу, упоминаемым в китайских источниках в составе Западнотюркского каганата. Племя Азык имеет четыре подразделения: байкючюк, бычман, козугуна и борю.

Н.А.Аристов также отмечал, на наличие у казахов Старшего жуза в племени джалаир рода кучук. «…нахождение же в настоящее время в колене Большой орды джалаир рода кучук допускает предположение, что часть кучуков попала под главенство передвинувшихся сюда в монгольское время джалаиров случайно, вследствие обращения занимаемых этими кучуками земель в обладание джалаиров».

Род козуган входит в состав племени аргын Орта Жуза, которое кочует на среднем Иртыше, Тоболе, Ишиме. В казахском племени конурат, которая относится к Орта Жузу (Средней Орде) есть род Бочман.

Академик Бартольд В.В. считал, что азы, упоминаемые в древнетюркcких рунических надписях, связаны с тянь-шаньскими азами-кара-тюргешами. Он же поколение торт ас алтайцев связывал с кыргызским племенем азык.

А.Н.Бернштам, анализируя историю Кыргызстана писал: «ближайшее отношение к истории Киргизстана имеет западнотюркский каганат, в территорию которого входило Семиречье, главным образом Северная Киргизия. «Тянь-Шань, Иссык-Куль и долины р.р. Чу и Таласа составляли центральные владения западных тюрок».

Известный советский этнограф и историк-кыргызовед С.М.Абрамзон приходит к заключению: «В связи со сказанным об азах-тюргешах обращает на себя внимание сходство изображений тамги племени азык с тамгой в виде лука на тюргешских монетах VIII в., найденных во время раскопок в Чуйской долине……Племя азык может быть сопоставлено также с алтайской группой «торт-ас», входящей в состав современных теленгутов и ач-кыштымов, потому что и «представители киргизского племени азык или (асык) называют себя «четырехтамговыми» (терт тамгалуу азык) по численности подразделений: козугуна, байкючюка, бычмана и берю».

Он же, указывая на родство азыков с алтайцами, дал в сноске сравнение родов этого племени с башкирскими подразделениями бушман-кыпсак, кузгун-катай.

В исторических источниках сер. XIII века среди племен, входивших в состав половецкого племенного союза встречается упоминание о некоем вожде по имени Бачман. Так, персидский историк Джувейни, написавший для монгольских ханов в 50-е годы XIII века "Историю завоевания мира", упоминает одного из знатных половецких вождей - Бачмана. "Когда каан отправил Менгу-каана, Бату и других царевичей для овладения пределами и областями Булгара, асов, Руси и племен кипчакских, аланских и других, (когда) все эти земли были очищены от смутьянов и все, что уцелело от меча, преклонило голову перед начертанием (высшего) повеления, то между кипчакскими негодяями нашелся один, по имени Бачман, который с несколькими кипчакскими удальцами успел спастись; к нему присоединилась группа беглецов… Мало-помалу зло от него усиливалось, смута и беспорядок умножались".

Рассказ о кыпчакском предводителе Бачмане встречается и в китайском сочинении "История первых четырех ханов из рода Чингизова". С.А.Плетнева и Р.Г.Кузеев считают, что родовое подразделение под названием Бычман, в разных вариантах встречается в составе трех народов: кыргызов, башкиров и татар. Крупный башкирский род бушман, по мнению Р.Г. Кузеева и С.А.Плетневой мог иметь свое происхождение от кыпчакского предводителя Бачмана.

Тождество асигов кит. источников с кыргызским племенем азык подтверждают и авторы I тома учебника «История Киргизской ССР» (том I. Фрунзе 1984 г.), где написано: «Связь азыков (асиги) с кыргызским племенем азык подтверждается сопоставлением "жаа-тамги" азыков с тамгой в виде лука на монетах VIII века, найденных во время раскопок в Чуйской долине (Ак-Бешим)».

Известный кыргызский-советский ученый-этнограф С.Аттокуров считал, что кыргызское племя азык является потомком западной ветви азов Тувы, которые переселились на Тянь-Шань после 715 года, когда они были разбиты восточными тюрками.

В VIII-IX вв. азыки упоминаются в Чуйской долине под названием азкиши (аскыз), в географическом сочинении Ибн Хордадбеха, который датируется IX веком. Он перечисляет тюркские племена следующим образом: "Страна тюрок: тогузогузы - их область самая большая… они граничат с Китаем, Тибетом и карлуками. Затем кимаки, гузы, джигиры, печенеги, тюргеши, азкиши, кыпчаки, кыргызы…".

По мнению Эсен уулу Кылыча «по-видимому, аскеши являлись одним из господствующих родов или племен в конфедерации племен Западно-тюркского (тюргешского) каганата. В пользу этого могут служить данные археологических находок из Чуйской долины, где на тюргешских монетах VIII в. н.э. имеются изображения тамги в виде лука, которое сходно с тамгой кыргызского племени азык. В Южной Сибири существует река с названием Аскыз, впадающая в Абакан, «отсюда село Аскызское и аскызская дума… Этимология термина аскыз нам представляется следующим образом: Askys=asyk-s (аффикс собирательности, множественности)=означает-асыки (Asyk-s>-asyk(y)s>-askys). Аналогично, türgis=türk-s (аффикс собирательности, множественности) = означает «тюрки»».

Этимология Аскел по нашему мнению имеет этимологию= «асык-эли», что звучит в форме Аскел, Изгиль, Эзгиль. Таким образом, мы приходим к заключению, что в исторических источниках асыки упоминаются в трех вариантах: Асык, Аскел, Аскыз.

Примерно в VIII или IX веке аскелы (азыки) начинают движение на запад, вместе с огузами, печенегами и половцами. В нач. X века они упоминаются в Поволжье. Это известие содержится в посольском отчете арабского путешественника и писателя Ахмеда ибн Фадлана, посетившего Волгу в 921-922 гг.

В персидском сочинении «Худуд аль аалам мин ал-Машрик ила-л-Магриб» («Границы мира с востока на запад») под 982 годом сообщается, что они (аскелы) враждуют с булгарскими племенами, обитавшими в Приуралье. О владениях аскелей в Поволжье пишет также персидский автор Гардизи, в своем произведении «Зайн аль ахбар» (XI в.).

Византийский автор Константин Багрянородный упоминает аскелей в составе «тюрков-мадьяр» (венгров), которые в то время обитали в Приуралье и Поволжье. Уже в Тюргешское время (VIII век), и особенно в Карлукское, начинается движение племен из среды нушиби (правого крыла) западных тюрков в западном направлении, в сторону Приуралья и Поволжья. Свидетельством этого является присутствие аскелей в этом регионе. В составе башкир в настоящее время присутствует род тиргеш. Несомненно, башкирские тиргеши являются выходцами из междуречья Сырдарьи и р.Чу. Тюргеши - это тянь-шаньское племя, причем из левого крыла (Дулу). Таким образом, часть азыков в качестве аскелов могла мигрировать на запад, и затем далее в составе половцев и мадьяр проникли в Трансильванию, на территорию современной Венгрии.

Движение кочевых племен западного крыла (нушиби) на запад проходило под давлением восточных соседей: тюргешей и карлуков. После распада Западного каганата и образованием Тюргешского каганата в земли к западу от реки Чу вторгаются тюркские племена из конфедерации левого крыла (Дулу). Тем не менее, как и прежде, племенам нушиби (правого крыла) и при тюргешах удается взять власть в свои руки (Сулук каган). Однако, вторжение в Западный Тянь-Шань карлуков приводит к заселению бывших земель правого крыла (нушиби) тюркскими племенами левого крыла каганата. В этих условиях, племена нушиби начинают покидать свои земли и двигаться на запад, в Поволжье. Там они вступают в непростые отношения с булгарами и мадьярами. В конечном итоге, вместе с половцами оказываются в Венгрии. Часть азыков и кучуков остается на западном Тянь-Шане и в настоящее время представлены в составе правого крыла кыргызского народа.

Кроме этого, азыки упоминаются как племя, среди 92 узбекских племен (илатийа) Золотой Орды. В списке "Тухфат ат-таварих-и хани" Муллы Аваз Мухаммада Аттара, датированного XIX веком они названы как "азак" или «адак». По списку Закира Чормошева это племя встречается как "адак". Таким образом, азыки могли войти в состав узбекских племен «Илатийа» в Поволжье. Кстати, в составе 92 узбекских племен присутствует племя мажар (мадьяры - так назывались в свое время средневековые венгры).

Вопрос о присутствии на территории Венгрии аскелов является сложной проблемой. В настоящее время они именуются секеями (секель). Что касается этнонимической формы секель (секей), то она вполне может представлять флективную (усеченную) форму от аглюнативной (тюркской) формы - аскель, т.е. аскель, (а)скель, секель. Венгерский язык флективный по своей сути, и наличие флексии вполне закономерно, поэтому считать этноним секель флективной формой от аглютинативной аскель вполне закономерно. Что касается этнонимической формы секей, то ее можно считать флективной формой от этнонима асык, т.е. асык, (а) сык, сак, секей.

Этнографическая группа секеи, секель, проживающая на юго-востоке Трансильвании, вполне может происходить из правого крыла (нушиби) западных тюрков, центром которого был западный Тянь-Шань. Надо отметить, что этногенез венгерского племени аскел (аскел) до сих пор еще не решен, из-за отсутствия более конкретных исторических источников. Тем не менее, предложенный вариант вполне возможен.

Венгрия - государство, расположенное в центре Европы, на среднедунайской равнине. Большая часть страны равнинная, на западе - предгорья Альп, на севере – Карпатские горы. Исторически, на территории Венгрии проживали племена и народы самого различного происхождения, в том числе и тюркского. Теснимые с востока воинственными кочевыми державами мадьяры и тюрки переходили Карпаты и спускались в Придунайскую низменность, укрываясь за Карпатской стеной.

Проблема этногенеза венгерского народа изучается уже много лет. Сложная этническая история, смешение разных народов на территории страны привели к тому, что венгры в настоящее время делятся на разные этнографические и субэтнические группы, такие как палоци, медье, шаркёзы, чанго, куны (кыпчаки), ясы, гайдуки (хайду), секеи, мадьярабы.

Так например, в области Хетеш и Гёчей проживает группа, близкая по традициям соседним словенцам. Между Рабой и Дунаем живут куманы (куны) - потомки половцев (тюрок-кыпчаков), вытесненные сюда в период монголо-татарского нашествия в XIII в. В этот же период на территории современной провинции Яс-Надькун-Сольнок поселились ясы. Часть тюрков-булгар из Поволжья и др. тюркских племен ушла в своё время в Паннонию. Долгое время (до XVII—XVIII вв.) куны (кыпчаки) и ясы сохраняли свой язык и культурные особенности.

В окрестностях Дебрецена сложилась этническая группа гайдуков. На юго-востоке Трансильвании живут секеи (секели), народ тюркского происхождения. Другим субэтносом венгров являются мадьярабы, которые были переселены сюда османским султаном Селимом I в 1517 году. Жили они на границе Египта и Судана. К настоящему времени их наречие имеет лишь отдалённое сходство с венгерским языком.

Также на материальную и духовную культуру венгров оказали влияние такие народы, как валахи, немцы, французы, итальянцы, цыгане, евреи, селившиеся на территории Венгрии. Население страны говорит на разных диалектах венгерского языка: западный (задунайский), южный или альфёльдский, тисский или дунайско-тисский, палоцкий или северо-западный, северо-восточный, мезёшегский или закирайхагский, секейский.

Этнографическая группа секеи (секель), проживает на юго-востоке Трансильвании. По мнению одних ученых они происходят от гуннов, по мнению других - от огузо-тюркских племен Западнотюркского каганата (VII в. н.э.). Считается, что они проникли в Венгрию из Средней Азии в период с X-XII вв.н.э. В исторических источниках они упоминаются как аскел, эскел.

Будучи носителями венгерского языка, сами секеи в настоящее время относят себя к венграм. В составе так называемого Союза трёх наций они выступали как главные предводители Трансильвании, где они - протестанты и католики - полностью подчинили своей власти православное румынское большинство, вставшее в XVIII-XX веках на путь сопротивления мадьяризации.

Со времён средневековья секеи были известны как отважные воины, игравшие важную роль в венгерской армии. Официально считается, что этногенез секеев, как и самих венгров, ещё недостаточно изучен. Большая группа секеев в настоящее время проживает в современной Румынии (около 700 тыс.). Примерно половина всех венгров Румынии причисляет себя к племени секеев. В Румынии секеи компактно проживают в трёх административных районах страны: Харгита, Ковасна и Муреш. Значительное количество секеев проживает также на территории республики Сербия, в автономной области Воеводина. Секеи долгое время сохраняли свое руническое письмо. Являлось ли оно тюркским, сейчас сказать невозможно, поскольку требует специального изучения. Первое упоминание секейских рун относится к 1483 году.

Известно также, что еще в XV веке секеи вели полукочевой образ жизни, занимались разведением лошадей и крупного рогатого скота. Секеи считались одними из лучших конных воинов в составе войска Венгерской армии. Секеи были более консервативны, и долго были близки к кочевой жизни, чем даже половцы, жившие по соседству, не говоря о других племенах Трансильвании, которые сильнее инкорпорировались в Венгерское общество.

Исторические аскелы могли мигрировать в Поволжье из междуречья Сырдарьи и Чу до X века. Первое известие об аскелах на западе относится к 921-922 гг. Эскелы упомянуты в посольском отчете Ахмеда ибн Фадлана, посетившего Волгу в 921—922 гг.

В 982 г. в «Худуд аль аалам» («География») об аскелах написано, как об одном из трех постоянно враждующих между собой булгарских племен). Гардизи в «Зайн ал-ахбар» (сер. XI в.) сообщает о владениях эскелей в Поволжье. Константин Багрянородный (913-945 гг.) «тюрков-мадьяр» называет савартойаскалой, что значит саварт и эскел(аскал).

Всемирно известный шведский синолог-лингвист Бернхард Карлгрен считает, что эскели вошли в состав венгров (мадьяр) и их потомками является этнографическая группа секей (письм. секель) в составе венгров.

Есть все основания полагать, что движение аскелов на запад проходило в составе кыпчакских племен (половцев). О присутствии аскелов в составе кыпчакских племен (половцев) свидетельствуют данные Лаврентьевской летописи, где упоминается о знатном вельможе, князе по имени Искал: «В лето 6569 (1061 г.) приидоша Половци пьрвое на Русьскую землю воевати. Всеволод же изиде противу им месяца февраля в 2 день. И бившимся им, победиша Всеволода и, воевавше, отъидоша… Бысть же князь их Искал». Имя половецкого хана Искала (вар. Сакал) по мнению Ю.А.Зуева есть персонифицированная форма этнонима эскел(аскел).

Таким образом, аскелы могли быть вытеснены вместе с половцами на запад, за Карпаты в домонгольское время.

Возможна ли миграция тюркоязычных аскелов с востока в Трансильванию, на территорию современной Венгрии? Для примера можно взять кунов-кыпчаков (половцев), живущих в Венгрии между Рабой и Дунаем. Все мы знаем о миграции тюрков - булгар с востока на Балканы и образование болгарского славяноязычного народа с тюркским этнонимом и сильным присутствием тюркизмов в языке. Недалеко от них, в Молдавии живут гагаузы - тюркоязычный народ. Впрочем, и сами мадьяры (венгры), являются выходцами из районов южного Приуралья, территории, которая в свое время входила в состав Западно-тюркского каганата и поочередно входила то в улус Нушиби (Он шадапыт), то в улус Дулу.

Какая-то часть азыков осталась в западном Тянь-Шане и ныне присутствует в составе кыргызского народа. Каких-либо письменных исторических известий об азыках в период с IX по XV-XVI вв. пока не имеется. Асыки, кучуки и барсканы, некогда составлявшие правое крыло Западнотюркского каганата если в тюргешское время как-то держались в междуречье Чу и Сырдарьи, то в карлукское время они покидают данную территорию под напором тюркских племен восточного крыла - Дулу. Впоследствии, к нач. Х века мы встречаем их в Поволжье и Приуралье, среди половцев, булгар и мадьяр. В последний раз аскелы в северном Притяньшанье упоминаются в связи с событиями 715 года, их сражение с войском Второго Восточнотюркского каганата. Согласно данным тюркских эпитафий, народ аскелов (в тексте – эзгиль (азгиль)) тогда погиб. Однако, как сообщают нам исторические источники Х-ХI вв. они выжили и мигрировали далеко на запад, в Поволжье и Приуралье. Кроме этого, есть основания полагать, что какая-то их часть осталась в западном Тянь-Шане. Свидетельством тому является наличие среди кыргызского народа племени азык.

Согласно "санжыра" (Родословная кыргызских племен) племя азык относится к правому крылу кыргызского народа, к отделению Тагай. Согласно данным этой Санжыра, все подразделения отдела Тагай называются именами потомков одноименного легендарного предка. Однако помимо родных сыновей Тагая - Богорстона, Койлона, Кылжыра и Карачоро, упоминаются и приемные сыновья - Азык, Саяк, Черик и другие.

Кылыч Эсен уулу, историк, тюрколог, автор книги «Хагяс. История енисейских кыргызов (С древнейших времен до нач. XVIII века)»

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

О происхождении термина «Ажо», обозначавшим в китайских летописях правителя кыргызов

Письменный памятник енисейских кыргызов конца VII-нач.VIII века н.э. с берегов реки Элегеш (Элегест) как исторический источник

Енисейские кыргызы

Еще статьи

Поделись реакцией: Муж. Жен.
Улыбка
Грусть
Удивление
Злость
Необходимо авторизоваться
Комментарии
Комментарии в ВЫХОДНЫЕ дни и НОЧНОЕ время (с 18.00 до 9.00 по Бишкеку) будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком