Добавить статью
3:45 11 Октября 2012 89262

Археология и история древнего и средневекового Кыргызстана
(часть 2)

(часть 1)

Сакские цепочки курганов

От жизни той, что протекала здесь,

От крови той, что здесь рекой лилась,

Что уцелело, что дошло до нас?

Два-три кургана, видимых поднесь.

Ф. Тютчев

Проезжая по северу Киргизии, невольно обращаешь внимание на величественные курганы. Могучей шеренгой с примерно равными интервалами протянулись они с юга на север. Среди них есть подлинные великаны диаметром более ста метров и высотой с четырех-пятиэтажный дом.

Изучение их началось в конце 20-х годов нашего столетия. Недалеко от башни Бурана, близ Токмака, тогда еще молодые ленинградские археологи М.П. Грязнов и М.Е. Воеводский раскопали несколько курганов. Это были первые научные раскопки памятников кочевников в Средней Азии вообще. Несмотря на то, что все погребения были ограблены, ученые извлекли из них много керамики и различных поделок из металла, попадались даже изделия из золота, однако среди предметов не оказалось ни одного хорошо датируемого. Ученые отнесли буранинские курганы к III в. до н.э. – I в. н.э. По сведениям письменных источников было известно, что в это время здесь кочевало племя по имени усунь, поэтому отмеченные выше цепочки курганов назвали усуньскими. Так их и величали до недавнего времени в самых серьезных научных трудах. К новой интерпретации находок из курганов у Бураны выдающийся советский ученый М.П.Грязнов не возвращался.

В 1968 г. киргизский археолог И.К.Кожомбердиев на западной окраине нового райцентра Токтогул приступил к раскопкам цепочки курганов могильника Джал-Арык II. И сразу удача: первый же раскопанный курган содержал комплекс находок, который хорошо датировал его. На дне глубокой прямоугольной ямы, перекрытой арчовыми бревнами, лежал скелет громадного, почти двухметрового, старика. Правая рука его покоилась на рукояти боевого чекана, у левого бедра железный кинжал – акинак. На груди была зачищена великолепная серебряная пряжка, украшенная высокохудожественными изображениями коней-грифонов. В ногах погребенного находились различные керамические сосуды, а в изголовье – набор предметов из бронзы. Чекан, акинак и серебряная пряжка убедительно датировали погребение IV–III вв. до н. э., т. е. временем кочевников саков, которые жили здесь раньше усуней. Курган оказался тем звеном, ухватившись за которое можно было вытянуть и поставить на исторически правильное место всю цепочку курганов. И это было сделано. Позже И.К.Кожомбердиев в Кетмень-Тюбе, а В.П.Мокрынин в Иссык-Кульской и Чуйской долинах изучали немало таких цепочек. И все они дали материалы, относящиеся ко времени саков.

Вне поля зрения древних историков

Что мы знаем о саках по трудам их современников – античных историков, географов, путешественников, наконец, поэтов? О них писали Аристей, Хэрлл, Дионессий Периэгет, Ктесий Книдский, Эфор, Птолемей и многие другие. Писал и «отец истории» Геродот. Однако уже в древности сакский вопрос был настолько запутан, что Плиний Старший с горечью отмечал: «Ни в одном другом вопросе не расходятся так писатели...»

121011_1
Предметы вооружения саков

Если отвлечься от легенд и суммировать сведения древних авторов о саках, то можно констатировать, что они делились на три большие союзы племен, занимались кочевым скотоводством, поклонялись солнцу, были прекрасными воинами, женщины занимали довольно высокое положение. Саки принимали активное участие в греко-персидских войнах, отличились в Марафонском сражении (490 г. до н. э.), геройски дрались при Платеях (479 г. до н. э.), поддерживали восстания среднеазиатских народов против персов, остановили непобедимые фаланги Александра Македонского у Сыр-Дарьи, участвовали в разгроме греко-бактрийского царства.

Однако где жили эти саки? Близ Каспия, или в Хорезме, в горах Тянь-Шаня, или на берегах Аму-Дарьи? Как решить проблему локализации сакских племен? Через 2 тыс. лет после Плиния Старшего видный советский археолог Б.А. Литвинский, касаясь вопроса расселения саков, писал: «...к сколь противоречивым выводам приходят разные исследователи этой проблемы. Едва ли можно сейчас рассчитывать на окончательное решение этой сложной проблемы».

И немудрено. В руках современного историка нет и никогда не будет добротного, надежного письменного источника по истории саков по той простой причине, что он так и не был создан в древности. Саки были настолько удалены от пишущих народов, что Геродот вынужден был признать: «Я не мог найти никого, кто бы сказал, что знает те местности (где обитали саки – В.М.) как очевидец». Естественно, в таких условиях качество материала, собранного историками в древности, не могло быть объективным. Поэтому едва ли был прав Страбон, обвиняя своих предшественников: «Ничего положительно не добыто исследователями об этих народах (саках. – В.М.) вследствие легкомыслия историков и их страсти к сказкам».

121011_2
Предметы вооружения саков

Если так обстоит положение вещей относительно саков, обитавших близ границ ахеменидского Ирана, то оно становится невыносимым, когда речь идет о саках, обитавших на территории Киргизии, которая никогда не входила в сферу политики Ахеменидов. Исследователи выдвигают хитроумнейшие предположения, «расселяя» те или иные племена на карте современной Киргизии. На некоторое время эти гипотезы становятся аксиомами, однако лишь до тех пор, пока новый исследователь, оперируя все теми же всем известными данными, также хитроумно не опровергает их. Классический замкнутый круг. Достоверная этническая карта Средней Азии и Казахстана 2-й половины – 1-го тыс. до н. э. так и не создана. В настоящее время мы не знаем ни одного дробного этнонима или топонима в трудах античных писателей, который можно было бы безоговорочно локализовать на карте республики. На ней (и то не без дискуссий) допустимо обозначить названия лишь двух крупных союзов племен саков:

1. Тиграхауда (они же массагеты) – обитали от Аральского моря до долины р. Или, включая весь север Киргизии.

2. Хаомаварга – занимали часть Северной Индии, Афганистана, а также юго-восточную часть Средней Азии, включая территорию Алая и Ферганы.

Из древних письменных источников касательно истории саков Киргизстана едва ли удается получить более существенные сведения. Тянь-Шань был вне поля зрения античных историков. Положительных результатов в реконструкции истории саков можно добиться лишь целенаправленными и фундаментальными раскопками их памятников. Слово остается за курганами.

Археологические памятники саков

В настоящее время к памятникам саков Тянь-Шаня можно отнести: 1 – курганные погребения; 2 – клады; 3 – древние каменные изваяния, родственные южносибирским «оленным» камням.

121011_3
Предметы вооружения саков

Курганы саков известны практически на всей территории республики. В топографическом отношении они расположены либо в цепочку, вытянутую в меридиональном направлении, либо бессистемно. В цепочку вытянуты, как правило, крупные курганы (с насыпью диаметром 20–120 м, высотой до 15 м), однако есть цепочки, состоящие из гораздо меньших насыпей. Бессистемно расположены исключительно курганы с небольшими насыпями. Обычно цепочки и беспорядочно разбросанные курганы за малым исключением располагаются раздельно.

Крупные курганы изучались только в Кетмень-Тюбе, Чуйской долине и на Иссык-Куле. Структура их насыпей и погребальные сооружения различны.

Кетмень-Тюбе. Здесь производились раскопки 10 могильников, состоящих из крупных курганов, вытянутых в цепочку в меридиональном направлении. Вокруг многих из крупных курганов сооружена округлая или подчетырехугольная выкладка-ограда из валунов. В одном случае пара курганов была окружена восьмеркообразной выкладкой.

Все курганы были насыпаны из земли, а затем тщательно выложены по поверхности сплошной (панцирной) кладкой из валунов. Наиболее крупные курганы имеют еще одну такую кладку, которая прослеживается в разрезе насыпи в виде дуги непосредственно над могильной ямой. Под насыпью – погребения в грунтовых ямах, вытянутых по линии запад – восток. Ямы перекрыты поперек бревенчатым накатом, иногда толщиной в три ряда. Поверх бревен укладывали слой камня. Погребенные лежали в яме головой на запад в вытянутом положении на спине. Подавляющее большинство курганов ограблено в древности. Несмотря на это, в могильниках Кетмень-Тюбе добыт очень ценный материал.

Чуйская долина. Раскопки цепочек крупных курганов производились в двух пунктах: близ башни Бурана и в местности Кара-Булуну с.Калиновка. По конструкции насыпей и погребальному обряду чуйские курганы близки кетменьтюбинским. Отличия зафиксированы в каменных конструкциях. Во всех раскопанных курганах могильника Кара-Булун отмечена невысокая каменная стена, которая и определяла первоначальный диаметр кургана. Небольшая насыпь над могильной ямой перекрывалась куполообразным сооружением из камней со стенками толщиной до 2-х м, поверх которой насыпан еще слой земли. Внешняя панцирная кладка, в отличие от Кетмень-Тюбе, не прослеживается. Погребальные обряды в Кетмень-Тюбе и Чуйской долине идентичны.

Иссык-Кульская котловина. Крупные курганы вскрывались в могильниках Туура-Суу и Ачик-Таш в бассейне р.Тон. Структура насыпи и конструкция погребальных сооружений резко отличаются от кетменьтюбинских и чуйских курганов. Насыпь состояла из каменной наброски, под ней в овальных ямах из больших каменных плит сооружали ящик, вытянутый по линии запад – восток. В северной стене оставлялся проход в подквадратную, меньшую по размерам, каменную пристройку, которая вплотную примыкала к стенке ящика. Все сооружение перекрывали плоскими каменными плитами. Погребенные лежали на спине в вытянутом положении головой на запад.

Клады. Особую группу памятников составляют клады. В Киргизстане обнаружены клады всех исторических эпох, поэтому здесь уместно остановиться на исключительно важном их научном значении. Всякая находка клада сопряжена с полным набором счастливых случайностей: что клад в древности был зарыт именно в этом, а не в другом месте; что владелец не смог его изъять; и то, что лопата, нож бульдозера или ковш экскаватора подняли именно тот пласт земли, который скрывал сокровища предков.

121011_4
Предметы вооружения саков

Клады предельно редко находят археологи. Обычно к ним первой прикасается рука землекопа, пахаря, бульдозериста. Этим счастливцам хочется напомнить: каждый клад является достоянием всего народа, поэтому его нельзя присваивать. Гражданский долг нашедшего клад или узнавшего о его открытии – собрать его полностью и передать специалистам в ближайший музей, в районные отделения общества охраны памятников истории и культуры, либо в АН Киргизии. Ни в коем случае нельзя оставлять себе ни одной монетки, ни единой вещицы из состава клада. Нельзя нарушать комплекс вещей. Каждый клад – это своеобразная и хорошо написанная предками книга по истории Киргизии, «изданная» в единственном экземпляре. Поэтому даже самые незначительные изъятия из клада можно приравнять к вырванным страницам из этой уникальной книги.

На территории нашей республики найдено три крупных клада V–III вв. до н. э.

1. Кырчинский клад. Два жертвенных столика, скульптурное изображение крупного рогатого «зебувидного» животного, два светильника, украшенных скульптурами диких зверей, и сферический котел. Все вещи из бронзы. Найден в 1937 г. на глубине 1,5–2 м при строительных работах в месте впадения р. Кок-Добе в р. Малая Ак-Суу (местность Кырчин на северном берегу Иссык-Куля). В науку вошел под названием «иссыккульские жертвенники». Хранится в Эрмитаже.

2. Барскоунский клад. Найден в 1968 г. школьниками в насыпи кургана восточнее с.Барскоун на южном побережье оз. Иссык-Куль. В него входили многочисленные штампованные бляшки высокохудожественной работы с изображениями тигра, волка, дикого кабана, фигурные бляшки различных форм с орнаментами, обрезки и обломки металла. Хранится в фондах Института истории АН Киргизии.

3. Чельпекский клад. Состоял из массивного стола, ножками которого служили женские скульптуры с поднятыми вверх руками (в позе кариатид), и трех обломков котла. На одном из обломков сохранились две фигурки лежащих «зебувидных» животных. Все предметы из бронзы. Найден школьниками в овраге близ с. Чельпек на восточном побережье оз. Иссык-Куль. Хранится в Республиканском историческом музее.

К кладам можно отнести единичные находки громадных бронзовых котлов, предметов вооружения и конской сбруи сакского времени. Школьники близ города Нарына нашли прекрасный бронзовый жертвенник с фигурками пантер, шествующих по бортику. Все эти случайные находки бесценны для науки.

«Оленные» камни. Этот вид памятников сакского времени очень своеобразен. Обычно их находят в Южной Сибири, в Монголии, реже – на Алтае. В последние годы несколько «оленных» камней найдено в Чуйской долине и на побережье оз. Иссык-Куль. Находки на территории Киргизии можно разделить на два типа: 1 – каменные стелы, в верхней части которых с противоположных сторон на одном уровне выбито по замкнутому кругу; 2 – каменные стелы, на плоскостях которых, кроме вышеупомянутых кругов, выбиты изображения оленей (отсюда название памятников), кабанов и других животных. Нередко здесь же выбиты контуры кинжалов и луков.

Установлено, что «оленные» камни схематически изображали людей. Причем замкнутый круг в верхней части стелы изображал не глаз, как это сразу приходит на ум, а серьгу.

Продолжение

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

02-12-2013
Дирхемы, дирхемы, дирхемы…
78892

22-11-2013
Загадка Усто Ахмада
42154

18-11-2013
К вопросу о тюрко-согдийской интеграции в VI-VIII вв.
(продолжение)
22120

08-11-2013
К вопросу о тюрко-согдийской интеграции в VI-VIII вв.
31342

01-11-2013
Византийский историк о согдийцах в Семиречье
(часть 2)
38949

25-10-2013
Византийский историк о согдийцах в Семиречье
44806

18-10-2013
Сирийские и армянские источники о становлении Тюркского каганата
(продолжение)
56876

10-10-2013
Сирийские и армянские источники о становлении Тюркского каганата
44466

27-09-2013
Сведения о тюркских народах в минералогическом трактате Ал-Бируни
(продолжение)
30179

20-09-2013
Сведения о тюркских народах в минералогическом трактате Ал-Бируни
59024

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×