Создание Джунгарского ханства в 1635 г. поставило кыргызов в сложную ситуацию. Они давали ясак и хотогойтским Алтын-ханам, и джунгарским тайшам, и русским воеводам. В марте этого года Я.Тухачевский послал отряд В.Теунова на кызылов, ачинцев и на кыргызский Начикаев улус. Служилые разгромили князя Начикая. После этого в Ачинском остроге дал клятву-шерть кызыльский князь Инбен. В новом походе, в который был направлен И.Кобылинский, на стороне русских приняли участие аринцы и качинцы. На реке Туачаке 9 августа кыргызский князь Ишей был вынужден дать шерть русским. До него дошли известия, что на устье Сыды русские победили их кыштымов и идут на соединение с отрядом на Туачаке. В Томск он дал в аманаты своего брата Кошу, а также князей Бояна Тыкочпеева и Баджирбая Набыдаева. Кыргызы клялись в том, что они будут царскими подданными.
В 1643 г. в Алтырский улус бежали ясачные из мрасских и кондомских волостей. Алтырские князья Талан и Тюлек отказались выдать беглых. Кроме того, между русскими воеводами начались споры касательно сфер влияния. Спорили между собой воеводы Кузнецка, Томска и Красноярска. Кыргызские князья и после шерти русским продолжали собирать ясак с чулымских кыштымов. Летом 1644 г. кыштымы тубинского князья Уйгура в устье Тубы перебили русских ясачных сборщиков. Со смертью Михаила Федоровича в 1645 г. воеводы были вынуждены приводить к присяге новому царю Алексею Михайловичу всё зависимое население. Летом 1646 г. они направили к кыргызам новое посольством. Кыргызы отказались давать ясак в Томске, мотивируя это тем, что боятся набегов бурятов. Алтысарский князь Бектен отказался присягать. Талай и Коян говорили, что уже шертовали новому царю в Кузнецке и Красноярске соответственно. В 1648 г. кыргызы прибыли на торг под Красноярск, но русские в город их не впустили. Летом этого же года кыргызы просили в Томске помощи против Алтын-хана8.
Особенно сложно кыргызам стало в 50–60-х гг. XVII в., когда хотогойты участили свои набеги. Кыргызским князьям Алтысарского и Исарского улуса пришлось присягнуть русским. При этом царское подданство не избавляло кыргызов от зависимости от других соседей. Хотогойты собирали ясак с енисейских кыргызов. Для того чтобы эффективно противостоять внешним угрозам, кыргызы были вынуждены объединиться. Во главе их встал князь Эренак. В русских документах он впервые появляется в 1665 г., когда он не дал подвод и корма посольству Р.Старкова к алтын-хану Лубсану. Эренак ходил в набег на ясачных: в 1666 г. он нападал на Канскую землю и Удинский уезд. В Канской земле он разбил тубинцев, занял и русский Удинский острог. Красноярский воевода Герасим Никитин отправил в погоню за Эренаком отряд атамана Елисея Тюменцева, который отбил полон у кыргызов. Последние просили алтын-хана Лубсана о помощи против русских. Русские же на переговорах с хотогойтам называли главным виновником конфликта Эренака. Лубсан не успел сыграть заметной роли в конфликте, поскольку сам был разгромлен джунгарами Сенге.
С этого времени кыргызы перешли на сторону Сенге, признав над собой власть джунгар. Джунгарский тайша начал претендовать и на власть над народами Минусинской котловины. Послы от него в Красноярске сообщили, что он имеет право собирать ясак с кыргызов и тубинцев. Г.Никитин отверг требования Сенге и полагал, что только качинцы и аринцы остануться верными подданными. Летом 1667 г. красноярский воевода запретил ясачным давать ясак джунгарам. Последние же, двигаясь по берегам Енисея, разоряли русские поселения и грабили ясачных. Подойдя к Красноярску, они взяли его в осаду. Кыргызы также участвовали в приступах. Джунгарам не удалось взять город и они, захватив полон, возвратились назад. После этого Г.Никитин повел переговоры с Эренаком о выкупе попавших в плен. Томский воевода Никита Вельяминов отправил к хунтайдже Сенге посольство с целью выяснить причины набега. Джунгарский правитель говорил, что берет ясак со своих кыштымов и пригрозил русским, что, если те не выдадут теленгитов, то он придет под Томск и Кузнецкий острог. Эренак при покровительстве Сенге отправлял к ясачным послов со стрелами, что означало предупреждение. Это привело к тому, что они прекращали платить ясак русским9.
В 1671 г. в Джунгарском ханстве был убит Сенге и к власти пришел Галдан-Бошокту. Кыргызский князь Эренак и тубинский князь Талай прибыли к новому правителю, чтобы засвидетельствовать свою покорность. Галдан старался поддерживать с русскими мирные отношения, но не возражал против походов Эренака на ясачные волости. В 1672 г. к кыргызам прибыл отряд джунгарских войск во главе с Донжином Кочеочи. В Красноярск было отправлено требование дать ясак с качинцев и аринцев. Русские отказались это делать, мотивируя это тем, что те дают ясак им. В сентябре 1673 г. джунгары и кыргызы напали на Кузнецкий уезд и захватили много пленных и добычи. Однако отряд из Кузнецкого острога во главе с атаманом Иваном Бедаром отбил полон и добычу. Вскоре отряд в 300 воинов во главе с кыргызским князем Шанды двинулся к Енисейску. Ряд поселений Енисейского уезда был разгромлен. На обратном пути кыргызы подошли к Ачинскому острогу и продержали его в осаде три дня. Не сумев взять острог, кыргызы подожгли его, и русские, потеряв все имущество, бежали из него с другой стороны, чтобы не попасть в руки кыргызов.
После этих событий участились случаи неповиновения ясачных. Они избивали русских сборщиков ясака и откочевывали к кыргызам. Эти события обеспокоили не только сибирские, но и центральные власти. Так, в 1674 г. томскому воеводе Дмитрию Барятинскому было предписано усмирить кыргызов силами Томска, Енисейска, Красноярска и Кузнецка. Однако тот отвечал, что это невозможно, поскольку за кыргызов неминуемо заступятся джунгары. Красноярский воевода Алексей Сумароков предложил построить цепь передовых фортов, чтобы предупреждать кыргызские набеги. В 1675 г. русские попытались соорудить Сосновый острог на Енисее ниже устья реки Абакан. Эренак дважды нападал на этот острог. Его приступы были отбиты, но, не имея возможности долго удерживать укрепление, острог был оставлен.
В 1677 г. томский воевода Петр Львов отправил толмача Корнилу Капустина к Эренаку с предложением не нападать на ясачных. Не застав Эренака, толмач прибыл к Галдану-Бошокту. 20 октября 1677 г. в Томск прибыло посольство с предложением жить в мире. Кыргызы предлагали, чтобы русские дали от каждого города по заложнику, а взамен они дадут аманатов от себя. Русские согласились на эти условия. 17 декабря Эренак отправил для переговоров в Красноярск своего брата. Кыргызы, со своей стороны, обязались не собирать дань с ясачных волостей, вернуть угнанный скот и перебежчиков, не чинить препятствий постройке русских острогов на реках Кое и Ое. Русские же освобождали тубинских князей, обещали выдавать кыргызских перебежчиков и не чинить насилий кыргызам и их кыштымам. За это кыргызы согласились давать ясак русским10.
Договор 1678 г. был равноправным, а кыргызы формально становились русскими вассалами. Однако летом договор был нарушен по вине джунгар, которые считали себя в праве собирать ясак с населения Минусинской котловины. Готовилось общее нападение джунгар и кыргызов на русские поселения. В 1679 г. они пришли войной на Красноярск, Енисейск и другие поселения. 15 июля 1679 г. значительные силы джунгар появились под Красноярском. Они опустошили земли качинцев, аринцев и ястинцев. Отряд кыргызов Шанды подошел к Томску, а отряд Эренака — к Красноярску. Отряд атамана Р.Кольцова разбил отряд кыргызов, плывший в суднах по Енисею выше Караульного острога. Те же кыргызы, которые шли на Красноярск по суше, подошли вплотную к городу. Несмотря на огонь из огнестрельного оружия, они атаковали обороняющихся, однако русские смогли отбросить кыргызов. Шанды же пришел к Сосновому острогу, а потом в трех днях пути от Томска сразился с отрядом сына боярского Романа Старкова. В этой битве отряд из 417 кыргызов был разбит. Правда затем он смог собраться вновь и при отступлении взять Ачинский острог11.
В 1680 г. московское правительство поручило томскому воеводе собрать войско, которое разбило бы кыргызов. На помощь ему был отправлен отряд из Красноярска. В феврале этого года состоялись столкновения у Больших и Малых Июсов, где русские застали Эренака. Тот заключил мир с русскими и даже обещал воевать против их недругов, однако впоследствии отказался от этих обязательств. В Москве были недовольны таким результатом похода томских детей боярских Ивана Греченинова и Романа Старкова на кыргызов. Сибирским воеводам было приказано собрать в Томске, Тобольске, Таре, Томске и Кузнецке силы для разгрома кыргызов. Было собрано 1430 ратников. Однако результаты похода были плачевны, поскольку Эренак разбил отряд И.Суворова, который осуществлял общее руководство этой операцией. После неудачи русские уже сами проявили инициативу в переговорах. Парламентерами были татарин Кучек Сайтуганов и бухарский мулла. Эренак при этих переговорах говорил, что не позволит строить в своей земле острог и что это не он нарушил присягу, а русские, которые хотели завоевать кыргызские земли. Русские же просили Эренака не нападать на ясачных и не собирать с них дань. В 1683 г. русские предложили ряд условий, среди которых было сооружение острога, ненападение на ясачных, вассалитет Эренака, ясак с горных порубежных волостей. Эренак не соглашался только с сооружением острога. Осенью 1683 г. кыргызский посол Кашка Кубаг прибыл в Москву и 28 ноября кыргызы пообещали, что Эренак будет служить царю. Покровитель кыргызов Галдан, заключив мир с русскими, начал войну против монголов Тушету-хана. В походе в Халху принял участие и Эренак12.
Нужно сказать, что контакты кыргызов с джунгарами и хотогойтами были достаточно давними. Государством хотогойтов было владение алтын-ханов. Его основал Шолой-Убаши-хунтайджи. Он обложил албаном (ясаком) владения кыргызов и подчинил урянхайцев (тувинцев). Ишей доставил в ставку Шолоя-Убаши ясак, но обычно хотогойтские сборщики албана приезжали к кыргызам сами. В 1616 г. кыргызы жаловались Шолою-Убаши, что русские на них нападают. Российские послы к алтын-хану отмечали, что этот правитель берет ясак с саянцев, бурятов, мулдарцев, орчиков, тулуманцев и терегулов, а также с тубинского улуса. Кыргызские князья, собирая ясак со своих кыштымов раз в год, отвозили его алтын-хану. После посольства к русским в 1620 г. кыргызы восстали против хотогойтов. Кроме того, русские обидели в Тобольске хотогойтского посла Тархан-Лаба. Алтын-хан дважды посылал небольшие отряды наказать кыргызов, но кыргызы не дали себя в обиду, отразили вторжение и откочевали. Тогда хотогойты отправили отряд в 300 воинов к кыргызам, которые откочевали на Чулым и Уруп. Кыргызы послали в Томск за помощью, но русские, вместо того чтобы оказать помощь, сами напали на кыргызов.
В 1626 г. кыргызский князь Тайтагай снова давал ясак Алтын-хану. В 1629 г., когда русские хотели построить острог в землях кыргызов и говорили, что они это делают для оберегания их от монголов, но кыргызы отвечали им, что будет ли острог или нет, хотогойты всё равно придут и повоюют кыргызскую землю. Они не верили, что русские могут им реально помочь против Алтын-хана. В 1631 г. Алтын-хан Гомбо Эрдени-хунтайджи стал оказывать помощь кыргызам. В 1634 г., когда русские напали на кыргызов, те призвали на помощь 400 хотогойтов, и последние помогали кыргызам оборонять свою землю. В августе кыргызы с кыштымами и хотогойтами приходили под Красноярск. В 1636 г. русский посол сын боярский Степан Греченин обвинял Алтын-хана в том, что тот не исполнил своего обещания смирить кыргызов. Хотогойтский хан не был заинтересован в том, чтобы кыргызы были русскими данниками. В 1637 г. кыргызы опасались монгольского вторжения. Когда хотогойты во главе с Дурал-Табуном вторглись в Алтырский улус, то кыргызы приготовились к битве. В 1638 г. кыргызы утверждали, что не боятся Алтын-хана. В 1642 г. 500 хотогойтов во главе с Алтын-ханом появились в Кыргызской земле. Они прибыли теперь по просьбе кыргызов, поскольку в 1641–1642 гг. на них нападали казаки. Алтын-хан хотел убить русских ясачных сборщиков.
В 1648 г. кыргызы уже при помощи русских были намерены воевать против хотогойтов. В 1652 г. Алтын-хан Гомбо Эрдени-хунтайджи вместе со своим сыном Лубсаном снова появился в Кыргызской земле. На этот раз это было вторжение четырехтысячного войска, поскольку Алтын-хан поссорился со своим племянником Мерген-тайшей, а кыргызы дали последнему убежище. Кыргызский князь Иженей Мерген отправил своих людей к красноярскому воеводе. Мерген-тайша, прийдя в Кыргызскую землю, начал грабить местное население и убивать русских ясачных сборщиков. Кыргызские кыштымы спасались бегством. Взяв в плен кыргызских князей, Алтын-хан бросил их в темницу. Этот правитель указывал, что до того, как был построен Красноярский острог, он брал ясак с кыргызов, тубинцев, алтырцев, качинцев и кыштымов.
8 Абдыкалыков А. Енисейские кыргызы… C. 82–85; Чертыков В. К. Кыргызская земля…; Он же. Хакасия… C. 109–116; Барахович Н. П. Борьба… С. 239–252.
9 Козьмин Н.Н. Князь Иренак… С. 41–58; Каратаев О. Эренак-бек…; Абдыкалыков А. Енисейские кыргызы…; Чертыков В. К. Хакасия… C. 156–162; Барахович Н. П. Службы… С. 546–548.
10 Козьмин Н. Н. Князь Иренак... С. 41–58; Каратаев О. Эренак-бек…; Абдыкалыков А. Енисейские кыргызы… C. 91–95; Чертыков В. К. Кыргызская земля…; Он же. Хакасия... C. 162–172; Барахович Н. П. Службы... С. 548.
11 Козьмин Н.Н. Князь Иренак... С. 41–58; Каратаев О. Эренак-бек…; Абдыкалыков А. Енисейские кыргызы… C. 95–97; Чертыков В. К. Кыргызская земля…; Он же. Хакасия... C. 172–183; Барахович Н. П. Службы... С. 548.
12 Козьмин Н. Н. Князь Иренак... С. 41–58; Каратаев О. Эренак-бек…; Абдыкалыков А. Енисейские кыргызы… C. 97–106; Чертыков В. К. Кыргызская земля…; Он же. Хакасия... C. 183–192; Барахович Н. П. Службы... С. 548–550.