Добавить статью
10:45 22 Апреля 2019
Ош как важный военно-стратегический, торгово-экономический и культурный центр Великого Шелкового пути

20 апреля с участием Президента КР С.Жээнбекова, большого количества официальных делегаций и гостей из тюркского мира в городе Ош состоялось официальное открытие большого события - по решению международной организации ТуркСОЙ «город Ош объявлен культурным центром тюркского мира 2019 г.».

Четверть века неустанно изучаю, нахожу, пропагандирую и прославляю историю города Ош. Весьма важным для нас является тот факт, что за это время город Ош дважды стал объектом особого празднования, имеющее международное значение. Первый раз, на стыке XX-XXI веков, когда отмечали 3000-летие Оша. Второй раз воспеваем свой город, в текущем году, по решению международной организации ТуркСОЙ, наш древний и вечно молодой город Ош объявлен - культурным центром тюркского мира 2019 года. Город Ош достоин быть культурным цен¬тром тюркского мира не только текущего года, но и в последующем. Это очень радостное, огромное событие и очень большая ответственность для всех нас, и особенно ошан.

Кстати, несколько слов о ТуркСОЙ, это международная организация по культуре тюркских народов. Образована в 1993 г. по инициативе и взаимному договору министров культуры - Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана и Турции. Аббревиатура ТуркСОЙ первоначально на тюркском языке означало Совместная организация по развитию тюркской культуры и искусство или Turk Kultur ve Sanatları Ortak Yonetimi, позднее стал называться Түрк маданиятынын эл аралык уюму - Международная организация тюркской культуры (когда речь идет о тюрках имеются ввиду не только Турецкие тюрки, а все тюркоязычные народы мира – авт.). На сегодняшний день в эту международную организацию входит 14 стран, из них вышеуказанные 6 стран организаторы, еще 8 стран наблюдатели. Головной офис ТуркСОЙ расположена в Анкаре, Турции. С 2012 г. ежегодно осуществляется международный проект ТуркСОЙ – «Культурный центр тюркского мира». За это время культурным центром тюркского мира стали - Астана (Казахстан, 2012 г.), Эскишехир (Турция, 2013 г.), Казан (Татарстан, 2014 г.), Мерв (Туркменистан, 2015 г.), Шеки (Азербайджан, 2016 г.), Туркестан (Казахстан, 2017 г.), Кастамону (Турция, 2018 г.). 2019 г. - Ош объявлен - культурным центром тюркского мира. С 2008 г. Генеральным секретарем ТуркСОЙ является бывший министр культуры Республики Казахстана Д.Касеинов, заместителем является Фырат Пурташ из Турции. Это о ТуркСОЙ, теперь об Оше.

Города, как и люди, имеют свою, насыщенную событиями, реальную историю и судьбу. В этом плане не является исключением и старинный Ош - один из крупных административно-политических и культурных центров современного Кыргызстана. Благодаря своему выгодному историко-географическому положению он оказался на территории трансконтинентальной трассы древнего, средневекового, нового периода, да и сегодняшнего Великого Шелкового пути. Это, в свою очередь, давало возможность обмениваться не только торгово-материальными, но и культурными ценностями различных цивилизаций, стран и народов.

В чем заключается важность города Ош, в вышеуказанных аспектах?

►►► Ош является одним из древним поселением людей еще бронзового века. Древнее поселение находилось на склонах Сулайман-Тоо, где учеными обнаружены много жилищ, обитаемых населением Ошского поселения в древности. Полагаем, их выбор расселится на склоне Сулайман-Тоо, недалеко берегов бурной Ак-Бууры было не случайностью, а благодаря благоприятным условиям для жизни, они выбрали именно это место. Неслучайно Ошское поселение является одним из самых древнейших в Центральной Азии, занимает особое место в истории и культуре народов Кыргызстана.

190422_1 ►►► Ош являлся крупным городом в числе 70 городов, но в начале нашего тысячелетия стала столицей древнего государства Давань. Следовательно, город Ош стал столицей государства, где было сильно развито культура земледелия, налаженной ирригационной системой, население которого врашивали рис, хлопок, виноград, (и виноделие), различные овощи, а также люцерна, которым китайцы дивились не меньше, чем знаменитыми даваньскими небесными конями. Это было столица, государство, где имелись великолепные большие и малые города, с многочисленными каналами, крепостями, налаженной инфраструктурой того времени, к чему наложило отпечаток Великая Шелковая путь. Обо всем этом свидетельствуют изображения различных рисунков, в т. ч. и небесных коней - дул-дулов, аргымаков на Сулайман-Тоо и древнекитайские источники.

190422_2
 Небесные кони - дул-дул аттар на Сулайман-Тоо

►►► Ещё один любопытный факт, относительно небесных коней государства Давани, столицей которого был и город Ош. Известный дипломат, путешественник и разведчик Чжань Цянь о государстве Давань писал следующее: «… Даванцы ведут оседлую жизнь, занимаются земледелием... Много аргамаков. Эти лошади имеют кровавый пот и происходят от породы небесных лошадей…». Заметим, что Древнее государство, занимавшее центральную и восточную часть Ферганской долины, в древнекитайских источниках именуется Даюань - Давань, а в древних индо-иранских источниках названо как «Паргана» - «Паркана».

В государстве Давани придавалось значение государственной важности коневодству. Фактически до недавнего времени было малоизвестно, сведения, о том, что при входе в царский дворец были установлены золотые статуи небесных коней, о чем свидетельствует древнекитайский источник. В ней отражая действия посла императора Че Лина, четко повествуется, что «… Посланник в досаде вышел в разговорах из благопристойности, толкнул золотого коня и ушел. Даванские старейшины оскорбились пренебрежением, которое китайский посланник изъявил им, почему отпустили его в обратный путь, а между тем предписали задержать его на восточной границе в городе Ю, предать смерти и овладеть вещами…». Так, за чрезмерную наглость и спесь глава китайской дипломатической миссии был казнен в пограничном городе Ю (Узген)».

Этот акт дипломата четко указывает на наличии во дворце правителя государства Давани статуи золотых коней. Они явились не только украшением дворца, но священным символом даванцев. Мы полагаем, что статуи золотых коней во дворце правителя государства Давани, выглядели бы примерно так:

190422_3

Кстати, именно эти небесные кони стали причиной войны династии Хань древнего Китая и государством Давань. Древнекитайский источник сообщает о том, что «…Давань имеет хороших лошадей, их скрывают, не соглашаются дать ханьскому посланнику».

Все это говорит об особом отношении местного населения к небесным коням и о большом секрете опыта выращивания породистых лошадей. Полагаем, что породистые лошади разводились в Давани и Оше, по крайней мере, на протяжении 600 лет.

Вышеуказанный дипломатический инцидент развязал руку разгневанному и обиженному отказом даванцев императору Китая, и служил причиной объявить войну государству Давань. Военный поход против Давани доверили под командованием полководца Ли Гуан Ли в 104 и 99 гг. до н.э., который осаждал города государства Давань.

►►► Ош и Ошский оазис - это одно из тех редких мест, где на протяжении многих веков тесно переплетались интересы и культуры таких крупных этносов как индоевропейцы, иранцы, тюрки, монголы, русские и другие.

►►► Город Ош оказался центром смещения двух языковых культур: индо-иранской и тюркской, двух рас - европеоидной и монголоидной. Синкретичность указанных типов, является исторически закономерной.

►►► Здесь мирно сосуществовали, а временами жестоко противостояли друг другу четыре мировых религии: зороастризм, буддизм, христианство и ислам.

►►► Город Ош, благодаря своему выгодному месторасположению по Великому Шелковому пути, с древнейших времен до новейшего периода, неоднократно выступал как важный военно-стратегический, торгово-экономический, политический и культурный центр.

►►► Ош был тем самым пограничным городом, находящийся между мусульманами, рядом тюркских народов, уже принявших ислам как религию, и тюркскими народами не мусульманами, т.е. еще не принявших ислам как религию.

►►► Находясь на выгодной ветви Великого Шелкового пути, город Ош выступал не только как торговый центр, но и как важный перевалочный пункт, расположенного у разъезда двух ветвей Великого Шелкового пути. Это позволяло поддерживать тесные торгово-экономические контакты со многими регионами и странами Востока и Запада. Средневековый Ош являлся важным пунктом обслуживания транзитной, международной торговли.

►►► Город Ош был тем самым городом, где сходились интересы кочевников, кочевой цивилизации и земледельцев, цивилизации оседлого населения. В Оше была четко налаженная торговая система, были большие восточные базары, где шли бойкая торговля со всеми. Весьма важную роль играли большие со всеми удобствами караван сараи, которые были пунктами обслуживания караванов с их владельцами и торговцами, целые торговые ряды, мечети, чайханы и другие, куда стекались и земледельцы, и кочевники

►►► Ош неоднократно выступал и как важный политический, социально-экономический центр ряда государств: древнего государства Давань, государства Саманидов, Караханидов, Чингизидов, Моголистана, Тимура и тимуридов, Кокандского ханства, Российской империи, советского и независимого Кыргызстана.

►►► Ош город, который с давних времен принадлежали кыргызам. Еще средневековые арабо-персоязычные авторы ибн Хордадбека, аль Хамадани, аль Истахри и другие свидетельствовали, что в состав границ и владений кыргызов входили такие крупные и известные города как Некад, Миян-Рудан, Джидгал, Ош, Узген, Хайлам, Хефтдех, Урест и др.

►►► О средневековом Оше писали многие арабо-персоязычные и тюркоязычные авторы. Они упоминает Ош важный пункт Великого Шелкового пути в Ферганской долине по пути в Китай и обратно. Ош описан как как важный военно-стратегический приграничный город с немусульманскими, в том числе и тюркскими народами, еще не принявшими ислам. Пишут, что город Ош - это оживленный город, окруженный стенами; извещают о развитом градостроительстве Оша. Рабад, шахристан, цитадель, стены, дворец эмира - важные компоненты средневековых городов. Город Ош имел трое ворот: Дарваза-йи-Кух, Дарваза-йи-Аб и Дарваза-йи-Мугкеде (т.е. ворота Храма огнепоклонников). Соборная мечеть находилась среди базаров. Они сообщают, что Ош - «лучший из городов», которые он знал в Фергане и Мавераннахре. У знаменитого основателя империи Великих моголов султана Бабура Ош указан как одно из прекрасных мест Ферганской долины. В области Ферганы нет города, равного Ошу по приятности и чистоте воздуха». Ош всегда находился на одном из самых оживленных пунктов Великого Шелкового пути.

190422_4

►►► Немаловажное значение для нас имеет сообщение неизвестного автора о воинственности населения Оша. Это позволяет предположить, что ошане были искусными воинами, довольно основательно освоившими военное искусство.

►►►Ош один из тех редких городов в эпохи средневековья, где был собственный монетный двор, в которых выпускались качественные монеты. В целом благодаря своего качественного монетного двора Ош остался не стертым с лица земли, во времена нашествии войск Чингиз хана, тогда как других процветающих городов постигла участь навсегда уйти из историко-политической арены, стерты с лица земли. Первые медные фельсы Оша, чеканенные в 997 году. Установлено, что серебряные дирхемы и редко золотые динары выпускались в Оше ещё в 387, 391, 393, 400 гг. мусульманского летоисчисления, что соответствуют 997, 1000, 1002-1003, 1009-1010 годам. Эти нумизматические источники свидетельствуют о налаживании и развитии денежной политики и выпуска монет в средневековом Оше.

►►► Ош выступал и как своеобразный культурный и информационный центр на ветви Великого Шелкового пути, куда стекались ученые, путешественники, разведчики всех мастей, где обменивались лучшими достижениями культуры Востока и Запада. Почему мы выдвигаем такую версию? Дело в том, что в те времена СМИ: радио, телевидения, газет, журналов и массового книгоиздательства не было. Лучшие достижения культуры одних народов, распространялись в большинстве случаев через торговцев, ученых, путешественников, разведчиков в местах отдыха и торговли, т.е. в караван-сараях и рынках. Благодаря им мир узнавал о величайших открытиях науки, мудрецах и о великих мыслителях средневековья как аль Фараби, Абу Али ибн Сина, Беруни, аль Фергани и др.

►►► Ош город, который является родиной выдающихся средневековых ученых средневековья и выдающихся государственных деятелей нового времени. Наиболее известные ученые средневекового Оша Али ибн Осман, Муса аль Оши, Мансур аль Оши и его сыновья Имран и Масуд, Абу Абдаллах аль Оши, Мухаммед бин Сулейман эл Оши, Абу-л-Хасан ал Узканди, аль Серахси и др. Особо популярным из них был Али ибн Осман, названный в свое время “светочем веры”, благодаря сборнику юридических и бытовых норм, а также судебных решений, составленному примерно в 1173 г. Он же написал и оставил потомкам “Книгу лучших известий и стихотворных жемчужин”, сборник 1000 хадисов - изречений пророка Мухаммеда. Большой популярности принесли его “Касыды”. Али ибн Осман был разносторонним, высокообразованным и творческим человеком. Его полное имя Али ибн Осман бин Мухаммед ибн Сулейман эт Телий эл Оший эл Фергани. Известный в исламском мире Сиражуддин есть никто иной, как Али ибн Осман аль Оши. Он был известным на Востоке теоретиком, мыслителем, крупным специалистом по теологии средних веков. До нас дошли два его труда - “Эл Касдатул Ламие” и “Фетави Сиражите”, написанный им в Оше. Рукопись переведена и издана в Калькутте в 1827 г., а в 1915 г. переиздана в Англии, сама она хранится в библиотеке Багдада. История не только города и ошан, но и всего Кыргызстана, до сих пор не знает человека или выдающегося ученого, чьи бы труды, рукописи до сегодняшнего дня хранились в знаменитой библиотеке Багдада.

Другой знаменитый выходец из города Ош - Шейх-уль-ислам Насуриддин Абу Мухаммед бин Сулейман эл Оши - известный имам, муфтий Ферганской долины, ученый и исламский правовед. Он написал и оставил потомкам много трудов, но до нас дошли всего четыре, один из которых “Фетава” из 4-х томов. Не менее знаменитым ученым, исламский теологом был Омар ибн Муса аль-Оши. Мухаммад ибн Ахмад ибн Али ибн Хамид Абу Абдаллах аль Оши также был крупным теологом, побывавшим во многих святых местах культурных центрах своего времени. О том, что он был неутомимым, творческим человеком, знатоком теологии и других дисциплин, свидетельствует тот факт, что он читал дарс - лекции в самом Багдаде - центре науки Востока

►►► Немаловажную роль сыграл природный маяк - Сулайман-Тоо, которая первоначально был священным местом зороастрийцев - огнепоклонников, а затем мусульман. Позднее в качестве места их паломничества она получила как бы статус Кичик Мекка - Малой Мекки.

►►► В средние века Ош сформировался и получил развитие как классический средневековый город. Это трехчастная структура, состоящая из цитадели, шахристана и рабада, наличие в городе укрепленных башен, а также соборной мечети с соответствующими архитектурными атрибутами. Именно в эти времена возникает и развивается архитектура особых типов зданий: дворцов правителей и городской знати, мечетей и медресе, жилых комплексов, бани, принадлежащих крупным торговцам, земледельцам, владельцам городской недвижимости; растет и расширяется строительство цитаделей, городских стен, караван-сараев, торговых рядов. Цитадель – это центральная часть города, шахристан фактически это был сам город с присущей ему особой бурной жизнью. Рабад включал в себя внешнюю часть средневекового города, его предместья.

Украшением средневекового шахристана города Ош были трое его ворот: Дарваза-йи-Кух (ворота, ведущие в горы), Дарваза-йи-Аб (ворота, ведущие к воде) и Дарваза-йи-Мугкеде (ворота к Храму огнепоклонников). Арочные ворота всегда придавали особую значимость городу, внушали чувство торжественности момента человеку, проходившему через них. Об этом свидетельствовали средневековые ученые, путешественники. Как видим, в Оше налицо все атрибуты архитектурных памятников средневекового города.

►►► Город Ош также является родиной колоритных исторических личностей, государственных и политических деятелей кыргызов досоветского периода. Это славный наш предок Кокум бий, Кубат бий, Ажы бий, Атаке бий, Алымбек датка, Курманжан датка, Абдылдабек, Пулат хан (Исхак молдо Асан уулу), Камчыбек и другие, имеющие непосредственное отношение к городу Ош.

►►► Особые страницы истории Оша и Кыргызстана связаны с периодом Кокандского ханства. В разных источниках Ош упоминаются и как саркарство, и как бекство и как вилайет. Отметим, что в периоде Кокандского ханства Ош стал одним из политических, социально-экономических, культурных и административных центров ханства. Ош - центр одноименного вилайета. В периоде Кокандского ханства город Ош приобретает новый архитектурный облик города, приобретает упорядоченные черты градостроительства, строится ряд новых мечетей, медресе, карханы, усовершенствуется ирригационная система города, появляются новые и оживленные чайханы, караван сараи, базары, специализированные ряды ремесленников и торговцев и многое другое. Ош становится оживленным торгово-экономическим и культурным центром, не только Кокандского ханства, но всего региона Центральной Азии.

Особо следует подчеркнуть деятельность Алымбека датки. Так, став правителем Андижанского вилайета, он перенес столицу вилайета из Андижана в город Ош. В политическом, военно-стратегическом отношении это было очень большое достижение для кыргызского народа. Ак-Ордо - Белая ставка Алымбека находилась на месте нынешнего здания Автотреста, ресторанов Кара-Алма, “Чолпон”, областной филармонии и гостиницы “Алай”. Именно там он, а в последующем и его жена Курманжан-датка принимали высоких гостей - правителей Бухарского эмирата, Кокандского ханства, Ташкента, а также чиновников Восточного Туркестана и Туркестанского генерал-губернаторства Российской империи, путешественников, дипломатов, торговцев, военных чинов. Там же принимались важные политические и социально-экономические решения. Перенеся свою ставку в Ош, Алымбек-датка тем самым поднял политический, социально-экономический и культурный престиж этого города, что создало, необходимые условия для его дальнейшего развития. Он понимал, какое значение имеет Ош как для я кыргызов, так и для Кокандского ханства в военно-стратегическом, общественно-политическом, социально-экономическом, торговом и культурном отношении.

В периоде Кокандского ханства в Оше вновь были упорядочены, построены четыре классические улицы: Курманжан-датка (бывший Андижан куча), Ленина, Гагарина и проспект Масалиева, по типу восточных городов. В улучшении городской жизни огромное значение имели политика и практические действенные меры по озеленению Оша. В социально-экономическом отношении важное значение имели попытки соединить два берега реки Ак-Буура. В этих целях Алымбек датка за свой счет построил девять мостов вдоль нее, соединив две стороны города. На сегодняшний день сохранилось три реконструированных моста через Ак-Бууру. Улучшилась ирригационная система как самого города Ош, так и прилегающих районов. Алымбек-датка опять же за свой счет построил внутри и вокруг города Ош девять арыков - каналов: Тюлейкен, Джапалак, Джоош, Баргы, Увам, Анжиян, Сабай, Конурат и Кыдырша. Он же построил несколько (говорят, девять) мельниц и маслобоен (май жуубаз).

Особую значимость для Оша имеет и построенное Алымбеком Ак-Медресе, Ак мечеть сына Абдурахман афтобачи и мн.др. Кокандский период политической, социально-экономической и культурной истории Оша хорошо отражено в различных официальных документах. Например, многочисленные вакф-намэ, вакф-авлод, инайатнамэ, дафтари кокандских правителей.

►►► Отметим, что официальными властями Российской империи уездный город Ош рассматривался как важный военно-стратегический, торгово-экономический пункт в сторону Китая и обратно. 4 марта 1876 г. образована Ферганская область, в состав которого входили 7 уездов. Территория Ошского уезда являлась самым большим уездом Ферганской области.

Ошский уезд с одноименным городским центром был образован приказом Туркестанского генерал-губернатора от 6 марта 1876 г. В административно-территориальном отношении население Ошского уезда разделены на три волости. Ош являлся одним из 6 городов Ферганской области. Управление Ошем, как и в других городах края, проводилось согласно Временному положению 1867 г., общего «Городового положения», утвержденного 30 августа 1877 г. государем императором России и «Городовому положению» от 1892 г. Административное управление городом было возложено на начальника уезда, офицера русской армии. Первый уездный начальник - это капитан М.Е.Ионов, впоследствии ставший генерал-майором русской армии, он правил уездом в 1876-1888 гг. С 1889-1892 гг. - подполковник А.Н.Дейбнер в 1893-95 гг.; подполковник Б.Л.Громбчевский в 1895-1906 гг.; полковник В.Н.Зайцев; в 1906-1915 гг. - полковник А.А.Алексеев, в годы первой мировой войны 1915-16 годы обязанности начальника уездного управления исполнял подполковник Н.Городвинский. К началу 1917 г. начальником уезда являлся полковник В.В.Бржезицкий. Каждый из них занимался не только делами уезда, но и благоустройством города.

Материалы архивов свидетельствуют о том, что в периоде Российской империи уездного управления Оша заботило и проблемы города: охрана общественного порядка, шоссирование, расширение улиц туземной и русской части города, прокладка тротуаров, строительство бытовых и культурных объектов, мостов, благоустройство мест общественного пользования, организация тор¬гов, сдача в аренду объектов коммунального и торгового назначения, пос¬тройка почтовой станции, ремонт и строительство зданий города, городской больницы, церкви, устройства христианского кладбища, расходы на содер¬жание приходской училище и русско-туземной школы и утверждение их штата, открытие вечерних курсов для туземцев при Ошском училище, налаживания почтового и торговых сношений Оша с Кашгарией и Восточным Памиром и др.

В мае 1892 г. обустроили и содержали в городе Ош лечебницу для туземных женщин и детей на 10 коек. Уездные власти назвали эту лечебницу «Ошской туземной больницей имени Императрицы Александры Федоровны». Интересно и тот факт, что Ошане колониального периода внесли свою лепту и в строительство в Москве памятника государю императору Александру Николаевичу в 1881 г. и памятника Н.В.Гоголю на его родине в том же году.

Дореволюционный Ош был разделен на несколько обществ (имеется ввиду городские махалли или кварталы - авт.): русская часть и туземное: Ташлак-Гузарское, Турт-Кучинское, Андижан-Кучинское, Шамал-Кучинское, Кош-Таш-2 по Даванское, Шагидан-Тепе, Шейхлар-2, Гузарское, Джидаликское, Имам-Атинское, Арча-мазарское, Сарай-Кучинское и Рабат-Кучинское. Фактически это были основные кварталы города, нечто нынешних микрорайонов. При этом многие из них и впоследствии сохранили свои исторические названия.

Документы, имеющиеся в нашем распоряжении говорят и о том, что с конца ХIХ в. В городе и уезде действовали и свой депутатский корпус и активные депутаты.

К началу ХХ века в городе Ош имелась православная церковь - Михаило-Архангельское. Мечетей - 154, мазаров - 7, приходское училище для детей обоего пола, мактабов мужских - 20, женских - 12, медресе - 5, кархана - 8, городская больница на 15 кроватей, местный военный лазарет, военное собрание при 10-м Туркестанском батальоне.

190422_5

Православная церковь Михаила-Архангельского в Оше

В начале ХХ в. в городе Ош, где ныне расположена церковь и мэрия, одним из первым в ферганской долине была установлена аппаратура сейсмической станции. Также, рядом находились парк отдыха – нынешний парк имени Токтогула, и площадка, где были установлены приборы метеорологической станции и наблюдения, севернее от церкви было построено здание городской приходской школы. К слову сказать, недалеко от церкви и парка отдыха был расположен Пьянбазар – Пьяный базар, ныне на этом месте расположено КБ «Кыргызстан», РУЦ УВД области и ресторан «Байсал». Фактически, это был базар, обслуживающий русскую часть населения города. Большой базар, обслуживающий местное население Оша, находился на месте нынешнего парка имени Навои. Все это основные атрибуты нашего города начала ХХ века.

Известно, что немногие города не только Кыргызстана, но и республик Центральной Азии в дореволюционном периоде имели собственные гербы. В дореволюционном Кыргызстане герба имели три города – Пишпек, Ош, Кара¬кол. Дореволюционный Ош имел своего герба, утвержденного 22 октября 1908 года.

190422_6

Описания герба города Ош изложено в утверждении императора России. Таким образом, вышеизложенные материалы позволяют выявить многие стороны истории нашего города конца XIX начало XX века. В целом в них объективно, достоверно и реально отражены многие факты и события в жизни города Ош и горожан.

►►► в эпоху советов, город Ош был центром одноименной области, в состав которого вошли нынешние три области – Ошская, Баткенская и Жалал-Абадская. Именно в это время город достиг больших социально-экономических, архитектурных, культурных успехов.

►►► ныне старинный Ош - один из крупных административно-политических и культурных центров суверенного и независимого Кыргызстана. Благодаря своей богатой истории и выгодного историко-географического месторасположению Ош и сегодня выступают как важный военно-стратегический, торгово-экономический и культурный центр Великого Шелкового пути. Полагаем, неслучайно выбор международной организации ТуркСОЙ пал на наш древний и вечно молодой город Ош, который был объявлен культурным центром тюркского мира 2019 г.

Таким образом, вышеприведенные и другие документальные источники позволяют выявить и изучить многие стороны истории нашего города до начало XX века. В целом в них объективно, достоверно и реально отражены многие факты и события в жизни города Ош и горожан.

190422_7

Мавзолей Асаф ибн Бурхия

190422_8

 

190422_9

Мечеть Рават Абдаллах хана

190422_10

Ак Медресе Алымбек - датки в городе Ош

190422_11

Мечеть у Тахти-Сулейман, построенное сыном Абдурахмана-Афтобачи. 1877 г.

Байболот Капарович Абытов, доктор исторических наук, профессор, член-корр. РАЕ, проректор ОшГЮИ по науке и международным связям

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

17-05-2019
Какие факты о Великой Отечественной войне не нужно забывать
1721

24-07-2018
Ош в конце XIX – начале XX века
4440

11-07-2018
Об отношениях Курманджан-датки и российских царских властей
5227

18-05-2018
Алымбек Датка и Алымкул Аталык: соратники в политике или непримиримые конкуренты?
6123

03-03-2017
Государственному флагу Кыргызской Республики – 25 лет
11061

29-06-2016
А.Ф.Керенский ким? Кыргыз элинде, жеринде анын атын түбөлүккө калтырууга татыктуубу?
16322

05-05-2016
Архивдер түгөнбөс кенч, чыныгы тарыхый мурастар байлыгы
5941

08-04-2016
Махмуд Кашгарский - великий энциклопедист, выдающийся ученый-тюрколог
12926

28-01-2016
1916 год: Полемика вокруг восстания кыргызов
(продолжение)
5959

27-01-2016
1916 год: Полемика вокруг восстания кыргызов
6598

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×