Добавить статью
4:43 20 Ноября 2012 33642

Археология и история древнего и средневекового Кыргызстана
(часть 5)

(часть 4)

Культурные и экономические связи саков Киргизии

В настоящее время для памятников кочевников Киргизстана V-III вв. до н. э. можно выделить две этнокультурные зоны.

Первая включает Иссык-Куль, Чуйскую и Таласскую долины, Центральный Тянь-Шань и Кетмень-Тюбе. Здесь отмечены погребения кочевников под курганами разных размеров в грунтовых ямах, в вытянутом положении на спине с явно преобладающей западной ориентировкой. Погребения в каменных ящиках и скорченные трупоположения редки. Оригинальными памятниками материальной культуры этой группы можно считать бронзовые котлы на трех ножках, иногда зооморфных, и бронзовые жертвенные комплексы, встреченные исключительно в Семиречье. Наиболее полно для Киргизии эта группа памятников изучена в Кетмень-Тюбе. Эталоном для всего региона является курган Иссык.

Ко второй зоне следует отнести памятники Ферганы и Алая. Здесь не известны большие курганы. Погребения совершались на дневной поверхности, в неглубоких ямках, в каменных ящиках. Трупоположения были вытянутые на спине или скорченные. Имеются синхронные погребениям поселения. Характерной особенностью погребений Ферганы являются насыпи в виде длинной узкой полосы в сочетании с малыми курганами обычного типа и наличие среди инвентаря расписной керамики. Обе этнокультурные зоны находились в контактах между собой. Н.Г. Горбунова, исследовавшая ферганские могильники, отмечает близость их культуры, особенно керамики, к культуре семиреченских погребений. Ключевыми памятниками являются городище Эйлатан и могильник Актам. Ферганское население эйлатано-актамского времени производило характерную керамику с окрашенной нижней и расписанной той же красной краской верхней частью. Такая керамика известна в погребениях Алая, Кетмень-Тюбе, Чуйской долины. В Фергане, на Алае и в Чуйской долине встречены бронзовые втульчатые наконечники стрел с «лапками», которые нечасто находят в других регионах.

Большую роль в культурных и экономических связях саков Тянь-Шаня должен был сыграть Бактрийско-Алтайский торговый путь, трасса которого не могла миновать территорию современной Киргизии. Известная нам номенклатура товаров, провозившихся по этому пути, пока невелика. Это предметы роскоши, включавшие стриженые ковры, гобеленовые ткани из Передней Азии, сохранившиеся в курганах Горного Алтая, и, по мнению некоторых исследователей, высокохудожественные изделия из золота греко-бактрийского производства, к которым относится якобы и великолепная коллекция Петра 1. Из Индии через Бактрию вывозили каменные, особенно сердоликовые с узорами, бусы. Из Сибири поступало золото, возможно, в обмен на изделия из него. В конце II в. до н. э. греко-бактрийский царь Евтидем предпринял поход в Сибирь, чтобы обеспечить приток золота в свою страну.

121120_2 Импортными из находок в сакских курганах Киргизстана в настоящее время безоговорочно можно признать лишь бусы и раковины каури. Бусы были сделаны из самоцветов: сердолика, лазурита и коралла.

В Средней Азии месторождений сердолика не было. Его привозили из Аравии, Ирана, Индии. Сердолик бус из раскопок А.Н. Бернштама лучший специалист в этой области профессор г.г. Леммлейн считал индийского происхождения. Безусловно, индийского происхождения сердоликовые бусы с гравированным орнаментом. Детальное исследование орнаментальных мотивов, выполненное Б.А. Литвинским, ставит вопрос более конкретно. Бочонковидная буса с зигзагообразным орнаментом из кургана 7 могильника Акбеит, по его определению, была изготовлена в мастерских Южной Индии. Бусы из лазурита были бадахшанского происхождения. Стеатитовые бусы, по мнению А.Н. Бернштама, выполнены из минерала, добываемого в районе Алтая и Саян, коралловые бусы - из средиземноморского материала. Вопрос о месте производства стеклянных бус остается открытым. Не исключено, что они, особенно глазчатые, были из Месопотамии.

В курганах близ башни Бурана (Чуйская долина) были найдены остатки какого-то лакового изделия китайской работы. Видимо, связи саков Киргизии с Китаем были эпизодическими и случайными. Поэтому никакого влияния китайского искусства на искусство тяньшанских саков не прослеживается.

На территории Киргизстана пока не встречены изделия сакского времени бесспорно переднеазиатских или бактрийских мастеров. Следовательно, до специальных исследований, изучая искусство саков Тянь-Шаня, мы можем говорить лишь о влиянии сибирского, переднеазиатского и греко-бактрийского искусства, так как по торговым путям распространялись не только товары, но и идеи.

В восточной части оз. Иссык-Куль в районе Сухого хребта краеведами СШ М 31 г. Фрунзе (руководитель М.К. Синусов) было найдено навершие бронзовой булавы в виде полого массивного полушария. Все пространство боковой поверхности ее занято изображением пантеры с оскаленной пастью и вписанных в свободное пространство нескольких голов сайгаков. Композиции, выполненные в манере (по терминологии А.Д. Грача) «загадочной картинки», известны по находкам в Туве и Центральном Казахстане. Они датируются VII-VI вв. до н. э. Считается, что подобный композиционный прием был выработан центральноазиатскими мастерами. В настоящее время трудно сказать, в каком из названных регионов была выработана эта оригинальная композиция. Ясно одно, что население Киргизстана уже в раннесакское время имело культурные связи с населением Тувы и Центрального Казахстана.

О юго-западных связях искусств саков Киргизстана свидетельствуют и некоторые мотивы Барскоунского клада. На одной из групп бляшек оттиснуто известное почти во всем скифо-сакском мире заимствованное из Передней Азии «древо жизни». Другая группа бляшек имеет форму ступенчатой пирамиды, возникшей в переднеазиатском мире еще в глубокой древности. В среду саков подобный тип орнаментации попадал чаще всего с импортом. Ступенчатые фигуры украшают кисти седел лошадей и куртки всадников на ковре иранского производства из Горного Алтая. Такие же фигуры обрамляют шествие львов и фату женщин на переднеазиатских тканях из Пазырыка. Они же заметны и в оригинальных произведениях горноалтайских мастеров. Ступенчатые фигуры украшают щит из кургана I Туэкты, они же служат навершием мужского головного убора из 3-го пазырыкского кургана. Позже эти фигуры украшали короны иранских царей и служили архитектурными деталями на крепостных стенах. Высказано мнение, что ступенчатые фигуры были символом Ахура Мазды - верховного божества зороастрийцев.

Из Передней Азии могла быть заимствована композиция спокойного шествия зверей друг за другом по бортикам иссыккульских жертвенников и сюжет с изображением львов, которые не водились в Средней Азии. К этой же категории вещей следует отнести фигурки фантастических зверей с крылом-завитком на плечах.

С произведениями южных областей Средней Азии искусство саков Тянь-Шаня роднят золотые фигурки-навершия головных уборов, имеющих конструкционное и стилистическое тождество с изделиями знаменитого Амударьинского клада. Такие навершия в виде петушка и джейрана найдены в Кетмень- Тюбе и на Иссык-Куле. В кургане Иссык такое навершие представлено архаром.

Предполагают, что золотая бляшка с изображением Селена, найденная на кургане близ Бурана, изготовлена ювелирами Греко-Бактрийского царства. По-видимому, к предметам с влиянием работы греко-бактрийских мастеров можно отнести серебряную пряжку с изображением крылатых коней. На эту мысль наводит манера изображения крыла, резко отличная от переднеазиатской, где маховые перья загнуты вперед. Серебряные фалары греко-бактрийской работы известны по находкам в волгодонских степях. Однако и в составе амударьинского клада были выдающиеся художественные изделия из серебра с позолотой иранской работы. Из южных районов Средней Азии или из Передней Азии была заимствована техника инкрустации самоцветами золотых изделий в напаянных гнездах.

121120_1 В предметах материальной культуры саков Чуйской долины прослеживаются элементы, присущие савроматам, населявшим степи Южного Урала и Поволжья. К таковым прежде всего следует отнести каменный столик-жертвенник, найденный близ Сокулука. Наиболее близкие аналогии ему известны по находкам в погребениях Западного Казахстана и Южного Урала. Причем IC.Ф. Смирнов допускает возможность заимствования этих столиков савроматами у саков Семиречья. К заимствованиям у семиреченских саков относят также керамические сосуды с носиком-сливом и бронзовые котлы. В одном из курганов Чуйской долины найдена серебряная поделка с изображением головы клыкастого вепря. Аналогии ей можно найти в культуре савроматов, где подобные изделия служили амулетами - подвесками к оружию и уздечке.

Таким образом, находки в курганах бесспорно документируют экономические и культурные связи саков Киргизстана с населением обширной территории от Месопотамии до Тувы и от Индии ДО Южного Приуралья. В культуре саков Тянь-Шаня прослеживаются сильные влияния населения южных районов Средней Азии и Переднеазиатского региона. В свою очередь культура семиреченских кочевников оказывала влияние на культуру племен, заселявших более северные области

Портреты саков

в раскопанных курганах археологов интересуют не только предметы материальной культуры. Если посмотреть, с какой осторожностью специалисты расчищают скелеты, тщательно пропитывают их специальными закрепляющими составами, как бережно извлекают и упаковывают каждую косточку, то неискушенному наблюдателю может показаться, что археологи занимаются никому не нужным делом либо ими движет простое любопытство. Но не простое любопытство вынуждает ученых со всей серьезностью относиться к останкам наших предков. Эти кости могут многое рассказать тем, кто умеет их «читать». Для специалиста-антрополога не составляет труда различить мужские и женские скелеты, определить возраст погребенного, его расовую принадлежность. Антропологи уже при полевом осмотре скелета судят о комплекции человека, его физической силе, а при лабораторных исследованиях - о перенесенных болезнях, травмах и даже о родственных отношениях между погребенными в одном могильнике. По костям научились определять группу крови.

Такие исследования начали проводить и в Киргизии. Например, при исследовании костного материала из могильников ранних кочевников Кетмень-Тюбе было отмечено 15 случаев патологических изменений, обнаруженных на костях. Среди них бытовые травмы, изменения в челюстно-лицевой области в результате болезней зубов, переломы костей при несчастных случаях, раны при ударе кинжалом, венерические заболевания, бруцеллез. Некоторые наблюдения позволяют сделать вывод, что древние кочевые хирурги умели отлично лечить повреждения костей и суставов.

А могут ли антропологи определить, как выглядели саки Тянь-Шаня, каков их внешний облик?

Еще в 50-х годах в республике проводились масштабные антропологические исследования под руководством крупнейшего ученого в этой области Г.Ф. Дебеца. Несмотря на то, что в его распоряжении была очень небольшая серия черепов саков Тянь-Шаня (притом плохой сохранности), ученый сделал вполне определенные выводы: «Древнейший из известных нам антропологических типов Киргизии - тип населения сакского времени - характеризуется преобладанием признаков европеоидной расы ... Монголоидная примесь у населения сакского времени в Киргизии была совершенно незначительной». В свете новых работ эти выводы получили подтверждение.

При раскопках сакских могильников Джал-Арык и Кара-Каш в долине Кетмень-Тюбе было обнаружено два черепа весьма хорошей сохранности. Их расчистили, закрепили и упаковали с особой тщательностью - черепам предстоял долгий путь в Москву.

В Москве есть удивительное научное учреждение - Лаборатория пластической реконструкции. В ней работают люди редчайшей профессии - по черепу человека они воссоздают его точный портрет. Метод пластической реконструкции был разработан в результате двадцатипятилетних исследований М.М. Герасимовым. Благодаря его исследованиям мы узнали как выглядел первобытный мальчик, кости которого были найдены в пещере Тешик-Таш; перед нашим взором предстали благородное лицо киевского князя Ярослава Мудрого, рубленые черты эмира Тимура, интеллектуальный облик его внука великого ученого Улугбека и многих других. Это подлинно научные портреты, созданные по научной методике, признанной учеными всего мира. Над черепами саков из Кетмень-Тюбе трудилась талантливая ученица М.М. Герасимова Г.А. Лебединская. Результаты ее таланта и труда - портреты саков - экспонируются сейчас в республиканском историческом музее. К сожалению, древние художественные изображения саков Тянь-Шаня нам не известны. Историки до сих пор не знают, какую прическу предпочитали саки Киргизии, носили ли они бороду и усы, а если да, то какой формы.

В результате интересующие нас портреты саков предстали перед посетителями музея бритыми и лысыми. Может быть, поэтому их трудно представить на диком степном коне, в доспехах, с тугим луком в руках.

Воин, похороненный в могильнике Кара-Каш, был молод. Высокий прямой лоб, красивой формы нос с едва заметной горбинкой, большие глаза, тонко очерченные губы, чуть впалые щеки, тяжеловатый для столь привлекательного лица подбородок, гордая посадка головы. Облик с такими чертами напоминает скорее изнеженного римского аристократа, чем лихого степняка-кочевника.

Но портрет-документ неопровержим. Так выглядели саки, обитавшие в одной из самых изолированных в прошлом долин наших гор.

Воин, погребенный в могильнике Джал-Арык II выглядел несколько иначе. Во всем его облике чувствуется недюжинная физическая сила, голова большая, круглая, нос приплюснут, скулы слегка выдаются, глаза с едва уловимой раскосиной. Специалисты пришли к выводу, что это метисированный тип лица. В европеоидном облике его лишь слегка заметны мазки монголоидности.

Сейчас невозможно ответить на вопрос, в каком процентном соотношении находились европеоидные и метисированные обитатели Киргизстана в сакское время. Это дело будущих специальных исследований. Но уже сейчас можно предполагать их абсолютно равное правовое и социальное положение в обществе. В память обоих воинов были вырыты глубокие усыпальницы, насыпаны большие курганы, обоим был положен богатый сопровождающий инвентарь. То есть, в наличии все признаки, характеризующие погребения знати саков.

Какой бы степени знатности или расы не были саки-воины, они вызывали глубокое уважение современников за при сущую им справедливость, храбрость, патриотизм. Античный автор Полиен рассказал об одном из эпизодов мужественной борьбы саков за свободу. Во главе огромного войска персидский царь царей Дарий I выступил против саков. Однажды в лагерь к царю привели окровавленного и изуродованного человека. На его теле было множество ран, уши и нос отрезаны. На допросе пленный заявил, что он сак, конюх по имени Ширак, раны якобы нанесли ему его же соплеменники, которым он хочет отомстить. Ширак вызвался провести войско персов тайными тропами в тыл войску саков. Персы с радостью согласились. Семь дней водил Ширак завоевателей по безводным и жгучим барханам, пока они догадались об обмане и схватили проводника. Перед смертью сакский конюх гордо заявил: «Я выиграл победу, ибо для отвращения бедствия от саков, моих земляков, переморил персов жаждой и голодом».

Любой народ может гордиться таким сыном, как Ширак.

А как же выглядели женщины саков? Если верить античным авторам, их отличала красота, развитое чувство патриотизма и долга, сильные и глубокие страсти. В смелости и отваге они не уступали мужчинам.

Грек Ктесий Книдский записал легенду о сакской царице Зарине. Она строила города, подчиняла соседние племена, заботилась о хозяйстве страны. Зарина вступила в брак с парфянским правителем, в брак по расчету. Парфия, которая прежде подчинялась царю Мидии, в результате этого династического брака оказалась под властью саков. Мидия, как и следовало ожидать, начала военные действия. В решающем бою Зарина была ранена. В погоню за ней устремился знатный мидийский юноша Стриангей и сбросил царицу с коня. Копье победителя было готово пронзить амазонку, но пораженный неземной красотой, мидиец не смог убить молодую женщину. Несколько позже в беду попадает Стриангей - он оказался в плену у саков. Муж Зарины приговорил его к казни. Благородная царица не могла платить злом за добро. Она вступилась за юношу. И когда муж не обратил внимания на ее просъбы, царица в гневе приказала казнить его самого. Сакам никогда не приходилось приказывать дважды, и муж-парфянин был убит. Мидия и саки заключили мир. Молодая вдова с почетом приняла Стриангея, но когда тот стал домогаться ее любви, царица кротко, но твердо отказала, посоветовав влюбленному быть крепким духом не только против врага, но и против собственныx вожделений. Опьяненный страстью, Стриангей бросился в свой шатер и набросал письмо Зарине, где упрекал ее в чрезмерном морализме и жестокости, потом взял меч и ...

Никому не известно, что было дальше. На этом месте рукопись оборвалась. А жаль. Красивая легенда! Е.Е. Кузьмина, анализировавшая ее, полагает, что в ней есть зерна исторической истины.

Шутки с сакскими женщинами были плохи не только на любовном поприще, но и на поле боя. Геродот повествует, что к царице массагетов (саков тиграхауда) Томирис посватался Кир - могущественный царь персов. Царица поняла, что не она нужна ему, а богатые сакские земли, и отказала. Повод для войны был более чем достаточным. Кир перешел пограничную реку и вторгся в пределы кочевников. Царь решил устроить сакам западню. Она была простой, но рассчитанная на столь понятные человеческие слабости, подействовала безотказно. В своем лагере Кир приказал поставить столы, уставить их роскошными яствами и винами. Караульную службу в лагере остались нести слабые и малочисленные воины, а с основными силами Кир удалился. Отряд саков во главе с сыном Томирис Спаргаписом напал на лагерь персов, легко опрокинул слабые заслоны и, обрадованный приятным сюрпризом, принялся пировать. Дорого обошлось сакам это застолье. Войска Кира вернулись и взяли «бражников» в плен. Протрезвившись, Спаргапис не вынес позора и покончил с собой. Царица послала к Киру вестника с советом покинуть страну и вернуть ей останки сына. Послание заканчивалось угрозой: «Если же не сделаешь этого, клянусь солнцем, владыкою массагетов, я утолю твою жажду крови, хоть ты ненасытен». Кир пренебрег этим советом. И напрасно: в жестоком сражении саки победили. Пало почти все войско персов. Пал и сам царь. Томирис погрузила его голову в мех с человеческой кровью и сказала: «Я насыщу тебя кровью, как угрожала». Эти события произошли в конце лета 530 г. до н. э. Дата довольно знаменательна. Она не только дата победы саков, но и наиболее ранняя и точно установленная дата в истории народов Средней Азии.

Два ярких портрета недюжинных женщин: женщины-матери и женщины-возлюбленной. Поэтому-то и любопытно было бы посмотреть на их портреты. А в искусстве саков, как назло, редки изображения людей, а изображения женщин просто уникальны. Сейчас на территории Киргизии найдено два изображения женщин времени саков.

В 1973 г. в Кетмень-Тюбе в могильнике Джалпак-Таш было найдено первое женское изображение сакского времени. Это была микросенсация. На тонкой золотой пластинке хорошим штампом были оттиснуты профильные черты женщины в позе донатора. Она стоит на правом колене, ступня левой ноги выдвинута вперед, в полусогнутых руках женщины кубок - ритон, нижняя часть которого оформлена в виде козла. На фигурке головной убор с полуовальными наушниками и шишечкой наверху, из-под него по плечам рассыпаны пряди волос, платье с длинным рукавом ниспадает свободными складками. Лицо пожилой женщины обращено влево. Нос большой, выступающие скулы, губы сомкнуты, впалые щеки, глаза выразительные, подчеркнуты широкими загнутыми вниз бровями. Во всем облике что-то просительное, на лице полуулыбка.

Судя по головному убору, женщина могла принадлежать к кругу кочевых племен, но полной уверенности в этом нет. Изображение оттиснуто на золоте, которое, как известно, являлось предметом широкого обмена. Золотые поделки могли поступать к сакам из самых отдаленных областей.

В 1976 г. в окрестностях с. Чельпек Джеты-Огузского района Иссык-Кульской области найдены две одинаковые бронзовые фигурки женщин, служившие ножками громадного жертвенного стола. В этом случае археологи почти уверены, что прототипом этих скульптур могла быть местная сакская женщина. Об этом как будто свидетельствуют и некоторые неустраненные дефекты отливки, неуместные при импорте. Кроме того, совершенно неизвестно, откуда мог быть подобный импорт, так как жертвенники этого типа известны пока только по находкам в Семиречье. Лицо женщины напоминает застывшую маску, широко поставленные с монгольским разрезом незрячие глаза, большой нос приплюснут, маленький рот передан узкой чертой. Лоб фигурки стянут обручем (диадемой), у запястий обнаженных поднятых рук - браслеты разной ширины. Короткая безрукавка с мысиком внизу украшена по разрезу нашивной полосой с рисунком в елочку углом вверх. Юбка с обозначенными складками, перевитыми вправо, расширяется книзу и полностью закрывает ступни ног. Скульптор явно нарушил пропорции: нижняя часть тела слишком коротка, голова чрезмерно велика.

Судить по этим изображениям о расовой принадлежности прототипов рискованно, однако можно предполагать, что во втором случае художник пытался передать монголоидные черты лица. Даже обладая развитым воображением, очень трудно представить в облике вышеописанных женщин Томирис или Зарину. Утешимся тем, что, как давно установили ученые, сакские художники прекрасно изображали животных и из ряда вон плохо - людей. На это пока и спишем несоответствие легендарного и художественного образов сакских матрон.

Была ли у саков письменность?

До недавнего времени, а точнее до 1970 г., такой вопрос сочли бы абсурдом. Само собой разумелось, что кочевники-саки не могли иметь письменности, не могли читать и писать, потому, что это им было просто незачем. По традиционно установившимся понятиям, письменность появляется лишь тогда, когда возникает государственность. Именно в это время письмо служит для регулирования взаимоотношений между государствами, государством и подчиненными, для учета государственных доходов и пр. Саки же, как известно, не сумели создать свое государство. Правда, в повести о Зарине есть намек на то, что саки были знакомы с каким-то письмом: страстный мидиец писал же любовное письмо царице. Однако каким алфавитом, на каком языке, читала ли его сама Зарина? Да и было ли письмо как таковое, или это вымысел Ктесия? Короче, все исследователи были уверены, что саки не имели письменности. Это стало аксиомой. Аксиомой считалось и мнение, что саки говорили на восточно-иранском языке. Но археология не терпит аксиом.

В 1970 г. известный советский археолог К.А. Акишев завершил раскопки кургана Иссык, что в 50 км К востоку от Алма-Аты. Кроме многочисленных сокровищ, в составе инвентаря была неброская на первый взгляд серебряная чаша. Она-то и поразила видавших виды ученых гораздо сильнее, чем груда золота в кургане. На ней была процарапана двустрочная надпись, состоявшая из 25 или 28 знаков, из них разных - не более 16. Сомнений быть не могло: перед специалистами предстали письмена из сакского кургана. Сенсация! Надпись сразу же привлекла внимание специалистов тем, что по меньшей мере три ее знака были сходны с руническим письмом древних тюрков. А ведь между иссыкскими письменами и древнетюркскими рунами был разрыв более чем в тысячелетие! Мнения ученых разделились.

Казахские тюркологи высказали точку зрения, согласно которой иссыкская надпись выполнена вариантом рунического письма на древнетюркском языке. В настоящее время имеются три разных варианта перевода текста. Одни ученые утверждают, что он носит характер эпитафии, другие предполагают его религиознo-мaгичecкoe содержание. Во всяком случае, во всех вариантах прочтения текста на основе тюркского языка смысловое его содержание разное. Следует признать, что тюркоязычность иссыкской надписи не доказана, однако и сбрасывать со счетов эту гипотезу рано.

К. А. Акишев опубликовал еще две надписи, найденные на территории Семиречья и выполненные графемами, которые сходны с отдельными иссыскими знаками. Одна из них датируется IV-III вв. до н.э., а другая - IV-VI вв. н. э. Ученый сделал вывод, что у саков и усуней более тысячелетия существовала письменность, которая была распространена как среди знати, так и в среде простолюдинов. Другую точку зрения высказали французские ученые. В самых верхних слоях городища Айханум в Афганистане сотрудниками профессора Бернарда была найдена серебряная пластинка с письменами, напоминающими многие иссыкские графемы. Так как следов культуры кочевников на Айхануме найти не удалось, то и надпись, по мнению французских специалистов, не могла относиться к их культуре. Скорее всего она, как полагают, является древнебактрийским письмом.

Ленинградский востоковед В.А.Лившиц, изучив иссыкскую надпись, отказался от категорических заключений и высказался весьма осторожно:

1) На основании сходства (возможно, случайного) отдельных знаков нельзя говорить о языковой принадлежности всей надписи.

2) В настоящее время известно несколько надписей, письмо которых близкородственно иссыкскому, либo является его продолжением. Эти надписи обнаружены на территории от Тянь-Шаня до Центрального Афганистана и охватывают более чем тысячелетний период.

3) Пока иссыкская надпись не расшифрована, любое заключение о ее языке будет гипотетическим. Ряд признаков тем не менее позволяет связать эту неизвестную письменность с сакской средой.

Ученые продолжают работу. Не исключено, что появятся новые находки и неизвестная письменность будет дешифрована. Тогда тяньшанские саки сами расскажут нам о своей истории.

На этом уместно закончить наш краткий экскурс в глубины тайн сакских цепочек курганов. На рубеже III-II вв. до н. э. саки Тянь-Шаня ослабели и были частично вытеснены кочевниками-юэчжами, частично подчинились усуням, пришедшим вслед за юэчжами с востока. Память о саках и их своеобразной культуре хранят цепочки курганов, вытянувшиеся в стройные колонны с севера на юг. Наш гражданский долг - сохранить эти памятники для потомков

Продолжение

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

02-12-2013
Дирхемы, дирхемы, дирхемы…
78896

22-11-2013
Загадка Усто Ахмада
42155

18-11-2013
К вопросу о тюрко-согдийской интеграции в VI-VIII вв.
(продолжение)
22122

08-11-2013
К вопросу о тюрко-согдийской интеграции в VI-VIII вв.
31344

01-11-2013
Византийский историк о согдийцах в Семиречье
(часть 2)
38953

25-10-2013
Византийский историк о согдийцах в Семиречье
44812

18-10-2013
Сирийские и армянские источники о становлении Тюркского каганата
(продолжение)
56877

10-10-2013
Сирийские и армянские источники о становлении Тюркского каганата
44473

27-09-2013
Сведения о тюркских народах в минералогическом трактате Ал-Бируни
(продолжение)
30183

20-09-2013
Сведения о тюркских народах в минералогическом трактате Ал-Бируни
59028

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×