Добавить статью
4:16 21 Ноября 2012 126942
Юлий Худяков – русский кыргызовед: История жизни

(Российский ученый-кыргызовед, профессор Юлий Худяков был одним из участников международной научной конференции «Кыргызский каганат в контексте тюркской цивилизации: Проблемы кыргызоведения», посвященной 1170-летию образования Великого Кыргызского каганата, прошедшей в г.Бишкек 15-16 ноября 2012 г.

Его кыргызский коллега и соратник, президент Международного общественного объединения “Кыргыз Тарых Коому” и профессор КНУ им. Жусупа Баласагына Тынчтыкбек Чоротегин согласился кратко рассказать о перипетиях судьбы родителей Юлия Сергеевича в канун его 65-летнего юбилея).

121121hudyakov_1
Юлий Худяков

Юлий Сергеевич Худяков теперь является общепризнанным археологом и историком, который поднял на новую уровень кыргызоведческие и оружиеведческие аспекты археологии Сибири и обширных просторов Центральной и Внутренней Азии. Невозможно представить себе постсоветские кыргызские учебники, учебные пособия и монографии без этнологических концепций Юлия Сергеевича.

Его этнологические выводы являются официально признанными в современной кыргызской историографии. С эпохи «перестройки» непрестанно переводятся его основополагающие научные и научно-популярные статьи и труды на кыргызский язык (См. журнал «Ала-Тоо», все многотомные издания «Кыргыздар» / «Кыргызы», составленные писателями К.Жусуповым и К.Иманалиевым; и т.д.).

Ведь это – счастье учёного, которому «стукнет» всего лишь 65 лет через несколько недель. Сухие данные интернета говорят, что он родился 8 декабря 1947 года в Кемеровской области Российской Федерации и он теперь работает главным научным сотрудником Института археологии и этнографии СО РАН, заведующим кафедрой археологии и этнографии Новосибирского государственного университета.

Но мало кто знает, что он, как и выдающиеся ученые-востоковеды, тюркологи и кыргызоведы В.В.Радлов (Friedrich Wilhelm Radloff) и В.В.Бартольд (Wilhelm Barthold), со своими корнями связан с немецким народом. Отец Юлия Сергей Алексеевич Худяков (1919-1984) был потомком обрусевших немцев.

Мать Ирма Юльевна (по другому варианту – Юрьевна) Геккер (Ирмгардт Амалия Геккер, с 1948 года - Худякова) родилась 28 августа 1916 г. в Чикаго (США). После Октябрьской революции 1917 года Юлия Геккера, ее отца, профессора философии, пригласили в советскую Россию – помочь в качестве преподавателя развивать коммунистическую образовательную систему. Ирма Геккер вместе с четырьмя сестрами жила и училась в Москве, а затем и Клязьме. Сначала они говорили только на английском и немецком, и постепенно изучали чужой, русский язык.

Сталинистсткая машина смерти и репрессии не оставила семью Геккер. В 1937 году сначала отца Ирмы, а потом и мать арестовали. Ирму, конечно, исключили из комсомола якобы за антисоветскую пропаганду. А 10 сентября 1941 года все пять сестер, в том числе и сестра-инвалидка, были арестованы.

До ареста Ирма, талантливая художница, успела чуть-чуть учиться в Московском институте изобразительных искусств имени В.И.Сурикова.

Вера, старшая дочь Ирмы Юльевны, впоследствии вспоминала со слов матери о первых мытарствах молодой арестантки.

«Особенно ее поразила сцена первого допроса:

- Следователь, когда допрашивал, он ел вишни. И плевал косточками ей в лицо. Не знаю, может, я слишком чувствительна, но мне кажется, это такое оскорбление...»

(См.: http://artru.info/ar/31270/ )

Ирма Юльевна, по словам его сына Юлия Сергеевича во время нашей беседы 17 ноября 2012 г., сначала попала в женские тюрьмы, в том числе и в Караганде и Бишкеке (тогдашнем Фрунзе), а затем ее сослали в лагеря в Сибири (Мариинск и т.д.).

В тюрьме и в лагерях она продолжала рисовать. «Это же надо, сидя в тюрьме, делать огрызком карандаша наброски с натуры, а потом хранить их бережно, надеясь когда-нибудь освободиться!» - удивляются современники об ее геройстве как художницы, которая была семь лет в тюрьме и восемь лет в лагере.

Там, в сибирской части ГУЛага, Ирма познакомилась со своим будущим мужем – Сергеем Алексеевичем. В 1944 году у них в лагере родилась дочь Вера Сергеевна (впоследствии – Лунькова). Муж Ирмы вышел из лагеря на свободу первым и забрал свою дочь к себе.

Лишь через два года после войны, в 1947 году, Ирму, «политического врага народа», выпустили в колонию (на вольное поселение, но в рамках необъятного ГУЛага).

Тогда, 8 декабря 1947 г., в селе Медвежка Кемеровской области РСФСР, у молодых Худяковых родилось еще одно дитя – сын, которого они назвали Юлием в честь деда со стороны матери. Затем в 1950 году у них родился младший сын - Сергей Сергеевич (1950-1994).

Ирма Юльевна (Юрьевна) долгие годы работала в г.Иркутск преподавателем Иркутского художественного училища. Сергей Алексеевич, будучи геологом, исколесил Сибирь, в том числе Саяно-Алтай и Прибайкалье.

Ирма Юльевна и Сергей Алексеевич были оправданы в годы хрущевской «оттепели».

Детство с родителями такой тяжелой судьбы для Юлия Сергеевича было школой мужества и он был воспитан быть честным, порядочным, справедливым. Он был воспитан быть против всякой формы репрессии и дискриминации.

Юлий более всех понимал проблемы малых народов Сибири, так как он также был частью того малого мира изгнанных в своем обществе. В 1965 году он окончил вечернюю среднюю школу в селе Кирен в Тункинской долине Бурятии. После службы в Советской Армии он в 1969 году поступил на исторический факультет Новосибирского государственного университета (НГУ).

Будучи студентом, он стал заниматься историей средневековых кыргызов, в частности, археологическими аспектами вооружения енисейских кыргызов. Московский профессор, археолог Л.Р.Кызласов, который «придумал» искусственный этнос «хакасов», якобы существовавший с эпохи раннего средневековья (фактически, как раскритиковали его в 1960-70-годы синолог Сергей Евгеньевич Яхонтов и арабист Омуркул Караев и другие, Кызласов безуспешно пытался выдать один из китайских вариантов этнонима «кыргыз» / ся-цзя-сы как «хакас») попытался уговорить его оставить эту тематику. А он, наоборот, был окрылен этой проблемой еще больше.

В конце 1970-х-начале 1980-х, т.е. в то время, когда изучение истории Кыргызского каганата начали искусственно тормозить в собственно советском Кыргызстане, Юлий Сергеевич начал блистать все новыми южносибирскими археологическими находками и концепциями по истории данного средневекового государства.

Одним из его наставников был выдающийся российский археолог, академик Алексей Павлович Окладников (1908-1981), который всегда подчеркивал необходимость связать историю кыргызов Енисея и Тенгри-Тоо (Притяньшанья) воедино.

В 1974 году Юлий Сергеевич окончил истфак НГУ и поступил в аспирантуру при данном вузе. В том же году он женился на Ольге Владимировне Коршуновой, выпускнице Московского историко-архивного института. Супруга родила ему двух дочерей (Алису в 1974 г. и Лизу в 1982 г.) и сына (Теодора в 1994 г.).

Ольга стала главной опорой для Юлия Сергеевича, который, как современный полу-номад, почти во все летние времена исколесил всю Южнюю Сибирь в поисках новых археологических памятников кыргызов и других народов региона.

В 1977 году Юлий успешно защитил кандидатскую диссертацию под руководством академика А.П.Окладникова и профессора (нынешнего академика) Анатолия Пантелеевича Деревянко (1943 г.р.).

Фальсифицированные взгляды московского профессора Л.Р.Кызласова на историю средневековых енисейских кыргызов, может быть, стали «указом» для фрунзенской бюрократии от науки, но не для Сибирского отделения Российской Академии наук.

Поэтому оригинальная диссертация Ю.С.Худякова вышла в 1980 году в Новосибирске в виде монографии под названием «Вооружение енисейских кыргызов VI-XII вв.» безо всякой проволочки.

Если В.В.Бартольд в своем труде ««Киргизы: Исторический очерк»» (1927г.) эпоху Великого Кыргызского каганата впервые назвал «Кыргызским великодержавием», то Ю.С.Худяков назвал события середины 9-го века – начала 10-го века «звездным часом» средневековой истории кыргызской государственности.

Я помню, будучи молодым преподавателем, окончившим исторический факультет Кыргызского государственного университета (нынешнего Кыргызского национального университета имени Жусупа Баласагына) в 1981 году, как местные историки Омуркул Караев, Мидил Джамгерчинов и другие безуспешно пытались уговорить руководство Института истории АН Кыргызстана включить специальный раздел по истории Кыргызского каганата в готовящееся тогда издание «Истории Киргизской ССР» (1984), и как тогда яро раскритиковал писатель, академик Тугельбай Сыдыкбеков тогдашних идеологов ЦК КП Кыргызстана и руководство АН Кыргызстана, в том числе и руководителей Института истории АН Кыргызстана, за их предвзятое отношение к енисейской части истории кыргызского народа. Это письмо Т.Сыдыкбекова было тайно скопировано и распространено среди интеллектуалов Кыргызстана того времени (это было своеобразным кыргызским вариантом «самиздата» против коммунистической цензуры того времени).

Именно в то время, в 1983 году Ю.С.Худяков впервые посетил Фрунзе (Бишкек) по приглашению археолога Исмана Кожомбердиева, который был другом Т.Сыдыкбекова и не поддержал официальную точку зрения лидеров Кыргызстана и АН республики по поводу Енисейского Кыргызского каганата.

121121hudyakov_2
Тынчтыкбек Чоротегин и Юлий Худяков

Бектемир Жумабаев (нынешний декан истфака КНУ и профессор) и я встретили Юлия Сергеевича во время его первой поездки в Кыргызстан и окрылялись беседой с ним, ученым, которого нельзя было обвинять в «кыргызском национализме» (ведь он – сибирский русский), но который сумел отстоять научную истину благодаря своим жизненным принципам.

Кстати, петербургский тюрколог, профессор С.Г.Кляшторный, один из «скрытых» авторов злополучной официальной этнологической концепции «Истории Киргизской ССР», недавно в своем интервью сказал, что он скрыл свою фамилию в списке авторов данной концепции из-за политической мотивации! (См.: http://www.kyrgyz.ru/?page=276) Диву даешься, что Ю.С.Худяков открыто выступал против течения именно тогда и доказал, что объективный историк должен писать свою точку зрения без фальсификации в любых перипетиях своей жизни, без игры в прятки!

Кстати, талант художницы Ирмы Юльевны косвенно содействовал и современному кыргызоведению. Ее сын тоже стал своеобразным художником. В начале 1990-х, когда Ю.С.Худяков посещал по линии ЮНЕСКО ряд исторических музеев Внутренней Азии, в т.ч. исторического коридора Хэси и СУАР КНР, не должен был фотографировать экспонаты по условиям экскурсии. Но путешественникам разрешалось... срисовать (рукой). Тогда Юлий Сергеевич срисовал много экспонатов китайских музеев, связанных с историей кыргызов и других восточных тюрко-монгольских народов, и помог другим участникам международной экспедиции ЮНЕСКО по стопам караванов Великого Шелкового пути мастерски скопировать экспонаты таким же образом.

В 1977-2012 гг. Юлий Сергеевич графически реконструировал многое на основе исторических, эпиграфических, археологических и письменных данных. Среди них – рисунки кыргызов-всадников (как тяжелой конницы, так и средней и легкой) и их пеших воинов, и видов их вооружения. Многие из этих рисунков Ю.С.Худякова стали «хрестоматийной» частью современных учебников по истории кыргызов и Кыргызстана.

Теперь появилась целая научная школа кыргызоведа и археолога Ю.С.Худякова как в Сибири России, так и в Кыргызстане (в последнем случае – в лице профессора Кубатбека Табалдыева, и его соратников-археологов Ороза Солтобаева, Темирлана Чаргынова, Джазгуль Орозбековой и многих других). К слову, я также считаю себя учеником российского ученого Ю.С.Худякова, кыргызских историков О.К.Караева, М.Б.Джамгерчинова, А.Х.Хасанова, К.У.Усенбаева и узбекского академика Б.А.Ахмедова.

Подытоживая статью, написанную экспромтом накануне 65-летнего юбилея Юлия Сергеевича Худякова, доктора исторических наук, почетного академика НАН Кыргызстана, почетного профессора Кыргызского национального университета и ряда других университетов Кыргызстана, почетного члена МОО «Кыргыз Тарых Коому» (бывшей Ассоциации молодых историков Кыргызстана и бывшего Общества Историков Кыргызстана), лауреата премии имени академика Асанбека Табалдиева, мы с глубокой благодарностью чтим память родителей Юлия Сергеевича – художницы Ирмгардт Амалии Геккер (Ирмы Юльевны Худяковой) и геолога Сергея Алексеевича Худякова, которые воспитали его талантливым, справедливым, честным, трудолюбивым, выносливым и близким к тем сравнительно малочисленным этносам Евразии, богатая и древняя история которых зачастую оказывалась объектом всяких заидеологизированных (советских и иных) фальсификаций.

Дай Тенгри, Аллах, и ваш Бог Вам много лет творчески плодовитой и благой Земной, семейной жизни, дорогой наш Юлий, сын Сергея и Ирмы, потомок Худяковых и Геккеров. Как Вас шутливо величали у нас во время последней международной конференции в Бишкеке, Вы - наш новый Великий Алмамбет-Кыргыз!

Т.К.Чоротегин, президент Международного общественного объединения «Кыргыз Тарых Коому» и профессор КНУ им.Жусупа Баласагына, доктор исторических наук.

(Из серии статей по истории Кыргызстана и кыргызоведению)

P.S. См. также:

https://ky.wikipedia.org/wiki/Худяков,_Юлий_Сергеевич

http://artru.info/ar/31270/

http://khudyakow.narod.ru/

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

01-12-2015
В своем докладе А.Керенский весьма объективно отразил ситуацию
64204

18-06-2013
Кыргызы в древности. Прототип(ы) Алмамбета
(часть 2)
55277

24-04-2013
Кыргызы в древности
(часть 1)
131197

16-04-2013
Древнее государство Паркана
57637

19-02-2013
Спор об учебнике с (бес)пристрастием
92689

31-01-2013
Древнее государство Усунь в Тенгир-Тоо
58303

11-01-2013
Общественный строй империи хуннов
35558

26-12-2012
«Великий шелковый путь» через государство хуннов
64211

20-12-2012
Древнее хуннское государство
100234

12-12-2012
Бюбюйра апа и кирпичик в здании Ата-Бейита, гласа памяти отцов нации
42135

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×