Археологический детектив - курган Шамши
Это было в начале августа 1958 г. На ничем не примечательном поле на правом берегу р. Шамши в Чуйской долине колхозники убирали урожай. Вдруг левое заднее колесо комбайнового агрегата провалилось. Машина резко накренилась, едва не опрокинулась, но устояла. Когда с помощью другого трактора ее вытащили, то увидели подземную камеру, потолок которой не выдержал многотонной тяжести. Камера была полузасыпана обвалом, и под тонким слоем земли блеснуло золото ... Много золота!
От вполне понятного шока первым, как это положено, оправился бригадир. Проявив максимум оперативности, он с двумя колхозниками остался у провала, а одного на попутной машине отправил в сельсовет. Бригадир строго наказал подчиненным не спускаться в провал, не трогать ни единой вещички. В сельсовете, узнав о случившемся, немедленно позвонили в районную милицию и в Институт истории АН Киргизской ССР. Сотрудники милиции и археологи не заставили себя долго ждать. Первые сменили колхозную охрану, установили оцепление и не допускали любопытных мешать работе ученых. А археологи, едва сдерживая волнение, скальпелем и тонкой кисточкой расчищали сокровища, пролежавшие в земле около 1500 лет. Еще бы не волноваться! Найдено единственное в СССР неграбленное, очень богатое, погребение эпохи «великого переселения». К самому концу работы археологов подоспела авторитетная оценочная комиссия. По нашему советскому закону все клады являются собственностью государства. Но, следуя букве закона, нашедшему клад и сдавшему его государству выплачивается вознаграждение, равное 25% общей стоимости клада. Счастливчики получили свое вознаграждение. Одни купили легковые автомашины, другие - отстроили добротные дома, а наука обогатилась еще больше - ведь погребение было не потревожено, все вещи лежали на своих местах. Какой материал для анализа!
Так должно было быть. Но так не было.
А было вот как... Люди спрыгнули в провал, разгребали руками землю, хватали драгоценности, срывали с костей диадему, браслеты, перстни. Потом, как «честные» люди и «добрые» односельчане, сложили бесценные сокровища в кучу и честно разделили на четыре части (по числу участников ограбления). Воистину «люди гибнут за металл ... »
Так бы и пропало сокровище, законное достояние республики, превратившись в безвкусные побрякушки или зубные протезы. Но шила в мешке не утаишь. Нашелся-таки гражданин, который сообщил о находке. Оперативная, тонкая психологическая работа сотрудников МВД и ученых из АН республики спасли шамшинские находки. Вскоре после умной индивидуальной беседы с каждым «счастливчики» добровольно и полностью сдали награбленное.
Много лет спустя автору пришлось вести раскопки поблизости от знаменитого шамшинского кургана. Судьба неожиданно свела археолога и невольного грабителя кургана. Он сам рассказал о случившемся. По его словам, если бы он знал законодательство, то немедленно сдал бы сокровища государству. Кроме того, он полагал, что открыл не древние произведения искусства уникальной научной ценности, а погребение бая времен коллективизации.
Отсюда вывод: настоятельно необходимо усилить популярное разъяснение как законодательства относительно памятников истории и культуры, так и пропаганду самих памятников.
Что же удалось выяснить ученым, которые, конечно, не по своей вине, прибыли очень поздно? В дообследовании кургана Шамши принимали участие П.Н.Кожемяко и Д.Ф.Винник. Ученые провели опрос участников находки и раскопали остатки погребения. Выяснилось, что на этом поле была большая группа курганов, которые в 1956 г. были снесены для расширения пахоты (грубое нарушение советского законодательства. Необходимо было предварительно создать условия для изучения курганов археологами). Курган Шамши был примерно 20 м диаметром и 2 м высотой. Погребальное сооружение состояло из ямоподобного дромоса. Вход в катакомбу находился в длинной стенке ямы и был заложен тремя крупными валунами. Катакомба располагалась параллельно дромосу. Согласно нашей классификации, по конструкции погребального сооружения курган принадлежал к Кызартскому типу Айгырджальской группы. Погребение было совершено в деревянном гробу из тонких досок, которые скреплялись бронзовыми скобами. Скелет женщины лежал на спине в вытянутом положении. Череп был подвергнут прижизненной искусственной деформации. Почти все золотые изделия находились в области черепа и грудной клетки. В ногах вне гроба стоял бронзовый казан с закопченной поверхностью. Вне гроба располагались: конская сбруя, кости барана, глиняный кувшин и другие вещи.
Все находки были тщательно описаны П.Н. Кожемяко и И.К. Кожомбердиевым. Здесь сознательно до минимума сокращено описание лишь небольшого числа шамшинской коллекции, чтобы не превратить его в унылый перечень, который с интересом прочтут только специалисты.
Изделия из золота. Лицевая маска из цельного листа золота. Глазные яблоки обозначены крупными светло-желтыми сердоликами. Острый прямой нос приклепан, рот обозначен вдавленным желобком. На лице проколами (имитация татуировки?) обозначен орнамент в виде трех стилизованных елочек.
Круглодонная чашечка с петлеобразной вертикальной ручкой. Имеет следы грубого ремонта.
Диадема (головной убор) очень сложной конструкции из множества составных частей. В основе ее круглый серебряный обруч, украшенный янтарями. Вверх от обруча, образуя полусферу и смыкаясь вверху, шли полоски из золота. Вниз от обруча свисало свыше 60-ти цилиндрических подвесок.
Медальон с цепочками сложной работы, в центре которого погрудное изображение женщины, вырезанное из красного граната.
Ожерелье, в котором чередуются золотые подвески в виде древесного листа и вставленные в оправу темно-красные гранаты.
Три типа парных составных подвесок с перегородчатыми оправами и зернью (6 штук).
Два совершенно одинаковых перстня. По внешнему ободку кольца напаяны по краям сплетенные из двух проволочек жгутики. Щиток перстней с тремя вставками из гранатов, окруженных зернью.
Четыре пустотелых шарика, поверхность которых покрыта круглыми ячейками из напаянных золотых полосок. Шарики имеют сквозные отверстия для подвешивания. Два таких же шарика, но ячейки выполнены в виде восьмерки.
Изделия из серебра. Кожаный пояс с двумя пряжками. Все полотно пояса украшено рядами пластин и гвоздиков с полусферическими шляпками, которые образуют сложный орнамент.
Две цилиндрические коробочки с крышками. Круглая бляшка с поясками зерни и янтарных вставок.
Свыше 30-ти круглых бляшек с вставками из красного стекла.
Туалетная ложечка с круглым в плане резервуаром и длинной ручкой.
Музыкальный инструмент (?) с грифом, обложен листовым серебром с гравировкой.
На запястьях женщины было надето 8 браслетов, сделанных из цельных кусков дымчатого, матового и различных тонов коричневатого нефрита.
На этом уместно закончить перечень личных украшений и предметов быта знатной кочевой дамы V в. из Шамши, который даже в очень сокращенном варианте напоминает инвентаризационную опись сокровищ пещеры Али-Бабы. А ведь в кургане была найдена еще и роскошная конская упряжь, орнаментированная множеством украшений художественной работы из бронзы, серебра, серебра с позолотой и самоцветов, части шелковых одеяний, предметы неизвестного назначения.
Шамшинская находка - не единственная в Киргизии. Подобные изделия найдены И.К. Кожомбердиевым в долине Кетмень-Тюбе, в Таласе, Ю.Д.Баруздиным и А.К.Абетековым - на Алае, К.И.Ташбаевой - на Центральном Тянь-Шане. Сейчас благодаря трудам киргизских археологов в Историческом музее г.Бишкек собрана одна из богатейших коллекций украшений кочевников этого времени. Она лишь немногим уступает знаменитому собранию в Эрмитаже.
П.Н.Кожемяко и Д.Ф.Винник сдали находки в Исторический музей г.Фрунзе, где они и хранятся «за семью печатями». Но на стендах музея их не увидишь. Полная публикация этих сокровищ пока не состоялась. О них знает только узкий круг специалистов. Извлеченные из земли редчайшие ценности оказались погребенными в тяжелых сейфах музея. Настала пора выставить киргизское археологическое художественное золото, разумеется, с полной гарантией сохранности, для широкого обозрения. Это достояние республики должно на деле стать духовным достоянием наших современников.
Полихромный стиль и его истоки
Украшения, выполненные в полихромном стиле, являются прекрасным индикатором кочевников эпохи «великого переселения народов» (IV-V вв.). Они были распространены в Киргизии, Казахстане, Поволжье, Причерноморье, Подунавье. Отличительной чертой полихромии является многоцветность, массивность, геометричность форм, достигаемые особыми техническими приемами. Если в основе технологии искусства «звериного стиля» лежали художественное литье и штамповка, то мастера полихромного стиля, применяя их, предпочитали ковку и напайку.
Выделяется три группы изделий полихромии: 1 - сочетание золотого фона с инкрустацией яркими самоцветами или цветным стеклом; 2 - золотой фон отсутствует, изделие сплошь покрыто цветными вставками в напаянных перегородках; 3 - отсутствует инкрустация, изделие украшено напаянными псевдоперегородками на золотой фон или рифлением и зернью. Среди материалов Киргизии преобладают изделия первой группы, но встречаются второй и третьей.
О происхождении искусства полихромного стиля I-V вв. были высказаны различные гипотезы. Их рассматривали как произведения готского, греко-сарматского, сарматоаланского, гуннского искусства. Истоки его усматривались в художественных изделиях более ранних эпох. В настоящее время, благодаря изысканиям киргизских археологов, появились новые материалы, подтверждающие связь полихромного искусства саков и более позднего периода, причем в сакском искусстве намечается та же классификация, которая была принята для искусства эпохи «великого переселения народов».
1. Золотая бляха круглой формы со слегка загнутым вверх бортиком. На нее напаяны пять гнезд. В центре - высокое цилиндрическое и крестообразно от него - четыре меньших по высоте и подпрямоугольных в плане. По верхнему бортику все гнезда украшены зернью. В трех подпрямоугольных сохранились вставки светлого тона. Найдена в могильнике Акчий-Карасу, VI-IV вв. до н. Э.
По сути дела, полихромными являются и золотые серьги со стерженьком, который венчается пирамидкой из зерни и на который нанизаны две-три цветные бусинки. Такие серьги найдены И.К. Кожомбердиевым в сакских могильниках Кетмень-Тюбе и К.А. Акишевым в Казахстане. Перечисленные изделия вполне вписываются в первую группу изделий полихромного стиля (золотой фон, инкрустация, зернь).
2. Вторая группа (отсутствие золотого фона из-за сплошной инкрустации, перегородок) представлена уже упоминавшейся серьгой в виде двух геральдических соколов с бубенчиком из сакского могильника Сары-Джон в Кетмень- Тюбе. Очень выразительные находки, относящиеся к этой группе, найдены в Тулхарском могильнике (Южный Таджикистан).
3. К третьей группе (золотой фон без инкpycтaции, псевдоперегородки, зернь) можно отнести поделку из золота, найденную в сакском могильнике Кечу (Кетмень-Тюбе). В основе ее лежит полый шар, изображающий личину с рожками и петлевидными ушами, в которые продеты стерженьки с петлями на концах. От личины вверх отходят три ветви, увенчанные полыми шариками. На вершине каждого из них пирамида из зерни (три шарика в основании, один вверху).
Сюда же следует отнести и жезловидный предмет, найденный в кургане «Тенлик» (Казахстан), датируемый III- II вв. до н. э. Навершие его представляет полый шар, полюса которого являются центром расходящихся лепестков розетки, выполненных тиснением.
Полихромный стиль сакского времени отличается от полихромного стиля эпохи «великого переселения» народов. Проиллюстрируем это на примере второй группы. Перегородки, разделяющие корпус соколов на серьге из Сары-Джона, напаяны не произвольно. Они в реалистической манере оконтуривают как очертания самой птицы, так и отдельные части ее: глаз, клюв, грудь, крыло, ноги. Инкрустированы обе стороны изделия. Вставки выдержаны в неброских светло-голубых и белых тонах. Эти особенности распространяются и на серьги в виде птиц из Тулхарского могильника, где перегородки передают контуры оперения. Наблюдается сочетание плоских (перья) и выпуклых вставок (корпус птицы). Поздние изделия полихромного стиля сплошь покрыты геометрическими перегородками, а инкрустированы вставками преимущественно в красных тонах. Инкрустация, как правило, односторонняя.
Вследствие малочисленности материалов, имеющихся в нашем распоряжении, в настоящее время трудно провести хронологическую границу между ранними и поздними изделиями полихромного стиля. Возможно, она лежит в пределах около рубежа нашей эры. К этому выводу приводят материалы Тулхарского могильника, где встречаются вещи, выполненные как в ранней, так и в поздней манере.
Финальное искусство саков уже не довольствуется старыми канонами. Кроме золотого блеска, кочевников стала интересовать и цветовая гамма. Так, уже золотые пластины геометрических форм головного убора из кургана Иссык расписаны красной краской квадратами с кружком в центре (имитация перегородок и вставок?). Фрагмент золотого листа, расписанный красной и зеленой краской (лунницы и кружки), найден автором в могильнике Кара-Булун (Чуйская долина).
Таким образом, не касаясь вопросов о месте и времени зарождения полихромного стиля вообще, можно отметить, что в Киргизии полихромный стиль появился в позднесакское время и мог быть истоком своеобразного искусства кургана - Шамши и других регионов республики. Этот вывод не окончательный вследствие имеющихся контрдоводов.
Против местного происхождения изделий полихромного стиля свидетельствуют следы грубого ремонта некоторых из них. Так, в могильнике Туюк (раскопки Ю.Д. Баруздина на Алае) была найдена полулунная золотая серьга с инкрустацией и зернью. Дужкой ей служила грубая бронзовая проволока с небрежно загнутыми петельками. Такие следы ремонта фиксировались И.К Кожомбердиевым в Кетмень-Тюбе. Грубым был ремонт и золотой чашечки из Шамши. Поставленные вопросы еще ждут своего исследователя.