Добавить статью
4:12 12 Марта 2013 210548
Кыргызское Великодержавие и происхождение кыргызского народа
(часть 3)

Из цикла "Археология и история древнего и средневекового Кыргызстана"

Часть 2

Подчинение уйгурам

В 751 г. кыргызы объединили свои силы с карлуками, которые к тому времени уже заняли Семиречье, а также с чиками и остатками тюркских племен для борьбы с уйгурским каганом Элетмишем Бильге.

Среди тюркских беков нашлись предатели, которые предупредили кагана. Тот действовал решительно и разбил союзников поодиночке. В 758 г. уйгуры завоевали страну кыргызов на Среднем Енисее. Последние в 795 г. восстали, но были разгромлены. В течение двадцати лет кыргызские ажо копили силы для реванша.

В начале IX в. сила и слава Уйгурского каганата были уже в прошлом. Его раздирали центробежные силы, что чутко уловили кыргызы: «Ажо сам объявил себя ханом, мать, урожденную Туциши (тюргешку. - Ред.), - вдовствующею ханшею, дочь Геллу-шеху (карлукского джабгу. - Ред.) - ханшею» (Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. - Т. 1. - М.;Л., 1950. - С. 355.). Это важное событие в истории кыргызов произошло В 820 г. Оно означало, что кыргызы, заручившиеся поддержкой карлуков, провозгласили себя независимыми от Уйгурского каганата и, как во времена Барс-бега, стали претендовать на гегемонию в Центральной Азии. За этими претензиями теперь стояли реальные возможности.

После поражения в 795 г. кыргызы сумели создать военно-административную систему, приспособленную для длительных войн. Ажо значительно расширил пределы государства за счет других южносибирских племен и обладал уже куда большими материальными и людскими ресурсами, чем в начале VIII в. Он стоял во главе администрации и военных сил и подчинял непосредственно себе три бэя и иерархию чиновников, которая разделялась на шесть разрядов. Регулярное войско состояло из латной кавалерии (гвардия), а во время войны набиралось ополчение «вассальных» народов. В IX в. кыргызы вместе с зависимыми племенами могли выставить стотысячную хорошо вооруженную армию (Худяков Ю.С. Вооружение енисейских кыргызов. - Новосибирск, 1980. - С. 139-140.).

Структура государства Кыргыз в IX - Х вв. значительно усложнилась:

130312_1

Война за независимость

Уйгуры в ответ на вызов ажо направили на Енисей войско. Война затянулась на двадцать лет. Ход военных действий был описан на каменном памятнике в честь уйгурского кагана, который был установлен в уйгурской столице Орду-Балыке на реке Орхон. Там бывали дипломаты и купцы из многих стран. Поэтому надпись была высечена тюркскими рунами, китайскими иероглифами и согдийскими письменами. Китайский текст гласит, что «чудодейственный» каган уйгуров наголову разгромил четырехсоттысячное (!?) войско кыргызов, убил их кагана, взял огромное количество трофеев (« ...коровы, лошади, хлеб и оружие были навалены горами») и ликвидировал кыргызскую государственность заодно с кыргызами (« ... государственные дела прекратились; на земле не стало живых людей» ) (Васильев В. П. Китайские надписи на орхонских памятниках в Кошо-Цайдаме и Карабалгасуне / / Сб. тоэ. - СПБ., 1897. - Т. 3. - С. 25.).

Китайскому тексту вторит согдийский. Согласно ему, уйгурский каган почему-то только двухсоттысячную армию кыргызов «... разогнал одной рукой во всех направлениях друг от друга и взял его (кыргызского кагана) государство». Эти тексты нельзя рассматривать как достоверный исторический источник. Они являлись политической прокламацией, рассчитанной на дезинформацию иностранцев для поднятия внешнеполитического престижа каганата уйгуров. На самом деле борьба была тяжелой и упорной. В сражениях кыргызы, видимо, одержали верх, что позволило ажо в обращении к кагану уйгуров надменно заявить: «Твоя судьба кончилась. Я скоро возьму золотую орду твою, поставлю перед нею моего коня, водружу мое знамя. Если можешь состязаться со мною, то немедленно приходи, если не можешь, то скорее уходи» (Бичурин Н. Я. Собрание сведений… - Т. 1. – С. 355-356.) .

Это самое древнее известное историкам диплoмaтичecкoe послание енисейских кыргызов. Оно выдержано в духе традиционной дипломатии кочевников: лаконично, но весомо, удобно для запоминания при передаче в устной форме, понятно и однозначно, не допускающее кривотолков. Это послание, по сути дела, является ультиматумом с требованием безоговорочной капитуляции. Вот каким стало государство Кыргыз к середине IX в.! Вот как заговорил бывший вассал и данник со своим бывшим сюзереном - каганом уйгуров! Вот когда получила возможность стать реальностью идея кагана Барс-бега о гегемонии в Центральной Азии.

Великодержавие

Военные неудачи обострили усобицу внутри Уйгурского каганата, а многоснежная зима 840 г. стала причиной массового падежа скота, голода и эпидемии. В это тяжелое время один из мятежных уйгурских вельмож призвал на помощь кыргызов. Ажо бросил под стены столицы уйгурского кагана Орду-Балыка стотысячную армию, которая наголову разгромила уйгурское войско, взяла, разграбила и сожгла ставку. Каган уйгуров пал в бою. Остатки его народа, спасаясь от истребления, бежали в Китай, Забайкалье и Восточный Туркестан, оставив в руках кыргызов земли, скот и накопленные сокровища.

В 843 Г., преследуя уйгуров, кыргызы вторглись В Восточный Туркестан, где взяли города Аньси и Беш-балык. Их сильные отряды вели успешные действия в Восточной Монголии, в Джунгарии и Забайкалье. В 848 г. последний претендент на уйгурский престол, скрывавшийся у татабов, а затем у татар (шивэй), с женой, сыном и эскортом всего из девяти всадников уехал в степь и пропал без вести. Надежды уйгуров на реванш рухнули окончательно.

На развалинах Уйгурского каганата в середине IX в. возникла держава кыргызов. Границы ее вырисовываются вполне определенно: «Хягас (Кыргыз. - Ред.) было сильное государство; по пространству равнялось тукуеским владениям (имеются в виду пределы Второго Тюркского каганата. - Ред.). На восток простиралось до Гулигани (Прибайкалье), на юг - до Тибета (Восточный Туркестан. - Ред.), на юго-запад - до Гэлолу (Семиречье) » (Там же. – С. 354). Примерные северные границы намечены по археологическим памятникам: они достигали современных городов Томска и Красноярска. Время, когда кыргызы сумели подчинить себе просторы Центральной Азии (IX-X вв.), справедливо названо «кыргызским великодержавием».

Согласно древней степной традиции, тот, кто владел Хангаем, считался номинальным владыкой всех остальных кочевых народов. Такие империи в свое время создавали гунны, жуань-жуани (авары?), тюрки, кыпчаки (сеяньто), уйгуры, а после кыргызов - монголы. За гегемонию в Центральной Азии кыргызам пришлось заплатить своей прежде высокой репутацией. Автор «Худуд ал-алам» дает им крайне отрицательную характеристику: «И это люди, которые нравом напоминают диких зверей; лица у них грубые, волос мало, (они) несправедливы и безжалостны, отличаются воинственностью и склонностью к распрям: со всеми народами, которые находятся вокруг них, они воюют и враждуют» ( Худуд ал-алам / / микк. - Вып. 1. - М., 1973. - С. 41.).

Видимо, это не вполне заслуженная характеристика. Имперский двор династии Тан, например, настойчиво толкал кыргызского кагана на геноцид по отношению к поверженным уйгурам. В одном из писем к кагану кыргызов император рекомендовал: «Вы, хан, должны воспользоваться этим удобным случаем и скорее уничтожить варваров. До тех пор пока уйгуры не будут уничтожены, Вы, хан, не сможете наслаждаться едой и питьем, а на охоте получать удовольствие. Собираясь в поход, нельзя медлить ... Опасаюсь, что остальных, которые покорятся, Вы, хан, не сможете полностью истребить», примете преступников, возьмете беглых чиновников, и это вызовет наше недовольство и породит пограничные инциденты. Это значит кормить ядовитую змею и самому порождать зло». (Супруненко Г.П. Документы об отношениях Китая с енисейскими кыргызами / / АН Кирг. ССР. Серия обществ. наук. - Т. V. - Вып. 1. - Фрунзе, 1963. - с. 76.).

В другом письме - та же антиуйгурская позиция: «Вы должны ... напасть на уйгуров и уничтожить, вырвать их с корнем» (Там же. - с. 72.), - писал император Уцзе кыргызскому кагану.

К чести кагана кыргызов, он отверг советы и рекомендации императора. Резни и массовых убийств побежденных не было. Более того, уйгуры, бежавшие на запад, сумели закрепиться в Восточном Туркестане и основать два княжества, которые в начале ХIII в. подчинились Чингисхану.

«Кыргызское великодержавие» не было продолжительным. Уже в первой четверти Х в. основная масса кыргызов неожиданно оставила степи и ушла к северу за Саянский хребет. Среди ученых эти непонятные действия кыргызов не находят однозначного толкования. Одни полагают, что возвращение кыргызов на родину не было результатом военного давления противника. В длительных кровопролитных войнах и так немногочисленные людские ресурсы кыргызского народа были истощены и рассеяны по обширным пространствам. Кроме того, степи Центральной Азии не стали нормальной «экологической нишей» кыргызов. Та часть народа, которая на Енисее занималась ремеслом и земледелием, не нашла себе применения на сухих плоскогорьях Центральной Азии, где не было крупных поселений и ирригационной сети.

Другие отмечают возвышение киданей и их походы в степь в 916 и 924 гг. и полагают, что они вытеснили кыргызов за Саяны. Как бы там не было, «кыргызское великодержавие» кончилось. В истории кыргызского народа этот период занимает особое место. «Это был звездный час кыргызской истории, время поразительных успехов кыргызского оружия в длительной войне с уйгурами, эпоха, когда кыргызы смогли покорить обширные просторы степной Азии. Благодаря этому периоду своей истории кыргызы оставили о себе память у современников, представителей различных народов средневековья, а их исторические деяния привлекают постоянное внимание позднейших историков», - так характеризует эпоху великодержавия кыргызов выдающийся кыргызовед Ю.С. Худяков (Худяков ю.с. Кыргызы на просторах Азии. - Бишкек, 1995. - с. 59.).

Добавим, что эта эпоха имела оборотную сторону в истории тюркских народов. Конец эпохи «кыргызского великодержавия» стал концом эпохи господства тюркских народов в Евразии. Наступил «звездный час» народов монгольского корня (кидани, найманы, монголы), которые выдвинули из своей среды великих завоевателей Чингисхана, Батыя, Темура и долгое время господствовали на просторах Великой степи.

Борьба за свободу

Сведения о кыргызах XI-XII вв. немногочисленны. В это время усилились монгольские племена, которые отрезали кыргызским феодалам пути для набегов на юг. Лишенная возможности обогащаться за счет грабежа знать усилила эксплуатацию собственного народа. Это повлекло дальнейшее развитие феодальных отношений, междоусобные войны, децентрализацию военной и гражданской власти. В письменных источниках упомянуты то пять, то три отдельных владения кыргызов. Накануне монгольского завоевания кыргызы образовали два княжества: Кем-Кемджиут и Кыргыз.

Владетели обоих кыргызских княжеств имели титул инал.

В 1207 г. старший сын Чингисхана Джучи завоевал все «лесные» народы и подступил К границам кыргызов. Тогда к нему прибыли кыргызские князья Иди, Инал, Алдиер и Олебек-тегин. Они выразили покорность, одарив Джучи белыми кречетами, белыми лошадьми и белыми соболями. Зависимость кыргызов была номинальной и выражалась только в выплате дани. Монголам, занятым войной с чжурчженями и Китаем, было не до северных народов. Однако с усилением государства Чингисхана монгольские сборщики налогов стали терять чувство меры. В 1218 г. они потребовали от подвластных кыргызам туматов, обитавших в Баргуджин-Токуме, кроме положенных мехов и скота, туматских девушек, которые считались идеалом степной красоты, для ублажения монгольских феодалов. В напряженных экономических и политических отношениях подобные унизительные требования способны стать последней каплей. Оскорбленные туматы восстали. Монголы потребовали у кыргызов войско для подавления непокорных. Вместо этого кыргызы под предводительством Курлуна сами восстали против монголов. Их поддержали урасуты, теленгуты и другие кыштымы (зависимые племена) кыргызов. Восстание было жестоко подавлено войсками Чингисхана, которыми командовал Джучи.

После смерти Джучи в 1226 г. земли кыргызов вышли из его улуса и стали принадлежать улусу Тулуя. По-видимому, изменилась и политика подавления по отношению к кыргызам. Великий каган Угэдей (1229-1241 гг.) с целью политического урегулирования отношений с северными народами женился на кыргызке по имени Джачин. Она стала четвертой «главной» женой повелителя многих народов (Рашид ад-дин. Сборник летописей. - Т. 2. - М.;Л., 1960. - С. 8-9.).

Гибель государства

Но борьба кыргызов за независимость еще не завершилась. Кыргызы были беспокойные подданные и среди них постоянно происходили брожения, недовольства и мятежи. Поэтому в 1270 г. император Хубилай назначил правителем кыргызов и их кыштымов опытного И не склонного к насилию администратора китайца Лю Хаоли. Резиденция его была в Минусинской котловине на левом берегу р. Элегест. Однако в 1273 г. кыргызы восстали и изгнали монгольского наместника.

Момент для восстания был выбран удачно. В это время разгорелась ожесточенная междоусобная борьба между Хубилаем и верховным владыкой Средней Азии Хайду, ставка которого была в Чуйской долине. Это помогло кыргызам восстановить свою независимую государственность, но не надолго. Зимой 1292 г. командующий тюркскими контингентами войск монголов кыпчак Тутуха получил приказ императора Хубилая покончить с кыргызским сепаратизмом. Ранней весной 1293 г. еще до ледохода на Енисее армия Тутухи прошла по льду реки, разгромила войска кыргызов и оккупировала всю Минусинскую котловину. Хан Хайду из Семиречья направил на выручку кыргызам войска во главе с полководцем Волочем, но Тутухе удалось их разбить и пленить самого полководца.

И началась расправа с непокорными. Прежде всего монголы обезглавили народ. Они вырезали всю кыргызскую аристократию и вождей. Урон был страшен по своим последствиям. Даже в XIX в. кыргызы, имея таких правителей, как Алимбек, Курманджан, Жаил, Борумбай, Ормон, Шабдан, Байтик, такие умы, как Молдо Кылыч, Арстанбек, Молдо Нияз, Тоголок Молдо и многие другие, продолжали считать, что у них нет собственной аристократии (ак-суек). Так памятен был монгольский «холокост» конца ХIII в.

Обезглавленный народ начали изгонять из собственной страны и расселять по самым отдаленным уголкам империи монголов. Коренные земли кыргызов на Енисее заселились другими народами.

Урок истории

Год 1293 стал годом окончательной гибели кыргызской государственности на Енисее, которая возродилась только почти через 700 лет в иных исторических условиях и на иной территории. Это тот исторический факт, из которого мы, граждане суверенной Кыргызской Республики, должны извлечь урок: необходимо всеми силами оберегать нашу вновь обретенную, но еще хрупкую государственность. Наши предки сберегли для нас лучшие земли Средней Азии: голубой Иссык-Куль, сказочно прекрасные долины Чу и Таласа, богатую предгорную Фергану, суровые Ала-Тоо и Алай с их величественными вершинами, украшением которых всегда был божественный Хан-Тенгри. Наша задача: сохранить и укрепить нашу долгожданную (700 лет!) государственность. Если потеряем ее из-за мелкой выгоды, из-за гипертрофированных амбиций, из-за региональных, а не государственных интересов, сколько сотен (или тысяч?) лет будем ждать ее нового возрождения? Дождемся ли?

Ознакомившись с историей государства Кыргыз на Енисее, читатель справедливо заметит, что историкам практически ничего не известно о личностях, которые возглавляли это государство или были его элитой: выдающихся полководцах, ученых, поэтах, дипломатах и пр. В лучшем случае мы знаем некоторые имена (но и только), которые дошли до нас сквозь века на камнеписных эпитафиях. Правда, тот же заинтересованный читатель столь же справедливо заметит, что, по крайней мере, две личности государства Кыргыз заслуживают всенародной памяти: это первый каган кыргызов Барс-бег Ынанчу Алп Бильге и победитель уйгуров каган Цзуй-инсюн-чэнмин. (Так звучит его имя на китайском языке. Тюркское звучание имени этого героя, к сожалению, пока не известно). Деяния их были столь масштабны (один начал борьбу за гегемонию кыргызов в Центральной Азии, другой установил ее), что вполне заслуживают и эпической памяти.

А было ли эпическое творчество составной частью культуры енисейских кыргызов? В этом, опираясь на косвенную фактологию, в основном на анализ рунических текстов, не сомневается ни один из современных манасоведов. На наш взгляд, нам удалось отыскать факт, на который раньше не обращали внимания в этом плане и который является прямым доказательством развитой эпической культуры кыргызов на Енисее.

Продолжение

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

02-12-2013
Дирхемы, дирхемы, дирхемы…
78876

22-11-2013
Загадка Усто Ахмада
42144

18-11-2013
К вопросу о тюрко-согдийской интеграции в VI-VIII вв.
(продолжение)
22115

08-11-2013
К вопросу о тюрко-согдийской интеграции в VI-VIII вв.
31333

01-11-2013
Византийский историк о согдийцах в Семиречье
(часть 2)
38940

25-10-2013
Византийский историк о согдийцах в Семиречье
44797

18-10-2013
Сирийские и армянские источники о становлении Тюркского каганата
(продолжение)
56861

10-10-2013
Сирийские и армянские источники о становлении Тюркского каганата
44451

27-09-2013
Сведения о тюркских народах в минералогическом трактате Ал-Бируни
(продолжение)
30167

20-09-2013
Сведения о тюркских народах в минералогическом трактате Ал-Бируни
59006

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×