В XVI-XVII вв. история Северной Азии ознаменовалась крупными политическими событиями. В 1581-1590 гг. силами казаков было завоевано Сибирское ханство, и начался процесс присоединения Сибири к Российскому государству. В Центральной Азии возникли монгольские феодальные образования Алтын-ханов и Джунгария. Енисейские кыргызы оказались между "жерновами" этих государств. В течение XVII века со стороны Хонгорая велась активная борьба за сохранение своей политической независимости и укрепление власти над киштымскими урочищами.
В 80-е гг. XVI в. возникло государство Алтын-ханов, выделившееся из Дзасакту-хановского владения Монголии. Его основатель Шолой (Кун Канчей) Убаши (1567-1627) был чингизидом и являлся внуком известного монгольского правителя Даян-хана (Бату-Мункэ). Ставка Алтын-ханов находилась в районе оз. Убсу-нур. В их владения входила территория Северной Монголии и Тувы. В начале XVII в. (после 1627 г.) к власти приходит сын Шолой-Убаши по имени Омбо-Эрдени или Ирден-тайша (1630-1659). В 1659 г. главой государства Алтын-ханов становится Лождан-тайша (Лувсан), которого в 1686 г. отстранили от власти. Вместо него был поставлен другой сын Омбо-Эрдени по имени Гендун-Дайчин (1686-1697). С 1686 г. государство Алтын-ханов практически потеряло самостоятельность и было опять включено в состав Джасакту-хановского владения. После смерти Гендун-Дайчина в 1697 г. на его место был назначен его сын Санчжин-Сенге, который управлял своей областью до 1703 г. Затем владеть Северной Монголией и Саяно- Алтаем был поставлен приемный сын Гендун-Дайчина по имени Гун-Бубей (1704-1730). Он происходил из халхасских князей. В 1709 г. Цинский император "высочайше пожаловал" ему область Кема, т.е. Енисея. Гун-Бубэй номинально владел территорией Верхнего Енисея вплоть до 1727 г., когда, согласно Кяхтинскому миру, северная часть Саян отошла к России.
Начиная с первых десятилетий XVII в., Алтын-ханы расширили свои владения на север и включили Хонгорай в состав своих киштымских урочищ. Когда в 1641 г. Я.Тухачевский построил по Чулыму Ачинский острог, то он "объясачил" "четыре волости, которые прежде платили алман Алтын-хану, а именно: Кызыльскую, Ачинскую, Басагарскую, Камларскую".1 Все указанные волости относились к Алтысарскому улусу Хонгорая.
В 1617 г. русские посланцы к Алтын-хану отметили: "А ясак де царь их Кумканчей [т.е. Алтын-хан] емлет с саянцев, с братов, с кыргызов, с мулдарцев, с орчиков, с тулуманцев, с терегулов, а всех де землях князцы кочевые. А емля де с тех земель ясак царь их Алтын мяхкою рухлядью ..."2
В середине XVII в. Лоджан-тайша утверждал: "Как де Красноярский острог был не поставлен [т.е. до 1628 г. - В.Б.] и до тех мест кыргызские, и тубинские, и алтырские князцы, и киштымы, и качинцы все были отца, и деда ево Лоджановы люди..."3
Кыргызские князья, будучи господами своих киштымов, в свою очередь, в первой половине XVII в. попали в вассальную зависимость от монгольских Алтын-ханов. Кыргызы считались их ясачными людьми и платили с лука по пять соболей.
В 1656 г. Лоджан-Тайша заявлял русским послам: "А кыргызы де тубинцы, и алтырцы, и кереты и с киштыми - вечные наши киштымы..., "а Кыргызская де земля искони вечная их ясашная, а платят де они кыргызы...ясак им по вся годы и похочу де я их велю побить или возьму всех с собою."4 Однако хвастливые речи Алтын-ханов не всегда соответствовали действительности. Кыргызские князья вели себя независимо и часто выступали в военных походах против монголов. В 1639 г. кыргызский князь Табун Кочебаев русским властям заявлял: "А мы де не государевы ясачные люди, да и Алтынова де царева приказа мы не блюдемся и ваших де мы томских воевод указу не слушаем. Да Табун же говорил, а яз де в своей земле и сам воевода."5 В 1657 г. в ответ на разорительный поход Лоджан-тайши кыргызы собравшись "ходили на Алтыновых людей сами и алтыновых людей Точинскую землицу погромили."6
Для удержания своей власти над кыргызами Алтын-ханы использовали систему заложничества. Сыновья знатных князей, как, например, Сарыткан Собин, сын алтысарского чайзана Собы Тотыкаева, жили у Алтын-ханов в аманатах.7
Во время боевых действий Алтын-ханы требовали у кыргызов предоставления им военной помощи. Так, в 1652 г. Ирден-контайша "прошал у кыргызских князцов добрых молодых людей 1000 человек на конях и в сбруях и ружьем,..."8 Кроме того, он "прошал у кыргызских людей тысячу овец, да четыреста коров и кыргызские люди к Ирденю контайше 1000 овец и 400 коров послали..."9 Таким образом, кыргызы были обязаны предоставлять и экономическую, и военную помощь своим сюзеренам.
Однако они зачастую оказывали монголам упорное сопротивление и демонстрировали свой крутой нрав. Лютый характер кыргызов, вероятно, способствовал появлению в монгольском языке нарицательного слова "харгис" (т.е. кыргыз) в значении жестокий, свирепый, злой.
В 1656 г. Алтын-хан Лоджан-тайша, спасаясь от преследования джунгар вместе со своими воинскими людьми, перекочевал на устье р.Туба, где решил поставить монгольский городок, кыргызские князья Тубинского улуса решили переселиться под Канский острог под защиту России. Со временем они образовали тубинский род в составе Качинской землицы.
В середине XVII в. кыргызские князья отошли от Алтын-хана и взяли ориентацию на молодое Джунгарское ханство. Лоджан-тайша решил отомстить кыргызам. В 1667 г. он обрушился на Алтырский улус "а коней де и рогатова скота коров и овец отогнал он Лоджан своими людьми у них алтырских кыргыз тысяч с шесть,..., а он де Лоджан стоял с войском по сю сторону Абакана, а было с ним Лоджаном ево улусных людей на них кыргыз воинов пятьсот человек..."10
Джунгарский хан Сенге-тайша настиг Алтын-хана в Хонгорае. Лоджан-тайша был разгромлен и взят в плен. В результате своей победы джунгарский хан "сестру Лоджанову за себя взял, самому Лоджану царю Сенга велел руку правую по завить отсечь и собачья мяса Лоджану велел в рот класть и отдал ево Лоджана з двумя женами Омонотцкому царю, да он же Сенга привез с собою мугальскую полону добрых ближних людей и киштымов з женами и детьми тысячу з две..."11
В конце XVII-начале XVIII вв. потомки Алтын-ханов неоднократно пытались отстоять свои права господства над Хонгораем.
31 августа 1708 г. Цинский Китай выразил протест против постройки русскими Абаканского острога и потребовал его ликвидации. На владение "урочищем Хонгорая" претендовал хотогойтский князь Дзасакту-хановского ханства Гун-Бубэй. Он являлся племянником Гендун-Дайчина - последнего правителя государства Алтын-ханов. Гун-Бубэй заявлял: "Тою де землею Хонгорою издавна владел дядя мой Гендун Дайчин, ево улус - киргизы, уранханя, [т.е. кыргызские урянхайцы - В.Б.] моторы, они качевали."12 В 1712 г. Китай снова повторил свой протест Сибирскому губернатору М.П.Гагарину, а в 1718 г. в Абаканский острог даже прибыла делегация от Гун-Бубэя.
В 1635 г. западные монголы-ойраты образовали свое государство "Джунгарское ханство", просуществовавшее до 1758 г. Его первым правителем стал Баатыр-контайша из племени Чорос, старший сын Хара-Хулы. Территория Джунгарии располагалась от Саяно-Алтая на востоке и до Тибета на западе. Согласно русским источникам, уже в 1640 г. часть кыргызов стала "контайшины ясачные люди." Как отметил Н.Я.Бичурин, "киргизы были подданные Батора-хонь-тайцзи, и прав его на сие поколение нельзя было оспаривать, но сии самые киргизы по легкомыслию, своевольству и падкости на корысть неоднократно давали присягу на подданство России и сим самым оправдывали справедливость настояния с Российской стороны."13
Баатыр-контайша, являясь двоюродным братом кыргызского князя Псарского улуса Табуна Кочебаева, проявлял особые родственные чувства к Хонгораю. Он заступался за кыргызов и даже посылал свои войска для их поддержки в борьбе с Россией. Например, в 1640 г. "калмаки быти войною под Томский город, а подняла де их калмаков ис кыргыз Кочебаева жена княгиня Абахай, а тот де государь...кон де тайша Баатыр ей княгине племянник родной."14
Глава Джунгарии при своей ставке воспитывал и обучал детей кыргызской знати. Например, сына алтысарского Изен-тайджи Поятана "взял маленьково Баатыр-контайша и вспоил и вскормил у себя и ныне [Поятан - В.Б.] служит ему Баатыр-контайше."15 Положение кыргызов ухудшилось, когда на смену Баатыр-контайши пришел его сын Сенге-тайша, правивший с 1657 по 1671 гг.
Политическая ориентация Хонгорая в середине XVII в. окончательно определилась в сторону Джунгарии. Одновременно с этим на политическую арену выдвинулся алтысарский князь Еренак Ишеев, "человек огромной энергии, большого ума и смелого почина". Как считает историк В.Огородников, Еренак "поставил своей задачей объединить вокруг себя других кыргызских князей и заставить их признать его господство над всем краем".16
Против русских, стремившихся овладеть Южной Сибирью, Еренак совместно с джунгарами повел решительную борьбу. В 1667 г. ойраты под предводительством Сенге-тайши разгромили основные военные силы Лоджан-тайши, укрывшегося в долине Абакана.
Затем объединенные войска джунгаров и кыргызов в мае 1667 г. напали на Красноярск и нанесли тяжелое поражение русским. Красноярский гарнизон, состоявший из 376 человек, понес крупные потери (39 убитых, 203 раненых и 49 пленных).17 В 1678 г. кыргызы захватили и сожгли Канский острог, в 1679 г. князь Еренак уничтожил в огне первый Ачинский острог.
Начиная с 1667 года, Хонгорай попал в вассальную зависимость от Джунгарии. В 1669 г. Сенге-тайша поставил здесь своего наместника, которому от его имени поручалось "над Ереняком и надо всею Кыргызскою землею владеть".18 Джунгарский наместник жил в Алтырском улусе. Его урга (ставка) располагалась по р.Ниня. Политический центр Хонгорая переместился на юг. Первым наместником, поставленным в 1669 г., был Киличин Кошиочи. В 1671 г. его сменил Ейзан Кенегей, утвержденный в данной должности новым правителем Джунгарии Галдан Бошохту-ханом (1671-1699гг.).19 Через год, весной 1672 г., в Кыргызской земле был поставлен новый наместник по имени Байту-хан. В 1683 г., по сообщению русских послов, приехавших в Алтырский улус, "у кыргызов живет калмыцкий наместник, именуемый Батыр-Ейзан, который командует ими".20 Последний наместник Аба-зайсан покинул Хонгорай вместе с угоном кыргызов в Джунгарию. В 1703 г. ликвидация наместничества соответствует факту исчезновения кыргызского присутствия на Среднем Енисее.
Население Хонгорая обязано было платить албан (ясак) джунгарскому хану по 5 соболей с каждого мужчины. Вся тяжесть поборов полностью падала на плечи кыргызских киштымов. Например, в 1702 г. езерский бег Шорло Мерген требовал со своих киштымов "со всех волостей на контайшу по пять соболей и на киргизских князцов по тому же".21 Ослушание строго каралось. Например, за отказ кыргызов участвовать в военной операции против монголов Галдан Бошохту-хан в гневе "их де кыргыз хочет запродать в Китай, а землю их кыргыз зделать пусту".22 Известный князь Еренак по требованию контайши принял участие в их войне. В 1687 г. он вместе с отрядом в 300 воинов прибыл на Алтай, где происходило жестокое сражение с монголами. В бою у Телецкого озера по реке Чулышман Еренак был разгромлен и погиб вместе со своим сыном Шапом.23 Кыргызские князья со своими воинами регулярно выезжали для несения службы в ставку хонтайджи (контайши). В 1685 г. алтырский бег Даин-Ирка прожил целый год у Галдан Бошохту-хана.24 Ясачный сбор с хонгорцев долины Абакана осуществлялся вплоть до гибели Джунгарского ханства. Например, в 1745 г. бельтыры платили ясак русскому царю в г. Кузнецк и "дают алман Зенгорскому владельцу".25
Джунгарский хан для укрепления своей власти выдавал специальные грамоты кыргызским феодалам на право владения землей. Например, в 1700 г. красноярские казаки организовали поход в Тубинский улус, во время которого многих кыргызов "побили и жен их и детей в полон побрали, и письма которое ему Шандычке [Шанды Сенчикенев - глава Тубинского улуса - В.Б.] от [Галдан] Бушухту-хана дано для владения улуса своего на том же бою взяли".26 По всей видимости, джунгарские правители широко использовали опыт феодальных отношений, применявшийся во многих центральноазиатских государствах и выделяли своей знати ленные владения под названием "суюргал". Как сообщали русские письменные источники, до присоединения Хакасско-Минусинского края к России, эта земля "имела владения киргизских татар и взята войною, а оные татары согнаны в калмыцкую сторону".27
После присоединения Хонгорая к России эти земли стали частью Российской империи. Кыргызы же, взявшие политический курс на Джунгарию, в результате потеряли свою историческую Родину и оказались затерянными среди ойратских отоков.
Глава из монографии «История енисейских кыргызов». Авторы В.Я.Бутанаев, Ю.С.Худяков. Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2000. - 272 с., Абакан.
1. ЦГАРХ. Ф.Р-675. On. 1. Д. 28. - С. 51.
2. ЦГАРХ. Ф.Р-675. Лп. 1. Д. 1. Л. 55.
3. Там же. Д. 18. - С. 64.
4. РГАДА Сиб. приказ, стб. 513. Л. 128-129; ЦГАРХ. Ф.Р-675. On. 1. Д. 20. Л. 37.
5. ЦГАРХ. Ф.Р-675. On. 1. Д. 21. - С. 36.
6. Там же. Д. 8. Л. 11 об.
7. Бутанаев В Л. Этническая история хакасов 17-19 вв. ... - С. 28.
8. ЦГАРХ. Ф.Р-675. On. 1. Д. 45. Л. 60.
9. Там же. Л. 60.
10. ЛЧ ААН. Ф.21. Оп.4. Д. 18. Л. 243.
11. ЦГАРХ. Ф.Р-675. On. 1. Д. 18. - С. 2.
12. Русско-китайские отношения в 18 в. - С. 106.
13. Бичурин Н.Я. Историческое обозрение ойратов или калмыков с 15 столетия до настоящего времени. - Элиста, 1991. - С.41.
14. ЦГАРХ. Ф.Р-675. On. 1. Д. 15. - С.111.
15. Там же. С. 115.
16. Огородников В.И. Очерк истории Сибири до начала 19 столетия. - Иркутск, 1920. - Ч. 1. - С. 246-247.
17. Александров В.А. Русские население Сибири 17 - нач. 18 в. (Енисейский край М., 1964. //Труды института этнографии. Т.87. - М., 1981. - С.54.
18. РГАДА. Сиб.приказ, стб. № 814. Л. 170.
19. Там же. Стб. № 623. Ч. 2. Л. 381
20. Там же. Стб № 715. Л. 119.
21. ЛЧ АРАН. Ф.21. Оп. 4. Д. 19. Л. 74.
22. Бутанаев В.Я. Этническая история хакасов 17-19 вв. ... - С. 28.
23. Абдыкалыков А. Енисейские киргизы в 17 веке. - С. 104.
24. ЛЧ ААН. Ф.21. ОП.1.Д.18. Л.383 об.
25. ЦГАРХ. Ф.Р-б75.0п. 1. Д. 32. - С. 41.
26. РГАДА. Ф. 214. Оп. 5. Д. 1953. Л.; об.
27. Там же. Ф. 1199. Порт. 516. Д. 2. Л. 134 об.