Историк и публицист Тынчтыкбек Чоротегин в своей очередной статье проливает свет на отдельные аспекты истории древних кыргызов, которые, наряду с другими древними этносами Центральной и Внутренней Азии, внесли свою лепту в развитие кочевой цивилизации центральноазиатских народов.
Кыргызы, как подчеркнул академик В.В.Бартольд, являются одним из древних тюркских народов. С древних времён части кыргызов носят этноним «кыргыз». Также имелись многие группы кыргызов, которые вошли в состав других народов Евразии и постепенно растворились среди них. Многие представители казахов, узбеков, тывинцев, башкортов (башкир) и т.д. до сих пор говорят, что их предками были кыргызы.
(См. документальный фильм о башкирских кыргызах)
Самая восточная группа из числа тех, кто себя до сих пор идентифицирует как кыргыз, это – фуюйские кыргызы в Маньчжурии (провинция Хэйлунцзянь на севере Китая).
Этноним кыргыз
Этот термин расшифровывается только на основе тюркских языков. В интерпретации этого этнонима резко отличаются друг от друга народный вариант (народная этимология) и научный вариант.
Народная этимология
В народных интерпретациях в этнониме «кыргыз» обычно уделяется внимание созвучным словам: цифре «кырк», т.е. «сорок», и слову «кыз» «девушка» — (по-кыргызски), и говорится, что это - народ, состоящий из сорока родов (племен). Во многих вариантах генеалогические корни кыргызов связывают с сорока девушками; имеются варианты, где говорится о цифре «сорок» и этнониме «огуз» (племенное объединение 40 огузов); а в некоторых вариантах связывают слово «кыр» («гора», «склон горы» по-кыргызски) и этноним «огуз», предлагая, что кыргызы – это горные, т.е. обитающие в горах огузы.
Во многих родословных легендах (Абу-л-Гази Бахадур-хан, 17-й в.; Осмоналы Сыдык уулу, 1875—1942 гг., и др.) слово «кыргыз» интерпретируется как имя внука Огуз-хана, одного из мифических предков тюркских народов.
Образцы народного объяснения прослеживаются также в китайском источнике «Юань ши» («История династии Юань»; 14-й в.), где говорится о том, что кыргызы являются потомками китайских сорока девушек и народа северной долины Ус (ус — угус — огуз?) в Южной Сибири. По данным ферганского персоязычного автора Сайф ад-Дина Ахсикенди (16-й в.), существует легенда о том, что якобы в 12-м веке Султан Санджар совершил нашествие в Восточную Фергану и сорок узгенских огузов спаслись бегством в Ходжент (современный Северный Таджикистан) и от них якобы произошёл кыргызский народ.
Научная этимология
Научный метод интерпретации этнонима «кыргыз» отличается от народного тем, что он не нуждается в устных легендах, которые появились в определенной среде для определенных целей (сакрализация власти, возвеличение какого-то правителя или этноса, и т.д.). Его особенностью является то, что этноним «кыргыз» расчленяется на разные компоненты согласно лингвистическим и ономастическим методам.
Вспомним некоторые варианты научной интерпретации происхождения этнонима «кыргыз»:
1. «Кырк» и «йус» (т.е. «сорок сотен» — по мнению В.В.Радлова);
2. «Кырк» и «эр» (т.е. «сорок мужчин», Ахмед Зеки Велиди Тоган, башкырский и турецкий ученый, профессор);
3. «кыра» и «гыз» («Черноволосый народ» по Д. Айтмуратову, каракалпакскому тюркологу);
4. «Кыргу» — «кырыг» и присоединение к ним суффикса «ыз», означающего множественное число («Кызылдар» — «красные»; К.Петров);
5. «Кырыг» и «огуз» («кызыл огуз», иначе говоря, южные огузы и западные огузы, Н.Баскаков);
6. «Кыргын» — кыргыт» — «кыргыз» «с румяным лицом», т.е. народ, представители которых отличались по генотипу как светловолосые, с голубыми глазами, румяные по цвету лица (Андрей Кононов);
7. «кыркыз» состоит из слова «кырк» («сорок») и объединяющего словообразующего компонента «-ыз», который обозначает единство сорока племен (Гулзура Жумакунова, профессор Университета Анкары); и др.
При расшифровке этнонима кыргыз надо учесть и то, что ряд родственных тюркских народов в своих этнических названиях носят созвучные компоненты типа «гыз», «гуз», «гун», «гур», «-ык», «-ак», «гар», «газ», «ар», «аш», «ас» и др. (огуз, гагогуз/гагауз, кун, уйгур, оногур, булгар, сувар, хазар, татар, башкыр / башкорт, карлук, кынык, кумык, черик, казак, хоорай, чуваш, алаш, алач, калач, тёёлёс, дёёлёс).
На наш взгляд, этноним «кыргыз» является нарицательным именем, возникшим на основе слов и компонентов чисто тюркского происхождения. И не только по своему этническому названию, но и по своим генетическим корням кыргызы являются частью тюркского мира, вобравшего в себе также и тюркизированные компоненты других древних и поздних этносов.
Начиная со второго тысячелетия до н.э. прототюркский мир начал формироваться из народов, включающих в себе по расовым признакам как европеоидов, так и монголоидов.
Древние кыргызы были одним из древнетюркских народов Центральной Азии, в которых преобладали расовые признаки европеоидов и представителей контактной расы между европеоидами и монголоидами, о чем свидетельствуют независимые друг от друга раннесредневековые китайские и персидские письменные источники.
Древние места обитания кыргызов
О древней родине кыргызов, упоминаемых в исторических письменных источниках начиная с 3 в. до н.э., существуют противоречивые мнения. Некоторые авторы древней родиной кыргызов считают долину Эне-Сай (в русской литературе «Енисей», в древности «Кем»), другие же предполагают, что древние места обитания кыргызов были в районе нынешнего озера Хыргыс-Нур («Кыргызское озеро») на северо-востоке Монголии.
Китайский историк Бань Гу (1-й в. до н.э.) в своём труде «Хань шу» — «История Ханьской династии» пишет: «Вдали от кыргызов, на 7 тыс. ли восточнее, расположена ставка тенгир-кута (т.е. правителя хуннов)».
Новосибирский археолог, профессор Ю.С.Худяков, синолог Л.А.Боровкова и современные кыргызские историки, опираясь на эти данные, продолжают доказывать о том, что местом поселения кыргызов в 1-м в. до н.э. был район Восточного Тенгир-Тоо (т.е. район нынешних восточных предгорий Притяньшянья).
Этот древний народ обитал на территории Восточного Туркестана, в частности, на северном склоне Боро-Хоро (Болохолошань), т.е. вокруг нынешних городов Манас, Кара-Шаар СУАР КНР. В этом районе расположена река Манас (Манасыхэ), которая впадает в озеро Манас (Ихэ-Хак).
Тенгир-Тооский хребет Боро-Хоро в СУАР, КНР
Из древнетюркских и других народов, живших издревле в соседстве с кыргызами, можно упомянуть хуннов, усуней, динлинов, а также соседних народов с Восточного Туркестана, говоривших на индоевропейских языках (юечжи, т.е. тохаров).
Древние места обитания кыргызов были удобными и благоприятными как для развития скотоводства, так и для развития земледелия (в качестве второстепенной отрасли хозяйства номадов), а также для усовершенствования разных видов ремесла (кыргызы были искусными в обработке металла, в ювелирных изделиях, в столярном искусстве, в выделке и изготовлении кожных изделий, в приготовлении кошм, в резном искусстве и т.д.).
Кыргызские сказители эпоса «Манас» в СУАР КНР
Покорение древних кыргызов хуннами
Как отмечает древнекитайский историк Сыма Цянь (145—86 гг. до н.э.) в своём труде «Ши цзи» — «Исторические записи», в 201 г. до н.э. хуннский правитель Моде-шаньюй (Баг-Туг тенгир-кут) отправился с военным походом на север и северо-восток.
Во время этого завоевательного похода он добился покорения и присоединения к своему государству независимых до этого этносов — кыргызов, ханьуй, цуйше (куйше), динлинов и синьли. Благодаря описанию этих завоеваний в исторических записях на китайском языке того времени, этноним «кыргыз» был зафиксирован в летописи Сыма Цяня, впервые обобщавшего все предыдущие исторические сказания и записи древних китайцев.
Хуннский мост межэтнической культуры
В многонациональном государстве, основанном хуннами, произошёл длительный процесс культурного взаимообмена между древнетюркскими этносами, усилилась их близость по языку, традициям и обрядам.
Практика политического правления и военное искусство хуннов были переняты и освоены также древними кыргызами (в средние века кыргызы делились на правое и левое крыла и на центральную группу «ичкилик» подобно у древних хуннов).
Оказавшись в политической зависимости от хуннов, кыргызские войска воевали на стороне хуннов в войнах против Ханьской династии, усуней и некоторых других государств.
Имели место и экономические, торговые, культурные взаимовлияния разных цивилизаций того времени, так как империя хуннов находилась на их стыке, вдоль Великого шелкового пути. Поэтому есть большая доля истины в тех научных предположениях о том, истоки таких историко-героических эпосов кыргызов, как эпос «Манас», где с обилием говорится о взаимоотношениях кыргызов с народами Дальнего и Ближнего Востока, берут начало с эпохи хуннов.
Т.К.Чоротегин, президент Международного общественного объединения “Кыргыз Тарых Коому”, профессор КНУ им. Жусупа Баласагына, д.ист.н.
(Из серии статей по истории Кыргызстана и кыргызоведению)
P.S.
См. также: Н.Я. Бичурин (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. - М-Л. АН СССР, Институт этнографии им. Миклухо-Маклая, 1950. – Т. 1. (Ср.: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/Bicurin/bicurin.htm )
Бернштам А.Н. Кыргыздардын жана Кыргызстандын тарыхы жана археологиясы боюнча тандалма эмгектер / Түзгөн, алгы сөзүн жазган жана которгон Сатыбалды Мамбеталиев. - Б.: «Кыргызстан—Сорос» фонду, 2004, 576 б. - ISBN 9967-11-197-6. - URL: http://bizdin.kg/elib/kitepter/html/taryh/bernstam/section11.html#title13
Чоротегин Т.К. Очерки истории кыргызов и Кыргызстана: (С древнейших времен до конца XVIII века) // Кыргызы: 14-ти томник. 11-й том. Источники, история, этнография, культура, фольклор / Составители: Кенеш Жусупов, Каныбек Иманалиев; редакторы Темир Асанов, Рыскул Жолдошов. – Бишкек: Бийиктик, 2011. – ISBN 978-9967-13-792-9. – С. 157-195.