Добавить статью
4:51 29 Апреля 2013
Происхождение этнонима «кыргыз»

1. Анализ письменных источников

Проблема происхождения этнонима «кыргыз» еще не решена. Имеются различные гипотезы. Научная ценность этих гипотез еще не подтверждена.

Мы предлагаем новую гипотезу происхождения данного этнонима.

Этноним «кыргыз» в фонологическом аспекте встречается в древнекитайских, древнетюркских, византийских, арабско-персидских письменных источниках. Но фонологический аспект отражает только сложившуюся форму лексемы. Данный аспект не позволяет определить этимологию лексемы. Необходимо найти письменный источник, где этноним «кыргыз» дается в семантическом аспекте. Анализ письменных источников показал, что древнекитайские письменные источники («Тан-Шу» и «Письма Танского императора кыргызскому кагану») содержат иероглифы, которые дают лексему «кыргыз» в семантическом аспекте.

В древнекитайских письменных источниках этноним «кыргыз» в фонологическом аспекте отмечен в следующих формах: 鬲昆 [гэгунь], 堅昆 [цзянькунь], 契骨 [цзигу], 結骨 [цзегу], 紇吃斯 [хягусы], 紇骨 [хягу]. При этом существует следующая форма передачи этнонима «кыргыз» в семантическом аспекте: 黠戛斯 [сяцзясы]. Перевод данной формы следующая: 黠 – черный, 戛 – секира, 斯 – притяжательное местоимение (его, их, это). Следовательно: это [народ] черные секиры. Сопоставительный анализ алтайских, а также индоевропейских языков дает следующую форму: праиндоевропейский: *kerǝs; праалтайский: *kàru; Пратюркский: *kara (черный); праиндоевропейский: *kĕrt; праалтайский: *k'ĭ̀rég; пратюркский: *kerki (резать, топор, секира, кирка). Следовательно, праиндоевропейский: *kerǝs kĕrt; праалтайский: *kàru *k'ĭ̀rég; пратюркский: [народ] *Kara kerki – народ «Черной секиры».

Кроме того, в письме Танского императора кыргызскому кагану Ажо (Жарган) от 845 года н.э. дается еще одна иносказательная, семантическая форма этнонима «кыргыз»: 雄朔漠以偁君禀耀旌頭, 分天街而建閾 – «[каган, Вы] храбростью [своей] от севера до великой пустыни (Пустыни Гоби) владели, Вы, Милостивый государь получили [свое] сияющее знамя, [как] глава разлчили Небесный Тракт (две звезды в созвездии Тельца – Плеяды), установили [его] границу». В данном отрывке форма 天街 [тяньцзи] (звезды из скоплении Плеяды) имеет семантику «Небесный народ» или «Народ Плеяды». Данная форма встречается в древнекыргызских надписях в виде «Теңри эл» – «Небесный народ». К примеру, в надписи Уюк-Туран (е-3), отмеченной кыргызской тамгой, пишется что: «Öčеn : Külüg Tirig : ben : Teŋiri Elim : te : jemlig : ben :» – «Я – Очин Кюлюг Тириг. В моем, Тенгри народе (Небесном народе) я был богат».

Как показывает лингвистический анализ, согласно древнекитайским письменным источникам этноним «кыргыз»:

1) имеет семантику «резать, топор, секира, кирка»;

2) а также имеет культурологический маркер «Небесный народ» или «Народ Плеяды».

Сопоставительный анализ китайских и античных письменных источников дала такие же результаты.

Согласно Геродоту у Таргитая (родоначальника скифских народов) «было трое сыновей: Липоксаис, Арпоксаис и самый младший – Колаксаис. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша». Нас интересует имя младшего сына «Колаксай» (Κολάξαιν). Данная лексема имеет семантику «резать». Исходной формой является Κολάζω. Сопоставительный анализ алтайских, а также индоевропейских языков дает следующую форму: праиндоевропейский: *kert (резать); праалтайский: *k'ĭ̀rég (режущий инструмент); пратюркский: *kerki (резать, топор, секира, кирка). Следовательно, можно утверждать, что лексема Κολάξαιν (Коллаксай) является названием народа *kerki (кыргыз).

Первое упоминание народа Κολάξαιν (Коллаксай) относится к 2-ой половине VII в. До н. э. В парфении древнегреческого поэта Алкма́на народ Коллаксай упоминается вместе с культурологическим маркером «Плеяда»:

После Агидо вторая красотою, —

Колаксаев конь за приз с ибенским спорит.

Поднимаются Плеяды

В мраке амбросийной ночи.

Следовательно, согласно античным письменным источникам этноним «кыргыз»:

1) имеет семантику «резать, топор, секира, кирка»;

2) а также имеет культурологический маркер «Плеяда».

Как видно соответствие древнекитайских и античных письменных источников налицо.

Таким образом, этноним «кыргыз» имеет семантику «резать, топор, секира, кирка». Данная семантика предположительно связано с космологической мифологией Плеяды. Кроме того, этноним «кыргыз» в письменных источниках в форме Коллаксай встречается еще в 2-ой половине VII в. до н. э.

2. Время и место возникновения этнонима «кыргыз»

Время возникновения этнонима «кыргыз» можно определить генетическими, археологическими, а также культурологическими маркерами. Мы предполагаем, что этноним «кыргыз» возник в андроновскую эпоху (XVII—IX веках до н. э.).

Согласно исследованиям YSearch генетические маркеры современных кыргызов и андроновцев полностью совпадают. Следовательно, этногенез кыргызов начинается еще с XVII—IX веках
до н. э. Сводная таблица генетических исследований YSearch выглядит следующим образом:

130429_1

Как видно генетическая связь андроновцев и кыргызов налицо.

Археологические исследования показали полное сходство андроновских черепов и костей скелета из минусинских и западноказахстанских могил. Уже установлено единство территории формирования андроновской культуры, начиная от Минусинской котловины до приаралья. При этом, с учетом находок в Семиречья и бассейна Ысык-Куля, отмечается автохтонность этнических групп андроновской эпохи.

Необходимо также отметить, что при археологических раскопках чаще всего встречались двойные топоры, топоры-молоты, особенно топоры с втулкой, или так называемые кельты (особенно в Сибири).

Археологические находки также дают нам возможность выделить культурологические маркеры андроновской эпохи. К ним относятся: астрагалы (по кыргызски – сака, чүкө), накосные привески, расколотые трубчатые кости и отсутствие костей свиньи.

Астрагалы широко встречаются в археологических раскопках андроновской культуры. Начиная с Карасукской эпохи, на астрагалах ставились тамги. Кыргызы и сегодня играют спортивные игры, где применяются астрагалы (например, национальная игра «Ордо»).

Накостные привески на ранних этапах были из ракушечников, на поздних этапах – из серебра и бронзы. Кыргызские женщины до середины XX века носили накостные привески.

Найденные в археологических раскопках андроновской эпохи, расколотые трубчатые кости свидетельствуют о культурной традиции андроновцев, которая до сих пор сохранена кыргызами – и сегодня кыргызы раскалывают трубчатые кости.

Согласно анализу археологического материала андроновцы не содержали свиней. Кыргызы никогда в истории не содержали свиней.

Таким образом, этноним «кыргыз» возник в андроновскую эпоху (XVII—IX веках до н. э.) на территории от приаралья до Минусинской котловины. Следовательно, переселение кыргызов из Енисея в Тянь-Шань не было. Данная территория была единой территорией этногенеза кыргызов, которая сужалась или расширялась в зависимости от исторической ситуации. Корме того об единстве Енисейских и Тянь-Шанских кыргызов свидетельствует тот факт, что в составе современных кыргызов есть племя Жетиген – племя кыргызского правителя Ажо (Жарган).

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

О титулах «Кара Кан» и «Бограч Кан»

Первое упоминание этнонима «қазақ»

«Теңир»
(лингвистическо-исторический анализ лексемы)

Юэчжи. Лингвистический анализ этнонима

Письмо-орнамент кыргызов

Об этнониме «Шато» – «Солто»

Кыргызское великодержавие: главные направления военных походов

Происхождение этнонима «түрк»

Тюркютские роды «Ашина» и «Ашидэ»

Геродот. Кыргызская генеалогия

Еще статьи

Комментарии
Комментарии в ВЫХОДНЫЕ дни и НОЧНОЕ время (с 18.00 до 9.00 по Бишкеку) будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком