В 1707 г. по правительственному указу Петра 11 000 казаков из Томска, Енисейска, Красноярска и Кузнецка вторглись в Кыргызскую землю и поставили в ее центре Абаканский острог. Он был построен по правому берегу Енисея между горами Унюк и Туран. После его возведения отряды казаков посылались в различные улусы для проведывания "воинских кыргызских людей". 30 августа 1707 года в острог собрали 20 есаулов и лучших людей Тубинского улуса. Они представляли 8 аймаков: Большебайкотовский, Малобайкотовский, Яржи, Богоджи, Койбальский, Ургуновский, Шипов и Коякский, в которых насчитывалось 280 человек.1 (Перечисленные роды относились к кыргызским киштымам). Есаулы обещали Белому хану "быть в вечном подданстве и платить с себя поминков и ясаку по вся годы без недобору с человека по 6 соболей на год в тот новопостроенный острог".2 Для верности они оставили в Абаканском остроге двух аманатов из Ургуновского и Яржина аймаков.
31 августа 1701 г. Китай выразил протест против постройки русскими Абаканского острога и потребовал его ликвидации. На владение "урочищем Хонгорая" претендовал монгольский князь Дзасактухановского владения Гун Бубэй. Он заявлял: "Тою де землею Хонгорою издавна владел дядя мой Гендун Дайчин (назначенный правителем государства Алтын-ханов в 1686 г. - В.Б.), ево улус - киргизы, уранханя, моторы, они кочевали".3 Однако сибирские власти дипломатично отвечали, что "та земля бывала кочевья киргизского, а их, киргизов, Цаган Араптан все со всеми взяли, и мы от него, Цагана Араптана, для бережения вместе караулы поставили: а на бугдахановой земле нам города построить невозможно".4
Русское правительство считало претензии монгольских феодалов безосновательными, ибо Хонгорай находился "во владении киргизских князцов, а и те киргизские князцы со всеми своими людьми напред сего были под державою Российской". Совсем другого мнения придерживались джунгарские правители, которые "не в давних годах тех киргизов приняли к себе и по ним с оных народов претендуют".5 То есть контайша, забрав к себе своих подданных кыргызов, стал по праву требовать на себя ясак с оставшихся кыргызских киштымов. Однако монгольские феодалы и не помышляли уступать Хонгорай. До 1727 года джунгары и монголы продолжали собирать албан (ясак) с кыргызских киштымов по пять соболей с человека. Русские сборщики брали с последних от одного до шести соболей. Поредевшее население Хонгорая оказалось в тяжелом положении троеданцев. Некоторые роды бывших Тубинского и Алтырского улусов, поддавшись давлению монгольского феодала Гун Бубэя, перекочевали за Саяны. Этому решению способствовала и угроза крещения. Всего с 1705 по 1726 гг. из бывшего Тубинского улуса ушло за Саяны свыше 140 ясакоплателыциков. Они расселились по Кемчику, Улуг-Хему, Бий-Хему и даже близ оз. Косогол.6 Вплоть до начала XIX века среди хошунов Дзасактухановского аймака Монголии находились роды "мудар", т.е. моторцы и "харнад" (хурнад), т.е. карнасхамов. Вполне возможно, что тубинцы и их киштымы, переселившиеся из Тубинского улуса, перенесли за Саяны и этноним "туба", который широко распространился в XVIII веке среди населения Тувы. Такую точку зрения разделяют Г.Е.Грумм-Гржимайло и С.И.Вайнштейн.
В 1716 г. по указу Петра I для укрепления позиций России в Хонгорае было решено поставить русский острог у подножия Саян. Осенью 1718 г. он был возведен на правом берегу Енисея в 120 верстах выше Абаканского острога.7 Саянский острог (Соян-тура) перекрыл главный путь сообщения с Монголией.
20 августа 1727 г. в результате переговоров на р.Бура в 20 км от Кяхты между Россией и Китаем был заключен пограничный трактат. Раздел территории прошел по Саянам, от Кяхты до вершин Абакана, вплоть до владений Джунгарии. Все земли и народы, находившиеся на северной стороне Саян, отошли к России, а по южной - к Китайской империи.8 Вдоль территории Хонгорая было поставлено пять пограничных знаков: в верховьях р. Тенгиса на перевале г. Ыргах-Таргах; в верховьях р. Бедий-хема на перевале г. Торос-Дабага (Тораасхыр); в верховьях р. Уса на хребте Кынземеде; по р. Уса на перевале Хонин-Дабага (Койарт) при устье р. Кемчика в местности Кем-Кемчик-Бом и в верховьях р.Хан-Тегира на перевале г.Шабин-Дабага (Сабына). Охрана государственной границы была поручена "ясачным иноземцам" - койбалам, сагайцам и бельтырам. Четыре первых пограничных знака находились в ведении койбалов Малобайкотовского рода во главе с есаулом Харангыром Интигировым и под надзором красноярского служилого А.Чанчикова. Караул Харангыра из десяти юрт стоял в верховьях р.Оя. Есаул и 20 дозорных один раз в год выезжали на осмотр пограничных знаков. Охрана пограничного поста Шабин-Дабага (Сабына) была возложена на сагайцев и бельтыров во главе с есаулами Киштимеком Тылбечековым и Аючаком Азылбаевым. Они установили караулы на устье р.Джебаш, на р.Чахан и р.Таштып.9 От г. Шабин-Дабага на запад в сторону Алтая граница оставалась открытой. Только после гибели Джунгарского ханства, в 1761 г. от Бийска до Саянского острога была учреждена Кузнецкая линия протяженностью в 298 верст.10 Участок открытой границы в верховьях Абакана служил своего рода "воротами", через которые возвращались группы кыргызов, угнанных в Джунгарию. Хонгорайские башлыки и есаулы, несшие пограничную службу, присоединяли беглецов к своим аймакам.
Согласно хакасским историческим преданиям, бельтыры вошли в состав России при чайзане Миянгасе, сыне Моолаха. Письменные документы подтверждают силу народной памяти. В 1727 г. во время заключения Буринского трактата бельтыров возглавлял башлык Миягаш Моголаков.11 В знак принятия русского подданства Миянгас отрезал косичку "киджеге", которую хонгорайские мужчины носили в качестве прически. Из-за нее он получил в народе кличку "Плешивый". После вхождения в состав России развернулась кампания по крещению коренных жителей Хонгорая. Мужское население под давлением башлыков и русских властей заставили отрезать косички "киджеге". Некоторые не поддались и ушли от крещения за Саяны. До сих пор тувинцы хакасов иносказательно называют "донгур" - комолые, ибо последние стали носить короткие прически без косичек.
Как утверждают предания, русское правительство вручило бельтырскому князю Миянгасу атрибуты власти - саблю для усмирения непокорных, нагайку для наказания непослушных и флаг в качестве свидетельства монголам и джунгарам, что за бельтырами стоит сила Российского государства.12 Выдача знамен пограничным ясачным дружинам действительно произошла в 1728 г. На них было изображено солнце и написаны слова: "Никому не уступает".13 Один из этих атрибутов власти - сабля обыкновенной старинной формы еще в начале XIX века хранилась как святыня у потомков сагайского башлыка Наира Тулбечекова.14
Итак, процесс присоединения Хонгорая к России, затянувшийся на многие десятилетия, официально завершился Буринским трактатом в 1727 году. После этого притязания Монголии на земли Хонгорая полностью прекратились. Однако джунгары еще продолжали собирать албан (ясак) с аймаков бывшего Алтырского улуса вплоть до падения Джунгарского ханства.
После присоединения Хонгорая к России ее территория была разделена между Кузнецким, Томским и Красноярскими уездами. Оставшиеся разрозненные группы кыргызов и их киштымов объединились в различные волости и землицы, созданные сибирской администрацией.
В районе г.Красноярска (построенного в 1628 г.) располагалась Качинская землица, жители которой до завоевания России "писались Кыргызские землицы и ясак платили в Мунгалскую землю".15 В 1701 году она объединяла пять родов: Шалошин, Кубанов, Татаров, Мунгатов и Тубинский, насчитывавшие 110 ясачных.16 В первой половине XVIII века основная масса качинцев, среди которых были и служилые татары, воевавшие с кыргызами, передвинулась в опустевшие степи Хонгорая. Русские документы 1719-1920 гг. зафиксировали, что "в разных местах и числах, уехали из Красноярска без отпуску подгородные Коченские и Аренские и Ястынские служилые и ясашные татары со своих урочищ с женами и с детьми и со скотом вверх Енисея реки и живут в разных в местах, где прежде всего жили кыргызы".17 Факт передвижения качинцев в Хакасско-Минусинский край подтверждается рядом письменных документов и хакасским историческим фольклором.18 В 1755 году качинцы Тунгунов и Узеков "с товарищи скасками показали, что де на вышеописанной их земле (у Красноярска по р.Бузиму - В.Б.) качинские татары наперед сего стойбищами стаивали, а ныне де те татары, например назад тому будет лет с пятнадцать, с тех стойбищ и съехали и жительство имеют в разных отдаленных местах вверх по Июсам и Енисею рекам, где те качинские татары ныне землею и всякими угодьями тамо и довольствуютца".19
После переселения значительной части качинцев в Хакасию сибирская администрация вынуждена была фактически признать за ними земли по Июсам и по степям левобережья Енисея. 16 ноября 1747 г., по определению Красноярской воеводской канцелярии, "дозволено им жительство иметь вверх по Енисею реке близ Караулного и Абаканского острога и по рекам Июсам".20 Итак, на месте бывшего Исарского улуса образовалась новая Качинская землица. Названия качинских родов были перенесены в новую административную единицу, но их содержание и значение резко изменилось. Качинцы (хааш) признавались народом татарского происхождения. По ревизии 1795 года количество качинцев достигло 2590 платежных душ.21 По сравнению с 1701 годом число их увеличилось в 23,5 раза.
Первоначальная Качинская землица, бывшая под Красноярском, в XVIII веке стала называться "подгородней". В 1824 году ее преобразовали в Качинскую подгороднюю управу, куда вошли три качинских (Шалошин, Татаров, Тубинский), три аринских (Татышев, Абалтаев, Арино-Ястынский) и один яринский (Тинский) рода.22 Качинская подгородняя управа просуществовала до 1885 года и затем была ликвидирована, т.к. ее население полностью обрусело.
К северу от Красноярска по pp. Енисей и Бузиму находилась Аринская землица (Аара). В 1701 году в ней значилось пять родов: Татышев, Абалтаев, Канбирев, Щербаков, Тетюгин и две волости: Весловская и Ястынская, общей численностью 81 плательщиков ясака.23 Аринцы относились к кыргызским киштымам. Однако многие служилые люди держались иного мнения: "А которые подгородные татаровья, качинцы и аринцы, и ястинцы кочуют под Красноярским острогом, и в приход воинских людей от тех подгородых татар добра ждать нечего, потому что они киргизам и тубинцам в роду и в племени, и сами у них женятца, и дочерей своих за них выдают, и мысль у них с ними одна, и в воинское время верить им поэтому ж нечем".24 Вероятно, в составе кыргызов, качинцев и аринцев имелись общие родовые подразделения. В начале XVIII века многие аринцы перекочевали на территорию Хакасии (Татышев, Абалтаев, Тетюгин, Аринско-Весловский и Аринско-Ястынский рода). В связи с этим Аринская землица потеряла самостоятельность. Ее роды были объединены с родами качинцев.
На правом берегу Енисея от р. Сыда до р.Мана располагалась Яринская землица (чарын). В 1701 году в ней значилось три рода: Абалаков, Тинский и Бохтинский, где насчитывалось 66 ясачных. На 1795 год здесь было 233 души мужского пола25. До вхождения в состав России яринцы находились под властью Тубинского улуса на правах особого аймака, но иногда выступали отдельной землицей как киштымы езерцев. Яринская землица просуществовала вплоть до 1822 года, а затем ее роды (Абалаков и Тинский, в количестве 252 душ обоего пола) были причислены к качинцам.
В верховьях р. Мана и р. Кан, в подтаежной зоне Восточных Саян, находилась Камасинская землица. В 1701 году значилось пять камасинских родов: Татаров, Бугачеев, Кугин, Байгин и две волости Ургунская и Тагинская, общей численностью 131 ясачный.26 В конце XVIII века они были объединены в один Абалаков род, который в 1795 году включал 105 душ мужского пола. В состав Камасинской землицы вошли конные кашинцы, подразделявшиеся в 1701 году на пять родов: Кургулов, Мунгатков, Яргашин, Мунтуков и Угумаков, где значилось 46 ясачных. Они все обитали по р.Мана. В конце XVIII века конные кашинцы (хааштар) были объединены в один Угумаков (иногда Мундуков) род. В 1795 г. в нем было 99 мужчин.
В результате такого передвижения многие бывшие киштымы Исарскош улуса объединились на территории Качинской землицы вокруг остатков кыргызов. Удельный вес кыргызов (езерцев) здесь был настолько велик, что даже в конце XVIII века качинцев иногда называли "киргизцами".
На территории бывшего Тубинского улуса была организована Койбальская землица. В начале XVIII века она состояла из следующих родов: Турачаков (он же Койбальский или Моторский), Большебайкотовский, Малобайкотовский, Кольский, Коякский, Аршупов, Урченов,Сыйский, Яржи, Бугучеев, Ингаров, Корнасский, Шараданов, Аскачи, Алыалахамский, Шипов и "остальцы тубинцы и киргизы27. В 1718 году в них значилось 292 ясачных. К 1795 году количество административных родов сократилось до шести: Таражаков, Большебайкотовский, Малобайкотовский, Бугачеев, Аршинский и Кольский, а население выросло до 528 душ мужского пола.28 Они принадлежали к 173 различным фамилиям. Название "койбал", как считают исследователи, возникло от имени модарского князя Койбала. Сначала это имя сибирская администрация закрепила за его родом, а после 1703 года за Тубинским улусом, где модары составили большинство.
В койбальской степи в составе Бугачеева рода обитал сеок ордыт (по С.Ремезову - "обдутцы"). Он происходил из оставшегося подразделения кыргызов. В XVIII веке койбалы считались народом "того же происхождения и образа жизни, что и качинцы, только от сих последних различествуют названием"29. Среди них иногда выделялась Моторская землица, которая распологалась по pp. Каратуз и Амыл. Вероятно, под ней подразумевались "каменные моторы". Вверх по р.Туба (по рр.Казыр и Кизир) находилась Кайдынская землица. В XVII веке кайдынцы (хайдыннар) составляли один из аймаков Тубинского улуса. На протяжении XVIII века они периодически теряли свою самостоятельность и причислялись то к Яринской, то к Качинской, то к Койбальской землицам. В 1822 году кайдынцы (15 различных фамилий) вошли в состав Степной думы койбальских однородных племен.
Итак, на территории бывших Исарского и Тубинского улусов образовались Койбальская, Качинская, Яринская и Камасинская землицы, которые вошли в подчинение Красноярска.
В долине Абакана, от р. Уйбат до р. Аскиз и верховьев Белого Июса, образовалась Сагайская землица. Она подразделялась на Том-Сагайскую и Юс-Сагайскую волости. Сагайцы относили себя к коренным жителям Хонгорайской страны и по преданиям происходили "от кыргысского племя".30 После возникновения Сагайской землицы соседние шорцы стали применять этноним "сагай" для обозначения хакасов и Хакасии. В 1715 году в Сагайской землице значилось 39 ясачных. Через тридцать лет в ней насчитывалось 80 мужчин, не считая малолетних. К 1795 году ее население выросло до 678 душ мужского пола, т.е. более чем в 12 раз.31 В 1822 году в долине Абакана была создана Степная дума соединенных и разнородных племен. Жители Сагайской землицы составили ее основу. Поэтому вместо неудобного официального названия стали употреблять более лаконичное - Сагайская степная дума.
По правобережью Абакана, от р.Арбаты до р.Табат, и в долине р.Таштып была создана Бельтырская землица. В 1715 году в ней насчитывалось 36 ясачных. Через восемьдесят лет бельтыров стало 578 душ мужского пола, т.е. число их увеличилось в 16 раз.32 Хакасский исторический фольклор относит бельтыров к потомкам хоорайцев, уведенных джунгарами за Алтай и затем бежавших назад. Скитаясь на чужбине, они смешались с монголами и стали называться "хара моол пилтipi" - метисы черных монголов. Со временем слово "пилтiр" - метис закрепилось за ними в качестве этнического имени. Так как Бельтырская землица в XVIII веке располагалась по границе с Тувой, то тувинцы стали называть хакасов словом "белдир". В 1822 году бельтыры вошли в состав Сагайской степной думы на правах отдельного рода. В течение XIX века они слились с сагайцами.
В южной части Кузнецкого Алатау, в верховьях р.Мрассу и в долине Абакана, от р.Матур до р.Есь, образовалась Бирюсинская или Мрасская землица.33 В ее состав входило четыре рода: Каргинский, Кивинский, Кийский и Кызыльский. В 1745 году бирюсинцев насчитывалось 45 мужчин. К 1795 году их число возросло до 1012 душ мужского пола, т.е. почти в 25 раз.34 Образование бирюсинской этнической группы, по всей видимости, относится к началу XVIII века, ибо ранее подобный этноним не был известен. Впервые имя "брус" или "брюс" (пурус) упомянуто в русских документах за 1703 г.35 Бирюсинские роды, обитавшие в данной местности, по крайней мере с начала XVII в. являлись киштымами бывшего Алтырского улуса. В 1722 году Д.Мессершмидт называл их "бруси-киштымы", т.е. бирюсинские киштымы. В течение первой половины 18 века бирюсинцы вобрали в себя часть вернувшихся кыргызов и переселившихся из Мрассы и Кондомы шорских сеоков. В 1822 году они вошли в состав Сагайской степной думы. Со временем бирюсинцы утратили свой этноним и стали называться сагайцами.
В верховьях Томи и Аскиза, в подтаежной зоне Кузнецкого Алатау, образовалась Верхотомская землица. Она иногда называлась Томской или Казановской волостью. По историческим преданиям, часть хоорайцев, спасаясь от джунгарского разгрома, ушла в верховья р.Томи. В дальнейшем они вернулись назад, но с тех пор приобрели этноним "том". С другой стороны, жители Казановской волости свой род называли "хоралар".36 Этноним говорит в пользу принадлежности верхотомцев к этносоциальному объединению "Хоорай".
Хакасы, проживающие в долине Июсов, шорцев обозначали термином "тумзух". Слово "тумзух" происходит от топонима "том суг", т.е. житель реки
Томь. Исходя из этнографических материалов, можно предположить, что верхотомцы были смешанного состава, вобравшие в себя как шорские (Елейский и Етиберовский роды), так и кыргызские элементы. В любом случае этноним "том" на территории Хакасии появился не раньше XVIII века. В 1822 году верхотомцы были включены в Сагайскую степную думу, где составили Казановский род (30 различных фамилий). Вторая половина Казановского рода (32 различные фамилии) осталась проживать в долине р.Томь.
Сагайская, Бельтырская, Бирюсинская (Мрасская) и Верхотомская землицы, созданные на месте бывшего Алтырского улуса, вошли в ведение Кузнецкого уезда.
Долина Июсов, где ранее располагалась территория Алтысарского улуса, в XVIII веке закрепилась за Томским уездом. На этом месте возникла Кызыльская землица. В административном отношении она была разделена на отдельные волости: Кызыльскую, Бусагарскую, Шуйскую, Ачинскую, Камларскую, Курчикову (Кийскую), Игинскую и Аргунскую. В 1734 году в них насчитывалось 340 ясачных.37 Через 60 лет число кызыльцев возросло до 2109 душ мужского пола, т.е. почти в 7 раз.38 К ним относилось около 200 различных фамилий. Консолидирующим ядром стал Кызыльский род, один из аймаков Алтысарского улуса. После создания Енисейской губернии перечисленные волости объединились в Кызыльскую степную думу, которая отошла в ведение Ачинского округа. Кызыльцы считались "одного происхождения с качинцами". По данным фольклора, они выступают потомками хоорайского народа. До сих пор в кызыльских топонимических названиях сохранилась память о трагических событиях 1703 года. Перевал у г.Хызыл хас носит название "Хоорай кош азии" - перевал Хоорайского кочевья, а переправа через Б.Июс у д.Б.Балахчин известна как "Хоорай кичии", т.е. Хоорайский брод.39
В долине р.Чулым в районе Мелетского острога (Пелет тура) находились Мелетская и, ниже по течению, Тутальская волости. Название последней, вероятно, возникло от князца Тутала, возглавлявшего волость в первой половине XVII века. У тутальцев (тудал) насчитывалось 28 различных фамилий. Мелетцы сами себя называли "пелет". В 1824 году они создали отдельную Мелетскую инородную управу. В двух мелетских родах насчитывалось 70 различных фамилий. Среди тутальцев, мелетцев и кызыльцев были общие фамилии: Айнаковы, Байдашевы, Барбаковы, Сардыгановы и др., что говорит об их этногенетическом родстве.
Численность сохранившегося населения Хонгорая в XVIII веке резко возрастает. В 1795 году, согласно архивным документам, насчитывалось 8,5 тыс. душ мужского пола. Вероятно, только к концу XVIII века коренное население Хакасии достигло численности, которая была накануне угона 1703 года. Ко времени образования степных дум минусинских татар, как стали называть вошедших в состав России хонгорцев, насчитывалось 22 тыс.душ обоего пола. В пределах Минусинского округа они составили более 50% всех жителей.40
В 1822 г., согласно реформе М.М.Сперанского, Хакасия была включена в состав новообразованной Енисейской губернии. Разрозненные землицы и волости хакасов были объединены в 4 степные думы: Кызыльскую, Качинскую, Койбальскую и Сагайскую. Границы степных дум в общих чертах совпали с территориями бывших кыргызских улусов. С присоединением Хонгорая к России исчезает с политической арены Южной Сибири имя кыргызов и историческое название их Родины.
Так печально закончилась блистательная история енисейских кыргызов и началась история минусинских татар.
Глава из монографии «История енисейских кыргызов». Авторы В.Я.Бутанаев, Ю.С.Худяков. Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2000. - 272 с., Абакан.
1. РГАДА. Ф.2.14. Оп.5. Д.1059. Л.17.
2. Там же. Д. 1117. Л. 10.
3. Русско-китайские отношения в 18 веке. Т.1. - М., 1978. - С. 106.
4. Там же. - С. 105.
5. РГАДА. Ф. 248. Оп. 113. Д. 1584. Л. 1159
6. АВПР МИД РФ. Оп.62/1. Д.11. Л.213; РГАДА. Ф.126. 1711 год. Д.1. Л.1; Ф. 199. Порт. 481. 4.5. Д.5. Л. 82-84.
7. Быконя Г.Ф. Указ.соч. - С.55.
8. Историческая записка о китайской границе, составленная советником троицко- савского пограничного правления Сычевским в 1846. - М., 1875. - С. 17, 20; Русско- китайские отношения. 1689-1916. Официальные документы. - М., 1958. - С. 12.
9. Бантыш-Каменский Н. Дипломатическое собрание дел между Российским и Китайским государствами с 1619 по 1792 год. - Казань, 1882. - С.359.
10. Записки путешествия академика Фалька // Полное собрание ученых путешествий по России, издаваемые Академией Наук. Т.6. - Спб., 1824. - С. 437, 530.
11. ЦГАРХ. Ф.1. Оп.1. Д.499. Л. 197.
12. Чир1м тамырлары. - Абакан, 1982. - С.32.
13. Федоров М.М. Правовое положение народов Восточной Сибири. - Якутск, 1978. - С.38.
14. Костров Н. Заметки о минусинских инородцах и обитаемой ими местности // Енисейские губернские ведомости. - 1859. - № 26. - С. 155.
15. РГАДА. Ф.199. Порт. 516. Д.2. Л.42.
16. Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в 17 в. — М., 1960. - С. 231.
17. Памятники сибирской истории 18 века. Кн. 2. - СПб..
18. Кузьмин АК. Из подлинных записок А. К-на. // Атеней; журнал критики, современной истории и литературы. - М., 1858. 4.2. - С.260.
19. РГАДА. Ф.281. Оп.1. Д.4609. Л.7.
20. Там же. Л.8.
21. ГАКК. Ф.303. Оп.1. Д.9. Л. 25-26.
22. ГАКК. Ф.296. Оп.1. Д. 1. Л. 120.
23. Долгих Б.О. Указ.соч. - С.226.
24. Русско-монгольские отношения: 1626-1654. Сборник документов. - М., 1874. - С. 385.
25. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 3. Оп.19. Д. 131. Л.209.
26. Долгих Б.О. Указ.соч. - С. 238.
27. Ргада. Ф.214. Оп.5. Д.1948. Л. 3-6; Д. 1959. Л.17.
28. ГАТО. Ф. 3. Оп. 19. Д. 131. Л. 209.
29. РГИА Ф. 1264. Оп.1. Д. 265. Л. 190.
30. ЦГАРХ. Ф.И-2. Оп.1 Д.З Л.36.
31. Долгих Б.О. Указ.соч. - С. 106.
32. Там же. - С. 196.
33. ГАКК. Ф. 805. On. 1. Д. 85. Л.6.
34. РГАДА. Ф. 248. Оп. 113. Д. 1584. Л. 1281.
35. ЦГАРХ. Ф.6445. On. 1 Д. 15. Л. 15.
36. ГАТО. Ф.234. Оп.1. Д.135. Л. 465.
37. Элерт А.Х. Миллер Г.Ф. О коренном населении Томского уезда // Традиционные верования и быт народов Сибири. - Новосибирск, 1987. - С. 173.
38. ГАТО. Ф.З. Оп. 19. Д. 162. Л.204, 207.
39. Бутанаев В.Я. Топонимический словарь Хакасско-Минусинского края. - Абакан, 1995.
40. ГАТО. Ф.З. Оп.18. Д. 131. Л.201.