Добавить статью
6:22 18 Июня 2013 56900
Кыргызы в древности. Прототип(ы) Алмамбета
(часть 2)

(часть 1)

Историк и публицист Тынчтыкбек Чоротегин в своей очередной статье расскажет о кыргызах на стыке 2-го и 1-го веков до н.э. и возможном древнем прототипе Алмамбета, сподвижника хана Манаса.

Кыргызы в конце 2-го – начале 1-го века до н.э.

Государство хуннов во время правления Цзюйдиэху-шаньюя («шаньюй» - от слова «тенгир-кут(у)», Благопосланный Богом, т.е. Тенгиром) в 99 г. до н.э. было подвергнуто нашествию китайских войск в Восточном Тенгир-Тоо, но оказав отпор врагу, побеждает его.

Ли Лин, один из отважных китайских полководцев, пленённый в том бою, согласится служить в рядах хуннов. В случае возвращения в ханьский Китай он мог быть приговорён к смертной казни. Цзюйдихэу-тенгир-кут выдаёт замуж за Ли Лина свою собственную дочь, присваивает ему титул «чжуки-бек — наместник западного крыла» и поручает ему управлять кыргызским народом от имени хуннов.

Кем был по происхождению Ли Лин?

Согласно сведениям китайского историка Сыма Цяня (145-86 гг. до н.э.), Ли Лин, друг самого историка, был внуком легендарного ханьского полководца Ли Гуана.

«Когда Ли Лин возмужал, его выдвинули и назначили на должность смотрителя дворца Цзиньчжан, поручив командовать всадниками, охранявшими дворец. [Ли Лин] искусно стрелял из лука и с любовью относился к солдатам. Сын Неба, зная, что представители рода Ли из поколения в поколение занимали должности военачальников, поручил [Ли Лину] командовать отрядом из восьмисот всадников», - пишет Сыма Цянь. (См.: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/I/Syma_Tsjan/Mat_sunnu_1/pril6.phtml)

Сыма Цянь также более подробно описал те события, когда Ли Лин оказался в плену у хуннов, а также добавил, что близким родственникам военачальника стало туго после того, как узнали о перебежчике:

«...Осенью, во 2-й год эры правления Тянь-хань (99 г. до н. э.), Ли Гуан-ли, будучи Эршиским военачальником, напал во главе тридцати тысяч всадников на сюннуского (хуннского) правого сянь-вана у гор Цилянь [называемых также] Тяньшань. В связи с этим [император] приказал Ли Лину пройти во главе пяти тысяч лучников и пехотинцев на север от Цзюйяня на расстояние более тысячи ли, желая отвлечь этим войска сюнну и не дать им возможности всецело устремиться на Эршиского военачальника.

Когда в условленное время [Ли] Лин пошел назад, шаньюй (тенгир-кут) во главе восьмидесяти тысяч воинов окружил его отряд и напал на него. Отряд [Ли] Лина, состоявший из пяти тысяч человек, израсходовал все боевые припасы и стрелы, большая часть солдат была убита, но и сюнну потеряли убитыми и ранеными свыше десяти тысяч человек. Отходя назад, отряд вел непрерывные бои в течение восьми дней. Когда до Цзюйяня оставалось более ста ли, сюнну преградили узкую дорогу и отрезали путь к отступлению. Ли Лин страдал от нехватки продовольствия, помощь не подходила, а варвары то ожесточенно нападали, то предлагали [Ли] Лину сдаться.

[Ли] Лин, сказав: «С каким лицом я буду докладывать Его Величеству [о походе]», сдался сюнну. Почти все его воины погибли, спастись от гибели и поодиночке вернуться в ханьские земли удалось немногим более четырехсот человек.

Шаньюй, взявший [Ли] Лина в плен, давно слышал о славе его рода, к тому же [Ли Лин] проявил храбрость в бою, а поэтому он отдал [Ли Лину] в жены свою дочь и возвысил его. Узнав об этом, император Хань уничтожил мать, жену и детей [Ли] Лина.

После этого слава семьи Ли угасла, и уроженцы округа Лунси, считавшиеся ее последователями, стали стыдиться этого», - заключает Сыма Цянь.

По иронии судьбы, так начинается восхождение звезды Ли Лина как хуннского полководца и наместника (владетеля) кыргызских земель в Восточном Тенгир-Тоо.

Ли Лин и его окыргызившиеся потомки

Генерал Ли Лин и его жена хуннского происхождения жили среди кыргызов и отличались от светловолосых и голубоглазых кыргызов внешними чертами — чёрными волосами, чёрными глазами и внешностью. В последующем потомки бывшего ханьского военачальника окыргызились и порою боролись за независимость кыргызских владений.

Эти сведения древних китайских источников еще раз подчеркивают, что на рубеже 2-го и 1-го веков до н.э. кыргызы не переставали жить компактно. Поэтому нужно было хуннскому тенгир-куту управлять древними кыргызами на территории компактного обитания последних.

Компактность была одной из важных условий сохранения этнической идентичности и единства древнего горного народа в обширной державе хуннов. Компактность также обязала кыргызов снаряжать свое войско согласно предписаниям хуннских владык. А войско также цементировало этническое «я» древних кыргызов.

90 г. до н.э. кыргызское войско, возглавляемое Ли Лином, в составе разветвлённой и этнически разношёрстной крупной армии хуннов в районе гор Хангай и Яньжань сражается против армии китайской династии Хань. Таким образом, на стороне хуннов были кыргызы, динлины и представители этносов Турфанского оазиса.

В результате их совместного сокрушительного удара мощное и закалённое в нашествиях войско Ханьской династии было разгромлено.

Идея единого противостояния и оказания сопротивления Китаю за независимость тюркских этносов освещается и в эпосе «Манас».

Ли Лин – один из древних прототипов Алмамбета

130618_2 Некоторые сюжетные созвучия, отдельные мотивы кыргызского героического эпоса «Манас» напоминают о данном событии в нашей древней истории, связанном с окыргызившимся китайским полководцем Ли Лин.

К ним можно отнести честное служение Алмамбета хану Манасу и всему кыргызскому народу, хотя сам Алмамбет был китайского происхождения.

Как верно пишет историк, профессор Токторбек Омурбеков, «снисходительность кыргызов к вероисповеданию, языку также обозначилась при трактовке мотива побратимства героев — Манаса и Алмамбета». (См.: http://www.eposmanas.ru/?page=529)

Сын Алмамбета Кюлчоро (по-кыргызски «Күлчоро»; кстати, его имя напоминает имя Кюлтегина, восточнотюркского принца и полководца, боровшегося против кыргызского кагана Барсбека в 711 г.) был одним из сорока «чоро», сподвижников Семетея, сына Манаса. Каждый чоро был предводителем племени или этноса.

Вовлечение в народ и единение

Сюжеты, связанные с окыргызившимися китайскими эпическими героями (Алмамбет и его сын Кюлчоро) можно сопоставить и с последующими историческими параллелями, когда бесчисленные и во многом безымянные (теперь) представители жуан-жуаней, киданей («кытаң» в орхоно-енисейских руноподобных письмах) и их ветви – кара-кытаев, а затем найманов, монголов, ойратов и т.д. перемешивались с кыргызами.

Поэтому нельзя утверждать о конкретной дате жизни и эпохи Алмамбета, как это делают некоторые «новоявленные историки», ссылающиеся на некоего «потустороннего» сказителя эпоса Манас, который «норовит» передать информацию с «того света» устами нашей современницы, целительницы Майрамбюбю Сармалдаковой (см. нашу критику: http://members.vb.kg/2012/06/15/mifotv/1.html), и утвердающие, что, якобы, Манас родился именно в августе 670 г. н.э.

(Кстати, я был ошарашен, когда узнал, что уважаемый нами член-корреспондент АН Кыргызстана, доктор исторических наук Оскон Осмонов пишет: «Если нам опереться на дастан «Айкёл Манас» («Манас Великодушный), изданный в 2009 году, то наш предок Великодушный Манас жил во второй половине VII – первой половине VIIIв. и боролся против китайских завоеваний, нацеленных на захват Кыргызстана того времени. <…> Вышесказанное поддерживает гипотезу о том, что эпос «Манас» зародился в VII-VIII веках». – См.: Осмонов Ө.Ж. Кыргызстан тарыхы: (Байыркы доордон азыркы мезгилге чейин): Жогорку окуу жайлары үчүн окуу китеби / Кыргыз Республикасынын Билим берүү жана илим министрлиги бекиткен. – Толукталып бешинчи басылышы. – Бишкек: Полиграфбумресурсы, 2012. - ISBN 9967-21-501-12. – 11-бетте. – [Осмонов О.Дж. История Кыргызстана: (С древнейших времен до наших дней): Учебник для вузов / Утверждено Министерством образования и науки Кыргызской Республики. – Пятое, доп. изд. - Бишкек: Полиграфбумресурсы, 2012. – С. 11. – На кыргызском языке.]).

130618_1 Эпос «Манас» с древних времен несет в себе сведения об исторических пространствах, где происходили столкновения и этнокультурные контакты многих народов, связывавших свои корни и историю с восточнотюркскими племенами и этносами. (См.: http://www.eposmanas.ru/?page=519)

Народная мудрость, запечатленная в эпосе «Манас», гласит: «Кулаалы таптап куш кылдым, Курама жыйып журт кылдым» («Воспитывал я коршуна и сделал из него ловчую птицу, собрал я разноплеменных людей и сделал из них единый народ»). (http://tamgasoft.kg/dict/index.php?page=main&lfrom=kg&lto=xx&word=%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B0)

И сегодня у нас имеются миллионные Алмамбеты из разных этносов, которые торжественно поднимают флаг независимого Кыргызстана на пьедесталах мировых и азиатских чемпионатов и Олимпийских игр, во время зажигательных концертов у себя и за рубежом, выводят наш стяг на космическую орбиту, работают, не покладая рук, на благо нашей Родины.

Если раньше нас признавали как сорокаплеменный народ, то у нас – граждан Кыргызстана - теперь не меньше восьмидесяти колен. Если эпический Алмамбет должен был принять религию кыргызов, то нынешние Алмамбеты могут придерживаться своих религий, но показывают не меньше патриотизма и гражданственности, чем иные потомки Манаса.

Т.К.Чоротегин, президент Международного общественного объединения “Кыргыз Тарых Коому”, профессор КНУ им. Жусупа Баласагына, д.ист.н.

(Из серии статей по истории Кыргызстана и кыргызоведению)

P.S.

См. также: Н.Я. Бичурин (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. - М-Л. АН СССР, Институт этнографии им. Миклухо-Маклая, 1950. – Т. 1. (Ср.: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/Bicurin/bicurin.htm )

Аристов Н.А. Усуни и кыргызы или кара-кыргызы: Очерки истории и быта населения западного Тянь-Шаня и исследования по его исторической географии / Автор предисловия - академик В. Плоских. В подготовке книги к изданию принимали участие В.Воропаева и В.Галицкий. - Б.: Илим, 2001. - 582 с. - ISBN 5-8355-1132-9. (Книга издана в рамках программы «Поддержка высшего образования», осуществляемой Фондом «Сорос—Кыргызстан»). - (URL: http://bizdin.kg/elib/kitepter/html/taryh/aristov_usuni/index.html)

Бернштам А.Н. Кыргыздардын жана Кыргызстандын тарыхы жана археологиясы боюнча тандалма эмгектер / Түзгөн, алгы сөзүн жазган жана которгон Сатыбалды Мамбеталиев. - Б.: «Кыргызстан—Сорос» фонду, 2004, 576 б. - ISBN 9967-11-197-6. - URL: http://bizdin.kg/elib/kitepter/html/taryh/bernstam/section11.html#title13

Бернштам А.Н. Избранные труды по археологии и истории кыргызов и Кыргызстана / Составители К.Ташбаева, Л.Ведутова. - Бишкек: Айбек, 1997. - Том 1. - 1998. - Т. 2. - (Фонд "Сорос-Кыргызстан"). - ISBN 9967-12-000-2.

Кыргыз Совет Энциклопедиясы: 6 томдук / Башкы редактор Орузбаева Б. Ө. - Ф.: Кыргыз Совет Энциклопедиясынын башкы редакциясы, 1979. - Т.4. - 155-157-бб.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

01-12-2015
В своем докладе А.Керенский весьма объективно отразил ситуацию
64839

24-04-2013
Кыргызы в древности
(часть 1)
136067

16-04-2013
Древнее государство Паркана
58598

19-02-2013
Спор об учебнике с (бес)пристрастием
93137

31-01-2013
Древнее государство Усунь в Тенгир-Тоо
60043

11-01-2013
Общественный строй империи хуннов
36381

26-12-2012
«Великий шелковый путь» через государство хуннов
64994

20-12-2012
Древнее хуннское государство
106630

12-12-2012
Бюбюйра апа и кирпичик в здании Ата-Бейита, гласа памяти отцов нации
42882

05-12-2012
Александр Бернштам и неотпразднованный 1100-летний юбилей эпоса «Манас»
97752

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×