Добавить статью
4:45 12 Июля 2013 51353
Благоустройство средневековых городов Прииссыккулья

Из цикла «Археология и история Кыргызстана. Избранное»

(предыдущая статья)

Крепостные стены любой протяженности и высоты все равно ограждают ограниченную городскую площадь. Рано или поздно она становится дефицитом. Поэтому главным бичом средневекового города была теснота. Отсюда скученная застройка, часто в два этажа, узкие улочки, переулки, проблемы санитарного состояния. Среднеазиатские города отличались высоким уровнем благоустройства для своего времени. Оно гарантировалось общим экономическим состоянием, культурным уровнем и, что немаловажно, сухим климатом. В нашем распоряжении имеются лишь очень ограниченные археологические материалы, позволяющие судить о благоустройстве иссык-кульских средневековых городов.

Исследователи подводных развалин «дворца Тимура» близ с.Курское отметили здесь мостовую, выложенную из речной окатанной гальки. Здесь же значительные площади были вымощены крупными керамическими плитами. Этот факт свидетельствует о том, что средневековые поселения Прииссыккулья не отставали в своем культурном развитии от крупных городских центров Средней Азии. Ученые установили, что мостовые, например, были в Самарканде, Термезе, Бухаре, Хульбуке (Беленицкий А.М., Бентович И.В., Большаков O.Г. Средневековый город Средней Азии. - С. 306.).

110324onok_2
Башня Бурана

При раскопках усадьбы ХI в. на городище Бурана (Чуйская долина) были обнаружены каменные вымостки пешеходных дорожек шириной от 1 до 2 м. Бордюры буранинских тротуаров были четко обозначены крупными камнями. На вымостку площади пешеходных дорожек шла плоская галька (Горячева В.Д. Средневековые городские центры ... - С. 50.).

Мостовые и тротуары являлись крупным культурным достижением средневековых городов.

Все познается в сравнении. Достойная оценка значимости среднеазиатских мостовых Х-XIV вв. может быть более зримой в сопоставлении, например, с состоянием городских улиц крупнейших городов Западной Европы. Осенью, зимой и весной, то есть в период наибольшей интенсивности осадков, узенькие улицы большинства западноевропейских городов превращались в грязевое месиво, в котором горожане часто теряли деревянные башмаки. Многие бюргеры освоили передвижение на ходулях. Богачи и знать ездили верхом. Но и это не всегда спасало. Император Фридрих III (ХV в.), например, чуть не утонул вместе с конем в грязи на одной из улиц города Рейтлингена и принял «грязевые ванны», когда его конь по брюхо провалился в яму с зловонной жижей на центральной улице Тутлинга.

Мостовые в Европе появились позже, чем в Средней Азии: в Праге в 1331г., в Нюрнберге - в 1368г., во Франкфурте-на-Майне - в 1399 г. Горожане Киева, Чернигова, Новгорода и других русских городов, где всегда не хватало камня, делали тротуары и мостовые из дерева. В Новгороде существовал даже специальный Устав (свод правил), регламентировавший вымостку улиц (Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. - М., 1982. - С. 532; Книга для чтения по истории средних веков. ч. 1. - М., 1969. - С. 190.).

Средневековые иссык-кульцы заботились о санитарном состоянии своих городов, что выражается в дорогостоящей прокладке трасс водопроводов и канализационных систем. Почти все исследователи, которые писали о подводных развалинах на озере, отмечали находки водопроводных труб. Они очень похожи на глиняные цилиндры длиной до 50 см. Но это не совсем цилиндры, так как диаметры торцов таких труб разные: один из них шире другого. При прокладке водопроводной трассы более узкая часть одной трубы вставлялась в более широкую другой. Зазора обычно не было, но во избежание возможной утечки воды стыки замазывались глиной.

Если находки отдельных труб и их фрагментов на иссык-кульских средневековых поселениях далеко не редкость, то водопроводная система, составленная из керамических труб, найдена лишь одна. При раскопках городища в урочище Койсары Д.Ф.Винник на глубине 1,5 м расчистил часть водопровода, идущего по линии восток - запад. Протяженность вскрытого участка 10 м. Трубы не были стандартны: длина их варьировала от 35 до 40 см, но диаметр торцов всех труб был одинаков: верхней части 14 см, нижней - 10,5 см. Исследователь расчистил всего 30 звеньев. Быстро прибывающие грунтовые воды вынудили прекратить работы (Винник Д.Ф. К историко-топографическому изучению урочища Кой-Сары. - С. 33.).

Такие водопроводные системы не требовали строительства напорных башен. Средневековые инженеры хорошо использовали рельеф Киргизии с его значительным генеральным понижением. Голову системы, как правило, строили выше города и холодная, чистая горная вода самотеком направлялась в общественные водоемы (хаузы). Индивидуальные водопроводы в Средней Азии того времени не известны (Беленицкий А.М., Бентович И.Б., Большаков О.Г. Средневековый город Средней Азии. - С. 307.).

Не менее важным культурным достижением средневековых городов Семиречья следует считать сооружение канализационных систем. Они были двух типов. Простейшая из них была в каждом дворе и представляла собой глубокий поглощающий колодец, в устье которого вставлялся крупный керамический сосуд без дна. Отверстие обычно было прикрыто каменной плиткой или крупным черепком. Такая канализация надежно поглощала грязную воду после умывания или мытья посуды.

Однако в некоторых случаях эта система была малоэффективна или вообще ненадежна. Тогда сточные воды отводились трубопроводами из керамических труб (Там же). На наш взгляд, канализационной системой, отводящей грязную воду от бани, является гидросооружение из сочленения керамических труб, раскопанное на городище Бурана. Оно датируется XI в. Отличительной особенностью системы, делающей ее уникальной, является трехъярусность, когда плети труб в траншее располагались друг над другом в три ряда (Ведутова Л.М. Буранинский водопровод / / Изв. АН Кирг.ССР. Обществ, науки. 1987. N2 1. - С. 69. Отвод сточных вод из бани, раскопанной на городище Отрар, тоже производился при помощи керамического трубопровода. (Байпаков КМ. Средневековая городская культура Южного Казахстана и Семиречья (VI-начало ХIII в.). - Алма-Ата, 1986. - С. 141).

Обратимся опять к средневековым городам Европы. Ни о канализации, ни о водопроводе (кроме одного-двух монументальных акведуков, «сработанных еще рабами Рима») здесь не могло быть и речи. Все содержимое помойных лоханок, корыт и ведер выплескивалось прямо на улицу. Поток, скапливаясь в ямах и колдобинах, образовывал застоявшиеся смрадные лужи. Единственными санитарами городов были многочисленные собаки и свиньи, которые свободно разгуливали по улицам и пожирали отбросы. Однако те же свиньи не столько очищали, сколько загрязняли город. Раскормленные и отяжелевшие, строптивые, они весь день барахтались в грязи и разрыхляли почву, приводя улицу в невообразимое состояние даже в сухую погоду (Подробнее о санитарном состоянии средневековых городов Европы см.: Эпштейн А.Д. Средневековый город / Книга для чтения по истории средних веков. ч. 1. - М., 1969. - С. 189-197.).

Горожане Средней Азии придавали большое значение личной гигиене, что выразилось в строительстве общественных бань. Первые из них появились не ранее VIII в. Много бань первой половины IX в. раскопано на городище Афрасиаб (древний и средневековый Самарканд), известны они по раскопкам в городах Таразе (Джамбул), Ахсикенте (Ферганская долина), Отраре (Южный Казахстан) и в других местах (Беленицкий А.М., Бентович И.Б., Большаков О.Г. Средневековый город Средней Азии. - С. 307-309; Байпаков К.М. Средневековая городская культура Южного Казахстана и Семиречья. - С. 141-143.).

На территории Киргизии известны три средневековые бани: одна из них в г.Ош, другая - на городище Бурана, третья - близ с.Тору-Айгыр, что на северном берегу Иссык-Куля. Эта последняя оказалась наилучшей сохранности. Торуайгырская баня является грандиозным архитектурным сооружением XIV в. - площадь ее до 648 кв.м. В плане она крестообразная, что является продолжением традиции строительства бань более раннего времени. Крестообразные бани начали строить еще в XI-XII вв. (Маньковская Л.Ю. Типологические основы зодчества Средней Азии (IX- начало ХХ в.). - Ташкент, 1980. - С. 72-73.).

Все сооружение было построено из обожженного кирпича и делилось на несколько частей, каждая из которых имела свое назначение. Главная из них - топка с двумя печами, где в кирпичных резервуарах, покрытых изнутри толстой обмазкой алебастра, грели воду. Долгое время археологам было не совсем понятно, как можно было разогреть воду в толстостенном кирпичном резервуаре, и сколько же топлива и времени на это понадобится? Ситуацию прояснили раскопки бани в Отраре. Оказывается, в дно таких резервуаров вмазывался громадный железный котел, устье которого было на уровне дна кирпичного резервуара, а дно и стенки были опущены в топку (Байпаков К.М. Средневековая городская культура Южного Казахстана и Семиречья. - С. 142.). По сути дела, огонь раскалял железный котел, что обеспечивало быстрое повышение температуры воды.

Помещение для топки сообщалось дверными проемами с помещением для мытья и с дугообразным хранилищем для топлива. Помещение для мытья площадью в 100 кв. м имело кирпичный пол, под которым от топок ровными рядами шли жаропроводящие каналы, выложенные из кирпича. По этим каналам проходил горячий воздух и обогревал всю моечную. У северной стены моечной имелись два небольших резервуара, стенки и пол которых были выложены голубыми изразцовыми плитками. По-видимому, сюда наливали холодную воду, где могли освежаться купальщики.

К помещению для мытья примыкали, как мы полагаем, прачечная и комната для отдыха. Прачечная была восьмиугольной в плане. Пол ее был выложен жженым кирпичом, поверх которого на алебастровом растворе были уложены глазурованные плиты. В центре прачечной было отверстие для стока грязной воды, которая отводилась при помощи системы керамических труб и желоба. Комната для отдыха (раздевалка?) площадью в 100 кв. м была очень нарядной. Стены и потолок ее были сплошь расписаны красной, черной и желтой красками. Пол выложен голубыми глазурованными плитами (Это замечательное архитектурное сооружение ранее было интерпретировано как «ремесленный центр по производству жженого кирпича и глазурованных облицовочных плит, или попросту «кирпичный завод». Такое определение функционального назначения памятника основано не на анализе материалов раскопок, а на курьезе. Дело в том, что русские переселенцы и киргизы, разбирая кирпич средневековой постройки для своих нужд, с юмором вандалов называли памятник «кирпичным заводом». - В.В.Бартольд, посетивший Тору-Айгыр в конце XIX в., отметил, что пол на почтовой станции здесь был выложен средневековым кирпичом. Ему стало известно и о «кирпичном заводе: «Около станции Турайгыр (первой после Кутемалды) приблизительно в версте выше ее, находится так называемый «кирпичный завод»... Почти все кирпичи свезены отсюда на постройки. «3авод» находился около высохшего русла какого-то ручья или арыка (Бартольд В.В. Отчет о поездке в Среднюю Азию. - С. 67). В.В.Бартольд, если учесть красноречивые кавычки, не считал памятник заводом.).

Характер перекрытия удалось установить только для дугообразного помещения, где хранились запасы топлива. Оно было купольным. Скорее всего, и остальные помещения были перекрыты куполами, опорами для которых служили капитальные внешние и внутренние стены. В целом торуайгырская баня представляла собой не только необходимое для города коммунальное предприятие, но и парадное архитектурное сооружение, украшавшее город.

В средневековых городах Средней Азии бани стали очень популярны. Они были самыми посещаемыми после мечетей общественными местами. Порядок и чистота в банях строго контролировались городскими чиновниками - мухтасибами. Они следили за регулярной очисткой пола и частой сменой воды в бассейнах. Средневековые горожане считали неприличным мыться без специальных набедренных повязок, поэтому мухтасибы строго требовали, чтобы у банщиков всегда было достаточное количество чистых платков (отсюда и прачечное помещение в торуайгырской бане). Особое внимание обращали мухтасибы на характер росписей бань. Неприличные для того времени изображения в столь уважаемом общественном месте категорически запрещались (поэтому торуайгырская баня расписана орнаментальными мотивами).

В городах Средней Азии бань было очень много. В Самарканде и Мерве, например, в IX-XII вв. их насчитывалось до сотни, а в сирийском Алеппо в середине ХIII в. было 138 общественных бань. Если учесть, что население Мерва и Самарканда едва ли превышало 100 тысяч человек, то на одну баню приходилось примерно немногим больше 1000 горожан обоих полов и всех возрастов. Бани, благодаря массовой посещаемости, давали приличный доход. Поэтому среди владельцев этих заведений источники называют даже ханов (Беленицкий А.М., Бентович. И.В., Большаков О. Г. Средневековый город Средней Азии ... - С. 309).

Наши сведения о благоустройстве средневековых городов Прииссыккулья пока очень ограничены. Новые данные поступят с новыми масштабными археологическими изысканиями. Однако уже сейчас, как мы убедились, можно сказать, что уровень благоустройства их был не ниже, чем в прославленных городах Средней Азии и гораздо выше, чем в западноевропейских городах того времени. Сравнительно высокий уровень санитарного состояния городов обеспечивал не только опрятность их внешнего облика, но и снижение числа болезней и эпидемий среди горожан. Правда, санитарное состояние не было панацеей от всех эпидемий. Как свидетельствуют надписи на христианских надгробиях, страшная эпидемия чумы буквально косила семиреченских горожан в XIV в. Эта эпидемия, наряду с другими причинами, сыграла свою роль в запустении, упадке, а затем и гибели семиреченских городов. Но гораздо опаснее любой эпидемии была очередная трансгрессия озера, которая уничтожила средневековые города Прииссыккулья.

(продолжение следует)

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

02-09-2013
Технические приемы орнаментирования средневековой керамики
60757

02-08-2013
Торговая война
30588

26-07-2013
Поиски на дне залива Иссык-Куля продолжаются
30915

19-07-2013
Реквием былой культуре
41247

05-07-2013
Появление письменности на территории Кыргызстана
116281

28-06-2013
Культура средневековых поселений
61118

21-06-2013
Города Прииссыккулья глазами средневековых авторов. Верхний Барсхан
87682

14-06-2013
Города Прииссыккулья глазами средневековых авторов
68195

07-06-2013
Сарыбулун - Чигу?
55039

31-05-2013
Кочевники и земледельцы
95136

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.

×