Добавить статью
5:45 26 Июля 2013 30764
Поиски на дне залива Иссык-Куля продолжаются

Из цикла «Археология и история Кыргызстана. Избранное»

(предыдущая статья)

130726_1
Артефакт на дне Иссык-Куля. Чигу

Дистанционный зонд - прибор, который помог подводным археологам за один лишь месяц работ найти более десятка металлических изделий. Такого еще не бывало. Внешне прибор очень прост: небольшой металлический круг на длинной ручке. Но какая в нем сложная начинка, если он подобно миноискателю мгновенно подает звуковой сигнал за метр - полтора до всякого предмета из любого металла - будь то на земле, под землей или под водой! С его помощью в сезон 1986г. было найдено большинство древних изделий из бронзы. Прибор, к которому до начала работ относились скептически, сразу был признан археологами «чудом современной техники на службе гуманитарных наук».

Первые изделия из металла на городище Сарыбулун были найдены не с помощью нашего «чудо-прибора» и не археологами. Прекрасной сохранности бронзовые кинжал - акинак и полусферическое навершие булавы высокохудожественного литья случайно нашли юные краеведы из средней школы №31 г.Бишкека, которыми руководил преподаватель истории М.К.Синусов.

По роду своей деятельности местный охотовед Г.И.Журавлев не один десяток раз бороздил на лодке отмель, где расположено городище. Ему, человеку любознательному, с разносторонними интересами, удалось собрать здесь солидную коллекцию изделий из бронзы. По его словам, она включала: кинжал, целый наконечник и втулку от наконечника копья, несколько наконечников стрел, серповидный предмет и котел. К сожалению, постоянно меняющиеся сотрудники Каракольского краеведческого музея, не пожелали приехать в с.Маяк и принять коллекцию, в результате она утрачена. Большинство бесценных для науки бронзовых изделий древних мастеров затерялось при переезде Г.И.Журавлева из одного села в другое. При встрече он передал нам только котел и втулку от наконечника копья, которые мы доставили в институтский музей, где они экспонируются среди других изделий сакского времени.

Котел бронзовый, полусферический, с отогнутой закраиной, на коническом поддоне. К тулову котла прикреплены две горизонтальные петлевидные ручки, между ними - рельефная тамга (знак мастера?) в виде двух сомкнутых концентрических полуовалов, напоминающих изображение месяца рожками вниз.

130726_2
Поднятые со дна озера артефакты

Подобные котлы были широко распространены в Семиречье и за его пределами во второй половине I тыс. до н.э. В Прииссыккулье, на суше и на дне озера, их найдено более десятка. Конечно же, в таких котлах едва ли готовили пищу на одну семью. Эти громадные емкости - немые свидетели былых грандиозных шумных пиров родовых коллективов древних скотоводов на праздниках в честь своих божеств. Одним из самых популярных празднеств был Нооруз - день весеннего равноденствия, когда приносилась жертва солнцу. В таких котлах варили мясо жертвенного коня и, собравшись вместе, съедали его.

Более скромно выглядит вторая переданная нам находка Г.И.Журавлева: втулка наконечника копья - бронзовая, литая, усеченно-конической формы, со следами двух отверстий для крепления к древку. Бронзовые втульчатые наконечники копий хорошо известны археологам по находкам в Семиречье, в том числе и в Прииссыккулье, где они датируются V-III вв. до н.э.

Таким образом краеведами обнаружены на дне Тюпского залива и сохранены для науки редкие, а иногда и уникальные изделия древних сарыбулунцев.

В сезон 1985г. на городище Сарыбулун подводным археологам не удалось найти ни одного изделия из металла. Зато сезон 1986г. (благодаря прибору) условно можно назвать «бронзовым сезоном». И все-таки самая первая находка из металла была поднята со дна озера близ острова. Это был целый серповидный нож отличной сохранности, покрытый, правда, тонким слоем известкового налета. У тупого конца - отверстия для крепления к рукоятке, которая, скорее всего, была деревянной. Позже, уже с помощью прибора, были обнаружены еще три таких же серповидных ножа (один целый и два обломка), но куда им было до самого долгожданного - первого!

Однолезвийные серповидные ножи хорошо известны в Фергане, в Хорезме, в Ташкентском оазисе, где они датируются XI-IX вв. до н.э. Однако устоявшиеся формы серповидных ножей жили едва ли не больше тысячелетия. Они известны и для раннесакского времени. Обломок такого серповидного ножа найден даже на усуньском поселении Ак-Тас-2 в Казахстане (рубеж н.э.). Таким образом, первые бронзовые однолезвийные серповидные ножи, найденные в Прииссыккулье, невозможно датировать в пределах одного-двух столетий.

Слабым утешением является то обстоятельство, что все серповидные ножи были найдены поблизости от неказистого, на первый взгляд, бронзового кружочка, который, как оказалось, относится к строго определенной эпохе. Бронзовый кружочек оказался ажурным. В него был вписан ромб со слегка прогибающимися внутрь сторонами и с отверстием в центре. Этот знак - символ солнца - был хорошо известен в евразийских степях в VIII-VII вв. до н.э. И изображался на изделиях начального этапа сакской культуры в Туве, Казахстане и на Памире. Очень часто ромб с точкой в центре наносили на детали конской сбруи. Не исключено, что бронзовые серповидные ножи, найденные поблизости от солярного амулета, тоже принадлежали к раннескифской (VIII-VII вв. до н.э.) эпохе. Однако с полной уверенностью принять эту датировку не представляется возможным, так как волны Иссык-Куля за те почти три тысячи лет, когда серпами уже не жали, а амулет не носили, могли «подстроить» любое мнимое совместное залегание любых хронологически несовместимых вещей.

Так случилось с первой и пока единственной находкой на территории Кыргызстана боевого кистеня (гиря на ремне). Он представляет собой цельнолитой бронзовый шар диаметром 6 см с трапециевидным ушком и найден был тоже у острова, неподалеку от серповидных ножей и амулета. Сохранность изумительная. Молодые археологи тотчас же объявили этот кистень самым древним в мире, а Прииссыккулье - родиной этого вида оружия ближнего боя. Если бы амулет с солярным знаком и бронзовый кистень были найдены в одном погребении, либо в одном и том же культурном слое при раскопках городища, заключение это имело бы резон. Однако опытный археолог и здесь вел бы себя более осмотрительно: нет ли подвоха? Дело в том, что во всей полосе гор и степей Евразии, где раскопаны тысячи курганов древних скотоводов, кистень ни разу не был найден. Не были кистени и на вооружении у южных соседей скифо-сакского мира бактрийцев, персов, греков, фракийцев. Зато в той же полосе степей в средние века было найдено немало подобных боевых гирь как из бронзы, так и из железа. Следовательно, несмотря на то, что на дне Тюпского залива солярный амулет VII в. до н.э. и бронзовые серповидные ножи располагались рядом с кистенем, их весьма рискованно считать синхронными. Скорее всего, последний принадлежал к совершенно другой, гораздо более поздней, хронологической эпохе.

130726_3
Поднятые со дна озера артефакты

Заслуживает внимания и находка на городище Сарыбулун обломка бронзового кельта-тесла. Сохранились только его нижняя рабочая часть и очень незначительная часть втулки. Полностью снаряженный кельт-тесло очень напоминает современную среднеазиатскую тешу, которая и по сей день употребляется в домашнем хозяйстве кыргызов.

Если бы не поисковый прибор, аквалангистам ни за что не удалось бы найти небольшие бронзовые шилья - проколки. Даже увидев их, не сразу понимаешь, что это орудия труда, к которым человек приложил руку. Внешне это обыкновенные мелкие речные камешки - окатыши.

Когда осторожно разбили толстую скорлупу окатыша, внутри увидели подвижный острый стерженек. Этого не ожидал никто. Разгадка «подвижности», «свободы» шильев возможна, если предположить (и это наиболее вероятно), что мелкие, легкотеряющиеся и опасные острые проколки хозяева помещали в чехлы из кожи или дерева. Оказавшись в озерной воде чехлы разбухли, потеряли первоначальную форму, а бронза начала окисляться. Со временем окислы пропитали материал чехлов, придав им субстанцию металла. Донные известковые отложения завершили метаморфозу, закамуфлировав деформированные чехлы под серые речные камни.

Есть основание для предположения, что сарыбулунцы сами плавили металл. На эту мысль наводит находка близ острова скопления обломков различных крупных бронзовых сосудов, которые ни на что не годились кроме переплавки. Здесь же найден небольшой слиток металла и, что является главным доводом в пользу металлопроизводства на городище, литник, представляющий собой небольшой бронзовый конус. Не исключено, таким образом, что какая-то часть металлических изделий, найденных на городище, даже уникальное навершие булавы с изображением разъяренного тигра, могла быть отлита на месте.

Изделия из рога

Найден рог джейрана, насквозь просверленный у основания. Выше - глубокий продольный срез. Функциональное назначение изделий подобного рода неизвестно. Одни исследователи называют их шилом-проколкой, хотя трудно представить, что можно проткнуть таким шилом, да, кроме того, неясно, зачем столь обширное отверстие? Другие полагают, что таким рогом развязывались туго затянутые узлы на вьюках, юртах, конских сбруе и путах. Это, на наш взгляд, ближе к истине, так как скотоводы-кочевники постоянно имели дело с веревками и ремнями.

Все перечисленные пункты, где обнаружены следы поселений древних скотоводов, ни по количеству остатков материальной культуры, ни по площади их рассеивания ни в какое сравнение не могут идти с городищем Сарыбулун, которое выделяется среди них, как сверкающая снегами вершина Тянь-Шаня среди покатых пригорков Сухого Хребта.

Когда жизнь била ключом?

Даже беглый обзор материальной культуры с кратким экскурсом в ее хронологию свидетельствует о долгой жизни подводного городища Сарыбулун. Определение времени его зарождения, расцвета и гибели связано с большими трудностями, которых не знает традиционная археология. Да и само изучение подводных памятников неизмеримо сложнее, так как нельзя проследить взаиморасположение культурных наслоений и датирующих предметов материальной культуры в них. Исследователю остается единственный метод определения времени жизни городища - сравнение находок с хорошо датированными вещами, добытыми при раскопках иных археологических памятников на суше (метод аналогии).

В настоящее время по ряду ярких и характерных только для одного хронологически четко очерченного периода материалов можно выделить следующие периоды обживания городища Сарыбулун: раннесакский (VIII-VI вв. до н.э.); сако-усуньский (V в. до н.э. - рубеж н.э.); позднесредневековый (XIV-XV вв.).

Самые древние находки на городище - каменные серповидные ножи, которые представляют собой надежный индикатор древнеземледельческих культур эпохи поздней бронзы (ХII-VII вв. до н.э.). Такие ножи хорошо известны по раскопкам на поселениях Восточного Туркестана, Ферганы и юга Средней Азии. Ближайшими к иссык-кульским являются поселения чустской культуры в Фергане. При сравнении материалов Сарыбулуна и Ферганы выясняется, что наряду с каменными серповидными ножами население иссык-кульских и ферганских поселений пользовалось и другими однотипными орудиями труда: зернотерками, молотами, пестами, бронзовыми серповидными ножами, а также частично схожей керамикой, особенно сосудами с носиком-раструбом. Перечисленные предметы материальной культуры нейтральны в отношении определения хронологии, то есть они могли относиться к тому же времени, что и каменные серповидные ножи, а могли принадлежать к более позднему периоду.

Находки каменных серповидных ножей на северном побережье озера в районе Ананьево-Каменки и Тору-Айгыра свидетельствуют в пользу того, что поселения эпохи поздней бронзы могли быть и на северном берегу Иссык-Куля. Заманчиво было бы предположить, что в Северном Кыргызстане, в благодатном Прииссыккулье, в эпоху поздней бронзы существовала высокоразвитая древнеземледельческая цивилизация, которая подобно ферганской или бактрийской имела свой «столичный» центр с мощными крепостными стенами, цитаделью правителя, храмами и домами горожан. Вокруг «столицы» по рекам и речушкам, впадающим в озеро, располагались более мелкие поселения с возделанными полями, садами, виноградниками, огородами...

Предположение заманчивое, но на современном уровне археологической изученности Прииссыккулья преждевременное. Нам пока не известны находки второго (после каменного серповидного ножа) индикатора древнеземледельческой культуры Ферганы - парадной керамики, расписанной черной краской по красному фону. Да и шансы найти такую керамику минимальны, так как и в Фергане ее не так уж много. Даже в «столичном» центре Ферганы - на городище Дальверзин - из почти 70 тысяч фрагментов сосудов было только чуть больше 800 (или всего 1,2%) расписанных.

Следует учесть и тот факт, что в Прииссыккулье одновременно с древнеземледельческой чустской культурой в Фергане существовала иная культура поздней бронзы, связанная с пастушескими племенами Казахстана и Южной Сибири, которые, что не исключено, уже к IX в. начали вести кочевое скотоводческое хозяйство, освоили местные меднорудные богатства, создали особый производственный центр в рамках семиреченского очага металлообработки.

Вероятнее всего, что каменные серповидные ножи чустского типа в прииссыккульские поселения проникли в самый последний период существования чустской культуры - в VIII-VII вв. до н.э. А это время в периодизации истории степей называется раннесакским.

Раннесакский период (VIII- VI вв. до н.э.). Он представлен изделиями из металла: амулетом с солярным знаком, навершием булавы, а также, скорее всего, обломком кельта-тесла и кинжалом. Столь ранний этап истории древних кочевников еще не выделен в археологии Кыргызстана, так как до сих пор не были найдены и раскопаны курганные погребения того времени, не говоря уже о поселениях.

Начальный этап сложения культуры древних скотоводов Кыргызстана пока представлен только случайными находками. Показательно, что некоторые из них, причем самые выразительные, найдены в ближайших окрестностях городища Сарыбулун. Так, в районе Тюпского залива в начале 80-х годов XIX в. был найден клад, состоящий из 20 предметов набора бронзовых деталей узды. Он включал удила, псалии, ворворки, пряжку, тройники, круглые бляхи. Некоторые из них украшены изображениями животных, выполненными в скифо-сибирском «зверином стиле». Весь комплекс относится к VII-VI вв. до н.э.

Почти через сто лет в районе с.Барскоун случайно найдены две массивные бронзовые бляхи, изображающие свернувшегося в кольцо хищного зверя. Бляхи своеобразны, точно таких нет во всем скифо-сакском мире. Поза зверя в деталях отлична от самых древних образцов, известных по находкам в Зивие (Иран) и Аржане (Тува) - в частности, сомкнутыми передними и задними лапами и резко выступающим ухом. Иссык-кульские бляхи в этом отношении наиболее близки к подпружной пряжке (в виде свернувшегося хищника) из могильника Уйгарак. По-видимому, иссык-кульские бляхи, как и уйгаракская, относятся к VII-VI вв. до н.э.

Близ северного берега Тюпского залива на дне озера в сезон 1985 г. найдены бронзовые удила со стремечко видным концом, имеющим дополнительное отверстие.

Раннесакские бронзовые наконечники стрел ромбической формы с втулкой были найдены на трассе Большого Чуйского канала. Некоторые из них идентичны аржанским, то есть самым древним наконечникам стрел саков. Они были отлиты в VIII-VII вв. до н.э.

Сако-усуньский период (V в. до н.э.). Этот период представлен основной массой керамики и прежде всего сосудами с ручками в виде выступающих, уплощенных или конических налепов. Подобные ручки характерны для восточно-ферганских поселений шурабашатской культуры. Нередко их находят в курганах сакского времени в Семиречье, в том числе в Прииссыккулье. Заметны связи сарыбулунской керамики и керамики из Восточного Казахстана. Расписной узор на чаше из Сарыбулуна идентичен мотивам росписи сосудов из могильников так называемого кулажургинского этапа (III-II вв. до н.э.) культуры древних скотоводов. По всей видимости, это было время расцвета городища Сарыбулун. Из металлических изделий к этому периоду относятся бронзовые котлы на коническом поддоне, втулка наконечника копья, золотая полусферическая нашивка на одежду.

Позднесредневековый период (XIV-XV вв.). Особенностью обживания городища является большой разрыв (около 1500 лет) между последним и вторым хронологическими периодами. Материальная культура последнего периода представлена весьма скромно: несколько донец хумов и венчиков котлов, два фрагмента керамики с голубой глазурью и бронзовый кистень. Сюда же, по всей вероятности, следует отнести и три каменных цилиндрических молотильных катка (молотaми).

Таким образом, городище Сарыбулун, возникнув в VIII-VII вв. до н.э., просуществовало вплоть до рубежа нашей эры. Тогда площадь зеркала озера Иссык-Куль была намного меньше современной. После длительного перерыва, вызванного, скорее всего, колебаниями уровня озера, то есть его наступлением на сушу (трансгрессией) и отступлением (регрессией), на месте городища возникло небольшое позднесредневековое поселение.

Что же известно историкам о народах, населявших Прииссыккулье в I тыс. до н.э.? Какое место они занимали в истории Средней Азии? На эти и другие вопросы можно получить ответ в древних сочинениях.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

02-09-2013
Технические приемы орнаментирования средневековой керамики
60600

02-08-2013
Торговая война
30386

19-07-2013
Реквием былой культуре
41094

12-07-2013
Благоустройство средневековых городов Прииссыккулья
51076

05-07-2013
Появление письменности на территории Кыргызстана
115823

28-06-2013
Культура средневековых поселений
60878

21-06-2013
Города Прииссыккулья глазами средневековых авторов. Верхний Барсхан
87490

14-06-2013
Города Прииссыккулья глазами средневековых авторов
68037

07-06-2013
Сарыбулун - Чигу?
54907

31-05-2013
Кочевники и земледельцы
94886

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.

×