Добавить статью
6:07 2 Сентября 2013 60601
Технические приемы орнаментирования средневековой керамики

Из цикла «Археология и история Кыргызстана. Избранное»

(предыдущая статья)

(к культурным связям Киргизии в VI-X вв.)1

130902_2 C IX в. крупным поставщиком серебра становится район верховий р.Талас. В настоящее время в горных хребтах этого района обнаружено 78 пунктов со следами древних выработок и плавки (М.А. Бубнова). Металлические шлаки встречаются буквально во всех раскопках и стратиграфических разрезах на всех поселениях Таласской долины (П.И. Кожемяко). По количеству добываемого металла область Шельджи в Х в. соперничала с другой известной областью - Илакон (В.В. Бартольд). Шельджи имела широкие связи с сопредельными и отдаленными областями. Считается, что с IX в. наиболее тесными они были с областями Чач и Илак, выходцы из которых и вели добычу серебра (М.Е. Массон, М.А. Бубнова). Для столь раннего времени этот вывод едва ли является правильным. В самом Илаке в это время наблюдается наибольший подъем горных выработок и городской жизни, что не подтверждает предположения о значительных переселениях (О.И. Исламов, Л.М. Рутковская, Ю.Ф. Буряков).

Археологические материалы, добытые при раскопках поселений Таласской долины, в основной своей массе не имеют аналогий с таковыми из Чача и Илака (П.Н. Кожемяко, М.А. Бубнова). Средневековый Тараз, в сферу влияния которого входил Шельджи, в Х в. имел тесные торговые связи с г. Исфаган в Иране. В Исфагане был квартал таразцев (Якут ал-Хамави). В самом Шельджи проживало десять тысяч исфаганцев (Макдиси). Предполагалось, хотя и ставилось под сомнение количество, что это купцы (В. Бартольд). Город Шельджи был «маленький» (Макдиси) и лежал в стороне от торговой магистрали того времени, что делает этот вывод маловероятным.

Число «десять тысяч» рудокопов называлось при описании крупнейшего серебряного рудника средневековья в Пенджхире (Ибн Хаукал). Возможно, что это число было трафаретным для обозначения масштаба горных выработок и исфаганцы в Шельджи были главным образом не купцами, а рудокопами. В области Исфаган прежде велась добыча серебра, но в IX в. рудники иссякли и были заброшены (Ибн Русте). Более близкие к ней рудники в Бадгисе прекратили существование из-за нехватки дров (Истахри). В IX в. область Тараз была завоевана Исмаилом Саманидом. Одной из побудительных причин завоевания было желание овладеть районами, богатыми серебром (М.Е.Массон). В западные районы владений Саманидов входили иранские области. Возможно, что исфаганские рудокопы, потерявшие работу дома, были переселены в Шельджи именно в конце IX в., что совпадает с началом расцвета горных выработок в Таласской долине (М.А.Бубнова). Археологические исследования рудников в верховьях р.Талас показали, что выработки велись высококвалифицированными рудокопами. Были зачатки маркшейдерского дела (М.А.Бубнова). В XI-ХII вв. в керамическом производстве Таласской долины произошла быстрая и резкая перемена, что связано с увеличением притока пришлого населения (М.А.Бубнова). В это же время в Илаке наблюдается сокращение городской жизни (Ю.Ф.Буряков). Возможно, что в это время Шельджи был наиболее тесно связан именно с этой областью.

130902_1 Некоторые керамические изделия раннего средневековья богато украшены разнообразными мотивами орнамента, выполненного несколькими техническими приемами. Особенно характерны в этом отношении керамические столики (достарханы), которые встречаются в комплексе материалов раннесредневековых городищ Северного Притяньшанья, придавая их материальной культуре, наряду с некоторыми другими предметами, своеобразную локальность. Датируются достарханы VIII- Х вв. В зависимости от формы подставки они конструктивно делятся на два типа: 1 - на трех ножках, 2 - подставкой служит чаша, находящаяся в центре круга.

Рабочая поверхность столика гладкая, обратная же сторона обычно украшена богатым орнаментом, часто по всей площади круга. Если сам достархан - локальное явление, то мотивы его орнамента и технические приемы могут служить источником для установления (или подтверждения) культурных связей населения городов указанного района с сопредельными областями и странами.

Орнамент наносился по сырой глине. Композиционное распределение орнаментальных поясов в зависимости от их расположения относительно центра круга бывает четырех видов: 1 - радиальный, 2 - вихревой, 3 - концентрический (наиболее распространенный), 4 - бессистемный.

Известно шесть технических приемов нанесения орнамента: пальцем, палочкой, резцом, пунсоном, налепом, штампом.

При нанесении орнамента пальцем круг чаще всего разбивался на четыре сектора, которые заполнялись различного рода «елочками» и пальцевыми вмятинами, реже вихревыми завитками. Основание чаши с внешней стороны и край достархана обрамлялись такими же овальными ямками. Этот технический прием использовался для украшения подставок. На ножках изображалась «елочка», в кругу чаши - крест с овальными ямками, по одной в каждом секторе. В редких случаях в кругу чаши вмятины искусно имитируют след ноги ребенка (известный буддийский мотив).

Этим же техническим приемом подчеркивалась иногда рельефность резного или нанесенного палочкой изображения. Такие палочки вряд ли были специального изготовления. На больших фрагментах достархана можно видеть, что один и тот же орнаментальный пояс выполнен разными палочками. Ширина их варьирует иногда очень значительно. Глубина царапин обычно небольшая. Этот прием использовали для нанесения различных орнаментальных мотивов, как по полю, так и по подставкам достархана.

Пунсонный орнамент наносился с помощью камышовой, реже - металлической трубочки, торцами которых делались вертикальные нажимы. Как правило, рельеф неглубокий. Иногда в центре кольца накалывали точку, часто смещенную к краю, т.е. делалась попытка воспроизвести циркульный орнамент, распространенный на костяных изделиях скотоводческих народов. Пунсонный орнамент образовывал правильные ряды, вихревые завитки, им же изображали розетки или бессистемно разбрасывали отдельные кольца по полю или чаще достархана.

Наиболее нарядный вид имели достарханы с резным орнаментом. Они отличались геометрической правильностью и четкостью линий, присущих изделиям ремесленного производства. Резьба производилась металлическими инструментами различной ширины. Концы их, как видно по отдельным следам на дне бороздок, затачивались. Резцы были разной ширины с прямоугольным и полукруглым сечением. Иногда в целях лучшего выполнения узора предварительно на образцы наносилась (циркулем) сетка. Резьба покрывала, как правило, поле достархана.

Особый прием ее, выемчатый, применялся для изображения центрального пятна орнамента, меандровых линий и имитации витой ножки столика. Излюбленный орнаментальный мотив, сделанный резьбой, - это различные растительные побеги и завитки с листьями и плодами. Такого типа орнамент известен в Мавераннахре и Восточном Туркестане.

Налеп производился глиной отличного от теста достархана замеса. Изломы налепов обычно без примесей дресвы и шамота, присущих тесту столиков, были изготовлены из хорошо отмученной глины. Этим техническим приемом чаще всего передавались «перлы» вокруг изображений животных, жгуты, обрамляющие края достархана и чаш, реже - животные и люди. Иногда налепом изображались глаза животных и центр цветочной розетки, хотя сами изображения были выполнены иными техническими приемами.

Штампованный орнамент - явление редкое и хронологически обычно более позднее - наносили специальной печатью, известной по находкам на древнем Таразе. Печать изготовлялась в виде гриба с плоской шляпкой, на которую наносился штамп круглой либо прямоугольной формы. Особо тонкие и рельефные оттиски выполнялись металлическим штампом. Обычно штампом наносились четырехлопастные розетки с вариантами «бараньих рогов», в единичном случае - погрудное изображение женщины. Штамповались оттиски «колес» с четырьмя-шестью спицами, пяти-восьмилучевые звезды. Гребенчатым штампом делались концентрические замкнутые или пунктирные окружности, бессистемные штрихи по полю достархана, они также придавали ножке витую форму.

Достарханы, орнамент которых нанесен только одним техническим приемом, не так уж часты. Обычно взаимно дополняют друг друга пальцевый и нанесенный палочкой орнаменты, а также резной и штампованный. В конечном итоге резьба, а впоследствии штамп вытесняют остальные технические приемы. Правда, отдельные пальцевые вмятины по бордюру столика встречаются и на лучших образцах штампованных достарханов. Резьба совершенно не встречается на достарханах, украшенных пальцем и палочкой. Мотивы же, которые наносились этими тремя приемами, часто одни и те же. Это дает возможность говорить о том, что резьба как технический прием нанесения орнамента выросла из двух предыдущих. Пунсон и налеп не имеют самостоятельного значения. И тот и другой приемы дополняют пальцевый, процарапанный или резной орнаменты, почти не встречаясь на штампованных образцах.

Рассмотренные приемы орнаментирования керамики, обнаруженной на территории Кыргызстана, были широко распространены в среднеазиатском производстве, что свидетельствует о постоянных культурных связях в раннем средневековье народов Кыргызстана с соседями.

1 Технические приемы орнаментирования средневековой керамики (к культурным связям Киргизии в VI - Х вв.) / / Вопросы истории естествознания и техники в Киргизии. Материалы докладов, представленных на 11 Среднеазиатскую научную конференцmo историков естествознания и техники. - Ф.: «Илим»,1969.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

02-08-2013
Торговая война
30386

26-07-2013
Поиски на дне залива Иссык-Куля продолжаются
30764

19-07-2013
Реквием былой культуре
41094

12-07-2013
Благоустройство средневековых городов Прииссыккулья
51076

05-07-2013
Появление письменности на территории Кыргызстана
115823

28-06-2013
Культура средневековых поселений
60878

21-06-2013
Города Прииссыккулья глазами средневековых авторов. Верхний Барсхан
87490

14-06-2013
Города Прииссыккулья глазами средневековых авторов
68037

07-06-2013
Сарыбулун - Чигу?
54907

31-05-2013
Кочевники и земледельцы
94886

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.

×