Аксакалы, манапы, беи и бии. В половине XVIII-го столетия более выразительно формируется родовая и племенная структура, которая во многих местах, (прежде всего в горных областях) удержалась, вплоть, до двадцатого столетия. Во главе каждого рода стоял его представитель – аксакал (от. тюрк. белобородый), обладавший главным словом при обсуждении и решении всего, что касалось жизни рода и племени. В более широком смысле слова, аксакалы были теми, кто наиболее сильно влиял на все слои кочевого общества, у них был большой опыт в области скотоводства – это были мудрые и авторитетные люди. Надо сказать, что и в советское время старейшины (аксакалы) оказывали довольно большое влияние на жизнь общества.
У племен, (при условии, что они не были слишком велики) были также свои правители – манапы. Манапы были теми представителями кыргызской феодально-родовой аристократии, которым, во времена военных столкновений, предоставляли право судить и руководить. Такое общественное устройство существовало, прежде всего, на территории современного северного Кыргызстана. В начале XIX-го столетия право носить подобный титул и, связанные с этим выгоды начали передавать по наследству. Самые богатые манапы владели огромными стадами и большими пастбищами. Большинство членов рода находилось в рабской зависимости от манапов. Должность и звание манапа были отменены в советское время, в самом конце двадцатого столетия.
Русская администрация на покоренных территориях сохранила существующую систему государственного управления и судебную систему низших инстанций, включая персональный состав. Так, в Туркестане судебная власть осталась в руках казиев, судивших оседлое население, в соответствии, с мусульманским правом шариата и биев, судивших кочевников, в соответствии, с правом обычаев (адатного права). Зачастую, бии не имели никакого представления, не только о российском праве, но и о нормах обычного права.
По свидетельству современников, они были, не только неграмотными, но, зачастую, также и очень глупыми. При вынесении приговоров, бии руководствовались, прежде всего, интересами своего племени и защищали, прежде всего, своих родственников. И бии, и казии имели одну общую особенность – они брали взятки.
На более высоких инстанциях судили русские, однако, и здесь ситуация была достаточно серьезной – у некоторых судей не было ни приличного образования, ни судебной практики. Несмотря на то, что российская администрация знала о серьезных недостатках в судебной системе, она не спешила их решить, возможно, потому, что местные суды финансировались совсем из другого, не государственного, бюджета. Их деятельность оплачивалась сторонами по делу – судебные платежи, «биялык», достигали 10 % от суммы иска.6
В конце XIX-го столетия появляется новая, очень влиятельная общественная группа: бай (соответствует приблизительно значению «богатый землевладелец») и манапы утрачивают своё влияние.
Для наглядности мы систематизируем упомянутые выше названия и должности в одном кратком перечне:
- Аксакал – представитель рода, то есть, в общем смысле слова – опытный человек.
- Манап – представитель родовой (племенной) аристократии, часто обладавший судебными полномочиями.
- Казий – судья (для оседлого населения), судящий при соблюдении религиозного мусульманского права под названием шариат.
- Бий – судья (прежде всего для кочевого населения), судящий при использовании права обычая.
- Бай – богатый ското- или землевладелец.
В конце XVIII – начале XIX-го столетия в Кокандское ханство входит и та территория, где живут кыргызские родовые племена. К главным причинам стремления к расширению подчиненных территорий может относиться и то, что часть той территории, где сейчас находится современный Кыргызстан, занимала выгодное стратегическое положение, использовавшееся при торговле с восточным (китайским) Туркестаном, необходимо было всегда держать под контролем торговые пути, проходившие из центра Кокандского ханства, (сейчас это территория современного Узбекистана) в Китай.
Несмотря на это, в течение XIX-го столетия Кокандское ханство, ставшее участником частых военных конфликтов (1839–1842), было поражено Бухарским эмиратом и на некоторое время потеряло целый ряд областей, включая Ташкент и Ходжент.
Здесь надо упомянуть так же и то, что внутри самого ханства случались вооруженные столкновения, приобретавшие, иногда, форму восстаний местного населения против ханов-правителей. Самым крупным из них было восстание в Нарыне в 1830 г.
Саттар-хан Абдул-Гафаров. Мой дед7 дожил до 83 лет и умер в 1859 г., за пять лет до взятия Чимкента8. В те времена, когда жил дедушка, Чимкент, Ташкент и Коканд находились на территориях разных правителей, часто воевавших друг с другом. То время не отличалось каким-либо строгим порядком, и образованных людей было очень мало. Ввиду взаимной неприязни жителей разных городов и существования постоянной угрозы нападения на дорогах, коммуникация и торговля были очень затруднены. По дороге от Чимкента до Ташкента не было ни одной остановки, где можно было отдохнуть, поесть и накормить своих животных. Кроме того, в течение всего пути из одного города в другой необходимо было учитывать возможность нападения кыргызов. Поэтому в дорогу, как правило, отправлялись в летнее время, люди двигались большими группами, где все были вооружены имевшимся в то время оружием – булавами и дубинами. Несмотря на все это, мой дедушка отправился в путь и дошел до самой Бухары, где начал учиться. Проведя в школе несколько лет, он вернулся домой в Чимкент, где в течение самого короткого времени завоевал уважение жителей города, он стал известен, как ученый и мудрый человек, способный помочь советом в тяжелой ситуации. Вскоре он был назначен на должность чимкентского казия. |
Хотя потом Кокандское ханство отвоевало часть своих владений, но повернуть ситуацию, вспять, ему уже не удалось. С середины XIX-го столетия в Средней Азии появилась новая сила – царская Россия.
Население, жившее на территории Кокандского ханства, с большим трудом переносило абсолютистские методы управления, применявшиеся в то время налоговыми, судебными и военными органами.
В письменных документах русских ученых-ориенталистов содержится серьезная критика того, что вместе с оплатой разных налогов, величина которых, ввиду отсутствия ясно определенных правил налогообложения, постоянно и значительно завышалась сборщиками налогов, жители Средней Азии должны были нести много других обязанностей: строить дворцы для феодалов, военные укрепления и дороги, чистить арыки (оросительные каналы) и т.п.
Очень часто такие обязанности приходилось выполнять в период весенне-летних полевых работ. Работникам хана приходилось силой принуждать крестьян, а в случае невыполнения дневной нормы работ – бить их до полусмерти. Сбор налогов всегда сопровождался «угрозой применения насилия, в том числе и со стороны самого правителя». И самый незначительный проступок мог привести к потере всего имущества в пользу хана или эмира. К другим общепринятым санкциям относилось и казнь, и пожизненное заключение в подземной тюрьме-темнице (зинданах)9.
Фото 1: Зиндан (период 1906–1907 гг.)
Фото: Сергей Михайлович Прокудин – Горский (Library of Congress)
Фото 2: Зиндан (музей в г.Бухара), 2004 г.
Все эти и другие факты стали главной причиной того, что с 1855-го года представители кыргызских и казахских (кайсацких) родов стали подавать прошения о предоставлении им русского гражданства.
Русское подданство приняли: 17 января 1855 г.– представители племени бугу, проживавшие в окрестностях озера Иссык-Куль; в 1862 г. – племена на востоке и в центральной части Чуйской долины; в течение 1864 г. – племена из Суусамырской долины и Кетментебинской (Кетмень-Тюбинской) долины; и в конце этого же года (24 декабря) – племя саяк.
Карта. Переход кыргызов в русское гражданство.
Источник: Google, Mapabc.
Так выглядит прошение одного из манапов племени саяк о предоставлении племени российского подданства:10
Прошение Рыскулбека, манапа племени саяк, написанное на имя начальника зачуйского отряда М. Г. Черняева: Просьба предоставить племени саяк российское подданство. Начальнику Ак-Мечети, Туркестана, Чимкента, Пишпека и Токмака нижайше кланяюсь и обращаюсь со следующей просьбой: Я, Рыскулбек, кочующий между Андижаном и Кетмен-Тюбе, в подчинении которого находится девять тысяч кибиток саякского рода, изъявляю настоящим письмом свое желание вступить в верноподданство Белого царя, вместе с управляемым мною народом. Если просьба эта будет принята, сообщите мне об этом, и я, оставаясь на местах своих прежних пастбищ, буду и там служить Вам, и государю. Окрестности Кетмен-Тюбе принадлежат мне уже с давних пор и я живу здесь постоянно. Уже в течение двух лет сарыбагыши и солто притесняют меня, но если Вы пришлете мне письмо, то они уже не посмеют больше ущемлять мои права. С подлинным верно: обер-квартирмейстер, полковник Бабков. |
6 Каганович, А. Некоторые проблемы царской колонизации Туркестана [онлайн]. CA&CC Press, Sweden, 1998–2006 [цит. 23. 12. 2006].
7 Остроумов, Н. П. Сарты: Этнографические материалы. Воспоминания Саттар–хана Абдул–Гафарова. Ташкент, 1896, c. 190–215.
8 В 1864 г. Чимкент был добыт Черняевым, впоследствии – главнокомандующим и губернатором Туркестана.
9 Иванин М. И. Хива и река Аму-Дарья. Морской сборник, 1864 год. № 8–9. и Наши соседи в Средней Азии: Хива и Туркмения. Санкт Петербург, 1873, с. 130. In КОЛПАКИДИ А. И. et al. Прибалтика и Средняя Азия в составе Российской империи и СССР. Сборник конференции «Неконфликтное прочтение совместной истории – основа добрососедства», Москва, 2010.
10 Терещенко, Л. История Кыргызстана [онлайн]. Информационный портал о современной Киргизии, 2007 [цит. 12. 9. 2008].
Пётр Кокайсл, факультет экономики и менеджмента, (Czech University of Life Sciences) Прага
Амирбек Усманов, Радио Свобода – Азаттык, Прага