Переселение в Кыргызстан дунган и уйгуров из Китая
Дунгане и кыргызы в Токмаке. 1897г. (Фото Поля А. Лаббе, члена Французского Географического Общества)
В Туркестан переселялось не только славянское население – эта территория стала целевой и для других народностей, искавших здесь более безопасную жизнь. В конце XIX-го столетия на территорию современного Кыргызстана бегут после неудавшегося восстания из северо-западного Китая тысячи дунган (китайских мусульман).
Сами дунгане называют себя потомками афганских, арабских, турецких и иранских купцов, торговавших в прошлом в китайской среде и бравших в жены китаянок. Дунгане говорят по-китайски (диалект Ганьсу) и исповедуют суннитский ислам. В Китае использовали арабский алфавит, в Кыргызстане и Казахстане сейчас пользуются азбукой.
Название «дунган» использовалось только на территории царской России и в СССР37; в Китае им почти не пользовались – собственное название «хуэй» (лица смешанного происхождения, метисы, назывались там так же дунгусами38).
В царское время дунгане высоко ценились в России: они были отличными земледельцами и садоводами, их орошаемые поля часто служили примером всем остальным. Дунгане занимались торговлей, земледелием, они очень славились своими типичными ресторанами.
Мусульманское население жило, прежде всего, на территории сегодняшнего западного Китая (провинция Синьцзян39). Китайское правительство часто очень сильно притесняло таких мусульман, что приводило к восстаниям. В 1862 году было очередное восстание против китайского правительства, а в 1867 году дошло до установления независимого Илийского султаната, (можно сказать, что определенная форма султаната существовала уже в 1864 году, когда при восстании объединились отряды дунган и уйгуров). Китайское правительство, естественно, жестоко подавило все волнения. О подавлении восстания пишет Пржевальский, посетивший область через десять лет.
Старики рассказывали нам, что когда китайцы устали убивать людей оружием, то они собрали толпы мужчин, женщин и детей, отвели этих несчастных в горы, где сбрасывали их в глубокую пропасть. Говорят, что тогда было убито не менее 10 000 человек. Были помилованы только те повстанцы, которые отказались от ислама и приняли новую религию, буддизм.40 |
В 1877–1878 гг. одна часть дунган бежала из Китая в Семиречье/Джети-Суу (из китайской провинции Шан-Си), а другая – на территорию современного Кыргызстана (из провинции Кан-Су).
Дунгане бежали от китайцев в 1877 году. Это было зимой и им пришлось идти через перевал Торугарт. Ввиду того, что во время восстания китайцы убили всех мужчин, то в группе беженцев были, главным образом, жены и дети. Был лютый мороз и много снега, множество беженцев замерзло и до цели дошла только их третья часть. Когда дунгане были уже за границей, их начали обстреливать киргизы: они думали, что перед ними – китайцы. Но тут дунгане начали молиться по-арабски, так что киргизы поняли, что перед ними тоже мусульмане и сразу же перестали стрелять. Я родился уже в Милянфане, моей маме и сестре удалось пройти этот путь. На ту территорию Кыргызстана шло всего три группы: – одна группа шла в направлении на Ош, эти сейчас, наиболее, ассимилированы, они говорят уже не по-дунгански, а больше на узбекском языке. – Вторая группа шла в направлении на Каракол (Пржевальск). – Третья группа шла в Токмак, Чуйскую долину через Нарын и перевал Ат-Баши. Дунганам пришлось разделиться на три группы для того, чтобы избавиться от преследования китайских войск. Когда они пришли к озеру Иссык-Куль, то в 1880 году они основали у арыка деревню Ырдык – та раньше была больше сегодняшнего областного города Каракол. Те, что пришли в Пишпек, жили там, где сейчас Киевская улица, и они говорят, что раньше улица называлась Дунганской. Они были земледельцами, поэтому они не хотели оставаться в городе и сразу же начали искать какую-то землю. В 1924 году они основали деревню Милянфан (Рисовая долина) и оказались способными создать урожайные поля там, где раньше было болото.41 |
Милянфан, 2011 г. |
Беспокойства и беспорядки в китайской провинции русская армия использовала в своих интересах и в 1871 году под предлогом защиты султаната от китайцев она оккупировала эту территорию. На основании договоренности русского и китайского правительства, заключенной 24 февраля 1881 г. в Санкт-Петербурге было определено, что править здесь опять будет Китай. В то время как таранчи (так назывались тюркоязычные мусульманские земледельцы, ведущие происхождение из Китая) и дунгане смогут в течение года переселиться на территорию России, где они примут русское подданство. Русское правительство хотело с помощью переселенцев экономически укрепить приграничные области и, тем самым, ослабить китайскую сторону. Оно обещало им такие условия, которые были бы наиболее близки тем, что у них были в предыдущем месте проживания, и обещало позволить им сохранить традиционные методы хозяйствования, прежде всего, оросительное земледелие.
К этому периоду относится вторая волна дунганской миграции (1881–1884 гг.). В течение первой и второй волны миграции на территорию России переселилось более 10 000 дунган.42
Дунгане в Пишпеке. 1897г. (Фото Поля А. Лаббе, члена Французского Географического Общества)
Переселенцам была предложена земля в долинах рек Заилийского и Джунгарского Алатау. Но, все-таки, большинство было размещено на проживание в неорошаемой части рек Чилик, Илли и Тургень, где им предстояло самим строить системы орошения. Ввиду того, что таранчи переселялись целыми деревнями, их поселения выглядели компактно. Каждое хозяйство получило для обработки земельный участок размером 10 десятин, но из-за недостатка воды они были способны обрабатывать, только, часть своих участков: без орошения использование земли становилось невозможным. По данным 1897 г., в Семиречье жило 55 815 уйгуров и 15 276 дунган.43 С начала 1921 года таранчи вступили в союз с пришлыми Кашгарцами (Кашгарлыки), этноним «уйгуры».
Дунгане вместе с уйгурами переселялись на территорию России и позднее и, иногда, их принуждали тут оставаться силой, ниже это описывает Бувихан-апа44:
Наши предки пришли из города Аксу, находящегося недалеко от Кашгара. Сюда они пришли в 1910 г. Мой отец Элахун работал на бая Турдахуна и перегонял скот из Кашгара в Токмак. Скот обменивали на товар. Но потом границы были неожиданно закрыты, и судьба разлучила их с родным домом. В то время в Токмаке требовались рабочие, поэтому отец с его другом Рустамом работали на стройках и построили много домов и государственных зданий. Они были первыми строителями моста через реку Чу, между Казахстаном и Кыргызстаном. Отец остался в Токмаке, тут он и женился. Я родилась в 1914 году и училась в той школе, которую основал Шакирхан-тура, отец нашего первого президента восточного Туркестана45, Алихана-тура (Алихан Тура Сагуний). После коллективизации, в 1930 году, я вышла замуж за Тейвахуна Умарова, переселившегося сюда из Кашгара. |
37 Русский историк и путешественник Г. К. Гинс называет китайских переселенцев, живших в области Семиречья, таранчами и дунганами. ГИНС, Г. Очерки из поездки по Семиречью. Исторический вестник, 1913, № 10.
38 Сообщение Салмаса Юсупова из киргизского Ырдыка.
39 Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР), (уйг. Шинҗаң Уйғур аптоном (синьцзянский вариант; советский вариант – автоном) райони, кит. 新疆维吾尔自治区, также, кратко, Синьцзян, кит. «новая граница» или «новые рубежи») – регион на северо-западе Китая. Самая большая по площади территориально-административная единица КНР. Исторический топоним – Восточный Туркестан.
40 Пржевальский, Н. М. Монголия и страна Тангутов. Том I., Санкт-Петербург, 1875.
41 Ответ анкетируемого, область Милянфана и Ырдык.
42 Rimsky-Korsakoff Dyer, Svetlana. Karakunuz: An Early Settlement of the Chinese Muslims in Russia. Asian Folklore Studies, Vol. 51, No. 2 (1992), pp. 243–278.
43 Баратова, Г. С. Формирование уйгурской и дунганской диаспор. In: МАСАНОВ, Н. Э. et al. История Казахстана. Народы и культуры. Алматы: Дайк-пресс, 2001, с. 221.
44 94 года (записано в 2008 г.), уйгурка, родилась в г. Токмак, со свадьбы живет в Кен-Булуне.
45 Восточно-Туркестанская республика (ВТР), была кратковременным просоветским государственным образованием на территории трех (Илийского, Таченского и Алтайского) северных округов провинции Синьцзян Китайской республики в 1944–1949 годах.
Фото: http://humus.livejournal.com/
Пётр Кокайсл, факультет экономики и менеджмента, (Czech University of Life Sciences) Прага
Амирбек Усманов, Радио Свобода – Азаттык, Прага