Добавить статью
5:29 4 Ноября 2013 53621
Происхождение этнонима «түрк»

131104 В настоящее время семантический аспект этнонима «тюрк» (далее – «түрк») в основном рассматривается как собирательное имя со значением «сильный, крепкий». Согласно данной гипотезе лексема «түрк» впоследствии превратилось в этническое наименование.

Но анализ исторических, а также лингвистических источников позволяет нам выдвигать новую гипотезу о происхождении этнонима «түрк».

1. Географический и мифологический аспект

Основу предлагаемой нами гипотезы впервые установил Ю.А.Зуев, который обратил внимание на общность территорий формирования протоусуней и прототюрков, а также их этногенетической мифологии (Зуев Ю.А. Тамги лошадей из вассальных княжеств//Новые материалы по древней и средневековой истории Казахстана. Алма-Ата, 1960). Ниже приведем параллели по мифологии согласно Ю.А.Зуева:

Усунский миф:

«Усунский князь называется кунь-мо (кун-баг, «князь над племенем»). Отец кунь-мо по имени Нань-доу-ми проживал вместе с племенем Больших юэчжи между Ци-лянь и Дунь-хуан, будучи малым княжеством. Большие юэчжи, напав, убили Нань-доу-ми, и захватили его земли, а народ бежал к хуннам. Опекун новорожденного кунь-мо запеленал младенца, и оставил его в траве, а сам ушел в поисках пищи. А когда он вернулся, то увидел, что волчица кормит его своей грудью, а ворон парит над ним, держа в клюве мясо. Он счел его духом и, взяв на руки, унес к хунну. Шаньюй (правитель хуннов) полюбил и воспитал его.

А когда кунь-мо достиг зрелости, он вернул ему народ его отца, и послал возглавлять войско. Кунь-мо несколько раз отличился в походах. В это время юэчжи, уже разбитые хунну, напали на западе на сакского князя. Сакский князь бежал на юг и далеко переселился, а юэчжи стали жить на его землях. Кунь-мо окреп. Испросив разрешения Шаньюя отомстить за смерть своего отца, он на западе напал и разбил Больших юэчжи. Молодой княжич повел свое племя в Семиречье».

Тюркский миф:

«Предки тюрков жили справа на западе от Си-хай и одни составляли племя. Они обособленно жили племенем, а впоследствии были разбиты соседним княжеством, которое совершенно уничтожило этот род. В живых остался один мальчик десяти лет. Воины соседнего княжества, видя, что он мал, пожалели убить его, поэтому отрубили ему ноги, поранили руки, и оставили в озере, поросшем травой. Поблизости была волчица, которая стала ежедневно носить мясо к месту, где находился мальчик. Мальчик питался мясом и поэтому не умер. Когда он вырос, то вступил в связь с волчицей, и она забеременела.

А тот князь, услышав, что мальчик жив, вторично послал людей убить его. Посланные, увидев рядом с ним и волчицу, хотели убить и ее. В это время будто бы появился небесный дух, который перенес волчицу на восток от Си-хай и опустил в горах к северо-западу от Гао-чан. В горах есть ущелье, а в ущелье есть равнина, поросшая травой на двести ли в окружности. С четырех сторон она окружена горами. Поселившись там, волчица родила десятерых сыновей, которые все поженились, и имели потомство. Впоследствии каждый из них составил род. Род ашина был одним из них».

Согласно Ю.А.Зуеву, параллели усуньского и тюркского мифов выглядит следующим образом:

131104_1

Кроме того, согласно древнекитайским сведениям протоусуни жили в районе реки Ушинь. Это река является правым притоком реки Хуанхэ. От уезда Учжи река Ушуй уходит на запад и на севере впадает в реку Хэ. К западу отсюда находятся горы Дулушань. Приграничным районом уезда Учжи является округ Сихэ. Название этого округа переводится буквально: «К западу от реки Хэ». (Бань Гу. История ранней династии Хань. Географический трактат «Истории Хань»: описания 25 округов по северной границе империи). Прототюрки жили в округе Сихэ. Следовательно, прототюрки и протоусуни жили в одной территории. Ниже приводим сопоставительную карту:

131104_2

2. Лингвистический аспект

Лингвистический анализ при установлении протоформы, близкого к этнониму «түрк», со значением «сильный, крепкий» дает нам следующие формы лексемы: пратюркский: «*tïgra» или «*tïgïr», с переходом t > č прамонгольский: «*čiγirag», с переходом t > d пратунгусоманьчжурский: «*diktu». Обобщенный анализ данных протоформ предполагает праалтайскую форму: «*čikro/*tikru». Как видно, эти протоформы не совпадают с лексемой «түрк». В данных протоформах гласные первого слога являются нелабиальными (в лексеме «түрк» гласный является лабиальным), звук k выступает в инлауте (в форме «түрк» звук k выступает в ауслауте). Также существует протоформа в праиндоевропейском языке: «*treg» в значении «сильный», с гласным переднего ряда в анлауте в германских языках: «*erikan», в кельтском языке: «*treksno». Но в данных формах присутствует согласный звук n в ауслауте (для данной формы согласный звук n отсутствует в норвежских, датских, древнесаксонских языках). Следовательно, проведение параллелей этнонима «түрк» с данной протоформой в праиндоевропейском языке является очень спорным.

Анализ древнекитайской формы 突厥 [tūjué – «түрк»] показывает, что этноним «түрк» на китайском языке отражен со семантической позиции «быстрый, неожиданный». Такая конвергенция семантики возможна, поскольку имеется праалтайская форма: «*tiurku», пратюркская форма: «*dïr», прамонгольская форма: «*türgen», пратунгусоманьчжурская форма: «*turku» в значении «быстрый, неожиданный». Данная калька также встречается в китайской форме передачи этнонима «тюргеш» 突騎施 [tūqíshī], где 突騎 [tūqí] имеет семантику «ударный (неожиданный) отряд конницы». Следовательно, китайская форма этнонима «түрк» является калькой со семантической конвергенцией.

Как видно, лингвистический анализ этнонима со семантической позиции «сильный», «крепкий», а также древнекитайской формы не дает положительных результатов, выводы по данным формам невозможно закрепить письменными источниками.

Но сходство мифологии усуней и тюрков, а также единство территорий формирования протоусуней и прототюрков, впервые отмеченная Ю.А.Зуевым, дает нам возможность исследования проблемы происхождения этнонима «түрк» во взаимосвязи с этнонимом «усун».

3. Этнонимы «усун» и «түрк»

Согласно мифологии, родовыми тотемами усуней были волчица и ворон. Китайская форма этнонима 烏氏 [wū shì] имеет семантику «род ворона».

Лексема «ус» в значении «гриф» встречается в словаре Махмуда Кашгари: «us üšgürsä ölür – если гриф зашипит (на человека) он умрет». Следовательно, форма «үйсүн» является вторичным, первичным по нашему мнению является форма «усун» со значением «ворона».

Во второй половине VIII в. хорцы (тогонцы) составляли доклад “О царствах и племенах, обитающих на севере” (Л.Н. Гумилев Древние тюрки). В данном докладе три племени: янь-ти, хе-бдал и гар-рга-пур помещались в Средней Азии. Этноним «Янь-ти» по нашей гипотезе является формой этнонима «Чуюэ», этноним «Хе-бдал» – этнонима «Эфталит» (согласно Л.Н.Гумилеву), этноним «Гар-рга-пур» (в значении «Ворона») является формой этнонима «Түрк». Следовательно, тюрки являются потомками усуней. Одним из доказательств данной гипотезы может послужить то, что родовой тамгой правящего рода «Ашина» (род «Ынал») была птица или ворона (Зуев Ю.А. Тамги лошадей из вассальных княжеств//Новые материалы по древней и средневековой истории Казахстана. Алма-Ата, 1960).

Кроме того, в Таласском памятнике III (VIII в.) имеется сведения об усунах: :iTiLU:NiSU:NiST «Atïsïn usïn ol ïtï» – «внука усун он вырастил» (наше чтение данного письменного памятника). Согласно данной надписи тюрки признавали себя потомками усун. Также необходимо отметить, что третий каган тюркского каганата Мугань каган носил также имя «Кушу» – «Птица».

Лингвистический анализ лексем со семантикой «ворона», «птица» позволяет на выделять следующую форму: праалтайский: «*turok», пратюркский: «torga» прамонгольский: «*turaɣu», пратунгусоманьчжурский: «*turākī». Самоназвание тюрков в орхоно-енисейских надписях отражен в форме Xrut «түрүк» или qrut «түрок», где тамги X, q являются графемами, отмечающие дифтонги [үк] и [ок] соответственно. Форма Krut «түрг» встречается только два раза из 29 случаев. Следовательно, этноним «түрк» в начальной форме имела структуру tVrVk, где V является гласным лабиализованным, верхнего подъема. Таким образом, написание хорцами (тогонцами) тюрков смысловым термином «гар-рга-пур» считаем исторически обоснованным. При этом возникает вопрос, возможен ли изменение самоназвания этноса? Для того чтобы ответить на данный вопрос, необходимо провести сопоставительный анализ генеалогической схемы первых правителей тюрков и структурной схемы племени «Кушчу» – «Птицелов».

4. Тюрки и племя «Кушчу»

В родоплеменной структуре кыргызов имеется племя «Кушчу». Согласно письменным источникам у основателя тюркского каганата Бумын кагана было четыре сына: Кара Ысык каган, Кушу, Тобо каган, Жутан каган. Из них Кара Ысык каган, а также Кушу носили имя со значением «птицелов» – «кушчу». Китайская форма имени первого сына Бумын кагана – Кара Ысык кагана – 乙息记 [yixiji] переводится как: «рожденный под меткой (тамгой) ласточки», китайская вторая форма его имени 科罗 [keluo] переводится как: «из семейства птицелова». Лингвистический анализ со семантической позиции «ласточка» дает нам следующие формы: праалтайский: «*kara», пратюркский: «*kar», прамонгольский: «*kar», пратунгусоманьчжурский: «*kara» со значением «ласточка», «вид птицы». Следовательно, первый компонент имени Кара Ысык кагана – Кара – имеет значение «ласточка». Китайская форма имени второго сына Бумын кагана – Кушу – 燕都 [yāndū] переводится как: «изящная ласточка» или «изящная белогрудая ворона». Имя третьего сына Бумын кагана – Тобо каган или Таспар – имеет семантику «патра», «чаша». Сыном Тобо кагана был Амрак («смирный, кроткий»). Четвертый сын Бумын кагана Жутан каган носил титул «Волк» – «Бөрү». Генеалогическая схема первых тюркских правителей выглядит следующим образом:

131104_3

Данная схема со временем сложилась в следующую структурную схему племени «Кушчу»:

131104_4

Как видно, в структурной схеме племени «Кушчу» из 9 компонентов только 3 компонента не имеют параллелей с генеалогической схемой первых тюркских правителей. При этом, необходимо отметить, что в структуре племени «Кушчу» имеются подгруппы (роды) «слепой волк» – «сокур бөрү», «хромой волк» – «аксак бөрү».

Таким образом, отдельная группа тюрков входила в состав кыргызов под другим этническим самоназванием. Следовательно, переход этнонима «усун» к этнониму «түрүк» возможен в том случае, если отдельные ветви «усуней» входили в состав другого этноса. Согласно китайским сведениям, прототюрки входили в состав жуаньжуаней. Следовательно, можно предположить, что этноним «түрк» в качестве синонима этнониму «усун» начал формироваться, начиная с IV века н.э.

Также в качестве гипотезы мы предлагаем отождествлять этноним «народ грифы», о котором писали античные источники, с этнонимом «усун».

Выводы

1. Согласно Ю.А.Зуеву имеется факт общности территорий формирования протоусуней и прототюков, а также их этногенетической мифологии.

2. Согласной нашей гипотезе, этноним «түрк» как и этноним «усун» имеет семантику «ворон», «птица».

3. Этноним «түрк» в качестве синонима этнониму «усун» начал формироваться, начиная с IV века н.э.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

11-04-2016
О титулах «Кара Кан» и «Бограч Кан»
41666

16-10-2015
Первое упоминание этнонима «қазақ»
47556

02-05-2014
«Теңир»
(лингвистическо-исторический анализ лексемы)
42904

04-02-2014
Юэчжи. Лингвистический анализ этнонима
41002

28-01-2014
Письмо-орнамент кыргызов
132039

19-12-2013
Об этнониме «Шато» – «Солто»
62910

29-11-2013
Кыргызское великодержавие: главные направления военных походов
51155

06-05-2013
Тюркютские роды «Ашина» и «Ашидэ»
41460

29-04-2013
Происхождение этнонима «кыргыз»
80616

29-11-2012
Геродот. Кыргызская генеалогия
91397

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.

×