Джадидизм в Туркестане
Уже со времен русско-японской войны (1904−1905 гг.), сильно ослабившей Россию, после волны забастовок52 и русской революции 1905-го года на многих местах России возникло множество националистических и революционных групп. В это время в Туркестане, (включая наполовину самостоятельные государства Бухары и Хивы /Хорезма), вошло в силу движение под названием джадидизм (на арабском языке «джадид» – означает «новый», в противовес кадимизму – «кадим – старый»).
Центрами джадидизма стали города Бухара, Ташкент, Фергана и Самарканд. Первоначальной целью джадидистов стало проведение школьной реформы, она должна была внести изменения в школьное образование и создать условия для развития светских школ. К уже имевшимся требованиям в области культуры добавились другие, касающиеся административных реформ; после революции 1917 года появлялись требования предоставить Туркестану автономию.
Джадидизм – это просветительское движение, ставившее превыше всего образование и, выдвигавшее, в качестве своей главной идеи абсолютно другой, чем ранее, принцип упорядочения государства: государство учреждается не для того, чтобы удовлетворять интересы ограниченных групп людей, а наоборот, лидеры должны быть заинтересованы, прежде всего, в достижении благосостояния народа и общества. Одновременно с этим, здесь четко прослеживалось стремление перенимать лучший опыт у развитых государств, независимо от их вероисповедания или национальной принадлежности.
Несмотря на то, что в джадидизме появлялись секуляризационные тенденции (стремление отделить религию от государства), все-таки, это движение по своему характеру было религиозным, исходило из ислама и применяло свои новые методы обучения внутри религиозных школ, называвшихся «медресе». Первая джадидская школа была открыта в 1898 году в Коканде, а в 1911 году в Туркестане уже было таких новометодных школ уже 63 и в них училось 4106 учеников. Большинство учителей в школах было татарами.53
Азиатская школа (Мулла Насреддин, 1910 г.) <http://zerrspiegel.orientphil.uni-halle.de> |
Судьба дала джадидистам очень мало времени на создание новой системы школьного образования – после большевистской революции их методы обучения быстро устарели и им на смену пришли методы советской системы.
Бухарский джадидизм немного отличался от всех других тем, что прежде всего он принес требования снизить налоговое бремя для крестьян и мелких торговцев, постепенно он преобразовался в тайное, довольно многочисленное общество, членами которого были представители самых широких слоев бухарского населения. Единство политических требований бухарских джадидистов описывает Заки-Валиди :
Все бухарские джадиды в своей борьбе за свержение эмира объединились с русскими. Однако, они были против установления неограниченной оккупационной власти России. Их единство в этом вопросе было достойно всяческой похвалы.54 |
Джадидизм был довольно близок к тем движениям, которые позже приводили в ужас советских представителей, среди них самым расширенным был, по-видимому, пантюркизм, возникший уже во второй половине XIX-го столетия. Его целью было объединение всех тюркских народов – от Крыма через Турцию и до Средней Азии, под лозунгом – «Единство в языке, мыслях и делах».
Заки-Валиди подчеркивает так же просветительскую деятельность одного из представителей джадидского движения.
Усман Ходжаев, ныне (1920 г.) живущий в Стамбуле, был сыном купца из рода Атаходжаевых из города Ош в Ферганской долине. После окончания медресе в Бухаре, в 1910 году он приехал в Стамбул, там организовал для молодёжи из Бухары «Дом обучения и воспитания», а возвратившись в Бухару, он организовал джадидистские медресе, наподобие «школы Гаспринского»55 в Крыму, стал издавать газету. В дни, когда я приехал в Бухару, он был полномочным представителем правительства в Восточной Бухаре.56 |
Джадидизм носил характер организованного движения приблизительно до 1910 года, когда в Средней Азии начало проявляться влияние других революций – турецкой (1908) и персидской (1905−1911). Часть джадидистов очень активно поддерживала социалистическую революцию, но все же часть их в двадцатые годы присоединилась к басмачам.57
С джадидистским движением было тесно связано и возникновение исламской партии Шура-и-Исламия, основанной в марте и быстро распространившейся по всему Туркестану, так как, она взяла под защиту все вновь возникающие мусульманские организации, целью которых было получить национальную и религиозную независимость Туркестана от России.
Во время сталинского террора, представители джадидистов были систематически ликвидированы: Абдукадир Мухиддинов (†1938), Абдуррауф Фитрат (†1938), Файзулло Ходжаев (†1938) и др.58
Кимсан Молдо Шады кызы – это старая женщина, живущая в деревне Марказ Кадамжайского района Баткенской области. Она рассказала о своем муже, на судьбу которого повлияла борьба джадидистов и большевиков.
Из Марказа до Ферганы более 25 километров. Именно здесь в 1918–1920 гг. произошли главные события Ферганской долины:
– здесь был центр сопротивления новой большевистской власти, джададистские мусульмане добились учреждения кокандской мусульманской автономии, во главе которой стал Мустафа Чокай.
– главными противниками в Фергане были русско-украинские колонизаторы, центр которых находился прямо в Фергане.
Защитником интересов местного населения, воевавшим против большевистского правительства, стал прославленный басмач Мадаминбек. В те очень непростые времена он был начальником милиции в городе Маргелан, позже он стал командиром десятитысячного красноармейского конного отряда и воевал на стороне большевиков – см. с. 99. Он работал совместно с Тураром Рыскулбековым59, членом туркестанского реввоенкомата (Военно-революционный комитет).
Мадамин-бек и Михаил Фрунзе проводят смотр красноармейского конного отряда (http://ru.wikipedia.org)
Отец Кимсан-апы получил мусульманское образование, поэтому она представилась, как дочь Молдо Шады кызы. Ясно, что в советское время она никогда не отважилась бы никому припомнить то, что она – дочь молдо60.
С самого начала новой власти, мой муж – Сатар ажы уулу молдо Абдраим (1905–1996) стал преследоваться, как враг народа. Это было в 1918–1920 годы. Его обвиняли в том, что его отец был ажы и совершил хадж в Мекку, что его отец был молдо и богат. Мой муж с 12 лет учил в медресе в г. Вуадиль, который сейчас находится в Ферганской долине, Узбекистан. Этот район находится по соседству с Кадамджайским районом Баткенской области. Как он рассказывал, в то время, когда он служил в Красной Армии, на него пришел донос из его деревни. Ему пришлось скрываться далеко от семьи в течение долгих трех лет. Потом, в конце 20-х лет двадцатого столетия, его, как кулака, выслали во Владивосток. Там он пробыл три или четыре года и вернулся домой, работал истопником на железной дороге, получил травму ноги – ему раздробило кости в щиколотке. После возвращения из ссылки – его снова начали преследовать и не только его, но и, например, молдо Камара. Поэтому они убежали в Таджикистан, в Сарыкол, где они пробыли в Каратегине у местных киргизов около пяти лет. Они вернулись домой только после того, как баев и подобных перестали преследовать и посылать в тюрьму. Отец моего мужа, Сатар-ажи, спасаясь от ареста, убежал куда-то к Узгену. Что случилось с их скотом и другим имуществом, я уже не могу сказать. |
52 Например, в 1904 году прошла забастовка нефтяников в городе Баку, в результате которой был заключен самый первый в России коллективный договор между рабочими и владельцами нефтяных участков.
53 Bazarbayev, K.; Ashimkhanova, A. Z. Jadids Movement in Central Asia in the Late 19th and the Early 20th Centuries. Asian Social Science, Vol. 8, No. 8; July 2012, p. 225–237.
54 Заки Валиди, Т. Воспоминания. Уфа: Китап, 1998.
55 Исмаил Гаспринский (1851–1914) – интеллектуал из крымских татар, один из основателей пантюркизма.
56 Заки Валиди, Т. Воспоминания. Уфа: Китап, 1998.
57 Ходжаев, Ф. Избранные труды в трех томах. Ташкент: Фан (АН УзССР, Институт философии и права АН УзССР, Институт истории партии при ЦК КПУз, Институт истории АН УзССР), 1970.
58 Kokaisl, P., Pargač, J. a kol. Lide z hor a lide z poušti: Tadžikistan a Turkmenistan. Praha: Univerzita Karlova, Filozoficka Fakulta, 2007, s 53–54.
59 Рыскулов Турар Рыскулович (26.12.1894–10.02.1938), тоже Рыскулбек или Рыскулбеков. Видный государственный деятель, председатель ЦИК Туркестанской АССР. По сведениям органов НКВД, Т. Рыскулов расстрелян в Москве 10 февраля 1938 года.
60 Молдо – это слово (звание), которое добавлялось к имени мужчины, получившему мусульманское образование. Имеется в виду мулла (мусульманский священнослужитель) или образованный человек. Молдо мог принадлежать к религиозным лидерам.
Пётр Кокайсл, факультет экономики и менеджмента, (Czech University of Life Sciences) Прага
Амирбек Усманов, Радио Свобода – Азаттык, Прага