Клад гидростроителей Токтогульской ГЭС
Благословение, и благо, и здравие, и счастье, и радость, и владельцу сего в помощь
Арабская надпись на бронзовом сосуде ХII в.
Снос или перемещение памятников истории и культуры, в том числе и археологических, по нашему законодательству запрещен. Однако законом предусмотрены исключения, когда это связано с острой хозяйственной необходимостью. В этом случае заинтересованная организация должна получить разрешение правительства республики на снос или перемещение памятника, но с условием, что обреченная древность будет изучена специалистами. Все расходы на изучение, согласно закону, осуществляются за счет организации, получившей такое разрешение (Об охране и использовании памятников истории и культуры: Закон Киргизской ССР. - Фрунзе, 1978. - с. 47).
В конце 50-х годов такое разрешение получила дирекция Токтогульской ГЭС, а в 60-х годах в зоне строительства ее развернулись крупные археологические работы. Руководил ими кандидат исторических наук Исман Кожомбердиев. В долине Кетмень-Тюбе, которая подлежала частичному затоплению, было немало древних могильников и средневековых городищ. В многолетнем их изучении приняли участие многие специалисты, в том числе и автор этих строк.
Заранее скажем, что археологи перевернули тысячи кубометров земли, сделали крупные научные открытия, но ни одного клада не нашли. Как и должно быть, он был найден теми, кто его не искал.
Запомнился августовский день 1965г., когда мы приехали в поселок гидростроителей Кара-Куль. Жара в каньоне Нарына была выше 40°. Ни ветерка, ни дуновения. А потому мы испытывали ни с чем несравнимое удовольствие, попав в тенистый дворик дома директора строящейся Токтогульской ГЭС В.К.Байбуза. Прохлада, зеленый чай, дружеская беседа. И сам директор, и начальник стройки З.С.Серый, и непосредственный строитель нового поселка Токтогул Ш.Э.Эльчибаев, отвечавшие за финансирование наших раскопок, давно стали друзьями археологов, постоянно интересовались результатами исследований, приезжали на объекты, помогали техникой.
В.К.Байбуз подписал нашу финансовую документацию, и мы стали откланиваться.
- Исман, - сказал Виктор Константинович на прощанье, - а ты знаешь, что мои хлопцы нашли клад?
Так мы впервые узнали про клад, найденный гидростроителями в узком ущелье, где теснились домики поселка Кара-Куль. Оказалось, что бульдозеристы копали водоем (Комсомольское озеро) и наткнулись на бронзовый кувшинчик. Тогда они аккуратно, лопатой и ножом, расчистили место находки и обнаружили все остальное. Сотрудник техотдела А.И. Дайненко собрал древние вещи и отнес в помещение дирекции, где они и хранились, пока не попали к нам.
Клад состоял из пяти предметов из бронзы. Металл сохранился хорошо.
Чаша, изготовленная мастером Ахмадом |
1. Чаша полусферическая, венчик немного отогнут, высота 10,8 см, диаметр 21,6 см. Заметна большая трещина на крае. Вся внешняя поверхность чаши заполнена богатым восточным орнаментом, размещенным в десяти горизонтальных полосах и четырех медальонах. Четвертая сверху полоса - красивая вязь арабской надписи, которая гласит: «И счастье, благополучие, и счастье, и счастье». Боковые медальоны заполнены пальметами и надписью: «И счастье, и счастье, и счастье». Даже дно сосуда украшено красивыми медальонами с обеих сторон. С внешней стороны изображен идущий вправо павлин. Голова его повернута назад к высоко поднятому распущенному хвосту. На медальоне с внутренней стороны - растительный узор.
Чаша выглядит очень нарядной, мастерство чеканщика – совершенно.
2. Чаша той же формы, но меньше в диаметре. Большая часть дна выломана. Стенки, в отличие от первой чаши, украшены очень бедно. Мотив орнамента примитивный: ряд кружков с точкой, помещенных между двумя параллельными выгравированными линиями.
3. Подставка-кольцо на трех ножках. Высота ее 8 см, диаметр 13,7 см. Литье. Верх широкого кольца имеет шесть фигурных выступов в виде трилистника. На них выгравирован растительный орнамент. Ножки отлиты в виде звериных лап, которые венчает головка круторогого барана.
4. Фрагмент кольца от такой же подставки с одним выступом-трилистником, заполненным растительным орнаментом.
5. Кувшин, тулово грушевидное на конической подставке. Шейка высокая, восьмигранная, заканчивается шаровидным расширением с приподнятым длинным носиком-сливом. На тулове куфическим шрифтом вырезана подпись мастера: «Сделал Ахмад». Высота кувшина 25 см, ручка и крышка выломаны, дно отпаялось, на стенках сосуда вмятины и трещины.
Отдельные находки подобных изделий из бронзы известны на территории Средней Азии и Ирана. Немало их в Кыргызстане. В экспозиции и в фондах республиканского Исторического музея имеются несколько богато орнаментированных чаш, ступки, части бронзовых светильников. Еще более богатая коллекция средневековой бронзы хранится в Ошском краеведческом музее. На городище Бурана найден полный комплект массивного бронзового светильника. Учащиеся школы №10 г.Бишкека отыскали на городище Кузнечная крепость светильник на трех ножках. В районе села Чон-Арык (южнее г.Бишкек) найден комплект из двух чаш, очень напоминающих каракульские. Одна из них богато украшена гравированным орнаментом, другая - только рядом кружков с точкой (хранятся в Чуйской школе-интернате). Частые находки средневековых изделий из бронзы и их большой ассортимент позволяют заключить, что они были рядовой продукцией многих мастерских.
Что же нового при таком обилии подобных изделий может дать исторической науке клад гидростроителей из города Кара-Куль? На этот вопрос ответил крупнейший специалист по средневековой бронзе Средней Азии сотрудник Эрмитажа А.А.Иванов, которому И.Кожомбердиев передал клад для изучения (Иванов А.А., Кожомбердиев И.К. Клад бронзовых вещей из Кетмень-Тюбе / / Киргизия при Караханидах. - Фрунзе, 1983. - с. 193-202.).
Прежде всего, все вещи клада относятся к XI-XII вв., хотя время сокрытия их точно установить трудно. Состав его неоднороден. Здесь собрана продукция разных мастерских, а скорее, даже разных ремесленных центров Мавераннахра, Хорасана и еще не определенных (кольцевая подставка на трех ножках). Кара-Кульская находка является комплектом бытовых предметов одного хозяйства и свидетельствует о торговых связях населения горного Кыргызстана с крупными ремесленными центрами средневекового Востока.
Наибольший интерес в составе клада из Кара-Куля вызывает изящный кувшинчик с указанием имени мастера: «Сделал Ахмад». А.А.Иванову было известно десять находок кувшинов такой формы, иногда почти полностью совпадающих по размерам и пропорциям. Все они были найдены в северо-восточных областях Средней Азии. К ним можно добавить одиннадцатый, входящий в так называемое узунское собрание бронзы (или Лягманский клад) в Южном Таджикистане, который по месту находки выпадает из ранее очерченного ареала распространения таких кувшинов (Литвинский Б.А., Соловьев В.С. Средневековая культура Тохаристана (в свете раскопок в Вахшской долине). - М., 1985. - с. 183-184.). Но самым интригующим было то обстоятельство, что на шести из одиннадцати кувшинов-близнецов была выбита арабская (почерк куфи) надпись: «Сделал Ахмад».
Сосуды с автографом этого мастера были найдены также в селении Кара-Кишлак (Фергана) и близ Ходжента. Два кувшина с надписью «Сделал Ахмад» хранятся в Ошском краеведческом музее. Они найдены на территории города Оша. Шестой кувшин с указанием имени мастера Ахмада хранится в Эрмитаже. Он был куплен в 1936г. у жителя Средней Азии Д.М.Юсупова, который и сам не знал точного места его находки.
Что же, случай довольно редкий, позволяющий определить не только серию предметов, сделанных в одной мастерской, но и широту территориальной торговой зоны такой мастерской, то есть рынок сбыта ее продукции. Но прежде всего нужно уточнить, где же находилась мастерская усто Ахмада? Одни ученые, отвечая на этот вопрос, были слишком категоричны, утверждая, что усто Ахмад делал свои кувшины в окрестностях Ходжента, другие, более осторожные, полагали, что усто творил где-то на северо-востоке Средней Азии (Негматов Н.И., Хмельницкий C.Г. Средневековый Шахристан (Материальная культура Уструшаны). - Вып. 1. - Душанбе, 1966. - С. 179-181; Иванов А.А., Кожомбердиев И.Л. Клад бронзовых вещей из Кетмень-Тюбе. - С. 199.). Два кувшина с надписью «Сделал Ахмад», недавно найденные в городе Оше, позволяют предположить, что мастерская знаменитого усто могла располагаться если и не в самом средневековом Оше, то где-то поблизости от него - в восточной части Ферганской долины.
Когда же создавал Ахмад свои маленькие бронзовые шедевры? На этот вопрос пока нет однозначного ответа. А.А.Иванов полагает, что мастер творил во второй половине XI-начале ХII вв. (Иванов А. А. О производстве бронзовых изделий в Мавераннахре в домонгольское время / / КСИА. - Вып. 122. - 1970. - С. 104-105. Маршак Б.И. Бронзовый кувшин из Самарканда / / Средняя Азия и Иран: Сб. статей. - Л., 1972. - С.86. Иванов А.А., Кожомбердиев И.К. Клад бронзовых вещей из Кетмень-Тюбе. - С. 200; Воронина В.Л. Бронзы Ахискета из собрания А.И. Смирнова / / Средняя Азия в древности и средневековье. - М., 1977. - С. 136.). Другой крупный специалист по средневековой торевтике Б.И.Маршак считает, что серия кувшинов с именем Ахмада изготовлялась из поколения в поколение подражателями на протяжении длительного времени. А так как мастер Ахмад прославился, то подражатели ставили на части своих изделий его имя, которое стало чем-то вроде «знака качества» (Маршак Б.И. Бронзовый кувшин из Самарканда // ... - С. 86.).
Как бы там ни было, изделия ферганского ремесла находили спрос и среди избалованных товарами высокого качества самаркандцев и среди менее требовательных скотоводов Тянь-Шаня. В наше время, став экспонатами, изделия усто Ахмада хранятся в музеях Оша, Ходжента, Ленинграда, Стокгольма. Кара-Кульский экземпляр пополнил фонды Института истории АН Республики Кыргызстан.
Тщательного изучения заслуживают два загадочных предмета из состава Каракульского клада - подставка-кольцо на трех ножках и фрагмент такой же подставки. Находки таких вещей крайне редки. Еще два подобных предмета найдены в Ферганской долине, а один - в составе уже упомянутого узунского собрания средневековой бронзы. Малочисленность находок не дает возможности разработать их типологию, надежно датировать и даже точно определить их функциональное назначение в хозяйстве. Специалисты относят эти вещи к XI-XIII вв. Возможно, каракульская находка когда-то служила подставкой для круглодонного котла или другого полусферического сосуда. Район изготовления таких подставок остается совсем не определенным (Иванов А.А.,Кожомбердиев И.К. Указ. соч. - С. 200; Воронина В.Л. Указ. соч. - С. 136.).
Нам удалось осмотреть две подставки из Ферганы, некоторые хранятся в Государственном Эрмитаже (куплены Н.И.Веселовским в Аште) и в Музее искусств народов Востока (найдена близ Ахсикета). Их сближает с каракульской характерная деталь: на изгибах ножек изображены стилизованные головки рогатых коз или баранов. На круто загнутых рогах их видны едва заметные бугорки, передающие годовые кольца (В.Л. Воронина не обратила внимания на эту деталь. А.А.Иванов, на наш взгляд, неточно назвал изображения козлов головками птиц. На узунском экземпляре головки животных отсутствуют вообще.). Полусферический сосуд на такой подставке выглядел как бы держащимся на рогах трех козлов.
Полусферический сосуд, покоящийся на рогах трех козлов (баранов), - древняя и удивительно стойкая традиция Семиречья. Так, на озере Иссык-Куль был найден бронзовый котел, ножками которого служили три погрудных изображения рогатых архаров. Котел был отлит в V-III вв. до н.э. В средневековых городах Северного Кыргызстана подобная модель воплощена в терракоте. Нам известна серия светильников-атaшданов, у которых резервуар поддерживается рогами трех козлов (городища Ключевское, Кузнечная крепость) (Бернштам А.Н. Историко-археологические очерки Центрального Тянь-Шаня и Памиро-Алая. – М.–Л., 1952. – С. 44–45; Мокрынин В.П. Реплики скифского «звериного» стиля в искусстве средневекового Тянь-Шаня // Тез. докл. III Всесоюз. конф. по вопросам скифо-сарматской археологии. – Е., 1972. – С. 62–63.). Такие светильники были «в моде» в VI-IX вв.
Мы далеки от мысли утверждать, исходя лишь из глубокой традиционности, что подставки-кольца, подобные каракульской, изготовлялись в средневековых городах Семиречья, хотя известно, что барсханские мастера на Иссык-Куле в Х-ХI в. производили металлическую утварь (Мокрынин В.П. Сведения о тюркских народах в минералогическом трактате ал-Бируни // Киргизия при Караханидах. – Фрунзе, 1983. – С. 215.). Тем не менее, при определении специалистами возможного района производства вещей подобного рода нужно учитывать и Семиречье.
Узгенский клад. Найден при хозяйственных работах в одном из личных подворий в г.Узген года три-четыре тому назад. Вещей было очень много: чаши, кувшины, светильники, подносы, треноги, тазы и многое другое. Из Узгена клад был передан в среднюю школу села Куршаб. В 1989г. директор Ошского исторического музея А.Аданов и его сотрудники убедили коллектив школы в том, что место столь ценной находки в областном музее. Правда, небольшая часть вещей лучшей сохранности осталась в школе. Клад, таким образом, оказался разрозненным, что весьма нежелательно. С этой замечательной находкой мы ознакомились лишь в марте 1991г. С первого взгляда стало ясно, что перед нами замечательная коллекция бронзовых изделий мастеров IX-ХII вв. Клад нуждается в срочной реставрации и консервации, так как часть вещей из его состава очень плохой сохранности. Более подробно об Узгенском кладе мы расскажем читателям после его детального изучения.