Добавить статью
5:37 28 Ноября 2013
Турки-месхетинцы Кыргызстана

Буквально недавно я принимал участие в VIII Всемирном конгрессе тюркологов в Стамбульском университете Турции, который отмечает в этом году 650-летний юбилей. Это высший научный форум тюркологов мира, который проходит один раз в 5 лет. На таких форумах широко обсуждаются актуальные и фундаментальные проблемы истории, языка, литературы, культуры, традиции и многие другие жизненно важные теоретические и практические вопросы тюркских народов мира. В конгрессе принимало участие много ученых-тюркологов: историков, археологов, филологов, культурологов, искусствоведов, лингвистов и многих других, которые вносят свою лепту в мировую тюркологию. Там, от турецких ученых я слышал об ахыскских турках – по-турецки Ahıska Türkleri. Причем отмечено, что они хоть малочисленны, но живут во многих странах мира, в том числе и в Кыргызстане. Так появился мой интерес к туркам Кыргызстана.

Оказалось, у нас они известны как турки-месхетинцы. Это одно из немногочисленных национальных меньшинств современного Кыргызстана. Многие из них именно так и представляют свой народ, но знатоки истории своего народа называют себя как ахиска турктору или ахыскские турки. Среди них - мой добрый друг Ибрагим Толибович Кулиев - врач по специальности, выходец, как он сам утверждает, из ахыскских турков села Нариман Кара-Суйского района. Некоторые сведения я получил от него.

Ранее, в 90-е годы, я слышал от некоторых представителей этого народа, отдельных ученых, которые называли наших турков-месхетинцев анатолийскими турками (т.е. турки - выходцы из Анатолии). Вполне возможно, что они при этом исходили из того, что их язык, по предположению некоторых языковедов, очень похож на старотурецкий язык, на котором говорило тюркоязычное население Анатолии в средние века. Итак, общий взгляд на историю происхождения этого народа и их пребывание в нашей республике показал следующее.

Когда я начал поиски выяснилось, что на сегодня турки-месхетинцы проживают во многих странах мира. Так, в Казахстане проживают более 200 тыс. турков месхетинцев, в России - более 100 тыс., в Турции - около 100 тыс., в США – 50 тыс., в Азербайджане – 38 тыс., в Кыргызстане - более 40 тыс., в Узбекистане - более 10 тыс., на Украине - около 15 тыс., в Грузии - около 5 тыс., всего по всему миру насчитываются более 560 тыс. турков-месхетинцев. Относительно численности турков-месхетинцев в Кыргызстане нет единого мнения, некоторые полагают, что их у нас в республике насчитываются около 40 тыс., иные же преподносить цифру более 50 тыс. Мы же придерживаемся цифры в более 40 тыс. человек.

В настоящее время в нашей республике они в основном проживают в селе Маевка вблизи нашей столицы - Бишкека, в городе Ош - в районе Черемушки, ул.Водопроводная; в Кара-Суйском районе Ошской области - в селе Нариман, аилах Зариптар, Нурдар, Алимтепе, Шарк, Кызыл-Байрак, Фуркат; Араванском районе - село Араван, в аилах Жданов, Коммунизм, Маркс, Мангыт; в Ноокатском районе - город Ноокат, Кок-Жар, Жаны-Ноокат; в Джалал-Абадской области в Сузакском районе - в селе Багыш, поселке Шамалды-Сай и во многих других местах.

Как показали наши исследования, у этой этнической общности сразу несколько названий, что нередко вызывает путаницу и разногласия даже среди представителей самого этого народа. Оказывается, понятие месхи означает субэтнос грузин, которые, будучи православными христианами, никак не связывают себя с турками-месхетинцами, являющимися мусульманами-суннитами, к тому же говорящими на тюркском языке. Да и последние в своем большинстве тоже не признают родства ни с месхами, ни с грузинами в целом. Сами себя они называют не месхетинскими, а ахыскскими турками - Ahıska Türkleri.

Среди турок-месхетинцев нет согласия по поводу своего собственного происхождения. Большинство из них считают себя потомками этнических турок - «ерли» турецкоговорящие земледельцы и «теряклы» - пастухи-азербайджанцы. Остальные возводят свою родословную к части грузин – месхов, принявших ислам в XVII-XVIII веках и перешедших на турецкий язык. Имеется также версия о том, что турки-месхетинцы произошли от симбиоза одного из родов турок-османов все с тем же грузинским племенем месхов.

Большинство специалистов полагает, что в этногенезе турок-месхетинцев все-таки участвовали два главных компонента: древнее грузинское племя месхов и тюрки. Есть и еще одна версия как произошли турки-месхетинцы. В 1547 г. Османская империя захватила территории в Грузии Ахалцихе и Ахалкалаки. Лет через сто был основан Ахалцихский вилайет. С этого момента начинается заселение региона турками-мусульманами и одновременно переход в ислам части местного населения. Со временем месхетинцы раскололись на два народа: одни были христиане и говорили на грузинском, другие - мусульмане, которые перешли на турецкий и называли себя «турками». Так появились турки-месхетинцы. Сами турки-месхетинцы считают себя турками. В Грузии их считают грузинами. Как видим версий и взглядов о происхождении турков-месхетинцев достаточно много, разобраться оконча­тельно сложно. Да и отсутствуют конкретные и точные письменные источники об их происхождении.

Относительно их исторической родины можно сказать следующее. В историко-географическом понимании вся территория исторической Месхетии соответствует трём нынешним административно-территориальным единицам, районам современной Грузии: Адигенскому, Ахалцихскому и Аспиндзскому, входящим в край Самцхе-Джавахети, а также сопредельным районам Турции. Небольшая группа турков-месхетинцев жила на востоке Аджарии и северо-востоке современной Турции.

По мнению ряда специалистов и знатоков истории данного народа, турки-месхетинцы говорят на одном из восточно-анатолийских диалектов турецкого языка. Язык турок-месхетинцев более близок к азербайджанскому, нежели к турецкому языку. Некоторые учёные выдвигают предположение о существовании особого языка месхетинских турок, что, впрочем, поддерживается только частью специалистов языковедов-тюркологов. Согласно такой теории, считается, что язык турков-месхетинцев является непосредственным продолжением старотурецкого языка, на котором говорило тюркоязычное население Анатолии в средние века.

Как турки-месхетинцы оказались в Кыргызстане?

Еще в годы Великой Отечественной войны многие народы - дальневосточные корейцы, немцы Поволжья, Северного Кавказа, крымские татары и многие другие были подвергнуты принудительной депортации из родных мест. Сразу отметим, что депортация всех народов, кого она касалась, проходила в условиях жесткой карательной политики сталинизма. Причин насильственной депортации несколько.

Первая. Депортация народов во время Великой Отечественной войны рассматривалась советским государством как превентивная мера – относительно немцев Поволжья, курдов, турок, греков и др., как мера карательная – относительно чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев, крымских татар и как мера военно-стратегического характера, имевшая целью создание более «надежного» слоя пограничного населения. Это было так называемый пропагандистский мотив советского правительства.

Вторая, зачистка пограничных районов от неблагополучных элементов. Еще в начале августа 1937 г. Сталин ставил задачу - провести зачистку пограничных территорий от неблагополучных элементов. А 21 августа 1937 г. СНК СССР и ЦК ВКП (б) приняли постановление №1428-326 «О выселении корейского населения из пограничных районов Дальневосточного края», в результате которого было организовано массовое переселение корейцев не только из приграничных районов, но и со всей территории Дальнего Востока. Осенью 1937 г. более 70 тыс. корейцев были вывезены с Дальнего Востока, Бурят-Монгольской АССР, Хабаровского, Приморского краев и Читинской области в Казахстан и Среднюю Азию. На сборы отводили всего три дня. В октябре 1937 г. прошла вторая высылка. Всего в вышеуказанные новые места переехало 120 тыс. корейцев, заодно были депортированы и 8 тыс. китайцев. Для приема и размещения спецпереселенцев в городах и районах вселения создавались специальные комиссии «тройки» - 1. секретари райкомов/горкомов; 2. секретари рай/горисполкомов; 3. начальники РОВД/ГОВД НКВД.

Третья причина, зачистка от всякого рода диверсантов, предателей и других категорий населения, подлежащих депортации. Вообще, в те годы в целом выделялось 17 контингентов спецпереселенцев: корейцы Дальнего Востока, китайцы тех же краев, немцы Поволжья, «оуновцы», бывшие кулаки, народы Крыма (крымские татары, греки, болгары и др.), власовцы, антисоветские элементы западных областей Украинской ССР, Белорусской ССР, республик Прибалтики (в основном поляки), народы Северного Кавказа, «фолькедойчи», «немецкие пособники», эстонцы, литовцы, латыши и др.

Например, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 23 августа 1941 г., были депортированы немцы Поволжья. В Указе говорилось: «…По достоверным данным, полученными властями (НКВД), среди немецкого населения, проживающего в районах Поволжья, имеются тысячи и десятки тысяч диверсантов и шпионов, которые по сигналу, данному из Германии, должны произвести взрывы в районах, населенных немцами Поволжья… Во избежание таких нежелательных явлений и для предупреждения серьезных кровопролитий, Президиум Верховного Совета СССР признал необходимым переселить все немецкое население…» (Ведомости Верховного Совета СССР. – М., октябрь, 1941 г.). В результате осуществления в жизнь данного Указа только в степи Казахстана было депортировано 441 731 немцев – спецпереселенцев немцев Поволжья (Казахстанская правда. 18 июня 1989г.).

Четвертая, депортация за массовый «шпионаж и диверсии». Именно за счет подобных обвинений в годы Великой Отечественной войны число насильно депортированных народов еще больше увеличился. Радость победы над врагом под Сталинградом и на Северном Кавказе сменилась горечью грубейшего нарушения Сталиным и его подручными элементарных прав малых народов. Они келейно осудили и выслали из родных краев чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев и другие народы Северного Кавказа. Эшелоны с несчастными обездоленными людьми стали прибывать в Кыргызстан с конца 1943 г. А в августе 1944 г. приходилось принимать, размещать, обеспечивать питанием и топливом месхетинских турок, курдов и хемшилов, а затем и крымских татар.

Кыргызстанцы сделали все, чтобы обустроить спецпереселенцев на новом месте, облегчить их тяжелейшее положение. Так, с конца февраля 1944 г. с Северного Кавказа было депортировано более 650 тысяч чеченцев, ингушей, калмыков, карачаевцев, ассирийцев, аварцев, кабардинцев, лезгинов, курдов, лазов, дагестанцев, зардинов, турков-месхетинцев, кумыков, тавлинов, хемшилов и др. (Новейшая история Отечества ХХ век. – М., 2002. -Т.2. -С. 207-208; ООАПП. – Ф.2. Оп.4. Ед.хр. 243. - Л.30-31.) Из вышеуказанных депортированных 406 тысяч человек нашли свое временное, а многие вечное пристанище в Кыргызстане и Казахстане. Главная причина их депортации поголовная «шпионаж и диверсия», а критерием их вины стал принадлежность к тому или иному вышеуказанному народу. В принципе, виновными могли быть единицы, десятки, а может и сотни, но ни в коем случае не целые народы.

С конца 1943 г. в Кыргызстан начали прибывать большие группы депортированных народов. На 1 октября 1943 г. их было 120 858 человек. В марте 1944 г. сюда переселили и 107 тыс. балкарцев. Только в Ошскую область в апреле 1944 г. прибыло и расселено 35 078 спецпереселенцев – чеченцев, ингушей, калмыков, карачаевцев, аварцев, кабардинцев, лезгинов, дагестанцев, зардинов, кумыков, тавлинов и др. На территорию Кыргызстана с августа того же года стали депортировать и турков-месхетинсцев, курдов, хемшилов и частично крымских татар (Ренессанс или регресс. – Бишкек, 1996. –С.245; ООАПП. – Оп.4. Ед.хр. 243, - Л.22).

Все они были выселены в труднодоступные и далекие от границ восточные районы страны. Весной 1944 г. были отозваны с действующего фронта и отправлены на новые места жительства около 150 тысяч чеченцев, ингушей, карачаевцев и др. Им, как представителям народов-предателей, запрещалось носить военные погоны, изымались военные билеты. Летом того же года их участь разделили около 225 тыс. крымских татар и их земляки - болгары, греки, армяне. Всего к осени 1944 г. общее число выселенных за время войны составило 1 514 000 человек. По данным НКВД, местами переселения чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев, аварцев, кабардинцев, лезгинов, дагестанцев, зардинов, кумыков, тавлинов, турков-месхетинцев являлись территории Казахской и Киргизской ССР. Крымских татар - территория Узбекской ССР, калмыков – Красноярский и Алтайский край, Новосибирская и Омская области, немцев Поволжья – Казахская ССР и Сибирь (Новейшая история… - Т.2. – С. 207-208). К примеру, в Казахстане и Сибири в годы войны каждый пятый житель был спецпереселенцем, и республика напоминала гигантский ГУЛаг.

Как размещали тех спецпереселенцев в нашей республике? Согласно совместному постановлению СНК Кыргызской ССР и ЦК КП (б), утверждался план расселения переселенцев – не более 50 семей на территории одного населенного пункта, наделение приусадебным участком, оказание содействия в строительстве домов и вовлечение переселенцев в производство. В районах расселения были созданы «тройки» - председатель областного или районного исполкома, секретари областного и районного комитета партии и начальник УНКВД. В их обязанности входила подготовка помещений для жилья, не менее 15-дневного запаса топлива, предоставления транспорта для вывоза от станции разгрузки до места поселения.

16 июня 1944 г. СНК Кыргызской ССР и ЦК КП (б) принимает еще одно постановление - о выдаче скота, продовольственного зерна депортированным народам. Так, среди спецпереселенцев было распределено 9 926 голов лошадей, 24 472 голов крупного рогатого скота, 6000 овец и коз, 24 700 центнеров зерна, а также ссуда в размере 7 тыс. рублей на семью с рассрочкой на 7 лет и др. Конечно, все это было ничто по сравнению с тем, что перенесли эти народы. Народ Кыргызстана оказывал им помощь всем тем, чем располагал сам (Столица. 1995, 28 декабря). Во многом благодаря доброжелательности и всесторонней помощи кыргызского народа, они выжили. В их числе были и турки-месхетинцы.

Следуют отметить, что переселение людей потребовало огромных расходов со стороны государства, и без того изнуренного тяжелой войной. Следовательно, перевозка, размещение и обеспечение минимальным необходимым выявила огромные трудности на местах, и без того испытывавших кризис продовольственных ресурсов. Но приказ есть приказ, его надо выполнять. И местные органы власти выкручивались как могли. Кстати, один из документов тех лет свидетельствуют, что «…В 1944 г., когда враг еще был на нашей земле, Верховный Главнокомандующий выделил 40 тыс. вагонов, чтобы отправить в ссылку свыше 600 тыс. женщин, детей, стариков Кавказа…». Там же находим, что за образцовое выполнение «этого специального задания» правительства орденом Суворова первой степени награжден Генеральный комиссар Госбезопасности СССР Л.П.Берия (Правда. 11 мая, 1990 г.).

В обвинении насильно депортированных в 1944 г. турков-месхетинцев, а с ними вместе с курдами, хемшилами, было сказано: «…В связи с тем, что значительная часть населения была связана с жителями приграничных районов Турции родственными отношениями и проявляла эмиграционные настроения, по обвинению в пособничестве врагам, занятиях контрабандой и служению для турецких разведывательных органов источником вербовки шпионских элементов и насаждения бандитских групп», по постановлению ГКО СССР за №6279 от 31 июля 1944г. турки-месхетинцы были выселены из Грузии в Кыргызстан, Казахстан и Узбекистан. Всего было выселено 115,5 тыс. турков-месхетинцев, курдов и хемшилов. Из них 17 тыс. погибло по дороге. По некоторым данным, из вышеуказанных депортированных народов турков-месхетинцев было примерно около 40 тыс. человек.

Пятая причина, осуществления насильственной депортации целого ряда народов СССР может быть в необходимости укрепления так называемой «лагерной экономики». К этой мысли нас подталкивает то, что анализ трудоиспользования спецпереселенцев говорит о том, что советскими органами заблаговременно были подготовлены на территории Кыргызстана, Казахстана, Сибири, Узбекистана места к приему и размещению спецпереселенцев, чтобы восполнить нехватку трудовых ресурсов в процессе создания «лагерной экономики».

Депортированные турки-месхетинцы были рассредоточены и расселены по отдельным аилам, посёлкам в различных областях и районах Кыргызстана, Казахстана и Узбекистана, как «спецпоселенцы». «Спецпоселенцы» - это особая категория депортированных людей, которые были переселены без права изменения места жительства без особого разрешения органов властей. Надо сказать, что положение переселенцев характеризовалось унизительными процедурами регистрации, перерегистрации и отметок в местных комендатурах, органах НКВД.

На каждого спецпереселенца, достигшего 16-летнего возраста, заводилась персональная карточка. Велся повсеместный посемейный учет, на каждого спецпереселенца заводилось личное дело. Так они прожили все военное и послевоенное время. Спецпереселенцы оставались ущемленной категорией населения почти до середины 50-х годов. И только после смерти Сталина и после реабилитации многих народов Северного Кавказа они смогли вернуться на свои исторические Родины. Так, после 1956 г. большая часть спецпереселенцев вернулась на историческую Родину, сохранив самые добрые чувства к кыргызстанцам.

Именно в 1956 г. с них, турков-месхетинцев, были сняты ограничения, снята категория «спецпоселенца». Тогда же часть из них стала возвращаться в различные районы Кавказа, в особенности в районы Кабардино-Балкарии Северного Кавказа. Но большинство турок осталось на насиженных местах в Кыргызстане и Казахстане.

Интересно было узнать, почему турки-месхетинцы не вернулись на историческую родину - Грузию? И как они оказались в далекой Америке и в Турции?

Согласно некоторым данным, после реабилитации и снятия ограничений на переселение Советская Грузия отказалась принимать турков-месхетинцев обратно на Родину. И только начиная с 1990 г. Грузия начала принимать турков-месхетинцев, при условии, что они признают свою этническую принадлежность к грузинам. Видимо, тогдашнее руководство республики исходило из того, что они свою родословную берут от части грузин – месхов, принявших ислам в XVII-XVIII веках и перешедших на турецкий язык. Полагаем, исходя из этого, они и выставили подобное требование, с чем многие турки-месхетинцы Кыргызстана, Казахстана не согласились и остались на своих обжитых местах.

Позднее, 22 июня 2007 года, парламент Грузии принял законопроект о репатриации месхетинских турок, проживавших на юге Грузии и переселенных в республики Средней Азии: «О репатриации лиц, насильно переселенных властями СССР из Грузии в 40-х годах ХХ века». В соответствии с этим законопроектом желающие репатриироваться в Грузию должны были до 1 января 2009 года предоставить документы в посольства Грузии в странах своего пребывания, но количество заявлений оказались небольшим. Одной из причин отказа воспользоваться грузинской программой переселения было то, что вопросы и информация заявлений и анкет, предоставленных грузинской стороной, носили дискриминационный характер.

Видимо, прежний опыт переселения дал о себе знать. О том, что турки-месхетинцы из Кыргызстана не воспользовались грузинской программой переселения репатриантов и никто не выехал из страны, в свое время сообщил агентству AKИpress тогдашний президент общественного объединения турков-месхетинцев Кыргызстана М.Сакимов. Согласно некоторым данным, к 2012 г. на территории Кыргызстана проживали около 50 тыс. турков-месхетинцев.

Что касается того, как турки-месхетинцы оказались в далекой Америке, можно сказать следующее. Еще в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века большая группа турков-месхетинцев компактно осела в юго-западных районах Краснодарского края Российской Федерации. Однако, как в силу общей политики местных властей по противодействию переселению эмигрантов в этот край, так и в особенности из-за возникшей неприязни части местного населения к туркам-месхетинцам, последние испытывали всякого рода притеснения со стороны районных администраций и негативного отношения местного казацкого населения.

Турки-месхетинцы в Краснодарском крае обращались к местным властям - на уровне сельского или поселкового советов и района - за приемом на жительство и пропиской в основном в 1989-1992гг. Практически все турки-месхетинцы получили отрицательные ответы, в устной форме. Из-за отсутствия прописки, а следовательно законной регистрации турки-месхетинцы не могли получить российские паспорта, соответственно и гражданство этой страны. Тогда на помощь пришла Международная организация по миграции. Именно эта организация при содействии правительств Российской Федерации и Соединенных Штатов с февраля 2004 г. начала программу по переселению турков-месхетинцев из Краснодарского края в США.

На сентябрь 2005 г. около 21 тыс. турков-месхетинцев подали заявления на участие в данной программе и 5000 переехали в города Портленд, Филадельфия, Атланта, Носквилл, Вокеша, Кент и др. Всего на сегодняшний день около 50 тыс. турков-месхетинцев проживают в более чем в 60 городах и сельских местностях Америки. Так наши братья турки-месхетинцы оказались в далекой Америке. На данный момент эта программа приостановлена.

А Турция начала программу по приему иммигрантов турков-месхетинцев с заселением их в бедные восточные районы страны с преобладающим курдским населением. Это не соответствовало ожиданиям турков-месхетинцев, которые не стали заселяться на отведенные им территории и расселились в большинстве своём в городах Бурса, Игдыр и др. Они в основном говорят на одном из восточно-анатолийских диалектов турецкого языка. На сегодняшний день в Турции проживают около 100 тыс. турков-месхетинцев. Это добрый шаг дружественной Турции.

Таким образом, мы проследили историю еще одного национального меньшинства суверенного и независимого Кыргызстана – турков-месхетинцев. Известно, что турки-месхетинцы являются одной из 80 народностей и этнических меньшинств, которые объединяет Ассамблея народов Кыргызстана. Сегодня Кыргызстан относится к малочисленным и одновременно полиэтническим государствам мира. Это историко-политический факт, и нынешнее руководство республики всячески старается обеспечить единство и сплоченность своего населения. В том числе всесторонне заботится и о турках-месхетинцах, нашедших на прекрасной земле кыргызского народа свою вторую Родину.

Мировой и собственный опыт Кыргызстана свидетельствует, что основой государственной политики консолидации общества, эффективной национальной политики являются принципы недискриминации, равенства и признания ценности и многообразия всех национальностей, народов и этнических сообществ, проживающих в одной отдельно взятой стране. Следовательно, с точки зрения историка, недавно принятая Концепция этнической политики Кыргызской Республики направлена на достижение консолидации общества на основе общегражданской идентичности и ответственности народа Кыргызстана, на сохранение этнокультурного многообразия страны. И турки-месхетинцы нашей страны не исключение в этом отношении.

Байболот Капарович Абытов, доктор исторических наук, профессор, проректор ОшГЮИ

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

01-11-2019
Становление милиции Кыргызстана
6911

17-05-2019
Какие факты о Великой Отечественной войне не нужно забывать
20208

22-04-2019
Ош как важный военно-стратегический, торгово-экономический и культурный центр Великого Шелкового пути
6837

24-07-2018
Ош в конце XIX – начале XX века
5532

11-07-2018
Об отношениях Курманджан-датки и российских царских властей
7149

18-05-2018
Алымбек Датка и Алымкул Аталык: соратники в политике или непримиримые конкуренты?
7529

03-03-2017
Государственному флагу Кыргызской Республики – 25 лет
12189

29-06-2016
А.Ф.Керенский ким? Кыргыз элинде, жеринде анын атын түбөлүккө калтырууга татыктуубу?
17278

05-05-2016
Архивдер түгөнбөс кенч, чыныгы тарыхый мурастар байлыгы
6569

08-04-2016
Махмуд Кашгарский - великий энциклопедист, выдающийся ученый-тюрколог
15425

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×