Вопрос о главных направлениях военных походов кыргызов в эпоху великодержавия остается еще открытым. На основании анализа письменных источников, относящихся к IX-XI векам н.э. можно локализовать следующие территории, в которые кыргызская конница совершала военные походы.
Шивей
Согласно китайским источникам, «в первое лето правления Да-чжун, (847 год)... хойху (уйгуры) почти уничтожились. Оставалось именитых князей и высших чиновников до 500 человек, полагавших единственную надежду на Шивэй... Семь родов шивэйских разделили хойху (уйгуров) между собою. Хягас (кыргыз), рассердившись на это, с министром своим Або и 70 000 войска напали на Шивэй и, забрав остальных хойху, возвратился на северную сторону Песчаной степи» [Н. Я. Бичурин. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М.-Л. 1950, Т. I.]. Это единственное письменное сведение, где сообщается о восточном направлении военных походов кыргызской конницы. По нашему мнению, данный поход имел единичный характер. Кыргызы не закрепились на степях восточной Монголии. В итоге восьмиплеменный союз киданей начал доминировать в Западной Маньчжурии. Но этноним «Шивей» сохранился в эпосе «Манас» в форме «Шибээ»:
«Таш-Көпүрө жердеген, Атагы шибээ эл экен. Шибээнин кыйын балбаны Чоң Ылама дээр экен» (вариант Саякбая Каралаева) |
«На земле Таш-Копуре живут, Племена шивей Героя Шивей зовут Чон Ылама (Большой Ылама)» (подстрочный перевод автора статьи) |
Эштегүн
Современная Джунгарская равнина с ее каменистой, щебневой почвой на севере и востоке в эпоху кыргызского великодержавия именовалась «Эштегүн». Согласно письменному памятнику «Бай-Булуң I» или «Е – 42» (памятник был обнаружен в 1915 году в кургане на равнине Бай-Булун левобережья реки Улуг-Хем. На двух лицевых сторонах всего высечены 11 строк надписи. Имеется тамга кыргызов), земля Эштегүн принадлежал кыргызам:
«Ana Eštegün jerim : en bilgür» – «Та моя земля Ештегүн, самый мудрый». |
В эпосе «Манас» сохранился этноним «Эштек» как один из союзников Манаса:
«Кыпчактан келди Элеман, Эштектен келген Жамгырчы» (вариант Сагымбай Орозбаков) |
«Из Кыпчаков явился Эламан, Из Эштеков явился Жамгырчы» (подстрочный перевод автора статьи) |
Беш эл
В эпоху кыргызского великодержавия северо-западная часть Таримского бассейна и южные склоны Тянь-Шаня именовались Беш эл. Данная территория граничила с землей Ешегүн. Согласно китайским сведениям, кыргызы владели данной территорией: «Еще Табу-хэцзу (посол кыргызов в Танскую империю) говорил, что кыргызы переселились на реку Хэло, живут на старой территории уйгурского государства, к тому же заполучили пять племен - Аньси (город Куча), Бэй-тин (город Беш-Балык), татар и других». [Ли Дэюй. Суэй-чан ипинь цзи Собрание эпистолярных произведений Ли Дэюя. А.Г.Малявкин. Уйгурские государства в IX-XII вв. Новосибирск, 1983].
Арабские письменные источники подтверждают данное сообщение: «Пенчуль (Аньси – территория нынешнего округа Ак-Суу) (расположен) в пределах расселения халлухов, и в давние времена его правитель был из тогузгузов, а теперь им владеют хырхызы». [«Китаб худут ал-алам мин ал-машрик ила-л-магриб» – «Книга о пределах мира от востока к западу». Анонимное сочинение. Труд составлен в 372 г.х. (982-83 г.). Перевод с арабского 3.Н.Ворожейкиной].
В кыргызском письменном памятнике «Шанчы III» или «Е – 152» (памятник был обнаружен на местности Узун-Аксы в 10 километрах северо-западней от села Шанчы Чаа-холского района Республики Тува. Высечены 4 строки надписи. Имеется тамга кыргызов) сообщается, что герой-кыргыз напал на территорию Беш эл:
«Yorïtïp : beš elke : tegdim» – «Я совершив поход, напал на Беш ел». |
В эпосе «Манас» этноним «Беш эл» сохранился в качестве пяти племен народа Каканчын:
«Бээжин бекем жер деген, Беш уруу кытай эл деген, Беттешкен аман келбеген, Каканчындын калкы бар» (вариант Сагымбая Орозбакова) |
Говорят, Бейджин – земля укрепленная, Говорят, пять китайских племен – Это непобедимый в сражениях Народ Каканчына (подстрочный перевод автора статьи) |
Лексема «кытай» в эпосе «Манас» является обобщенным названием кыргызских врагов. Лексема «Каканчын» имеет семантику «Северо-западный Китай». Также в эпосе имеются лексемы «Чын» – «Северный Китай», «Мачын» – «Южный Китай», «Чынмачын» – «Китай».
Жүз Күмүл
В китайских сведениях также сообщается, что кыргызы в эпоху великодержавия на юге владели территорией до Тибета: «Хягас было сильное государство; по пространству равнялось тукюеским (тюркютским) владениям. Тукюеский Дом выдавал своих дочерей за их старейшин… На юг (простиралось) до Тибета, на юго-запад до Гэлолу (карлуков)». [Н.Я.Бичурин. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М.-Л. 1950, Т. I.]. Данные сведения подтверждаются кыргызским письменным источником «Кёжээлиг-Хову» или «Е – 45» (памятник был обнаружен в местности Кёжээлиг-Хову по правому берегу притока Эжим реки Улуг-Кем. Высечены 11 строк надписи. Из них на боковой стороне 1-8 строк, на краю 3 строки. Имеется тамга кыргызов), где сообщается, что герой-кыргыз правил землей Жүз Күмүл, который граничил с Тибетом (современная территория округа Хами в КНР):
«Yüz : kümül : budunïm : esiz erinč» – «Мой народ Жүз Күмүл был без покровителя». |
В эпосе «Манас» сохранился топоним «Кумул». Согласно эпосу кыргызы совершали военные походы в землю Кумул:
«Кумулду барып чапканда, Астында жүргөн мен элем» (вариант Молдобасана Мусулманкулова) |
«Когда совершали поход на Кумул, Я был на первых рядах» (подстрочный перевод автора статьи) |
Үч Аргу
Согласно письменному памятнику «Бай-Булуң I» или «Е – 42» (памятник был обнаружен в 1915 году в кургане на равнине Бай-Булун левобережья реки Улуг-Хем. На двух лицевых сторонах всего высечены 11 строк надписи. Имеется тамга кыргызов), кыргызы совершали военные походы в землю Үч Аргу:
«Üč arγu yorïtïm : esidime : adïrdïma bökmedim» – «Я отправился в поход в Үч Аргу. Разлучился, не мог я остаться». |
Данное сообщение подтверждается арабскими письменными источниками:
«...И еще одна гора поднимается от самого начала границы тогузгузов, вблизи от озера Иссык-Куль, тянется вплоть до конца (области) тухсийцев и начала халлухской границы и затем поворачивает; отрог ее заходит в область одного из хырхызских племен. Эту гору называют Тулас (Талас)». [«Китаб худут ал-алам мин ал-машрик ила-л-магриб» – «Книга о пределах мира от востока к западу». Анонимное сочинение. Труд составлен в 372 г.х. (982-83 г.). Перевод с арабского 3.Н. Ворожейкиной].
В IX-XII веках топонимом «Аргу» назвали современную территорию западных отрогов Тянь-Шаня. Согласно Махмуду Кашгари: «Аргу – «ущелье», то что находится между двумя горами. Страну, расположенную между Таразом и Баласагуном называют «Аргу», так как она располагается между двумя горами» [Махмуд Кашгари. Диван Лугат ат-Турк. Алматы, 2005, стр. 155]. Кроме того: «Аргу Талас» и «Алтун Аргу Улус» – одно из названий города Таласа [Man I 26 – фрагментарные тексты рукописей, найденных в Турфанском оазисе].
В эпосе «Манас» топоним «Аргу» – «Талас» встречается в форме этнонима «Аргын»:
«Аман болсо Манасың Кең-Кол, Талас жер табат, Атамдан калган мурас деп, Аргын, кыргыз эл табат» (вариант Саякбая Каралаева) |
«Если будет жив Манас Обретет родные земли – Кен-Кол, Талас, Обретет свою отчизну – Народы аргын, кыргыз» (подстрочный перевод автора статьи) |
Следовательно, согласно письменным источникам, к территориям в Центральной Азии, на которые совершались военные походы кыргызов можно отнести земли Шивей, Эштегүн, Беш эл, Жүз Күмүл, Үч Аргу.
Территории в Центральной Азии, в которые совершались военные походы кыргызов в IX-XI веках н.э.
Также необходимо отметить, что военные походы кыргызов коренным образом изменили ход этногенетического процесса в Средней Азии: кыпчаки, достигнув союза с кыргызами, стали теснить кимакские племена на запад, произошло переселение огузов на юго-запад, начался переход кыргызских племен на Волгу, Прикамье (процессы этногенеза в Средней Азии и Приуралья в IX-XI веках н.э. требуют отдельного исследования).
Таким образом, кыргызы после победы над уйгурским каганатом, совершали главные военные походы в западном и юго-западом направлениях.