Добавить статью
4:47 13 Декабря 2013 37370
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 11)

Начало

(часть 10)

Русская революция в 1905 г.

После русской революции 1905 года, целью которой было улучшение положения рабочих и крестьян, начали возникать новые профсоюзные и политические организации, рабочие начали бастовать, а крестьяне, будучи более активными, жгли и разоряли барские усадьбы, беспокойства с применением насилия стали нормой. Царь был вынужден выдать манифест о предоставлении гражданских прав, всеобщем праве участвовать в выборах учредить думу, имеющую право принимать все законы, за исключением государственного бюджета.

В 1906 году премьером правительства стал Петр Столыпин, при нем обвиняемые в политическом насилии сильно наказывались (только в 1908–1909 гг. по этой причине было приговорено к смерти 3 682 человека), он также приступил к аграрной реформе. Будучи опытным и успешным хозяйственником, Столыпин понимал желание крестьян владеть замлей, он начал большую программу внутренней миграции.71

Община. После революции 1905 года в России были упразднены общины72 (совместная собственность производственных сил с полным или частичным самоуправлением) и общинное равное пользование землей. Русская община была фактически учреждением феодального типа, из нее нельзя было выйти в одностороннем порядке.

Ситуация изменилась 9 ноября 1906 года, когда русское правительство выдало постановление, на основании которого стало возможным выходить из общины. Столыпинская аграрная реформа позволила приобретать в частную собственность долю в общинной земле, пользователями которой являлись крестьяне. Целью реформы стало создание в деревнях на базе старой общины независимого сословья частных крестьян с сохранением имущества.

Предполагалось, что земля для финансово крупных субъектов будет браться из фонда совместного общественного имущества – общины. Кроме того, самые лучшие общинные земельные участки были преобразованы на кулацкие73 отрубы (те земельные участки, которые перешли в частное владение) и хуторы (такой же земельный участок, но расположенный обособленно, где также имеются хозяйственные и жилые здания).

Царскому правительству не удалось везде ввести частную собственность: до 1917 года хуторы и отрубы составляли десятую часть крестьянских хозяйств, и прежде всего на северо-западе (по соседству с Прибалтикой) и на юге – юго-востоке (юг Украины, предгорья Кавказа, центральное Поволжье). В остальных губерниях, как правило, удержалась община.

Вышедшие из общины крестьяне среднего достатка и бедняки в количестве 1 200 000 человек продали около 4 миллионов десятин74 своей земли кулакам по сильно заниженной цене. Правительство предприняло шаги по переселению этих «лишних» крестьян – русские крестьяне в поисках земли часто направлялись и в очень удаленные регионы, в том числе и в Центральную Азию. Нельзя сказать, что принятые меры были успешными: крестьяне, как правило, возвращались из новых мест домой.

Интенсивность общинного землепользования разных мест России (и потом и Советского Союза) сильно отличалась: в то время как в европейской части община была устранена, (включая преобразования патриархальной семьи) и на тех самых отсталых местах до 40-ых лет XX-го столетия, в некоторых местах Средней Азии хозяйства общинного типа сохранялись, вплоть до распада СССР.

В то время как переселение в Туркестан проходило вначале без конфликтов с коренным населением, то после 1905 г., когда оно приобрело массовый характер, произошли принципиальные изменения. Причиной этого стал возрастающий недостаток земельных участков, когда местные кочевые племена получали нормированный земельный надел: 30–60 десятин на одну кибитку (юрту), то есть на одно хозяйство и часто эти участки не годились даже под пастбища75. Из-за этого многие киргизы стали безземельными, позже безутешность их ситуации спровоцировала вооруженное восстание.

131213_1Протокол количества переселенцев, г. Томск, 15.1.1915

Источник: <http://pereselenie.gato.tomica.ru/i/3211/390/scan3937.jpg>.

Восстание в 1916 году

К 1916 году дошло до самого крупного восстания среднеазиатского населения против русского правительства. В наше время оно получило самые различные оценки ученых. Такое отсутствие единства мнений типично для этого вопроса.

Большая Советская Энциклопедия76 при оценке этого восстания подчеркивает его рабоче-крестьянский характер:

… выступление угнетённых народов Средней Азии и Казахстана в период первой мировой войны 1914–18 гг. против колониальной политики царского правительства России. Война привела к усилению национального и колониального гнёта (рост налогов, податей, введение военных реквизиций и различных сборов на нужды фронта).

Восстание было направлено против царских властей, империалистической войны, а также против местной административной верхушки, помогавшей русским чиновникам в их грабежах и насилиях.

Начавшись как антиколониальное и антивоенное, восстание постепенно перерастало в антифеодальное. Лишь в некоторых незначительных по масштабу районах феодально-клерикальным элементам удалось спровоцировать реакционные выступления националистического характера. Основными движущими силами восстания были дехкане и скотоводы, а также трудящиеся массы города – рабочие и ремесленники.

Оценка восстания в советской историографии звучит обычно довольно положительно: оно хорошо вписывается в сюжет рабоче-крестьянских восстаний против феодальных (и капиталистических) эксплуататоров. Одновременно с этим – это пример несовершенной революции, а той совершенной может быть только революция социалистическая. Нигде в советских источниках не говорится о том, что это был бой против русской власти, употребляется только выражение «бой с царской властью и местными правителями».

История Касымалы Баялинова, рассказывающая о положении киргизских беженцев в Китае была опубликована в 1957 г. в журнале «Литературный Кыргызстан»77. Ее стиль отвечает официально принятому: восстание подается, как классовый бой против эксплуататоров:

Март тысяча девятьсот семнадцатого года. Мы находимся в Китае, близ города Уч-Турфан78.

В 1916 году киргизский народ поднял восстание против своих угнетателей – царских колонизаторов и их приспешников – баев и манапов. Однако оно было жестоко подавлено. Тысячи киргизских семей, спасаясь от преследований карательных отрядов, бежали в Китай. В поисках пищи и работы, многие из них проникли в глубь Синьцзяна до Ак-Су, Черного города79 и Урумчи на востоке и до Кашгара на западе.

Не имея ни скота, ни продуктов для дальней дороги, мы осели в Турпане. Мне тогда только что исполнилось пятнадцать лет. Я и мой пятилетний братишка, лишившись родителей, находились на попечении бабушки Сейилкан и ее сына Джеенбая.

Жили мы у уйгурского бая Сабит-ахуна. Для жилья он предоставил нам коровник. С большим трудом мы привели в относительный порядок нашу «квартиру»: забили щели двери войлоком, натаскали на земляной пол сена, которое служило нам постелью. В счет платы Сабит-ахун взял меня в услужение, сделав своим малаем.

С прибытием беженцев Сабит-ахун стал быстро богатеть. Помимо дешевой рабочей силы, он скупал за бесценок имущество киргизов.

(…)

Вот и базар. Народу на нем видимо-невидимо. Большей частью – это опухшие от голода, еле передвигающие ноги беженцы-киргизы. Немало тут и нищих, просящих подаяния. Беженцы не имели денег и чтобы как-то просуществовать, предлагали себя в услужение, распродавали свои жалкие пожитки, а некоторые – даже детей.

Этот «товар» пользовался здесь большим спросом. Особенно падки на него были местные богатеи. Из мальчика в недалеком будущем вырастет хороший работник, а девочку через несколько лет можно сделать своей младшей женой.

Советский учебник истории описывает восстание следующим образом:

«В кочевых и полукочевых областях Средней Азии и Казахстана ситуация была еще хуже. Правительство продолжало забирать землю у киргизов и казахов и отдавать ее русским переселенцам. В 1915 г. русским помещикам, чиновникам и кулакам было отдано 1 800 тыс. га лучшей земли казахов и киргизов. Непрерывные военные реквизиции лошадей, рогатого скота и шерсти совершенно разорили дехкан. Притеснения и поборы со стороны местных властей усугубляли бесправие населения. Поводом к широкому восстанию трудящихся в Средней Азии явился приказ царского правительства в июне 1916 г. о «реквизиции» (призыве) населения от 19 до 43-летнего возраста на рытьё окопов и другие фронтовые работы, хотя по царским законам местное нерусское население освобождалось от воинской повинности.

Одновременно восстание было направлено и против феодально-байской верхушки, которая осуществляла «реквизицию» при помощи взяток и других злоупотреблений80».

В историях советского времени русские (далее только эксплуатируемый рабочий класс) показывают местному населению правильный путь и приводят их к революции:

Хамдамжон Талибжанов.81 В 1916 г. я поступил на работу на маслозавод Андреева. Устроиться сюда мне помог русский товарищ. Во время обеденных перерывов русские рабочие регулярно проводили с нами беседы. Я помню, как они рассказывали нам, что Ленин отстаивает интересы бедных и указывает им путь к освобождению. Они рассказали нам также, что Ленин руководит борьбой бедняков за свои права.

Мы работали тогда по 12 часов. Таскали тяжелые кули со жмыхом. За такую изнурительную работу мы получали по 1 руб. 20 копеек в день. Русские товарищи в своих беседах открывали нам, рабочим-узбекам, глаза, указывая на наше бесправное и тяжелое положение.

В этот период на заводе Андреева были созданы тайные рабочие группы, собиравшиеся в час дня, когда все отдыхали. Они проводили собрания и о чем-то говорили между собой, собираясь по углам по пять-шесть человек. На завод часто являлась полиция, жандармы, приставы, но обнаружить ничего не могли.

131213_2

Завод по переработке хлопка, г.Коканд.

Источник: <http://s005.radikal.ru/i212/1209/91/db8bb77155e1.jpg>.

После восстания 1916-го года повстанцы из рядов местного населения (киргизского, узбекского, …) совсем не различали, каковы политические убеждения местных русских или к какому классу они принадлежат – восстание было направлено против всех русских без исключения.

Причины восстания и его ход описываются военным губернатором Семиреченской области:

131213_3 Донесение военного губернатора Семиреченской области ген.Фольбаума туркестанскому генерал-губернатору

О беспорядках, происшедших в Семиреченской области в связи с набором рабочих

Где и в чем выразились беспорядки

Недовольство киргизов, как основное настроение массы, приведшее к открытому бунту, замечалось давно. После объявления высочайшего указа о наряде рабочих в начале июля, в киргизской среде агитаторами очень настойчиво стал распространяться слух о введении воинской повинности, что и послужило ближайшим поводом сначала к пассивному сопротивлению распоряжениям властей, а затем и к открытому неповиновению и беспорядкам во многих волостях…

Смута и паника охватили целые волости: приграничные волости Лепсинского и Джаркентского уездов в половине июля стали уходить в Китай, другие – в степи Балхаша или же в горы. Рабочие киргизы убегали от русских, воруя лошадей и скот. Первым значительным столкновением нужно считать нападение киргизов Эмельской и Барлынской волостей 24 июля – 1 августа на Тахтинский таможенный пост и с. Пограничное в Алакульской долине, вызванное желанием киргиз прорваться в Китай.

Набеги повсюду сопровождались грабежами, пожарами, зверскими убийствами и уводом в плен женщин и девушек. Нападение было произведено сразу на все беззащитные поселки северного и южного берега озера. Население, невооруженное и неподготовленное, бросило дома и имущество и бежало; на дороге киргизы грабили и избивали, а поселки поджигали. Бунтующие волости Пишпекского уезда и южного берега Иссык-Куля Пржевальского уезда в половине октября, под давлением военных отрядов, бежали через перевалы в Кашгар, а кара-киргизы северного берега Иссык-Куля и киргизы рода Атбан Нарынкольско-Чарынского участка направились по Текесу в Кульджинский район.82

Главным импульсом к началу восстания послужил призыв местного населения на тыловые работы для русской армии; там оказалось возможным откупиться от призыва, что воспринималось многими призывниками, как очередная несправедливость. Следующие истории были записаны от трех участников восстания, ставших, в дальнейшем, членами большевистской партии. В их понимании это, однозначно, был бой с эксплуататорами.

Продолжение

71 Švankmajer M. Dějiny Ruska. Praha: NLN, 1995, s. 282–285.

72 Община – это сообщество людей, характерное прежде всего для первобытнообщинного общества. Ее главные характеристики –коллективное владение производственными средствами и полное или частичное самоуправление. Известны следуюшие формы общин: родовые и соседские. Родовая община – это форма первобытной организации, члены которой принадлежат к одному роду и один род, фактически, равен одной общине. В период первобытнообщинного строя, община – это общераспространенная универсальная административно-территориальная единица, являющаяся носителем всех общественных функций: это одновременно коллектив производственный (коллективное владение производственными средствами), семейный (состоит из родственников), политический (полностью или частично автономный, есть свои представители), он так же характеризуется принадлежностью к одному и тому же культу. Соседская община – это форма организации общества во время перехода от родо-племенного строя, когда высокоразвитые общины способны существовать и при феодальном строе. Община прежде всего это – производственная и политическая единица, и принадлежность к ней определяется прежде всего местом проживания и только потом родственными отношениями. Соседская община типична для земледельческих обществ, ее главная характеристика с точки зрения экономики – это полное или частичное владение землей, коллективный земледельческий труд при использовании соседской взаимопомощи, общее пастбище и т.д. Для России была типична соседская община. (По материалам энциклопедии «CoJeCo»).

73 Кулак (крестьянин) – в дореволюционной России обеспеченный, самостоятельно хозяйствовавший и использовавший наемный труд крестьянин, во владении которого могло находиться и до 200 га земельных площадей. В русской деревне этот социальный слой возник вследствие столыпинской реформы и революции 1905-го года. («Оттова» энциклопeдия).

74 1 десятина = 1,093 га. После Октябрьской революции, в связи с переходом к метрической системе мер, в соответствии с декретом СНК РСФСР от 14 сентября 1918, применение десятины было ограничено, а с 1 сентября 1927 запрещено.

75 Восстание киргизов и казахов в 1916 году. Бишкек: Асаба, 1991, с. 85.

76 Турсунов, Х. Т. Среднеазиатское восстание 1916. [онлайн] Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) [цит. 15. 11. 2012] Доступен: <http://bse.sci-lib.com/article105534.html>.

77 Баялинов, К. Весна в Тянь-Шане. Литературный Кыргызстан, № 5 (17), Сентябрь–октябрь 1957 г., с. 90–95.

78 Wushi (Uqturpan).

79 Яньци / Карашар (Yanqi).

80 История СССР. Часть третья. Учебник для 10 класса средней школы. Москва: Учпедгиз, 1952, с. 122–123.

81 В боях за советскую власть в Ферганской долине: воспоминания участников Октябрьской революции и гражданской войны 1917-1923 гг. Ташкент: Издательство Академии наук Узбекской ССР, 1967. Дополнительный источник: <http://wiki.centralasia.su/tmpe205.htm>.

82 К истории восстания киргизов в 1916 г. Красный архив, № 3 (16). 1926. Доступен: <http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XX/1900-1920/Kirgiz_1916/text.htm>.

Пётр Кокайсл, факультет экономики и менеджмента, (Czech University of Life Sciences) Прага

Амирбек Усманов, Радио Свобода – Азаттык, Прага

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

02-10-2014
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 31)
23276

20-08-2014
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 30)
47611

01-08-2014
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 29)
44495

25-07-2014
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 28)
32069

18-07-2014
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 27)
54455

09-07-2014
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 26)
28708

02-07-2014
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 25)
35238

12-06-2014
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 24)
45081

23-05-2014
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 23)
30475

14-05-2014
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 22)
32304

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.

×