Добавить статью
4:35 19 Декабря 2013
Об этнониме «Шато» – «Солто»

1. Сведения древнекитайских письменных источников

Согласно древнекитайским письменным источникам, племя «Шато» является частью племенного союза «Чуюэ». В «Сюй Тан-шу» сообщается что, «Шато является отдельным племенем западных тюрок рода Чуюэ». При этом, отмечается, что «к востоку от Пулэй есть большая каменистая [земля], поэтому, [это племя] называется Шато-тюрк».

131219_1

Территория, где жили Шато

В IX веке Танская империя утратила свое влияние в Западном крае. Воспользовавшись геополитической ситуацией, шатосцы вступив в союз с уйгурами, взяли под свой контроль гарнизоны Бешбалык и Аньси и оказывали сопротивление тибетцам, пытавшимся захватить эти гарнизоны. Но 790 году н.э. шатосцы перешли на сторону тибетцев. Позднее это племя перекочевала в район Ордоса. После падения Танской империи в Северном Китае шатосцы создали три государства: Поздний Тан (923-936), Поздний Цзинь (936-946), Поздний Хань (947-951).

Также согласно древнекитайским источникам, «Предки императора Чжуан-цзуна (908-926) [первый император государства Поздний Тан, правил в 923-926 годы н.э., был из племени Шато] первоначально именовались Чжуэ… При последующих поколениях выделились, сами себя назвали Шато и взяли фамилию Чжуэ».

Кроме того, в древнекитайских письменных источниках упоминается что форма «Чжоэ» изменился в форму «Чжуэ».

Как видно, этноним «Шато» в древнекитайских источниках имеет также формы «Чжуо» и «Чжуэ».

2. Лингвистический анализ этнонима

Этноним «Шато» имеет форму «沙陀» со семантикой: «песочно-гравийный склон». На пратюркском языке семантическая позиция «песочно-гравийный» передается лексемой «*eš». К примеру: «эшилген кум» – «сыпучий песок; большие пески» на кыргызском языке. На пратюркском языке семантическая позиция «склон» передается лексемой «*dik». Таким образом, этноним «Шато» (沙陀) переводится на пратюркский язык как «Ešdik». В письменном памятнике кыргызов «Бай-Булуң I» или «Е – 42» говорится о земле «Эштегүн»: «Ana Eštegün jerim : en bilgür» – «Та моя земля Ештегүн, самый мудрый». Данный топоним обозначал территорию современной Джунгарской равнины, с его каменистой, щебневой почвой.

Вторая форма этнонима «Шато» – «Чжуо» имеет форму «涿» со семантикой: «бить, стучать, ударять». На праалтайском языке семантическая позиция «бить, стучать, ударять» передается лексемой «*ǯŭgdo», на пратюркском языке – «*jodo» или «jogdo». Таким образом, форма «Чжуо» (涿) переводится на пратюркский язык как «Jod» или «Jogd» с переходом [g] на [j], или на [l]: «Jogd» > «Jojdo» или «Joldo». Древние тогонцы в VIII веке составляли доклад «О царствах и племенах, обитающих на севере». В данном докладе после племени «Суни» в Джунгарии, отмечается племя «Жолто». По нашему мнению форма «Чжуо» (涿) переводится как «Жолто» с переходом [ж] на [c]: «Жолто» > «Солто».

Третья форма этнонима «Шато» – «Чжуэ» имеет форму «朱邪» со семантикой: «красный отец». На праалтайском языке семантическая позиция «красный» передается лексемой «*kiuru», на пратюркском языке – «*kïr» с переходом [r] > [z]: «Kïr» > «Kïz». Семантическая позиция «отец» на праалтайском языке передается лексемой «*apa», на пратюркском языке – «apa». Таким образом, форма «Чжуэ» (朱邪) переводится как ««Kïz apa» – «Кызыл».

Следовательно, этноним «Шато» переводится как «Эштек»; «Чжуо» – «Солто»; «Чжуэ» – «Кызыл».

3. Лингвистический анализ имен императоров шатосцев

Отцом первого императора Чжуан-цзуна был Ли Кэюн (李克用). Лингвистический анализ китайской формы «Ли Кэюн» указывает, что иероглиф 李 [lǐ] в древности имел семантику «управитель» т.е. был титулом. Данная семантика на праалтайском языке передается лексемой «*dasa», на пратюркском языке «Jasa». Иероглиф 克 [kè] имеет семантику «сведущий, способный, умный». Данная семантика на праалтайском языке передается лексемой «*bogde», на пратюркском языке – «bögü» и на праалтайском языке – «*ar», на пратюркском языке «ar». Иероглиф 用 [yòng] имеет семантику «правитель». Данная семантика на праалтайском языке передается лексемой «*kioŋi», на пратюркском языке – «kiaŋ». Таким образом форма Ли Кэюн (李克用) переводится как «Jasa bögü ar kiaŋ».

Сын Ли Кэюна Ли Цуньсюй правил государством Поздний Тан в 923-926 годы. Его храмовое имя «Чжуан-цзун» (莊宗) имеет семантику «сильный» и «продолжатель рода». Данные семантики на праалтайском языке передаются лексемами «*kü» и «*tog», на пратюркском языке – «kü» и «tog» соответственно. Таким образом, форма Чжуан-цзун (莊宗) переводится как «Kü tog».

Сын Ли Цуньсюя Ли Сыюань правил государством Поздний Тан в 926-933 годы. Его храмовое имя «Мин-цзун» (明宗) имеет семантику «светлый» и «продолжатель рода». Данные семантики на праалтайском языке передаются лексемами «*giojnu» и «*tog», на пратюркском языке – «gün» и «tog» соответственно. Таким образом, форма Мин-цзун (明宗) переводится как «Gün tog».

Последующие два императора носили посмертные имена «печальный император» и «последний император» но называть правящего императора посмертным именем не принято.

4. Генеалогическая схема племени Шато

Таким образом, на основании древнекитайских письменных источников можно создать следующую генеалогическую схему:

131219_2

5. Сопоставительный анализ генеалогических схем племени Шато и кыргызского племени Солто

Лингвистический анализ этнонима Шато, а также имен императоров шатосцев показывает, что лексемы пратюркского языка, передающие семантические позиции основных компонентов древнекитайских форм совпадают с основными компонентами генеалогической схемы кыргызского племени Солто.

«Чуюэ» – «Tiolgu» на праалтайском языке – «Тагай» на кыргызском языке;

«Шато» – «Ešdik» на пратюркском языке – «Эштек» на кыргызском языке;

«Чжуо» – «Joldo» на пратюркском языке – «Солто» на кыргызском языке;

«Чжуэ» – «Kïz apa» на пратюркском языке – «Кызыл» > «Козор» на кыргызском языке;

«Ли Кэюн» – «Jasa bögü ar kiaŋ» на пратюркском языке – «Богорстон» на кыргызском языке;

«Чжуан-цзун» – «Kü tog» на пратюркском языке – «Күл туу» на кыргызском языке;

«Мин-цзун» – «Gün tog» на пратюркском языке – «Күн туу» на кыргызском языке.

Сопоставительный анализ генеалогических схем выглядит следующим образом:

131219_3

Таким образом, этноним «Шато» относится к кыргызскому племени Солто. При этом в генеалогической структуре племени Солто сохранились имена первых императоров Позднего Тана.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

О титулах «Кара Кан» и «Бограч Кан»

Первое упоминание этнонима «қазақ»

«Теңир»
(лингвистическо-исторический анализ лексемы)

Юэчжи. Лингвистический анализ этнонима

Письмо-орнамент кыргызов

Кыргызское великодержавие: главные направления военных походов

Происхождение этнонима «түрк»

Тюркютские роды «Ашина» и «Ашидэ»

Происхождение этнонима «кыргыз»

Геродот. Кыргызская генеалогия

Еще статьи

X
Для размещения комментария авторизуйтесь