Архивная запись от 5.9.1917 г., касающаяся имущественного положения некоторых киргизов в период восстания, описывает нападение на киргизских беженцев, возвращающихся в 1917-ом году из Китая:
В августе 1917 года сообщалось о нападении покровских и барскаунских крестьян в местности Ичтык Пржевальского уезда на возвращавшихся с сыртов (ровные или слегка холмистые местности на Тянь-Шане, расположенные на высоте 3500–4000 м) беженцев-киргизов.
Перечисляя потери пострадавших, сообщалось, что грабителями отобрано у киргизов «18 кусков серебра – джамбы, 300 зёрен серебра и 7 600 рублей деньгами». (Ямба – лодкообразный слиток серебра весом около 1,9 кг, являвшийся средством денежного обращения в Китае). Не у простых же скотоводов было это богатство, а у какого-то бая. Причём богатство, имеющееся у него после голода и страданий своих сородичей в Китае и после возвращения на родину90.
Доказательством того, что это были не бойцы за справедливость, а банды убийц и грабителей, было массовое убийство русских монахов в Троицком монастыре у озера Иссык-Куль. Нападение на монастырь описывается в воспоминаниях последнего настоятеля, архимандрита Иринарха:91
10 августа, когда в монастыре узнали о начавшемся бунте, поджогах и убийствах хуторян, началось общее смятение. Настоятель пишет: «Что делать, куда деваться, где искать спасения… Я встретил духовника иеромонаха92 Рафаила и еще нескольких братий… Отец Рафаил решительно отверг мое предложение искать спасение на стороне. По его уверению, киргизы монахам вреда нанести не могут. Придут, пошумят, награбят и уйдут.
Пожелавшие искать спасения от мятежных киргизов на стороне стали собираться в дорогу, а пожелавшие остаться в монастыре отошли к летнему Троицкому собору. В числе решивших остаться в обители были: иеромонах Рафаил, схимник93 Исихий, монахи – Досифей, Дорофей, Феоктист, послушники94 – Никифор, Феодор, Симеон, Михаил, Назарий, Стефан и Александр (Вавилов).
Решив временно, до выяснения обстоятельств, покинуть монастырь, мы избрали местом своего пребывания безымянный монастырский островок о двух десятинах земли приблизительно, омываемый заливом Песчаным на юго-западе, в трех верстах от монастыря…
Продолжавший работать около одной из монастырских построек сарт, прибежавши, сообщил о движении к монастырю большой киргизской толпы. Киргизы приехали сначала на экономию, и по вероятном ея ограблении, вернулись к святым монастырским воротам. В это время посл. Александр Вавилов был послан о.Рафаилом для наблюдения за бунтовщиками на колокольню. Сам же о.Рафаил для выяснения требований киргизов и для успокоения их вышел к ним на встречу.
Киргизы его окружили и, приставив в круг деревянные колья, с помощью хорошо говорившего на русском ученика монастырской школы Бексырги, подвергли допросу. Затем, отобрав у о.Рафаила сапоги, брюки, кошелек с деньгами, обещали оставить иноков в покое. После этого киргизы удалились вновь на экономию, а о.Рафаил вернулся вновь к своим в церковь. Спустился с колокольни вслед за о.Рафаилом и посл.А.Вавилов. Киргизы не без труда проникли в собор, так как крепкие двери долго не поддавались взлому. Разломав их, они, вооруженные пиками, топорами и даже ружьями, с криком стали входить в Божий Храм.
Монахи же под управлением о.Рафаила, обладавшего сильнейшим басом, запев молитвы, перешли в алтарь, где каждому была дана в руки икона и крест. Бунтовщики заставили сейчас же монахов раздеться, оставив на них только нижнее белье и в таком виде погнали их, державших в руках святыни и певших «высшую небес» на паперть, где по одиночке всех перебивали. О.Рафаилу, вышедшему первым, была отрублена топором голова и правая рука, в которой он держал Евангелие. Убил его ученик монастырской школы из киргизов Бексырга.
Другие были приколоты тупыми деревянными пиками и побиты рябиновыми палками. Из числа 12 оставшихся в монастыре монахов в храме подверглись избиению 8 человек – иеромонах Рафаил, монахи Досифей, Дорофей, Феоктист, послушники Михаил, Никифор, Федор и Стефан. Испугавшись возможности поджога собора, на крыше которого спасался, А.Вавилов осторожно вернулся на колокольню, спустился с нее и первым увидел монаха Дорофея, сидевшего на церковной паперти с отрубленным носом. Перепугавшись, Вавилов бросился в сторону сиреневой аллеи и, спрятавшись в густых сиреневых кустах, наблюдал разгром помещений иером.Мельхисидека.
Убитые монахи были в 2012-ом году провозглашены святыми: они стали первыми православными святыми в Кыргызстане.
История Сейитбека Жаанбаева и его родственников показывает, что начало двадцатого столетия было для киргизов очень несчастливым временем: именно это восстание 1916 года принудило многие семьи к побегу в Китай. После возвращения, уже при советской власти, началась конфискация имущества, а через несколько лет раскулачивание и аресты. И после этого преследование классового врага не было закончено: дети и внуки раскулаченных несли всю жизнь клеймо «родственника врага народа».
Сейитбек Жаанбаев.95 Моего прадедушку звали Адылом (когда он умер, ему было 94 года). У него были сыновья: Ибрагим и Мусакожо. У Ибрагима были сын Жаанбай, а я – сын Жаанбая, Сейитбек. Кроме Жаанбая, у Ибрагима было две дочери и другие два сына: Мойдунбек, Курманбек.
После замужества фамилия самой старшей дочери Ибрагима стала Шамирканова. Она вступила в партию и стала третьим секретарем Жумгальского района. В течение долгого времени она была председателем сельсовета. Ее последняя должность – директор совхоза.
У Мусакожо был единственный сын, он погиб во Второй мировой войне.
Прадедушка Адыл был внуком Балбай-батыра (батыр на русском означает «богатырь»). У Балбая был сын Медет-датка. У того же было три сына – Чыны-бий, Кокумбай, Курман. У Курмана был сын Адыл, мой прадедушка.
Я спрашивал и бабушку, и дедушку Ибрагима, что они знают о моем прадедушке. Дедушка Адыл вместе со своей семьей и друзьями во время восстания в 1916 г. (үркүн) сбежали в Китай, они жили в Турфане три года, а потом вернулись. Адыл говорил, что они много помогали своим родственникам. Адыл умел читать, когда он в каких-то книгах по искусству прочитал, что малаи (поденщики у баев – богачей) были одеты только в лохмотья и жили впроголодь, он рассердился и сказал, что это все ложь. Как он говорил, богачи давали своим работникам скот тогда, когда у них умер какой-то родственник или же когда надо было подготовиться к какому-то торжественному празднеству: рождению ребенка, обрезанию. Они также прилично одевали своих работников, хотя бы и потому, что они боялись осуждения родственников и насмешек остальных. Как говорил дедушка, баи прежде всего брали на работу своих братьев и других родственников. Прадедушка Адыл пас целое стадо коней своего брата Кокумбая.
В 1932 году Адыл был раскулачен, как потомок манапа и датки. Моему отцу в то время был один год. Дедушка очень осуждал раскулачивание советской властью бывших богачей, так как баи и манапы управляли своими аилами, решали самые различные споры и наказывали виновных. В роду саяков правителями были баи и манапы из рода Курманкожо.
Прадедушка Адыл вместе с семьей был выслан в Оренбургскую область. Мой дедушка Ибрагим рассказывал, как он привез отца из Оренбурга в Жумгал: они и шли пешком, и иногда ехали на поезде или верхом на лошадях.
Мой отец Жаанбай всю жизнь не мог вступить в партию. В 1955–56 годах он учился в педагогическом институте в городе Бишкек, его исключили оттуда на втором курсе: он был сыном кулака. Случилось это потому, что в институт кто-то посылал одну анонимку за другой, где писали, что он – сын врага народа.
Вместо этого учебного заведения отец закончил в 60-х годах физико-математический институт в городе Ош и потом всю жизнь работал в школе. После окончания института отца назначили директором школы, но через три месяца его сняли, так как он был беспартийным. Отец говорил, что ему пришлось 27 раз проходить комиссию, рассматривавшую заявления о приеме в партию. Он умер в 1980 г. в возрасте 51 года. Его брат Мойдунбек всю жизнь работал в колхозе и пас коров. Он был принят в партию. Младший брат отца Курманбек был после школы принят на физико-математический факультет Киргизского государственного университета, но в течение года его исключили как сына кулака.
Через год Курманбек перевелся на вечернее отделение политехнического института, во время учебы он работал электромонтером Бишкекской ТЭЦ, где его также приняли в партию. После окончания института он стал главным инженером управления Киргизглавэнерго, в возрасте 24 лет он перешел на должность заведующего гидроэлектростанцией в селе Чаек, потом он работал директором Ат-Башинской ГЭС, потом – в Аламединском РЭС (районная система электроснабжения), потом в Чуйском ПЭС (предприятие электрических сетей). Он стал заслуженным энергетиком республики и сейчас находится на пенсии.
У другого дедушки Мусакожо был единственный сын Аманкан и тот погиб на фронте. Несмотря на то, что тот воевал четыре года на фронте, его имя не было включено в памятный список погибших фронтовиков Второй мировой войны, опубликованных в селе Чаек в 1967 году. Причиной этому было опять то же самое: сын кулака и врага народа. Через четыре года список дополнили, но имя Аманкана там опять не появилось. В 1984 году в его родной деревне поставили памятник участникам войны, но и там его имя опять не написали.
В ответ на запрос о судьбе брата, посланный моим отцом Жаанбаем в 1967 году, тогдашний командующий Туркестанским военным округом генерал Ляшенко сообщил, что Мусакожоев Аманкан героически погиб под Курском в 1944 году, где также был и похоронен. На основании этого письма отец послал запрос в КГБ, находившееся в Кочкоре. Из их ответа мы поняли, что Аманкан Мусакожоев служил в штрафном батальоне96. Поэтому военный комиссариат и не давал согласия на включение его имени в список погибших фронтовиков.
На примере восстания 1916 года можно хорошо понять насколько может отличаться интерпретация исторических событий:
- В 20-е годы появляется две версии:
- У восстания не было никаких националистических признаков, это был бой местного (мусульманского) населения и трудящихся европейской части страны против эксплуататоров.
- «Националистическая» версия – та, которой придерживались местные работники (Рыскулов, Абдрахманов) – русский крестьянин против своей воли попал в Среднюю Азию в позицию колонизатора, поэтому гнев местного населения был направлен и на него.
- С тридцатых годов под влиянием тезиса о «братском союзе народов СССР» опять подчеркивается классовый бой и в восстании должны были принимать участие беспощадно эксплуатируемые классы общества. Позже появилось выражение «народно-освободительное движение».
- После распада СССР появилась утрированно националистическая трактовка восстания, начался новый бой – в этот раз между местными националистическими и русскими историками по поводу «объективности оценок восстания 1916 г». Оно может означать, как «антирусское, националистическое, пантюркистское, панисламистское, да еще и спровоцированное германской, турецкой, персидской, китайской и прочими спецслужбами».97 Один из кандидатов в президенты Кыргызстана требовал от России выплатить киргизскому народу компенсацию в размере 100 миллиардов долларов.
На основании материалов того времени, можно показать, что ситуация местного мусульманского населения была очень неутешительной. Самой большой проблемой был недостаток земли (ввиду массовой миграции в Среднюю Азию в период после столыпинских реформ), привилегии переселенцев из европейской части России означали ущемление прав местных жителей. Последней каплей стал призыв коренного населения на рытье окопов в первой мировой войне.
Тут не может быть и речи о какой-либо справедливой борьбе, независимо от того, носила ли она революционный характер или нет: банды убийц и грабителей нападали на дома местных жителей, в которых все мужчины уже были призваны на фронт, грабили, уводили с собой жен и девушек.
В последующий период вызванные в регион карательные отряды русской армии брали в свои руки восстановление справедливости и, наказывая виновных, толковали свою задачу очень своеобразно и превышали данные им полномочия. Этот факт тоже потом становился следующим толчком к взрыву недовольства.
Ситуация не рассматривалась при использовании категорий «виновник» в противопоставлении к «невиновному», но намного чаще это было слово «русский» (или представитель какого-то другого европейского народа) в противопоставлении к слову «местный» житель. Одновременно с этим, слова «эксплуататор» и «эксплуатируемый» были чужды участникам восстания, что бы не говорила советская историография («обычных русских почти всегда, за редким исключением, восставшие не трогали»)98.
90 Мухлинин, Б. Ф. Восстание 1916 года в Чуйской долине. Часть 13-ая. [онлайн] История села Беловодское, 2012. [цит. 27. 11. 2012] Доступен: <http://belovodskoemuh.ucoz.ru/publ/moi_ocherki/vosstanie_1916_goda_v_chujskoj_doline_chast_13_aja/2-1-0-241>.
91 Фарбштейн, Юлия. День памяти новомучеников и исповедников земли Кыргызстанской. Православная газета Кыргызстана № 7, 2012, с. 8.
92 Монах, принявший сан.
93 Монах-аскет, принявший обет самоотречения во имя служения Богу.
94 Послушник – тот, кто подготавливает к принятию монашеских обетов.
95 Сейитбек Жаанбаев известен в среде интеллигенции Кыргызстана, как отличный публицист и организатор.
96 Боевая единица, куда посылали служить солдат, наказанных или осужденных за дисциплинарные и другие проступки (за исключением самых серьезных, за которые давали смертную казнь).
97 Калишевский, М. Трагедия 1916 года: Девяносто пять лет со дня восстания. [онлайн] © 1998–2012 Международное агентство новостей «Фергана» [цит. 27. 11. 2012] Доступен: <http://www.fergananews.com/articles/7003>.
98 Научная конференция по вопросу о характере национальных движений в Киргизии во второй половине XIX – начале XX века. Вопросы истории, 1953, №7.
Пётр Кокайсл, факультет экономики и менеджмента, (Czech University of Life Sciences) Прага
Амирбек Усманов, Радио Свобода – Азаттык, Прага