Добавить статью
3:50 12 Июня 2014 44903
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 24)

Начало

(часть 23)

Чехословацкий промышленно-сельскохозяйственный кооператив «Интергельпо»187

140611_1 Кооператив «Интергельпо» (Interhelpo) возник на территории Чехословакии в атмосфере восхищения советским режимом и стремлением оказать ему международную социалистическую помощь. Члены кооператива переехали в СССР помогать строить социализм.

Во многих областях члены «Интергельпо» стали по отношению к Киргизии пионерами и новаторами. Впервые в истории Кыргызстана на его территории раздался грохот тракторов и машин: их привезли чешские земляки с первым транспортом. Первый колодец в киргизской степи (с бетонными кольцами и глубиной 20 м) получил такую известность, что местные организации предложили кооперативу «Интергельпо» строить колодцы на территории всего края. И таких вещей, пришедших с чешскими земляками, было много: первое электроосвещение, первая засеянная сахарная репа и другое. До сегодняшнего дня в Бишкеке кооператив «Интергельпо» считается основателем местной промышленности.

Инициатором возникновения кооператива «Интергельпо» стал в начале двадцатых годов прошлого столетия Рудольф Маречек188; сторонник идеи интернационализма (основатель и член нескольких международных клубов языка идо189) и коммунизма, успешный агитатор, а также страстный альпинист. Ему довелось встретиться с революционными «русскими» идеями на территории Средней Азии еще во время гражданской войны. Не желая служить в австрийской армии, он бежал на восток. В то время, когда часть чешских эмигрантов направлялась в Бессарабию, он в первый раз ознакомился с жизнью в коммуне. В 1916 году в Чкаве он вступил в большевистскую партию, но после революции он, как иностранец, был депортирован в центральную Россию, в харьковский лагерь.

Оттуда он отправился в среднеазиатские степи, через Ташкент в Верный (сейчас Алматы), где он помогал при учреждении советской власти. Он стал первым председателем городского совета в г.Верный, руководил редакцией революционной газеты «Заря свободы» и в течение одного месяца он организовал коммуну, которую потом перевез на берег киргизского озера Иссык-Куль (из этой коммуны позже возник колхоз Карла Маркса). Маречек также участвовал в дипломатических переговорах советского Кыргызстана (в то время Туркестанская АССР) с соседним Китаем относительно тех киргизов, которые сбежали в провинцию Синьцзян после восстания 1916 года. Речь шла о десятках тысяч киргизов, бежавших прежде всего из северных областей. Рудольф Маречек был членом миссии, которая передала беженцам постановление об амнистии, он организовал переход через горы Тянь-Шань. Во время этого перехода много беженцев погибло.

В 1921 году Рудольф Маречек вернулся в получившую недавно независимость Чехословакию, начал агитировать за СССР и коммунизм. 1 мая 1923 г. он и еще несколько других коммунистов разработали учредительный протокол кооператива «Интергельпо»190, целью которого стало «производство предметов первой необходимости при использовании сырья Джетысуйской области». Конкретно, местом работы кооператива должны были стать Алма-Ата и Каракол, в последнем Маречек прожил несколько лет. Ответственным за оформление всех необходимых для поездки документов был назначен опять Р.Маречек. В протоколе учредительного собрания приводятся также требования к члену кооператива: «люди физически здоровые, способные работать, со специальными умениями, члены партии с рекомендацией партийной организации191, не исповедующие никакой религии». Для вступления в кооператив надо было вложить 3 000 крон192. В то время за 50 000 крон в Чехословакии можно было купить дом.

Далее последовало два года переговоров с советской стороной и набора членов в чешских и словацких городах. Набор проходил в форме собраний, часто тайных, на них Маречек представил возможности хозяйственного благополучия в СССР, одной из гарантий успеха здесь рассматривалась природа в окрестностях озера Иссык-Куль. В договоре, подписанном обеими сторонами осенью 1924 года, оговаривалось, что «Интергельпо» получал земельные участки в окрестностях Пишпека, у конечной станции железной дороги. Одновременно были определены следующие расходы – 2 000 крон на человека, их можно было вернуть самое раннее через три года работы в кооперативе.

В марте 1925г. из города Жилина под звуки Интернационала выехал первый транспорт кооператива «Интергельпо». В поезде было 24 вагона, в которых были станки, и 13 теплушек с более чем 303-мя пассажирами. Дорога длилась месяц, и в марте переезд по России в Казахстан оказался довольно тяжелым: мало воды и продуктов, недостаточная гигиена. И сам приезд в Пишпек означал для членов кооператива большой шок: и культурный, и климатический.

Приезд интергельповцев в г. Пишпек в 1925 г.

140611_2

Источник: <http://frunze-bishkek.kg/ru/node/156>.

Разочарование было безграничным. Когда 24 апреля 1925 года поезд пришел на конечную станцию Пишпека (колея здесь кончилась), и люди выглянули из вагонов, они увидели одну бесконечную степь. Падал снег вперемешку с дождем и было очень холодно. Одни кричали: «Так где же этот рай на земле»? Другие спрашивали: «Где тут хотя бы питьевая вода?» И все вместе: «А где же сам Пишпек?» Местные железнодорожники только показывали куда-то вдаль. Некоторые мужчины пошли в том направлении и, когда вернулись, выглядели как будто потеряли дар речи. Им попалось несколько бедняцких изб, пыль, тучи мух и убогая рыночная площадь.

Пишпек, действительно, не был большим городом. Ниже приводится описание его вида в 1914 году (то есть, за 10 лет перед появлением «Интергельпо»), автором которого является первый пишпекский комсомолец Б.Августовский: «Мы приехали в Пишпек осенью 1914 года. После Москвы странным показался этот уездный городишко, на заросших травой улицах которого паслись телята, лежали в лужах свиньи и гуси. В диковинку были арыки, из которых пили и в которых же полоскали белье и чистили казаны, одноэтажные домишки, то срубленные русскими плотниками, то слепленные кашгарскими устачи. Прямые, строго расчерченные улицы, выводившие в степь. Поражал базар – пестротой лиц и одежд, говора и товаров, дразнящим ароматом дынь и восточных яств».193

Магазин Акчурина на Базарной. Начало ХХ века

140611_3

Источник: http://frunze-bishkek.kg/sites/default/files/Пишпек исчезающий.pdf

Тот, кто еще мог (скорее тот, у кого были деньги на обратную дорогу), не распаковывая вещи, сразу же вернулись домой. Остальным - тем, кто продал все свое имущество в Чехословакии для того чтобы набрать пять тысяч крон на дорогу (две тысячи на поезд и три – в общий котел) - пришлось остаться. Сначала жили в вагонах, а потом в бывшем лагере военнопленных, построенном еще японцами в 1905г.

Жилье было далеко не роскошным: крыша дырявая, земля в бараках покрыта толстым слоем навоза, глинобитные стены. Надо было начать с производства кирпичей и построить первые дома и мастерские. Тут уже наступил май и на смену морозам, так сильно поразившим приезжих вначале, пришла сорокаградусная жара. В конце июня умер первый ребенок, а за ним последовали другие – всего до конца года их было 30. Почти все дети в возрасте до трех лет не пережили местные условия. Уже поздно было жалеть о том, что на 303 человека не удосужились взять ни одного доктора.

Гнев людей, естественно, был направлен против Р.Маречка, но тот не ехал с первой группой. Чехословацкие органы, говорят, задержали его паспорт, и он не мог выехать. Кроме этого, он был исключен из кооператива самими членами кооператива за день перед отъездом. В октябре того же года в Пишпек приехала вторая группа в составе 61 человек. В то время первая группа уже переселилась из лагерных бараков в свои новые построенные дома, часть переселенцев расположилась в семьях на окраине Пишпека под названием Дунганка (позже ул.И.В.Сталина). В то время в кооперативе уже работали кирпичный и кожевенный заводики, машиноремонтная, плотницкая и мастерские, а также и первая электростанция, и пилорама.

Между тем в Чехословакии готовился к отправке следующий транспорт кооператива «Интергельпо» - текстильный, в этот раз люди уже были лучше информированы и более готовы к тому, что их ждет. Эта группа стала самой большой: в ней было 606 человек, она прибыла во Фрунзе в августе 1926 г. Построенный потом текстильный завод стал самым прибыльным из всех, именно он помог кооперативу разрешить все те финансовые проблемы, которые у него возникли в течение первого года.

Члены «Интергельпо», 1927 г.

interhelpo1

Источник: http://img.radio.cz/pictures/krajani/interhelpo1.jpg

В тридцатые годы во Фрунзе приехали еще две небольшие группы членов кооператива «Интергельпо» и привезли как специалистов-машиностроителей, так и новое оборудование.

Группы переселенцев кооператива «Интергельпо»

140611_1

Источник: Pollak, P. Internacionalna pomoc československeho proletariatu narodom SSSR. Bratislava, 1961.

Выходы членов из кооператива

Большинство членов кооператива приехало в Пишпек целыми семьями и со всем имуществом: они планировали остаться в Кыргызстане (в то время – в СССР). Проблемы первых лет привели, однако, к тому, что почти две трети первоначального коллектива покинули его, переехав или в другие города СССР, где возникали подобные коммуны, или обратно в Чехословакию. Чаще всего уезжали в Ростов, Оренбург, Новороссийск, на Кавказ, позже молодежь уходила на учебу в Ташкент и Алма-Ату, в московские вузы. Большая группа шахтеров, приехавшая со второй группой, ушла сразу же после приезда работать в шахты Кызыл-Кии на юге Кыргызстана и потом в город Кемерово Томской области. В тридцатые годы они вернулись в Чехословакию.

Вторая большая волна уходов первых членов кооператива из Фрунзе произошла во время Второй мировой войны. В полку генерала Свободы было 45 членов кооператива, несколько десятков других воевало в рядах Красной Армии. Большинство из них погибла в освободительных боях, оставив в Кыргызстане жен и детей. В литературе есть сведения о тех, кто «погиб на трудовом фронте строительства социализма». Речь может идти о жертвах сталинских репрессий, но сегодняшние потомки в большинстве своем не говорят о репрессиях по отношению к «Интергельпо». О возможности репрессий свидетельствует случай Ф.Шволика из Братиславы, председателя кооператива «Интергельпо», занимавшего с 1930 года должность директора Управления лесным хозяйством и позднее – председателя племеноводческого совхоза «Аламедин». Ф.Шволик умер во Фрунзе в 1935г. О других репрессиях говорит председатель чешского кружка «Наздар» в Бишкек Александр Кирал:

«Стоит отметить, что само делопроизводство и обучение до 1935 года велось на чешском языке. После 1935 года, когда под руководством товарища Сталина была принята резолюция «О едином русском языке», все это было запрещено.

С 1939 по 1940 гг., когда проходили репрессии, многие члены кооператива «Интергельпо» из-за своей национальности были сосланы в лагеря и некоторые расстреляны. Некоторые были отправлены в трудовую армию. Те, кто пошли воевать в рядах Советской Армии, участвовали в битвах под руководством Людвига Свободы, то есть, в рядах чехословацкого корпуса. Многие из них погибли, в частности, в битве на перевале Дукла, оставшиеся в живых вернулись, так что мы – потомки тех первопроходцев, которые приехали сюда в начале прошлого века»194.

Выходы из членства «Интергельпо», 1940 г.195

140611_2

Источник: Pollak, c. D

Продолжение

187 Большая часть этой главы была подготовлена Ганой Прокоповой.

188 Биографические данные Р.Маречка приводятся на основании сведений, предоставленных его внучкой, Эльвирой Б.Маречковой, г.Бишкек.

189 Идо – плановый международный язык, созданный в принятый в 1907 году облегчающий общение представителей разных культур. В основе языка Идо лежит эсперанто.

190 Автор названия Р.Маречек, имеется в виду слово из языка «ido», означает «взаимопомощь».

191 Это требование было подчеркнуто и советской стороной.

192 У истоков дружбы. Сборник документов. Фрунзе, 1982, с. 33.

193 Августовский, Б. Выстрелы над Пишпеком. Литературный Кыргызстан, 1967. №12, с. 11–27.

194 Вагнер, А. В Кыргызстан чехи привезли первые технологии [онлайн] © 1996–2012 Česky rozhlas (Чешское радио), 20. 11. 2006 [цит. 20. 11. 2012] Доступен: <http://www.radio.cz/ru/rubrika/radiogazeta/v-kirgizstan-chexi-privezli-pervye-texnologii>.

195 Регистрировались только члены кооператива, без членов семей.

Пётр Кокайсл, факультет экономики и менеджмента, (Czech University of Life Sciences) Прага

Амирбек Усманов, Радио Свобода – Азаттык, Прага

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

02-10-2014
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 31)
23180

20-08-2014
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 30)
47473

01-08-2014
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 29)
44306

25-07-2014
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 28)
31912

18-07-2014
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 27)
54227

09-07-2014
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 26)
28594

02-07-2014
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 25)
35083

23-05-2014
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 23)
30357

14-05-2014
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 22)
32164

16-04-2014
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 21)
69828

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.

×