Добавить статью
6:16 9 Июля 2014 28672
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 26)

Начало

(часть 25)

Вопрос (этнического) самоопределения в кооперативе «Интергельпо»

Как исходит из приводимых ниже требований к будущим членам кооператива (членство в коммунистической партии, атеизм) и из устава общества, замысел создателей состоял в создании коммуны с общей идентичностью (самоопределением) всех членов. Главная цель здесь совпадала с тем, что планировала коммунистическая партия для граждан всего Советского Союза («homo sovieticus»). До определенной степени в Интергельпо этого удавалось достичь. «Мы строим в Советском Союзе новую жизнь, очищенную от всего, что нас разделяло в старом государстве. Мы хотим стать членами коммунистической партии России», – писали члены первой группы второй200. Было неважно, откуда кто был родом или на каком языке говорил, важной была принадлежность к пролетариату (хотя бы у первых двух групп) и поддержка коммунизма. При вступлении в члены кооператива человек становился «интергельповцем».

Эта общая идентичность упрочнялась на протяжении месячного переезда по железной дороге: с одной стороны, там было много символических мероприятий (поезда были украшены красными флагами, звучал Интернационал, все дружно отмежевали себя от буржуазии в лице чехословацких и польских служащих), с другой – принесенными жертвами: плохими условиями проживания и питания, потерей родственников и детей.

Члены кооператива «Интергельпо» (прежде всего первая и частично вторая группа) прошли своеобразный обряд посвящения. Вначале был отрыв от первоначальной идентичности – фактический (многие продали все имущество, для того чтобы оплатить вступительные взносы и дорожные расходы – и им уже некуда было возвращаться) и символический (тогдашняя «буржуазная» Чехословакия была зачислена в разряд врагов). Но все же новая идентичность члена кооператива формировалась постепенно, в ежедневной работе, при строительстве кооперативом своих мастерских, заводов и жилых домов. Чувство коллективизма укреплялось также тем, что члены кооператива проживали по соседству, они проводили вместе много времени в столовой и в клубе на общественных мероприятиях.

Образ «интергельповца» соединялся с определенными моральными характеристиками: дружелюбием, способностью бескорыстно помочь, честностью и умением хорошо работать201. На тех людей, которые не справились с условиями в Кыргызстане и покинули кооператив в течение первых лет, так же как и тех, что вышли из кооператива еще перед отъездом из Чехословакии – это случилось, прежде всего, в случае второй, более осведомленной о ситуации в Пишпеке группы - смотрели, в определенной степени, как на предателей.

В первые годы рабочим языком кооператива был чешский (словацкий) язык. У кооператива была своя библиотека, почти с самого начала было организовано обучение детей на родном (чешском или словацком языке, в зависимости от того, какой был учитель). Как говорили потом ветераны, впоследствии дети членов «Интергельпо»202 создали свой язык, своеобразную интергельповщину: смесь чешского, словацкого и венгерского языков. Часто случалось, что словак и венгр разговаривали на своих языках и они все равно понимали друг друга.

С 1927 года начинается период сильной русификации (скорее, советизации) кооператива. Осенью во вновь построенной школе начали преподавать русский язык, учителя были русского происхождения, рабочим языком внутри кооператива тоже стал русский язык. Родной язык был «отодвинут» в сферу семьи, а также фольклора, включающий в себя театральные спектакли и концертные выступления.

Этнический состав переселенческих групп кооператива «Интергельпо»

140709_1

Источник: Pollak c. d., с. 157.

Языковая и, в значительной степени, культурная русификация постепенно усиливалась по мере того, как уменьшалось число первоначальных членов кооператива и изменялся этнический состав, менялось место жительства. Контакты с местным населением становились более интенсивными, возникали смешанные семьи. Было и несколько таких примеров, когда мужья ушли из семей, оставив своих жен – чешек или словачек - и женились на местных русских или украинках. В настоящее время среди потомков интергельповцев нет ни одной «моноэтнической» семьи.

Этнический состав кооператива «Интергельпо», г. Фрунзе, до 40-х годов XX столетия

140709_2

Источник: У истоков дружбы. c. d.

Принципом организации кооператива «Интергельпо» был не этнический состав, а принадлежность к классу и идеологии, как, впрочем, и для всего советского общества. А первоначальная этническая идентичность интергельповцев (чех, словак, венгр), наоборот, ослаблялась и перекрывалась идентичностью «интергельповца». Эта последняя идентичность, в действительности, больше соответствовала русской идентичности (русский язык, советская культура).

Вследствие этого, сегодняшние земляки оказались между Сциллой и Харибдой. Обе их идентичности очень слабы. Им нельзя отождествить себя с «Интергельпо»: кооператив, как таковой, уже более 60 лет не существует, та идеология, на которой он был построен, сегодня считается (прежде всего в странах происхождения членов) неприемлемой и, в конце концов, преступной, первоначальная идентичность подверглась долговременной интенсивной русификации (незнание языка, чешских обычаев, соблюдение русских обычаев).

Кроме собственного желания учить чешский язык и знакомиться с чешской культурой, здесь проявляется большая, чем у других чешских землячеств, зависимость от признания других, от официального подтверждения своего существования как страной происхождения, так и страной проживания.

Продолжение

200 Pollak, P. Internacionalna pomoc československeho proletariatu narodom SSSR. Bratislava 1961, s. 114 n.

201 Если мы посмотрим на данные о помощи кооператива «Интергельпо» соседним колхозам и кооперативам, то поймем, почему он попал в такую тяжелую финансовую ситуацию.

202 Hola, V., Vicherek, E. Interhelpo. UV SČSP Praha 1975.

Пётр Кокайсл, факультет экономики и менеджмента, (Czech University of Life Sciences) Прага

Амирбек Усманов, Радио Свобода – Азаттык, Прага

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

02-10-2014
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 31)
23249

20-08-2014
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 30)
47578

01-08-2014
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 29)
44438

25-07-2014
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 28)
32021

18-07-2014
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 27)
54404

02-07-2014
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 25)
35192

12-06-2014
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 24)
45036

23-05-2014
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 23)
30440

14-05-2014
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 22)
32270

16-04-2014
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 21)
69978

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.

×