В двадцатые годы кооперативное движение в СССР развивалось очень медленно: в 1927 г. во всем Советском Союзе было 17 267 колхозов всех типов, членами которых было 400 тысяч сельскохозяйственных кооперативов, что представляло всего 1,5 % из общего количества210.
Волна новых кооперативов пришла после XV съезда ВКП(б) в декабре 1927 г. Съезд провозгласил коллективизацию главной целью социалистической перестройки деревни, было выдвинуто требование ускорить возникновение производственных кооперативов. При этом все делегаты, выступающие с докладами о работе в деревне, подчеркивали, что при коллективизации надо действовать осторожно и постепенно.
Молотов в своей речи указывает: …Для того, чтобы перейти от частного хозяйствования к коллективному, нужны долгие годы …Надо осознать, что опыт семи лет НЭПа достаточно поучил нас тому, о чем говорил еще Ленин в 1919 году: никаких поспешных акций, никаких непродуманных шагов от партийных органов или советской власти по отношению к крестьянам.
В двадцатые годы кооперативное движение в СССР развивалось очень медленно: в 1927 г. во всем Советском Союзе 17 267 колхозов всех типов, членами которых было 400 тысяч сельскохозяйственных кооперативов, что представляло всего 1,5% из общего количества211.
То, что частнособственническое хозяйство еще долго будет основой всего сельского хозяйства, Сталин утверждал еще в 1928 году. В середине 1928 г. в колхозах было менее 2% всех крестьянских хозяйств, 2,5% всех посевных площадей и 2,1% полей для зерновых культур.
Но в течение года мнение Сталина о коллективизации сильно изменилось, он принял решение ускорить темп коллективизации. Вскоре проявились последствия ускоренной коллективизации: в течение первой сталинской пятилетки212 на всей советской территории сельскохозяйственное производство снижалось.
Массовая коллективизация 1928–1929 годов коснулась сначала мелких и безземельных крестьян. Для участия в агитационных мероприятиях из городов было призвано 25 000 активистов-пропагандистов и коммунистов. Их обязанностью было убеждать крестьян в преимуществе коллективного хозяйствования. Это стало своеобразным парадоксом, что жители городов без опыта деревенской жизни и хозяйствования на земле должны были в чем-то убеждать опытных хозяев, целые поколения предков которых постоянно жили и хозяйствовали на одном месте.
Рост промышленного производства в СССР 30-е годы. Сравнение с капиталистическими странами
Ввиду того, что фактические аргументы отсутствовали, то вся агитация сводилась к примитивному лозунгу: «Тот, кто не вступит в колхоз, является врагом советской власти». Отсюда был уже всего один шаг до массовых преследований не только ярых противников коллективизации, но и тех, кто разрешил себе сомневаться и думать вслух. Вскоре по отношению ко всем «сомневающимся» стал применяться метод устрашения и насилия, раскулачивания, насильного лишения имущества и ссылки противников.
Вступление в колхоз не было гарантией от всех бед. Следующая далее история, рассказывающая о жизни татарского села Тамга, находящегося на южном берегу озера Иссык-Куль, показывает, что и колхозник мог попасть в тридцатые годы в тюрьму из-за того, что его отец был «богачом». Такие как он могли снова попасть в тюрьму во второй половине тридцатых лет в связи со второй волной политических репрессий.
Султан Сулейманов. В 1930 году здесь был создан колхоз, в который вступил и отец Султана. Сначала было три колхоза, но потом все они соединились в один. В 1933 году его продержали целый год в тюрьме в Караколе, без суда, только потому, что дед Султана был «богачом» – у него была одна корова. Мать Султана выгнали с детьми (это были Султан и его сестра) из их собственного дома. На месте этого дома потом построили почту.
Мама потом жила то у родственников, то у знакомых. В том же году в селе Тамга русские начали строить санаторий. Когда же отец Султана вернулся из тюрьмы, то ему предложили вернуться обратно в колхоз. Он был тогда очень зол и, сказав, что уже никогда в никакой колхоз не пойдет, пошел работать в санаторий.
Репрессии 30-х годов их семьи уже не коснулись, потому что отца в колхозе уже не было. Но богатым татарам пришлось все же бежать: некоторым в Ташкент, другим – в Китай. Поэтому в Тамге остались только бедняки.
В 1940 году отец купил одну комнату в доме, где они прожили с шестью детьми до конца войны. Седьмой ребенок родился после войны в 1947 году. Самой старшей была сестра, сейчас она живет в Бишкеке (род. в 1931 г.), потом был Султан (*1933 г.), другие братья и сестры родились в 1938, 1942, 1944 и 1947 гг.
Во время войны в санатории был размещен военный госпиталь. Отец Султана, можно сказать, устроился очень хорошо, потому что он получал по карточкам 400 г хлеба на взрослого и по 200 г на детей, так что каждый день семья получала по 2 кг хлеба в день.
Алым Токтомушев.213 Мы получили известие о реабилитации отца только в 1957 году. В то время мы жили в колхозе им.Ленина в Джумгальском районе. Это был большой колхоз, сформированный из четырех маленьких. В создании одного из этих небольших колхозов под названием «Кызыл-Кыргызстан» принимал участие и мой отец. И именно там мы узнали о том, что мой отец был 9 сентября 1937 года расстрелян. Я родился за восемь дней перед его расстрелом.
Извещение о расстреле отца пришло через десять лет, осенью и, кажется, что это было в сентябре, известие о реабилитации – еще через десять лет.
Колхоз организовал большое мероприятие в память об отце: поставили юрту, люди оплакивали умершего так, как это принято у кыргызов. Было также выдвинуто предложение переименовать колхоз именем отца, но это было невозможно, так как в то время колхоз носил имя Ленина. Тогда имя отца дали главной улице колхоза и сейчас там есть улица Токтомуша Дабатова.
Моя мать рассказывала мне, что перед коллективизацией наш дом стоял перед колхозным сельсоветом и когда братья шли играть на улицу, то остальные соседские дети обзывали их детьми контрреволюционера. Поэтому дети не выходили на улицу и выглядывали оттуда только сквозь ворота.
Мать говорила, что у отца был черный иноходец с длинной гривой и охотничий пес Доске. Как только отец был арестован, то Доске исчез, а коня забрал себе председатель колхоза Шакан. Когда он привязывал коня у сельсовета, то конь смотрел на наши ворота, ржал и бил копытами. Мои братья и моя мать смотрели на него сквозь щель в воротах и плакали от жалости. Мать говорила, что конь – это тоже как человек, поэтому нам его было жалко. Когда мы видели, как он страдает, мы желали ему быстрой и легкой смерти. У коня стала редеть грива и было ясно, что скоро его не станет. Потом его зарезали и дали колхозникам на обед. Когда моя мать услышала, что убитый конь в гараже, то она пошла туда и попросила председателя дать ей часть гривы на память. Председатель сидел на коне, он начал таскать мать за волосы и та, упав, разбила голову. Домой она пришла с пустыми руками.
Когда Шакан постарел и вышел на пенсию, мы проезжали мимо его дома на конях. Шакан сидел у ворот своего дома и спросил мою мать:
– Как поживаешь, Батыш-апа?
Вместо ответа мать спросила:
– Что, греешься на солнце? Ты хочешь, чтобы я тебя тоже таскала за волосы так, как ты меня в тот раз?!
Шакан сказал ей:
– Перестань, Батыш-апа, забудь обо всем. Тогда я был молодой и глупый. Я думал, что именно так настоящий коммунист должен обращаться с женой врага народа.
Создание образа «врага народа», как опорного стержня советской коллективизации. В декабре 1929 г. Сталин выдвинул лозунг ликвидировать кулаков как класс, сказав, что ликвидация кулаков должна стать составной частью учреждения кооперативов и всеобщей коллективизации.
До 1929 г. советская власть проводила политику ограничения и вытеснения кулачества. Она облагала кулака повышенным налогом, требовала от него продажи хлеба государству по твёрдым ценам, ограничивала до известных размеров кулацкое землепользование, сокращала размеры кулацкого хозяйства, ограничивала применение аренды земли и наёмного труда. Но эта политика не уничтожала хозяйственных основ кулацкого хозяйства.
Кулачество было экспроприировано, подобно тому, как ранее были экспроприированы капиталисты в промышленности, но средства производства кулачества перешли не в руки государства, а в руки колхозов. Это был глубочайший революционный переворот.
Своеобразие этой революции состояло в том, что она была произведена сверху, по инициативе государственной власти при прямой поддержке снизу со стороны миллионных масс крестьян, боровшихся против кулацкой кабалы, за свободную колхозную жизнь.214
Составной частью коллективизации, проходившей на территории всего Советского Союза, были два неразделимых процесса – создание колхозов и ликвидация крупных землевладельцев. Последнее было разделено на три категории, главным критерием здесь была величина имущества.
В русской терминологии – это были бедняки, середняки и самые богатые из них – кулаки.
До 1917 года в России больше всего земли принадлежало помещикам (41,7% сельскохозяйственных земель), на которых производилось только 12% всего зерна, кулацкие хозяйства обрабатывали 21,8% земель, производя 38% зерна, хозяйства середняков и бедняков владели 36,5% земли, получая 50% доходов (статистические данные за 1913 г.).215
Доля разных типов хозяйств (Россия) по типу доходов и обрабатываемой земле (1913г.)
Из таблицы однозначно видна неэффективность помещичьего хозяйства, в сравнении с этим эффективность кулацких хозяйств была самой высокой. Это вопрос для дальнейшей дискуссии: было ли мудрым избавляться именно от этих хозяйств?
Для ликвидации кулаков ввели специальный термин – раскулачивание. С одной стороны, это должно было уничтожить сопротивление коллективизации, с другой, имущество кулаков должно было послужить материальной базой для возникающих колхозов и кооперативов.216 Общее количество раскулаченных хозяйств на территории Советского Союза равнялось приблизительно 10–15%.217
В процессе ликвидации кулаков дошло до классификации кулацких хозяйств по трем категориям:
1. Участники контрреволюционных восстаний и организаторы террористических акций. Этих людей надо было изолировать, при необходимости – застрелить. Членов семей надо было выселять в удаленные от центра районы.
2. Самые богатые кулаки: должны быть высланы вместе с семьями в удаленные регионы.
3. Владельцы небольших хозяйств: им разрешалось оставаться в том районе, где и раньше, при том, что надо было выехать за пределы подвергшихся коллективизации сел.
210 Данилов, В. et al. Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание 1927–1939. Tom I. Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1999–2006, с. 53.
211 Данилов, В. et al. Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание 1927–1939. Tom I. Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1999–2006, с. 53.
212 Планировано 1. 10. 1928–1. 10. 1933, официально задания выполнены на год раньше.
213 65 лет, журналист, поэт.
214 История СССР. Часть третья. Учебник для 10 класса средней школы. Москва: Учпедгиз, 1952.
215 Каменщик, А. Цифры – хорошая вещь. Газета Дуэль. № 13 (301), 1. 4. 2003.
216 Kokaisl, Petr, PARGAČ, Jan a kol. Lide z hor a lide z poušti: Tadžikistan a Turkmenistan. Střipky kulturnich proměn Středni Asie. 1. vyd. Praha: Filozoficka fakulta Univerzity Karlovy, 2007.
217 Ивницкий, Н. А. Судьба раскулаченных в СССР. Москва, 2003, с. 14.
Пётр Кокайсл, факультет экономики и менеджмента, (Czech University of Life Sciences) Прага
Амирбек Усманов, Радио Свобода – Азаттык, Прага