Добавить статью
5:30 29 Августа 2014 47616
Фальсификации и инсинуации вокруг имени и творчества Токтогула
(статья 4)

(статья 1)

(статья 3)

Побег Токтогула из ссылки

В Александровском централе Токтогул встречался со многими революционерами. Небезызвестный Ж.Жылкыбаев, который с февраля 1930 года работал в Кетмень-Тюбе первым секретарем райкома, писал в связи с этим: «Он часто рассказывал, что в той тюрьме он встречался с Рудзутаком, Киселевым, Ярославским, вспоминал все сказанное и сделанное ими. Среди них более трепетно он относился к имени Рудзутака. Он делил русских на белых (монархистов, чиновников) и черных (простой люд, угнетенное население). Он говорил, что Рудзутак - один из руководителей черных русских. Рудзутак и его товарищи, повторял он часто, открыто говорили о том, что царское самодержавие целиком всей системой противостоит народу. Рудзутак был коренастый, смуглый, утверждал Токо (Токтогул). Они легко связывались с внешним миром, узнавали и передавали арестантам обо всех событиях, происходящих вокруг. Особенно они тянулись к тем, кто не знал русского языка, заступались за них перед полицией и уголовниками и, бывало, даже дрались с ними из-за них. Сами они помогали им писать заявления, относились к ним мягко и отзывчиво…» (Инв. №1903, сс.6-7.)

Вскоре Токтогула вместе с другими перевели в Омск. Они там работали на пивоваренном заводе. В Омске Токтогул находился в общей сложности четыре года. Там же вместе с ним находились казахи и татары. Им, которые не ели свинину, покупали беззубых и хромых кляч. Те откармливали их выжимками при отцеживании пива, затем резали и ели мясо. Оттуда они впоследствии и сбежали из ссылки. Бежавших было 11 человек: двое кыргызов и девять казахов. После побега на девятый месяц Токтогул прибыл в Талас. (Инв. №1903, сс.8.)

И вот тут встают вопросы: «Сколько раз Токтогул бежал с каторги? Когда был совершен побег? Кто ему помогал при побеге? Когда прибыл он к себе на родину?»

В «Большой Советской Энциклопедии», например, написано буквально следующее: «В 1910 году ему удалось бежать, и он вернулся на родину. Эти события нашли отражение в песнях "Прощай, мой народ!", "В ссылке", "Здравствуй, желанный народ!" и др.» (БСЭ. — 1969—1978 (http://slovari.yandex.ru)

Даже в знаменитой Википедии эта дата подтверждается заявлением: «Был сослан в Сибирь за сочинение сатирических произведений, бежал из ссылки в 1910.» (http://ru.wikipedia.org/wiki)

В других же источниках говорится уже о двух попытках бегства. Совсем недавно, 18 октября 2011 года, Джаннат Сергей Маркус в статье «Токтогул: его жизнь и песни» написал: «В начале пути на каторгу Токтогул бежал, его поймали. В 1909 г. акын предпринял второй побег, помогли русские друзья Семён и Харитон, побег удался. Питаясь подаянием, более года шёл акын пешком через сибирскую тайгу и казахстанские степи и осенью 1910 г. добрался до родных мест». (http://www.islam.ru/content/kultura/toktoul_ego_jizn_i_pesni)

А в сайте «Advantour» уже говорится о трех попытках бегства: «Он трижды пытался бежать, и лишь третий раз в 1910 году успешно, благодаря помощи друзей, которые сказали, что он утонул». (http://www.advantour.com/rus/kyrgyzstan/people/toktogul.html.)

В своем опусе "Круги жизни" Виткович Виктор Станиславович уже описывает это более подробно: «По дороге Токтогул бежaл, спустя двa месяцa его поймaли, зa побег прибaвили еще двенaдцaть лет.

В одиночестве томит тоскa,

Щель слепого окнa узкa!

Тридцaть тысяч солдaт вокруг,

Я не знaю их языкa…

Только через три года сняли с Токтогулa железные наручники, только через четыре сняли ножные кaндaлы. Вместе с другими aрестaнтaми Токтогул рaботaл нa строительстве Кругобaйкaльской дороги. Тоскуя по матери, жене, сыну и родному народу (его сохрaнившиеся aрестaнтские песни полны этой тоски), Токтогул бежит с каторги во второй рaз: в 1905 году, в рaзгaр первой русской революции. Три месяцa нaугaд пробирaлся Токтогул нa родину, в пути его опять поймaли, вернули и увеличили срок кaторги до двaдцaти пяти лет.

Нa двенaдцaтом году кaторги Токтогул бежит в третий рaз. Через Сибирь и по aрaльским степям Токтогул шел к дaлекому Тянь-Шaню:

Я неустaнно иду, иду,

Сон побеждaя в своем пути.

В двери стучусь и прошу еду…

Где ты скрылaсь, стыдливость моя?

Кaк ты решилaсь, стыдливость моя,

Брaть подaянье в толпе людской?.."

Осенью 1910 годa Токтогул вступил нa родную землю». (сайт: «RuLIT.Net» (http://www.rulit.net/books/krugi-zhizni-read-53163-34.html.)

А вот современные исследования К.Молдокасымова утверждают совсем другое. На вопрос: «И сколько же Токтогул добирался на родину? Ведь в его биографии можно прочесть, что в Кетмень-Тюбе он явился в 1910 году.» историк отвечает так: «Действительно, такая версия повторяется из книги в книгу. Есть она у Виноградова, Чокубаева и других исследователей. Но вряд ли есть серьезные основания для этого. Во-первых, давайте не забудем свидетельства самого Токтогула. Ведь музыковед Затаевич в свое время записал с его слов, что в Сибири он пробыл именно 7 лет. Это первый аргумент, но не единственный. В песне «Встреча с Эшмамбетом» Токтогул говорит: «Вернулся Айдаралы домой, вернулся из ссылки вместе со мной…» Итак, снова Айдаралы. В 1910 году Айдаралы был арестован в Наманганском уезде, в вину ему вменялось – и об этом говорят архивные источники – то, что уже в течение пяти лет он проживает без вида на жительство: успел жениться на дочери старшины, преподавал в школе. Так же обстояло дело и с Токтогулом: он уже пять лет жил на родине, правда, без всяких прав, его не могли прикрепить к аильному обществу. В том же 1910 году, в мае месяце приходится писать прошение на имя ферганского губернатора и ему. В этом прошении Токтогул винится и просит простить его за побег, а главное – прикрепить к аильному обществу, ведь без этого он не может иметь свою землю. Что же касается возвращения Токтогула, то для меня бесспорно, что в декабре 1905 года он уже был в Кетмень-Тюбе…» («ЛК, №10, 1990, с. 131)

Из вышеприведенных фактов создается впечатление, что и раньше, и сегодня исследователи, подобно современным сценаристам, пытаются как можно более лихо закрутить свой собственный сюжет, а там что будет, то и будет.

Так кто же из них прав? Два или три раза совершал побег Токтогул? А может, всего лишь раз? И кто помогал ему при побеге: Семен с Харитоном, главный надзиратель Иван или же неизвестный русский человек, некогда работавший в Туркестане и знавший Токтогула? Обо всем этом мы поговорим более подробно в следующий раз.

Продолжение

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

18-03-2016
«Знание, дающее счастье»
(28 часть)
10666

11-03-2016
«Знание, дающее счастье»
(27 часть)
9047

04-03-2016
«Знание, дающее счастье»
(26 часть)
9472

26-02-2016
«Знание, дающее счастье»
(25 часть)
9707

19-02-2016
«Знание, дающее счастье»
(24 часть)
16121

12-02-2016
«Знание, дающее счастье»
(23 часть)
11295

05-02-2016
«Знание, дающее счастье»
(22 часть)
9825

29-01-2016
«Знание, дающее счастье»
(21 часть)
11095

21-01-2016
«Знание, дающее счастье»
(20 часть)
18013

12-01-2016
«Знание, дающее счастье»
(19 часть)
18955

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×