Добавить статью
5:45 10 Сентября 2014 52370
Кыргызская самобытная борьба – неотъемлемая часть тюркской культуры
(часть 2)

Часть 1

Отражение самобытной борьбы кочевников в археологических источниках

Петроглифы – наскальные изображения азиатской части Евразийского континента представляют ценнейший источник для понимания духовной жизни и культуры древнего кочевника. Они по праву являются достоверным историческим источником, который поможет реконструировать не только образ жизни, но и позволит выяснить истоки, базовые признаки, функции состязательных игр и мирных противоборств, в том числе борьбы. Анализ этих петроглифов, в которых содержатся немалые интерпретационные возможности, могут дать новые ценные результаты. Подобные изображения нам известны по обнародованным работам археологов, которые обнаружены на территориях современного Кыргызстана, Алтая и в долине реки Ангары.

140910_1
Рисунок 1. Две антропоморфные фигуры стоящие лицом к лицу. Позы мужчин воинственны и напоминают позу сходящихся для схватки борцов современного греко-римского стиля.

По петроглифам мы узнаем, что борьба как мирное противоборство культивировалась, по крайней мере, еще в эпоху неолита. В семантике данных изображений отчетливо улавливаются деятельностно-мотивационные аспекты борцов − борьба за статус, женщину, добычу, власть и пр. Благодаря реалистичности и наглядности присущей петроглифам угадываются и функции борьбы: оценочная (ранжирование), военно-прикладная (оборонная), зрелищно-развлекательная и пр. По ним мы также имеем представление, сколь разные виды борьбы (по стилю ведения поединка) в те времена существовали, и выясняется, они практически схожи современным. Одни из наиболее примечательных петроглифов, принадлежащих искусству ранних кочевников, находятся в урочище Саймалы-Таш и датируются эпохой бронзы и железа IV-I вв. до н.э.

140910_2
Рисунок 2. Две антропоморфные фигуры, которые изображены в характерной борцовской позиции (вольного стиля) полунаклонных, полусидячих позах, с протянутыми навстречу руками. Обе фигуры реалистично передают обоюдоострые выжидательные позы борцов в процессе схватки.

Другая сцена схватки двух ранних кочевников запечатленная на камне обнаружена в долине реки Ангары.

Значительный вклад в изучение истории самобытной борьбы кочевников вносит находка археолога М.П.Грязнова. Записки древнекитайских хроник и свои предположения он аргументировал по трупу мужчины, сохранившемуся во Втором Пазырыкском кургане на Горном Алтае, датируемым временем около IV в. до н.э. Как известно, в хрониках о древних кыргызах сообщалось: «Храбрые из них татуируют руки себе» [2, с. 351]

Археолог скрупулезно описал татуировки, которые были изображены в зооморфном стиле: «Мужчина, отличавшийся высоким ростом и крепким телосложением, был татуирован, - описывается труп мужчины, представлявший, по заключению М.П.Грязнова, представителя племенной знати, - Татуировка покрывала руки, плечи, верхнюю часть груди и спины и, наконец, ноги от колена до стопы» [4, с. 12]. Далее им прозорливо подмечается: «Надо думать, что погребенный в кургане мужчина появлялся в обществе в некоторых случаях одетым только в короткие штаны, и это могло быть при выступлении его в публичных состязаниях в борьбе. Косвенным указанием на наличие публичных состязаний в борьбе в более древнее время может служить обычай татуировки у енисейских кыргызов и у ранних кочевников Алтая… Существенно отметить, что женщины татуируют только шею, а мужчины руки, очевидно, не кисти, а ту часть рук, которая обычно закрыта рукавами одежды» [4, с. 12].

В итоге археолог резюмирует: «Подобная татуировка имела смысл в том случае, если ее могли видеть другие, если татуированный мужчина имел случаи показываться перед другими в полуобнаженном виде или, по крайней мере, с открытыми руками, т.е. без одежды с рукавами. Это могло быть при состязаниях в борьбе и тогда «храбрые» из кыргызов, надо думать, были и сильнейшими борцами» [4, с. 12].

Известный археолог-кыргызовед и тюрколог современности Ю.С.Худяков, обращая внимание на сообщение хроник об обычае татуировать руки, как праве храбрейших, солидаризируется с выводами М.П.Грязнова, в свою очередь отмечая, что это может свидетельствовать о распространении среди древних кыргызов военно-спортивных состязаний [16, с. 22].

Таким образом можно заключить, что древнейший обычай кыргызских борцов как татуирование тела, затем оголение с целью демонстрации их противнику является составляющим элементом другого обычая - выходить на поединок в оголенном виде по пояс современных борцов (курешистов и оодарышистов). Татуировки на верхних плечевых поясах, на руках, на голени символизировали у древних кыргызов о таком важном качестве для единоборца как храбрость, а также оно являлось знаком о принадлежности его обладателя к особой касте - воинов-дружинников, батыров-балбанов, военачальников.

Татуировка на теле кыргызского борца служила и для устрашения, деморализации противника, а также для кратковременного отвлечения (рассеивания) сконцентрированного на поединок внимания соперника. Ибо во время борьбы, как только соперник на миг отвлекался на пеструю гамму татуировок на теле, тогда кыргызский борец моментально использовал это в свою пользу. В средние века обычай татуирования тела перестал существовать, ее заменил другой − ношение наборного (боевого) пояса. Наборный пояс нес ту же семантическую нагрузку, что и татуировка. Пояс был символом войны и знаком причастности его обладателя к военной деятельности. С этого момента берет начало зарождения у кыргызов поясной борьбы. Борцы обязательно опоясывались поясом (белбоо), выходя на схватку.

Особый интерес представляет сцена схватки двух раннесредневековых кочевников на Ордосской бляхе.

140910_3

Рисунок 3. Кочевники с голым торсом, в шароварах, борются вольным стилем (Ордосская бляха).

Стиль борьбы двух борцов с ордосской бляхи хорошо показан в эпосе-трилогии «Манас». Вот один эпизод из подобного поединка:

«Эки буттун багалек,

Эрен экен, эр Агыш

Эңкейип кармап алганы…

Жерден сууруп турганы…

Тегеретти баатырды.

− Эр Агыш, будь он молодцом

Согнувшись в схватке,

Ухватился за низины (обоих) штанин…

И оторвав от земли, закрутил соперника» [14, c. 99].

Известно, что повышенное внимание балбаны уделяли своей экипировке. Ни один уважающий себя балбан не позволил бы себе выйти на поединок в повседневной одежде или в ветхой экипировке. Кыргызские балбаны, участвующие в борьбе «куреш» по ферганским правилам, выходили на борьбу в опоясанных чапанах. Балбаны северного региона в обязательном порядке обнажались до пояса, подпоясывались борцовским поясом белбоо, а на нижнюю часть надевали кожаные шаровары. Причем настоящие балбаны предпочитали шаровары кандагай из шкуры оленей. Менее квалифицированные борцы могли облачаться в жаргак шым из шкуры горного или домашнего козла. В борьбе балбаны часто не обувались.

140910_4

Рисунок 4. Шаровары для борьбы из шкуры косули - XIX в. (КГИМ, фото автора)

Вот какие восхищенные слова произносит эпический Кошой балбан, облачившись в шаровары кандагай сшитые узами (мастерицами):

«Видимо, без колдовства

Дело тут не обошлось.

Кто же этот чародей?

Я такого мастерства

Не видывал среди людей!

Необыкновенная вещь!

Истинно-драгоценная вещь!» [13, с. 144-145].

Продолжение

Азамат Казакбаев, этнограф, педагог

Список использованной литературы:

1. Бейшеналиев, Ш. Сын Сарбая; Испытание славой: роман / Ш.Бейшеналиев; пер. [с кирг.] Е.Босняцкий. – М.: Художественная литература, 1987. – 543 с.

2. Бичурин, Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. 1 / Н.Я.Бичурин; ред-сост.: С.П.Толстов, А.Н.Бернштам.  М-Л.: Изд-во АН СССР, 1950. – 379 с.

3. Горбунов, Б.В. Народные виды спортивной борьбы в традиционно-бытовой культуре восточных славян ХIХ-начала ХХ в.: Автореф. дис. … канд. ист. наук: 07.00.07 / Б.В.Горбунов. – М., 1990. – 24 с.

4. Грязнов, М.П. Древнейшие сведения об героических эпосах Южной Сибири / М.П.Грязнов // Археологический сборник Государственного Эрмитажа. Вып. 3. – Л.: Наука, 1961. – С. 7-32.

5. Древние авторы о Средней Азии: хрестоматия / Под ред.: Л.Баженов. - Ташкент: Гос. изд. науч. соц.-экон. лит-ры УзССР, 1940. – 172 с.

6. Ермак, Н.Р. Единство и многофункциональность спорта: Дисс. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Н.Р.Ермак.  Малаховка, 1999. – 142 с.

7. Ермак, Н.Р. Культурно-исторические истоки спорта в контексте объяснения многообразия и противоречивости его развития / Н.Р.Ермак, Р.А.Пилоян // Теория и практика физической культуры. № 7. - М.: ФиС, 1997. – С. 13-15.

8. Зеланд, Н.Д. Киргизы (этнологический очерк) / Н.Д.Зеланд. – СПб.: ОГИЗ, 1885. – 78 с.

9. Ибн, Сино. Канон врачебной науки: В 10 т. Т. 1. 3-е изд. / Ибн Сино; ред. колл.: Т.Д.Джураев [и др.]; пер. [с араб.] Ю.Н.Завадовского, С.Мирзаева. – Ташкент: Изд. мед. лит. им. Абу Али Ибн Сино, 1996. – 539 с.

10. Лавров, М.Н. Кочевники / М.Н.Лавров. – СПб.: Читальня народной школы, 1896. – 45 с.

11. Левшин, А.И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей. Ч. Третья: этнографические известия / А.И.Левшин.  СПб.: Тип-я Карла Крайя, 1832. – 304 с.

12. Маликов, К. Балбай / К.Маликов; түз.: А.Эсенканов. – Фрунзе: Адабият, 1991. – 328 б.

13. Манас. Эпизоды из киргизского народного эпоса / Пер. С.Липкина, Л.Пеньковского. – М.: «Художественная литература», 1960. – 310 с.

14. Манас. Эпос. Биринчи бөлүк. 2-китеп, Фрунзе: Кыргызмамбас, 1958. - 78 б.

15. Севортян, Э.В. Этимологический словарь тюркских языков. T. III / Э.С.Севортян.  М.: Наука, 1980. – 389 с.

16. Худяков, Ю.С. Вооружение енисейских кыргызов VI-ХII вв. / Ю.С.Худяков; отв. ред.: В.Е.Медведев. - Новосибирск: Наука, 1980. – 176 с.

17. Kâşgarli Mahmud. Divanü Lûgat-it-Türk. Cilt I.  Ankara: Türk Tarih Kurumu Basimevi, 1992. – 530 b.

18. Kâşgarli Mahmud. Divanü Lûgat-it-Türk. Cilt II.  Ankara: Türk Tarih Kurumu Basimevi, 1992. – 366 b.

19. Yûsuf Hâs Hâcib. Kutadgu Bilig: Metim / Hazirlayan Mustafa S Kaçalin. − Ankara: Kültür ve Turizm Bakanlığı, 2010. – 345 b.

20. Чоротегин Т.К. Махмуд Кашгари (Барскани) жана анын “Дивану лугати-т-турк” сөз жыйнагы: (1072-1077). Жооптуу редактор Өмүркул Караев. – Бишкек: Кыргызстан, 1997. – 169 бет, сүрөт, карта. - (ISBN 5-655-01222-7).

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

02-04-2023
К этимологии слов, обозначающих спортивные виды борьбы у кыргызов
96876

11-09-2014
Кыргызская самобытная борьба – неотъемлемая часть тюркской культуры
(часть 3)
74666

09-09-2014
Кыргызская самобытная борьба – неотъемлемая часть тюркской культуры
63016

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.

×