Добавить статью
4:09 3 Октября 2014 45127
Фальсификации и инсинуации вокруг имени и творчества Токтогула. Токтогул при Советской власти
(статья 7)

(статья 1)

(статья 6)

Итак, 7 ноября 1917 года (25 октября по старому стилю) свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция. В Кетмень-Тюбе Советская власть пришла лишь в 1920-30гг.

Вот что пишут авторы книги «Кетмень-Тюбе» о положении дел в долине накануне Великой Октябрьской социалистической революции: «С вхождением в состав России территория Кетмень-Тюбе была преобразована в одноименную волость…» (Кетмень-Тюбе. Археология и история. Изд. «Илим», Ф., 1977, с.169.)

Далее «распоряжением краевых властей с начала 1884 г. Кетмень-Тюбинская волость была отнесена к Наманганскому уезду Ферганской области, а 15 марта 1886 г. было получено и формальное «высочайшее» соизволение царя. (ЦГВИА СССР, ф. 1291, оп. 82, д. 16, л. 4.)

Позднее, «для удобства управления»… колонизаторские власти решили разделить Кетмень-Тюбинскую волость на Сусамырскую, с границей по р.Нарын, и Кенкол-Карагырскую, причисленные к Андижанскому уезду (1888 г.) (ЦГА Узб. ССР, ф. 1, л. 11, д. 1770, л. 1-4.)

После подавления Андижанского восстания 1898 г. «беспокойная» Сусамырская волость 1 января 1899 г. была передана из Андижанского уезда в Наманганский, а в апреле 1899 г. ферганский военный губернатор «признал полезным» разделить и Сусамырскую волость на две «для усиления и облегчения надзора» за ее населением, выделив из нее новую – Арымскую волость, с границей по р. Чичкан. (Возникновение и развитие революционного движения в Киргизии в конце – начале вв. Ф., 1973, сс. 54-58.)

Так накануне установления Советской власти в этом горном крае оказалось, что компактная территория Кетмень-Тюбинской котловины с этнически однородным киргизским населением была искусственно раздроблена на три волости, входившие в два уезда – Наманганский (Арымская и Сусамырская волости) и Андижанский (Кенкол-Карагырская волость). (Кетмень-Тюбе. Археология и история. Изд. «Илим», Ф., 1977, с.169.)

Тем не менее, Токтогул радовался установлению Советской власти в родном крае. Во-первых, потому что наконец-то были раскулачены и сосланы из родных земель ненавистные ему бывшие баи и манапы. Во-вторых, ему теперь не угрожал новый арест (ведь его отпустили из тюрьмы, как мы уже знаем, лишь в связи с болезнью и на время). В-третьих, Токтогул был почетным человеком в Кетмень-Тюбе в годы Советской власти. Он активно участвовал в общественной жизни своего народа.

Более того, это он первым сообщил землякам о смене власти в России. Он разъезжал по всем селениям и деревням и делился с кетменьтюбинцами радостной вестью:

Э-эй, орус, кыргыз, калың журт,

Мен эми жарыя айтам, барың ук!

Кең Россия жеринде,

Орустун ыйык төрүндө

Букара жеңип чыкты дейт,

Зулумдарды жыкты дейт,

Жаңы Кеңеш куралып,

Тактан айдап падшаны,

Кызыл туусун тикти дейт…

Эй, русские и кыргызы, многочисленный люд,

Я сообщу вам новость, слушайте все!

В необъятной российской земле,

В священной земле русского народа,

Говорят, победил простой народ,

Говорят, тиранов одолел тот народ,

Собрался новый Совет,

Снес с трона царя, говорят,

И поднял высоко своё красное знамя…

Так возвещал он о победе революции и радовался вместе со всеми людьми. Надо отметить, что это было не так безопасно в то время, когда еще не полностью были уничтожены или изгнаны басмачи и кулаки, баи и манапы и их бывшие приспешники. Они еще долго будут лютовать на его родной земле, аж до самой Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

Да, Токтогул громко воспевал победу Великой Октябрьской социалистической революции, воспевал великого Ленина («Какая женщина родила такого сына, как Ленин!»), изобличал бывших байских прихлебателей и мулл, возвещал о светлом будущем для своего народа. И народ его чтил, народ радовался вместе с ним, народ ценил его мужество и отвагу, когда Токтогул в самый разгар мракобесья и тирании открыто осуждал деспотов и угнетателей. И поэтому ложь, что Токтогул в конце своей жизни умер в нищете и голоде. «Умер Токтогул 17 февраля 1933 г. в родном кыштаке, умер от голода», - пишет 18 октября 2011 года Джаннат Сергей Маркус в статье «Токтогул: его жизнь и песни» (http://www.islam.ru/content/kultura/toktoul_ego_jizn_i_pesni). Ему поддакивает Кыяз Молдокасымов: «За четыре года до юбилея акын умер в нищете и безвестности». («ЛК, №10, 1990, с. 130)

Неправда, что такой человек, как Токтогул мог быть забытым и брошенным на произвол судьбы. Человек, которого любил весь кыргызский народ и кетменьтюбинцы в том числе. Человек, которого народ ценил и уважал, окружал заботой и пестовал.

Однажды в 1921 году его даже хотели было избрать председателем ревкома. Но об этом подробнее в следующий раз…

Продолжение

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

18-03-2016
«Знание, дающее счастье»
(28 часть)
10650

11-03-2016
«Знание, дающее счастье»
(27 часть)
9034

04-03-2016
«Знание, дающее счастье»
(26 часть)
9457

26-02-2016
«Знание, дающее счастье»
(25 часть)
9692

19-02-2016
«Знание, дающее счастье»
(24 часть)
16096

12-02-2016
«Знание, дающее счастье»
(23 часть)
11282

05-02-2016
«Знание, дающее счастье»
(22 часть)
9806

29-01-2016
«Знание, дающее счастье»
(21 часть)
11080

21-01-2016
«Знание, дающее счастье»
(20 часть)
17997

12-01-2016
«Знание, дающее счастье»
(19 часть)
18933

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×