Позже тоже басмачи не переставали тревожить мирное население. В 1921 году, 11 января банда корбаши Амана Палвана пробралась в Кетмень-Тюбе через перевал Шалпылдак. Они взяли в плен Туралы и Ниязалы Чубуевых. Узнав о том, что басмачи приблизились к Тамга-Тереку, тогдашний начальник милиции Иван Середа с остальными милиционерами оставили пост и бежали, не оповестив М.Ашурова, тогдашнего первого секретаря.
Один дехканин сообщил Мураталы Ашурову, что басмачи во главе с Аманом Палваном овладели поселком, а местная милиция сбежала в Талас. М.Ашуров с вооруженным отрядом прибыл в поселок, но, не найдя там никого, погнался за бандой басмачей. Сражение состоялось на перевале Шалпылдак. С обеих сторон не было потерь, и басмачи снова ушли за перевал.
Даже тогда Токтогул не прекращал свою агитацию против басмачества. По свидетельству бывшего красноармейца, позже писателя Льва Пасынкова, несмотря на то, что командир красной гвардии Демченко наставлял Токтогула часто менять место своего пребывания и жительства, великий акын всегда игнорировал его слова. (И.Токтогулов. Акындын өмүр тамчылары. «Айат», 2014, 118 б.) Более того, он открыто выражал свое презрение басмаческим ордам. Именно тогда он осудил головорезов в своей «Песни об Аалы». Также он высказывал свое осуждение банд Шермата и Мадамин-бека в песнях: «У басмачей нет пуль», «Песня против басмачей», «Пленение Байышбая» и др.
В 1927-28 гг. в Кетмень-Тюбинской долине начались водно-земельные реформы. Дехкане получили долгожданные наделы земли и стали строить новые коллективные хозяйства. В 1928 году Ак-Чий был преобразован в Кетмень-Тюбинский район.
В 1929 году осенью Истамбек-корбаши и Мадумар-корбаши собрали банды, и басмачи вновь двинулись в Кетмень-Тюбе. И снова вся местная администрация во главе с первым секретарем райкома партии Калачниковым сбежала. М.Ашуров за неимением своего отряда вынужден был прятаться в горах.
Токтогул высмеял таких советских партийных и хозяйственных работников, в испуге перед басмачами побросавших оружия и даже все хозяйство. Вот как описывает те события Ж.Жылкыбаев:
«Когда басмачи еще были сильны, Токо (Токтогул) даже не дрогнул перед ними. Он называл их ворами и головорезами, призывая народ быть бдительным. Он пел перед воинами добровольческого отряда и прославлял их. Он также восславил брата своего кровного врага Керимбая Аалы за то, что тот воевал с басмачами, был ранен и упал, но не бросил свое ружье и дрался до конца. До моего приезда в Кетмень-Тюбе мои предшественники Кулназаров и Мамбеталиев бросили район на произвол басмачей, за что их и высмеял Токо: «Тяжкая у вас вина, коли вы не смогли противостоять горстке басмачей и сбежали, бросив деньги в банке, товар в сельпо. Последствием стало то, что они были полностью разграблены». (Инв. №1903, сс. 31-34.)
В 1931 году зимой Токтогул отправил Ж.Жылкыбаеву донесение, что басмачи готовятся к новым выступлениям. Через два дня он сам прибыл в районный центр и сказал: «На том берегу (в Конур-Огузе) Каратал и Байзак, в Чичкане Сакен и Абыке и банды в Тастар-Тюбе, говорят, готовятся к нападению. Раньше лета они не смогут выступить. Готовьтесь к тому времени, будьте начеку!» Это был очень важный сигнал для добровольческого отряда. Для конспирации собрали так называемые сельскохозяйственные курсы, где обучали стрельбе и мастерству владения оружием. Чтобы басмачи не заподозрили, приезжали райкомовские работники и читали лекции по сельскому хозяйству.
Как и говорил Токтогул, с наступлением лета басмачи выступили с трех сторон. Так как солдаты добровольческого отряда были наготове, то и удалось им легко расправиться с бандитами. (Инв. №1903, сс. 31-34.) Так великий акын боролся с басмачами.
Но и в мирной жизни Токтогул был в передовой позиции. Вот как об этом вспоминает Ж.Жылкыбаев:
«Когда я приехал, он активно участвовал во всех важнейших мероприятиях и соревнованиях по труду (в строительстве оросительного канала, в пахотных работах и сборе хлопка, и т. д.) Он пел трудящимся песни и призывал их к ударному труду. Его слова как-то быстрее доходили до народа. Так как Токтогул понятно и доходчиво объяснял, то и шли все люди за ним. В колхоз тоже он вступил одним из первых, он пел: «Если будете трудиться совместно, то богатством и состоянием обрастете вы!» - пел акын». (Инв. №1903, сс. 31-34.)