Нет сомнения в том, что в числе исторических личностей кыргызов XIX-нач. XXвв. особое место в общественно-политической жизни кыргызского народа, Кокандского ханства, а впоследствии и русского Туркестана занимали Нузуп бий, Алымбек-датка, Ормон хан, Боромбай, Шабдан, Мусулманкул, Абдрахман афтобачи, Полот хан, Курманжан-датка и др. К сожалению, до сих пор во всех известных нам учебниках, научных исследованиях имя Нузуп бия все еще остаются в тени, если не считать отдельных специальных работ, посвященных жизни Нузуп бия. Между тем, это был человек, в свое время сыгравший весьма заметную роль в политической жизни как Кокандского ханства, так и своего народа. По сравнению с ним достаточно широко и основательно были изучены жизнедеятельность Алымбек-датки и Курманжан-датки.
Следуют отметить, что Нузуп бий был современником того же Алымбек-датки, и их деятельность протекала примерно в одно и то же время. Если жизнедеятельность Нузуп бия Эсенбай уулу соответствуют 1798-1844 годам, то Алымбек-датки Асан бий уулу приходится к 1800-1862 годам. Вполне допустимо рассмотреть их деятельность в трех этапах. И еще, они жили, формировались как политические, государственные деятели, претворяли в жизнь свои замыслы при шести главах Кокандского ханства: Алим хане (1898-1810 гг.), Омар хане (1810-1822 гг.), Мадали хане (1822-1842 гг.), Шерали хане (1842-1844 гг.), Худояр хане (1844-1858 гг.; 1862-1863 гг.; 1865-1875 гг.), Малля хане (1858-1862 гг.).1
Несомненно, не только Нузуп бий и Алымбек-датка, но и ряд других кыргызских феодалов сыграли весьма важную роль в политической жизни не только кыргызского народа, но и Кокандского ханства в целом. К примеру, ряд очень значимых государственных должностей ханства были в руках феодальной верхушки кыргызского народа. Чтобы не быть голословным, отметим, что при Алимхане родственники жены-кыргызки Момунбек и Ырыскулбек были назначены командующими кокандскими войсками - амир ляшкерами. С начала и до 70-х годов XIX в. в разные времена получали титул датка кыргызы из племени: баргы - Алымбек, кесек - Сейитбек, тоолос - Полот, ават - Сатыбалды, саруу - Кедейбай, багыш - Сарымсак, кутлук-сейит - Шер, саруу- Ажибек. Согласно некоторым русским источникам2, титул «датка» приравнивался к званию генерала.
Другой исследователь истории Кокандского ханства А.Кун считал, что титул «датка» имел и смысл административной должности, что соответствуют русскому генерал-губернатору.3 В свою очередь Ч.Валиханов полагал, что должность датка по рангу государственной службы - четвертый человек в ханстве.4 Об этом пишет и доктор исторических наук, профессор Т.Кененсариев.5
В свою очередь вышеуказанные и ряд других кыргызских государственных и политических деятелей были весьма влиятельными лицами при ханском дворце и занимали видные посты в структурах власти Кокандского ханства. Не секрет, что в 30-70гг. XIX в., влияние кыргызских феодалов было достаточно высоким, и они могли вмешиваться в государственные дела, благодаря своему положению в обществе и государстве. Некоторые из них занимали важные, решающие должности в ханстве. Например, Нузуп бий (1842-1844) - минбашы и аталык, Алымбек датка (1858-1862) - визирь и аталык, Касым (1853-1856) - минбашы, Алымкул (1863-1865) - амир ляшкар (главнокомандующий кокандской армии) и аталык, Атабек - наиб (командующий сухопутными войсками и артиллерией), Шералы - ынак (командующий кавалерией), Кыдыр бий - эшик ага (вроде нынешнего руководителя аппаратом президента – авт.), Абдылдабек Алымбек уулу – бек Коканда, по нынешнему мэр (1875-76 гг.), Полот хан (Исхак молдо Асан уулу) – хан Кокандского ханства. Кроме этого, почти постоянно другим влиятельным и авторитетным кыргызским феодалам присваивались звания парваначи, пансад, и к ним относились с большим уважением. И еще один факт, что последним ханом Кокандского ханства был кыргыз Исхак Асан уулу (Полот-хан), лишний раз подтверждает роль кыргызов в этом государстве.
Приведенные исторические сведения говорят о том, что Кокандское ханство явилось политическим режимом, объединенным государством как кочевников, скотоводов, так и земледельцев, ремесленников. Как сообщают ферганские источники XVIII-XIX вв., это было государство народа «илатийа» (кочевников - скотоводов) и «сартийа» (оседлых земледельцев, ремесленников и торговцев). Следовательно, это было государственное образование как узбеков, кыргызов, так и таджиков. Значит, мы можем еще раз утверждать, что Кокандское ханство было одной из форм развития кыргызской государственности XVIII-XIX вв. Кстати, мы и раньше констатировали этот факт.
Бурная политическая деятельность кыргызской знати протекала неспокойно для Кокандского ханства в XIXв., особенно в 40-х и нач. 60-х годов прошлого века. Не секрет, что именно они сыграли решающую роль в свое время в ряде случаев политической истории Кокандского ханства.
В начале 40-х годов XIX в. именно Нузуп бий и Алымбек-датка спасли ханство от вассалитета Бухарского эмирата, от потери государственной независимости, от распада ханства как государства. Дело в том, что именно с начала 40-х годов XIX в. началась широкая военная кампания Бухарского эмира в Ферганскую долину с целью овладеть Кокандом и постепенно изничтожить ханство как государство. Это было как раз тот момент, когда Бухарский эмир под прикрытием чистоты ислама ликвидировал тогдашнего правителя Коканда Мадали хана. После свержения законного хозяина престола, не осмеливаясь сразу включить ее в состав эмирата, в надежде превратить ханство в своего надежного вассала, возвел на трон Кокандского ханства своего ставленника - Ибрахима-хаяла – парванчи эмира. Это, в свою очередь, грозило потерей самостоятельной государственности Кокандского ханства, как такового, и превращением его в вассальное владение Бухарского эмирата. Подобное складывание политической ситуации было невыгодно и для кыргызов. В тупиковой ситуации оказались все три этнополитические силы, существующие на тот момент.
Известно, что в Кокандском ханстве всегда претендовали на верховную власть и противостояли друг другу, оставляя формальную наследственность власти за династией мингов – основателями ханства - в основном три этнополитические силы: узбеки из династии мингов, кыргызы и таджики. Об этом свидетельствует многочисленная литература по истории Кокандского ханства, в том числе и “Тарих-и-Шахрухи”.6 Именно между ними шла непрестанная борьба за политическое верховенство и господство во всей сфере общественно-политической жизни ханства.
Так, в этой непростой ситуации только кыргызы во главе с Нузуп бием и Алымбек-даткой были способны спасти Кокандское ханство, что и сделали. Однако отметим, что сам факт возведения на кокандский престол ставленника Бухарского эмира вызвал народное недовольство и волнения, в ходе которых важная роль принадлежало крупным и авторитетным родоправителям кочевых кыргызов.
На этот раз борьбу против Бухарского эмира возглавили кыргызы, тем самым спасая ханство как собственное государство. Тогда же, в 1842 г. Нузуп бий при поддержке большого количества людей и именитых предводителей кыргызских племен на курултае в местности Сафид Булан провозгласил и возвел на трон 50-летнего Шерали, с титулом хан, сына Ажы бия, который был младшим братом самого Нарбото бия. Шералы хан по родству, по линии матери был племянником таласских кыргызов.
Это была не прихоть отдельных людей или группы жаждущих власти в ханстве, а целенаправленные действия кыргызов во главе с их предводителями по спасению Кокандского ханства от зависимости Бухарского эмирата, от распада государства и потери суверенитета. Известно, что кыргызские войска во главе с Нузуп бием в течение короткого времени стремительно заняли такие города как Касан, Наманган, Чуст, Андижан, Ош, Узген и победоносно вошли в ханский дворец Коканда. Тогда же Нузуп бий, как предводитель спасательной армии, глава этнополитической силы кыргызов, опытный дипломат и государственный деятель стал аталыком – регентом при Шерали хане, так как у того отсутствовал опыт правления государством. Политико-правовую основу для такого поступка Нузуп бия нашли сами кокандские служители и толкователи ислама, Шейх-уль ислам – верховное духовное лицо.
К сожалению, такое положение Нузуп бия на вершине политической власти Кокандского ханства продлилось недолго и в 1844 году он был убит заговорщиками. Хоть кыргызы и сохранили главенство в ханстве, но теперь уже под предводительством лидера кипчаков Мусулманкула, который очень не хотел приблизить родоправителей кочевых кыргызов как Алая, Кара-Кулджи, Узгена, так и Аксы, Ала-Буки и Чаткала, к политической власти. Именно Мусулманкулу удалось на некоторое время отдалить от активной политической игры и Алымбек-датку. Как и ожидалось верховенство во власти перешло к кипчакам во главе Мусулманкулом, которые объединились не по этническому, а родоплеменному признаку.
Байболот Абытов, доктор исторических наук, профессор, проректор ОшГЮИ
1 Автор подсчитал это согласно “Тарих-иШахрухи”. См.: Бейсембиев Т.К. …-С.159-161.
2 Терентьев М.А. История завоевания Средней Азии.-Т.1.-СПб.,1906.-С.248.-Т.2.-С. 412.
3 Кун А.Л. Очерки Кокандского ханства.//Известия РГО.-Отд.2.-Т.12.-СПб.,1896
4 ВалихановЧ.Ч. Собр.соч.-Т.3.-Алма-Ата.-1985.-С.379.
5 Кенесариев Т. Феномен Курманжан-датки. Часть – 2//АКИpress. 29.09.2011.
6 Бейсембиев Т. К. “Тарих-и Шахрухи”... -С. 144 – 152.