Добавить статью
10:10 19 Июня 2015 66697
Кыргызы: этногенез и история
(1 часть)

Сайт «История Кыргызстана и кыргызов» предлагает Вашему вниманию монографию Табылды Акерова, кандидата исторических наук, посвященнyю проблеме происхождения кыргызского народа. В книге широко освещена древняя и средневековая история кыргызов. Большое внимание уделяется этнополитической связи кыргызов с древними народами Центральной Азии, такими как, кангюй, юэчжи, усуни, хунну. Автор попытался проследить миграционные процессы и этнополитические, этногенетические и этнокультурные связи кыргызов с огузами, азами, канглами, кыпчакими, кимаками, кераитами, кара китаями, монголами и другими этносами региона в средние века. В монографии также получило широкое освещение история Кыргызского каганата на Енисее, эпоха Кыргызского Великодержавия, процессы миграции енисейских кыргызов на запад и консолидации народа на Тянь-Шане.

От автора

150619akerov
 Табылды Акеров

В связи с государственной независимостью Кыргызстана вопросы этнической истории и этногенеза кыргызского народа приобрели особое значение для науки. Настала необходимость проведение новых исследований и получение более конкретных ответов на вопрос о происхождении кыргызского народа. Новые требования перед наукой диктовались, прежде всего, поиском исторических основ этнической самоидентификации кыргызского народа.

В настоящей монографии «Кыргызы: этногенез и история» мы представляем вашему вниманию продолжение наших научных изысканий, посвященной проблемам этнической истории и этногенеза кыргызского народа. В монографии история происхождения кыргызов рассматривается в контексте исследования этнополитических, этногенетических, этнокультурных и миграционных процессов в Евразии с глубокой древности до XVI века. В ней впервые проводится полный анализ версии эпоса «Манас» С.Ахсикенди приведенный в его книге «Маджму ат-Таварих». В книге основные сюжеты версии эпоса «Манас» С.Ахсикенди сопоставляются со сведениями Утемиш Ходжи из его книги «Чингизнамэ», где рассказывалось о союзе четырех племен аз-ширин, бахрин, аргын и кыпчак. В результате анализа и сопоставления сведений двух вышеуказанных источников, автор пришел к выводу, что оба источника рассказывают об истории кыргызов и других племен, входивших в состав Золотой Орды и Моголистана.

В монографии автор, основываясь на новых данных исторических источников, попытался внести определенные коррективы в древнюю историю кыргызов и восточных племен. По мнению автора, кыргызы являются потомками тех европеоидных племен Центральной Азии, которые кочевали с глубокой древности на огромной территории от Тувы на востоке и до Дуная на западе. Поэтому предки кыргызов приспособились жить в горных зонах Саяно-Алтайского края, Тянь-Шаня и Северного Кавказа, куда наблюдалась постоянная миграция восточных кочевников кангюйцев, юэчжей, саков, усуней, хунну в древние времена, канглов, азов, кыргызов, кыпчаков в средние века. Все эти кочевники, располагаясь в горных зонах, превращались в горцев, контролирующих близ лежащие степные просторы- древнерусские просторы, Дашти Кыпчак и Монгольские степи. Кыргызы и другие восточные кочевники, мигрируя на запад, сыграли важную роль в этногенезе славян- древних русов, украинцев, белорусов, а продвигаясь на восток, поглощались монголоязычными племенами, участвуя в формировании новых этнических образований, таких как, кидани, монголы, ойрото-калмаки и др.

В монографии мы рассматриваем европеоидных кангюйцев, саков, юэчжей, усуней и монголоидных хунну в качестве общих предков средневековых объединений Кангюй, Юэбань и Кыргыз. В то же время последние признаются как предки тяньшаньских и енисейских кыргызов, канглов, кимако-кыпчаков, азов и других. Т.е., современных кыргызов и казахов.

В монографии автор придает огромное внимание эпохе Кыргызского Великодержавия. Автор пытается доказать, что кыргызы как этнос сформировались в эпоху Кыргызского Великодержавия, когда они, покорив огузов, установили свой контроль над Алтаем. В это время кыргызы вновь возвратились на исконные земли на Южном Алтае и Тянь-Шане. Согласно Гардизи, в это время кыргызами правил Емке. Согласно источнику предводитель кыргызов установил этнополитические связи с Хазарским каганатом и башкирами. Емке подчинил своей власти огузов, назвав вновь сформированный народ кыргызами. Емке был легендарной личностью. Очевидно, что Емке в генеалогических преданиях караханидских тюрков упоминается под именем Илак, а саха-якутских олонхо Еллей. В связи с чем мы рассматриваем Емке в качестве прототипа кыргызского хана Манаса в эпосе «Манас».

В книге автор также попытался рассмотреть этногенетические связи кыргызов с канглами, кыпчаками, кераитами, найманами, меркитами, татарами и монголами. Тем самым автор вносит существенные дополнения и более конкретизирует мнения ученых, высказывавшихся о кыргызском происхождении кераитов, найманов, меркитов и татаров.

Таким образом автором было предпринята попытка воссоздать целостную последовательную картину истории кыргызского народа от седой древности до XVI в.

Введение

Этническая история и проблема этногенеза кыргызского народа довольно сложны и многогранны, существует много спорных проблем и вопросов. Кыргызы упоминались в исторических источниках более двух тысяч лет тому назад. Соответственно проблема сложения кыргызского народа уходит своими корнями в глубокую древность и непосредственно касается территории и степных просторов Центральной Азии.

Однако, изучение истории происхождения и этногенеза кыргызского народа усложнено ограниченностью источников и скудостью информации. Кыргызы имели самую древнюю историю. Но, в связи с тем, что они вели кочевой образ жизни, в исторических источниках мало конкретных письменных сведений, документальных свидетельств относительно истории и этногенеза кыргызов. Ученым довольно трудно получить конкретные ответы по интересующимся вопросам без целенаправленных научных исследований и знаний.

В настоящее время в процессе изучения древней истории этноса были разработаны различные теории и гипотезы о происхождении кыргызов. По данной теме работали Г. Миллер, И. Фишер, Ю. Клапрот, Н. Аристов, Н. Бичурин, К. Риттер, Г. Грумм-Гржимайло, А. Левшин, В. Шот, Ч. Валиханов, В. Радлов, В. Бартольд, А. Бернштам, А. Маргулан, А. Кондратьев, Н. Катанов [290; 395; 23, 25, 26; 71, 74, 75,77; 121, 122; 253; 96, 97; 333,334; 41,43,46; 60, 63, 67,68; 280, 281; 194, 195.]и многие другие.

В своих разработках они пытались доказать тождество или отличие енисейских и тянь-шаньских кыргызов. Все эти работы ученых были проанализированы Ю. Худяковым [389], О. Караевым, М. Кожобековым [84, 85, 86], А. М. Мокеевым [297] и другими современными учеными.

В 1929 – 1950-е годы довольно быстро вырос круг ученых, интересующихся этой темой и сделавших в данной области немало разработок. По этой теме работали С. Теплоухов, С. Кисилев, Л. Евтюхова, Э. Вадецкая, В. Левашова, А. Бернштам, Д. Савинов, Л. Потапов, К. Петров, С. Ванштейн, А. Грач, И. Батманов, З. Арагачи [60, 67, 68; 343,344; 328, 329; 321; 54.] и другие. С 1953 года в Кыргызстане начала работать Кыргызская археолого-этнографическая экспедиция, главной целью которой было изучение этногенеза и культурогенеза кыргызов.

В результате, в 1956 году в городе Фрунзе (Бишкеке) была проведена Научная Сессия, имевшая важную роль и значение в изучении этнической истории и этногенеза кыргызского народа. В ходе ее работы были высказаны различные точки зрения и разработаны более десяти гипотез по вопросу происхождения кыргызского народа. В результате, ученые пришли к мнению, что кыргызский народ и его культура сформировались из различных компонентов местного среднеазиатского и пришлого центральноазиатского населения. В итоговом документе, резолюции конференции, отмечалось: «Киргизский народ и его культура сложились… в результате взаимодействия, по меньшей мере, двух этнических элементов: центральноазиатского и местного-среднеазиатского. Один из важнейших узловых моментов этногенеза киргизского народа, ближайший по времени, связан с событиями первой половины второго тысячелетия нашей эры. В эту эпоху на территорию Киргизии проникает с Востока значительное большинство предков современных киргизов, говоривших на уже сложившемся киргизском языке… Начиная с указанной даты, которая должна быть еще уточнена в дальнейшем, киргизы становятся численно преобладающей группой населения на территории Киргизии, чего ни коем случае нельзя сказать по отношению к более ранним эпохам…» [371– С. 233].

Вместе с тем, отдельные вопросы оставались дискуссионными. В резолюции конференции отмечалось, что «такие важные проблемы, как вероятность существования отдельных групп кыргызов на Тянь-Шане в первом тысячелетии нашей эры и переселения кыргызов с Енисея на Тянь-Шань остаются дискуссионными» [297 -С. 17].

По итогам конференции были систематизированы научные разработки ученых кыргызоведов и определены основные направления в исследовании этнической истории и этногенеза кыргызского народа. Стало очевидным, что ученые-историки, согласно своим научным исследованиям, разделились в основном на две группы, каждая из которых представляла определенную научно-обоснованную теорию и гипотезу об этнической истории и этногенезу кыргызского народа:

- теория об автохтонности кыргызского народа: кыргызы ни откуда не переселялись и являются древним этносом Тянь-Шаня;

-кыргызы переселились с Енисея на Тянь-Шань.

Первую группу исследователей представляли, те ученые, которые считали, что кыргызы с древних времен непрерывно проживали в горах Тянь-Шаня и Памиро-Алая. Т. е. кыргызы являлись автохтонным этносом Тянь-Шаня. Эту точку зрения поддерживали Н. Бичурин, А. Левшин, В. Шот, Н. Аристов, Ч. Валиханов, А. Маргулан [71, 74, 75; 253; 23, 26; 96, 97,98; 280, 281.] и другие.

Н. Бичурин, А. Левшин, В. Шот основывались на данных позднекитайских источников, где говорится о том, что кыргызы-буруты являются потомками проживающих в горах Куэнь-Луня народа болу в эпоху Танской династии (618-907гг.). По мнению Н. Бичурина, кыргызы ранее обитали по южную сторону Хотанских гор, неподалеку от северных пределов Тибета. Далее он пишет: «…уже в IV веке появились на нынешних местах под китайскими именами: болу, булу и болюй. Болу и булу сходствуют со словом бурут, следовательно, бурут есть древнее имя кэргизцов, которыми китайцы и монголы и доныне называют их» [76. -С. 28]. А. Левшин опираясь на сведения китайских источников писал: «Имя полу, очевидно, сходное с бору, и нет сомнения, что народ пулу есть буруты. Из сего следует заключить, что буруты в V и VI столетиях от Р. X. 9 уже жили там, где они ныне живут. Киргизы, вероятно, смешались с ними по изгнании из Южной Сибири» [253. –С.14-15].

Ч. Валиханов как представитель казахов, родственного к кыргызам народа, прекрасно знал и понимал кыргызский язык, имел больше возможности собирать информацию о древней истории кыргызов. Несомненно, он с детства был знаком многими рассказами, фольклором и генеалогическими преданиями кыргызов и казахов, которые имели большую популярность среди кочевников. Поэтому ему было нетрудно изучать и анализировать, и делать конкретные выводы относительно более древней истории кыргызского народа. При этом он, конечно, ориентировался и на сведения из эпоса «Манас», особенно на его один из основных сюжетов записанных им самим «Поминки по Кокетею». Ч. Валиханов одним из первых высоко оценил значение «Манаса» как выдающегося произведения восточного устного народного творчества кыргызского фольклора. Он назвал «Манас» степной «Илиадой», а его продолжение «Семетей» восточной «Одиссеей». Ч. Валиханов отмечал, что сага о Манасе и другие произведения кыргызов «по характеру своему чрезвычайно древние» [95. –С. 54.] Далее отмечает, что эпосы кыргызов, в том числе «Манас», относятся ко времени Золотой Орды [95.–С. 71]. Т. е. XIII-XIVвв. Ч. Валиханов как знаток родословия кыргызов и казахов, сказаний одним из первых высказал мнение о том, что «ногайцы в своём движении на запад могли увлечь за собой небольшую часть кочевавших совместно казахов и киргизов» [97. - С. 155.]. В частности, казахском сказании «Эр Таргын» «главный герой эпоса выводиться из кыргызов, «живших в эпоху кыргызов». Спасаясь от возмездия за совершенное убийство, он бежал и нашел прибежище у народа кырк сан крым и ногайцев. Впоследствии он даже становиться их правителем» [301. –С. 190-191].

Ч. Валиханов очень хорошо был осведомлен о прошлой истории кыргызов, по данным средневековых исторических источников, отдельных из коих сам ввел в научный оборот. Поэтому он подошел к проблеме автохтонности кыргызов совершенно по-иному. Ч. Валиханов, основываясь на данные персидских и тюркских источников, раскритиковал гипотезы Ю. Клапрота и А. И. Левшина о переселении кыргызов с Енисея на Тянь-Шань только после событий 1703 года. Тем самым он отказался от теории миграции с Енисея на Тянь-Шань только после 1703 года. Ч. Валиханов не поддержал гипотезу Н. Бичурина о происхождении кыргызов от древних полу [96.–С. 57-59].

Читать продолжение

Табылды Акеров, кандидат исторических наук, директор Института этнологии Международного университета Кыргызстана.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

16-07-2020
Об этнополитических связях кыргызов и уч-карлуков в VIII-X вв.
25908

10-03-2020
К вопросу о связях кыргызов с иштяками
12798

12-03-2019
Этноним «Иштяк». Об этнополитических связах кыргызов с кочевыми обществами Волжско-Уральского региона
19960

01-08-2018
Кыргызский этнос был сформирован в эпоху Кыргызского Великодержавия, а история казахского народа начинается с Чингизхана
33359

23-07-2018
О происхождении Анга Торе и племен его улуса
19893

21-06-2018
Ногайская орда. Мангыты и кыргызы в Золотой орде
33256

06-06-2018
Кыпчаки и кыргызская область Каркырахан
20661

30-05-2018
Бахрины – союзники кыргызов
10587

11-05-2018
Карачаевцы, кумыки, ногайцы и крымчаки и некоторые другие народы Северного Кавказа – это осколки азов – древнего рода кыргызов
42186

25-04-2018
При Токтамыш хане кыргызы выступали как одна из ведущих политических сил в Золотой Орде
25167

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.

×