Добавить статью
11:43 24 Июня 2015 39642
Кыргызы: этногенез и история
(2 часть)

(Читать 1 часть)

Ч. Валиханов считал, что тянь-шаньские кыргызы с древних времен жили на территории между Андижаном и оз. Иссык-Куль, летом они перекочевывали до Урумчи, Иртыша, Алтая и Хангая. Он писал, что в эпосе «Манас» главного героя Манаса видим «… богатыря, который защищает слабых, воюет с калмаками и оставляет следы своих подвигов в глубине Джунгарии. Киргизы говорят, что город «Манас около Урумчи и урочище того же имени на верхнем Иртыше получили свое название от этого героя». Он отметил, что в преданиях кыргызов не говорится о каких-либо фактах, о переселении их с Енисея на Тянь-Шань. Отсюда делает вывод, что это событие не могло произойти в начале XVIII в. Ибо, оно могло бы сохраниться в памяти народа. Ч. Валиханов также отметил, что кыргызы не называют себя бурутами и не знают этого термина [96. – С. 58, 6; 98. –С. 346.]. Он также писал: «Можно полагать, что в древние времена енисейские кыргызы кочевали до Тянь-Шаньских гор. Отделение от них тянь-шаньских киргизов могло произойти при Чингиз хане или до него, во время движения уйгуров. Енисейские и тянь-шаньские киргизы один и тот же народ. Непременная связь их по одному только имени уже очевидна. Это не пустое этимологическое сходство и созвучие» [96. - С. 63-65; 98. –С. 346.].

Следовательно, по мнению Ч.Валиханова кыргызы издревле занимали Тянь-Шань и Саяно-Алтайский край. Но, в период миграции уйгуров, или чуть позже в эпоху Чингиз хана народ был разделен на две группы на тянь-шаньских и енисейских кыргызов. После чего кыргызы в летнее время стали совершать перекочевки с Тянь-Шаня на север Хангай (в Джунгарию), до тех пор пока не возвысились ойраты, расположившиеся между Алтаем и Восточным Притяньшаньем [98. -C. 346; 186. –С. 10.].

Ч. Валихановым была записана легенда о кыргызском батыре Манасе, сохранившаяся среди казахов, живущих в Каркыралинских и Чингистауских горах (между Иртышом и Балхашом). Согласно преданию, богатырский конь Манаса назывался Как-Кула ат, он стоял под горой Бегазы, ел клевер из каменных яслей (тас соры). В этих горах в 80 км к югу от Каркаралинска сохранилось достаточно много древних наскальных рисунков козлов, собак, лошадей. Одну из этих групп местные жители связывают с богатырским конем Манаса - кула aт. Здесь же на Тарбагатае встречалось урочище под названием Манас [278. - С. 197].

Теория Ч.Валиханова была поддержана и развита дальше учеными А.Маргуланом и А.Хасановым, которые полагали, что кыргызский политический союз на Тянь-Шане сложился в IX-X вв., в районе Урумчи и к северу от Турфана. Позже кыргызы переселились на Центральный Тянь-Шань, где они слившись с местными племенами, образовали кыргызской народ. А.Маргулан отвергал теорию поэтапного переселения кыргызов на Тянь-Шань. Поэтому А.Маргулана тоже причисляют в число ученых автохтонного происхождения кыргызского народа. В своих разработках он основывался на сюжет эпоса «Манас» «Поминки по Кокутаю», где кыргызы мигрировали с Тянь-Шаня в Прииртышье [280. –С. 183, 195-197.]. Он, также как и Ч.Валиханов, полагал, что кыргызы постоянно совершали перекочевки с юга на север к Хангаю.

А.Маргулан изучал генеалогию казахских племен. В частности, аргынов, обитавших в районах Каркыралинских и Чингизтауских гор. По родословной они переселились в Арку из Внутренней Сибири. Племя аргынов в своем составе имело родоплеменные группы теит, кусшы, шерик, жунды кыргыз (жунды - признак европеодиности). По генеалогии они пришли в Арку в двух этапах. Первым пришел Шерик. Здесь Шерик бий оказался под влиянием кыпчакского хана. С ним вместе переселились его сорок дружинников - кырк шоро. А.Маргулан сопоставил кырк шоро шериков племени аргын с эпическими героями кырк чоро Манаса, упоминаемыми в эпосе «Манас». Шерик имел трех сыновей - Увай, Ногай, Орыс. Вслед за Шериком в Арку переселились, «переплыв Иртыш на тулпарах», Орыс и Убай [281. -С.109].

Большой интерес вызывают разработки Н.А.Аристова, который еще в то время высказал совершенно отличное мнение от всех предыдущих гипотез о происхождении кыргызского народа. Н.А.Аристов как этнограф изучал этногенез кыргызов на основе сопоставительного анализа родоплеменного состава всех современных тюркоязычных народов Сибири и Центральной Азии. Н.А.Аристов одним из первых связал усуней с древними кыргызами. По его мнению, усуни являлись частью енисейских кыргызов, которые ко II в. до н.э., отделившись от основной массы, и стали представлять джунгарскую группу последних. Примерно во II веке до н. э. они под давлением хунну двинулись на Тянь-Шань. Имя «усунь» его носители получили от названия господствующего племени, а истинное название последних всегда было «кыргыз». Ученый считал потомками усуней племена асиги и гешу (союз нушиби) он ок будунов и сопоставил их с названиями кыргызских родов азык и кючюк [26. –С. 218-219]. Н. А. Аристов племя азык рассматривал как этносообразующее племя древних кыргызов [36. –С.76].

Однако, в советское время гипотезой Н.А.Аристова не интересовались и она была забыта. В настоящее время разработки Н.А.Аристова попытался развить дальше Э.Маанаев, который также рассматривал усуней в качестве предков тяньшаньских кыргызов. Э.Маанаев связывал название столицы усуней «Чигу» с средневековым этнонимом «чигиль». Он предлагает искать истоки термина «чигиль» в более раннее – древнее время и связывает его с названием столицы усуней «чигу» или чигучэнь» [271.-С.44]. Он пишет: «Можно предположить, что от названия города чигу и произошло название народа «чигиль». … Вполне возможно, что жители города Чигу и назывались чигилями, что является производным от названия города «Чигу» и слова «эль». Если это так, то чигили - это усуни, часть которых впоследствии вошла в состав кыргызского и казахского народов. Поэтому можно предположить, что чигили - это часть кыргызов, которые жили на территории Тянь-Шаня с древних времен еще до нашествий тюрков» [271. -С.44].

Однако, мы полагаем, что случае с «чигу» куда более реально сравнить его и говорить о сходстве и возможном тождестве «чигу» с «цигу» («кыргыз») или «иегу» («кыргыз») китайских источников, нежели с «чигиль». По китайским источникам, чигили являлись родственным народом к древнетюркским пугу. Как чигили, так и пугу управлялись одним и тем же аристократическим родом софа (сабак) [12. –С. 60]. Чигили, в купе с карлуками мигрировали на Тянь-Шань с Алтая в VIIIв.

Более интересна попытка Э.Маанаева сопоставить «полу» с арабо-персидским этнонимом «фури», носители которого являлись соседями енисейских кыргызов. Однако, он искал это владение почему-то на юго-западе от енисейских кыргызов и поместил их в Восточном Туркестане. Он считал, что фури могли иметь связи с владением полу, болуй-бурут, расположенного в районах Горного Бадахшана в Таджикистане [271. -С. 16.].

При этом, Э. Маанаев основывался на сведениях Бекрана (1265г.), где автор конкретно указывает на государства Афганистан, Усрушана, Фергана, Бухара и их соседей кыргызов. Бекран информировал: «пустыня, которая начинается у Ашрусте (Усрушана –Т. А.) и тянется до Ферганы вблизи от киргиз, расположен сбоку от этой горы. В этой горе много рудников, особенно у пределов Ашрусте, - так что эти горы называют Серебряными»… [271. –С. 18].

Однако, определенный успех в конкретизации теории автохтонности кыргызов был сделан кыргызским ученым-историком Т. Бейшеналиевым, который, изучив сведения китайских исторических источников о кыргызах, пришел к выводу, что кыргызы с древних времен проживали на Тянь-Шане. Причем, свои выводы он обосновывал данными китайских источников о кыргызах «Хань шу», «Тан шу», «Шэн-у цинь чжэнлу», «Си ши цзи», «Мин ши», «Мин шиил», в которых говорится об обитании народа не только в Минусинской котловине и на Алтае, но и Тянь-Шане еще с древнейших времен. Т.Бейшеналиев в своих разработках полностью доказал правильность гипотезы К.Риттера, по мнению которого автохтонные кыргызские племена имели общее название бурут, а пришлые - кыргыз. По утверждению Т.Бейшеналиева, объединение и слияние местных тянь-шаньских и енисейских кыргызов произошло после краха Ойратского государства, когда часть енисейских кыргызов переселилась и обосновалась в Восточном Туркестане. Он пишет: «С этого времени активные действия кыргызов перемещаются с Енисея, Алтая и Урянхая на Тянь-Шань, что стало результатом изменения этнополитической ситуации в регионе в пользу кыргызов» [59. -С.20-21].

Читать продолжение

Табылды Акеров, кандидат исторических наук, директор Института этнологии Международного университета Кыргызстана.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

16-07-2020
Об этнополитических связях кыргызов и уч-карлуков в VIII-X вв.
25021

10-03-2020
К вопросу о связях кыргызов с иштяками
12147

12-03-2019
Этноним «Иштяк». Об этнополитических связах кыргызов с кочевыми обществами Волжско-Уральского региона
19434

01-08-2018
Кыргызский этнос был сформирован в эпоху Кыргызского Великодержавия, а история казахского народа начинается с Чингизхана
31897

23-07-2018
О происхождении Анга Торе и племен его улуса
18893

21-06-2018
Ногайская орда. Мангыты и кыргызы в Золотой орде
31558

06-06-2018
Кыпчаки и кыргызская область Каркырахан
19544

30-05-2018
Бахрины – союзники кыргызов
10071

11-05-2018
Карачаевцы, кумыки, ногайцы и крымчаки и некоторые другие народы Северного Кавказа – это осколки азов – древнего рода кыргызов
40662

25-04-2018
При Токтамыш хане кыргызы выступали как одна из ведущих политических сил в Золотой Орде
24064

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×