Добавить статью
9:43 2 Июля 2015 53649
Кыргызы: этногенез и история
(4 часть)

(Читать сначала)

(Читать 3 часть)

Первую группу ученых возглавили К.Петров, С.Абрамзон, В.Плоских, В.Мокрынин, А.Мокеев. К.Петров, основываясь на сведения неизвестного автора сочинения «Худуд аль-Алам», где сообщалось «Каркар(а)хан – еще одна область, принадлежащая кимакам, и жители ее напоминают по своим обычаям хырхызов» [393.-С. 50.], выдвинул свою гипотезу. По его мнению, енисейские кыргызы в IX-X вв. заняли Алтай. Здесь они, вступив в контакты с местными племенами, были поглощены кимако-кыпчакской массой, унаследовавшей от пришельцев этническое имя «кыргыз». В XV веке этот новый этнос под именем «кыргыз» переселился на Тянь-Шань.

Гипотеза К.Петрова исходила из двух-трех этапов переселения кыргызского народа из «Енисейско-Иртышского междуречья». Алтайские кыргызы, заняв сначала Или-Иртышское междуречье, в середине и второй половине XIII века начали продвигаться к Центральному Тянь-Шаню. Следовательно, согласно этой гипотезе, современные кыргызы не имеют ничего общего с енисейскими кыргызами. Их предками становились алтайские кыпчаки, получившие свое название от господствующей группы – экспортеров этнонима «кыргыз» [321 — С. 88-91.]. Т. е. по сути, эта гипотеза в своей основе пропагандировала кимако-кыпчакское происхождение современных кыргызов.

Большой специалист по истории кыргызского народа С.М.Абрамзон не согласился с мнением К. Петрова, назвав его излишне усложненным процессом. С.Абрамзон попытался рассмотреть проблему этногенеза кыргызов в тесной взаимосвязи с этнополитическими процессами Центральной Азии, Сибири, Средней Азии и Казахстана. По его мнению, процесс сложения кыргызского этноса связывал с нынешней территорией его обитания с преимущественным участием в нем потомков тюркоязычных племен VI-X вв. Т.е. процесс сложения этноса происходил в основном в Притяньшанье, Восточном Туркестане, Памиро-Алае и прилегающих областях. Он считал, что в процессе формирования этноса основным ядром являлись потомки тюркоязычных племен, обитавших на Тянь-Шане в VI-X вв. [3. -С. 28, 32]. С.Абрамзон, анализируя происхождение кыргызских племен, объединение канды (средневековый канглы) относил их в первый «пласт» этнических групп, связанных с кругом племен древнетюркских и раннесредневековых объединений, который восходит в VI-XI вв. н.э. [3. – С. 50). По мнению С.Абрамзона, кыргызы сложились из слияния местных племен с центральноазиатскими кочевниками, мигрировавшими на Тянь-Шань в монгольскую эпоху [3. – С.8].

Все ученые, пытавшиеся найти конкретное место локализации алтайской области Каркырахан, оперировали данными аль Идриси о названиях местностей – хребта Гиргир и озера Гаган на Алтае, а также сочинения С.Ахсикенди «Маджму ат-Таварих», который являлся единственным источником, где имелись подтверждения о существовании в средние века кимакской области Каркырахан. [33. –С 47,48.].

Ученые, поддерживавшие К.Петрова, В.Минорский, Б.Кумеков, С.Ахинжанов, В.Плоских, В.Мокрынин, А.Мокеев [321; 239; 30; 298; 297.] и другие локализовали область Каркырахан в Восточном Казахстане. В.Минорский и Б.Кумеков находили ее в районах современного города Каркыралинска в Восточном Казахстане. С.Ахинжанов полагал, что земли Каракырахана простирались от Иртыша до Балхаша и Алакуля на юге. В нее входили Тарбагатайский хребет, Чингизтауские и Каркыралинские горы, где обнаруживалось множество названий местностей, связанных с Манасом [30. –С. 157-158; 163].

Б.Кумеков допускал мысль о том, что часть кыргызов в IX-X века жила на Тянь-Шане. По его данным, кимаки имели общие границы с кыргызами как на Алтае, так и на Тянь-Шане, где они взяли под контроль ряд городов в Х веке в Восточном Туркестане [239. - С. 67]. По мнению Б.Кумекова, топонимы, упоминаемые аль Идриси, соответствовали: озеро Гаган – системе озер Алакульской впадины, Гиргир – Тарбагатаю [239. -С.74-75.]. Здесь же располагался город Банжар. Ссылаясь на порядок перечислений тюркских племен Шамс ад-Дина Суфи, где указывалось наряду с кыргызами, кимаками самостоятельное племя кыркыр, он пишет о существовании отдельного рода кыркыр, земли которого находились между кыргызами и кимаками [239. - С. 66].

А.Мокеев выражает солидарность с учеными, локализовавшими область Каркырахан на Алтае. Он же в определенной мере допускает мысль о том, что в эпоху султана Санжара определенные группы кыргызов участвовали в огузо-каракитайских войнах в Ферганской долине. Кыргызы выступали на стороне огузов против каракитаев [297. –С. 72]. Однако, А.Мокеев полагает, что кыргызы начали переселяться с Алтая на Тянь-Шань в XV в. И этот процесс продолжался довольно длительное время, вплоть до XVIII века [297.–С. 126-248].

Однако следует отметить, что гипотеза К.Петрова и его последователей имеет ряд недоработок, неточностей и противоречий. Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что гипотеза К.Петрова прямо противоположна мнению Ч.Валиханова, писавшему о том, что тянь-шаньские кыргызы кочевали с Тянь-Шаня на Север, на Алтай и Хангай в летнее время. Ч.Валиханов, опираясь на одни из основных сюжетов эпоса «Манас», писал: «Тризна по Кукотай-хану есть, конечно, самый замечательный эпизод в Манасе». В этом эпизоде рассказывается, как Бук Мурун, сын ногайского хана Кукотая, чтобы праздновать годовую тризну своего отца, перекочевал с окрестностей Иссык-Куля на Черный Иртыш, на Алтай и Хангай, под покровительство монгольского хана Джулая (Джолоя, Елюй Даши, ставка которого находилась в Прииртышье -Т. А.)». [95. -С. 25].

Сюжет «Поминки по Кукотаю» свидетельствовал о существовании двух ветвей кыргызов тянь-шаньской и алтайской, которые имели тесные этногенетические и этнокультурные связи до эпохи каракитаев. Так как, в версии эпоса «Манас» С. Ахсикенди Манас родился в долине реки Талас, которая являлась центром области Каркыра. Очевидно, в эпоху Кыргызского Великодержавия тянь-шаньские и алтайские кыргызы пытались сохранить единое пространство кочевок от Алтая до Таласа. Позже это могло иметь продолжение в эпоху каракитайских завоеваний, когда кимако-кыпчакские племена вновь уступили лидерство кыргызам в XI-XII вв. Об этом, прежде всего, говорит то, что согласно сюжету Бук Мурун хоронит своего отца по традициям шаманизма. Он поминки по Кукотаю проводит в стране Ички кан между реками Обь и Енисей [171. -С. 542]. Бук Мурун переселился на Алтай под покровительство Джолоя. Как нам кажется, в период Кыргызского Великодержавия и каракитайскую эпоху часть кыргызов могла мигрировать с одного региона на другой и обратно.

Возможно, сюжет также мог отражать события, когда Елюй Даши покорив Алтай и Караханидский каганат, построил Великую державу от Енисея до Таласа. В эту эпоху тянь-шаньские и алтайские кыргызы могли переселяться с одного региона в другой, как племенные объединения единого государства. В стране Ички кан можно видеть владение племен ичкилик кыргызов Салучи-Булгачи, которые в эпоху Тимура упоминались в районах Прииртышья [131. –С. 422]. Они же в «Шейбаниаде» могли указываться как объединение ички улуса Шибана. Из этого следует, что сюжет «Поминки по Кукотаю» посвящен событиям, после установления контроля и своих порядков кыргызами на Алтае и Тянь-Шане (IX-X вв.). Т.е. в данном случае говорится только об одном отдельно взятом периоде истории кыргызов. Здесь же отметим, что в китайском источнике «Сиюй-чжи» говориться о том, что кыргызы вели свой род от народа из местности Бухээр (Бухара)» [186. –С. 27.].

Становится очевидным, что часть алтайских кыргызов мигрировала вкупе с каракитаями на Тянь-Шань в XII в. Как нам кажется, в сюжете говорится, прежде всего, о признании тянь-шаньскими кыргызами власти Елюй Даши. Так как даже Манас не был официально приглашен на поминки. Не исключено, что в данном сюжете речь идет о подчинении алтайских и тянь-шаньских канглы и кыргызов власти Елюй Даши, ставка которого находилась на Алтае до покорения им Караханидского каганата.

Отметим, что К.Петров анализируя родословную кыргызов в сочинении С.Ахсикенди, не учел, что в числе перечисленных им кыргызских племен в данной книге отсутствуют кыпчаки, что ставит под сомнение гипотезу об ассимиляции кыргызов кимаками и кыпчаками на Алтае. К.Петров также не заметил, что по содержанию эпоса «Манас» С.Ахсикенди центральной областью страны Манаса Каркыра считалась долина реки Талас, где располагалась ставка кыргызского хана. Важно отметить, что по источнику Манас родился в долине реки Талас [33. –С. 44-45.]. Т. е. согласно С. Ахсикенди страна Каркыра и Манас не связывались с Алтаем. В источнике кыргызы и кыргызские племена, и роды носили прибавленные к своим названиям имена кыпчакских или алтайских племен. Например, жети кашка, каркыралинские кыпчаки и т.д. В данном случае, во-первых, это обстоятельство может служить доказательством того, что енисейские кыргызы в IX-X вв. переселились как на Алтай, так и на Тянь-Шань. Центральной областью кыргызов на Алтае было владение Каркырахан, а на Тянь-Шане страна Каркыра, включавшаяся Или-Таласские долины. Во-вторых, в вышеприведенном отрывке источника, прежде всего, речь идет только о влиянии кыпчаков на кыргызскую область в период возвышения их государственности на Алтае, а не ассимиляции и поглощении кыргызов кимако-кыпчакской массой.

Следует отметить, что мы полностью согласны с учеными утверждающими, что процесс миграции алтайских кыргызов на Тянь-Шань занимал довольно длительное время. Этнографические материалы подтверждают переселение мелких групп кыргызов еще в XVII-XVIII вв. Например, генеалогическое предание о бегстве алтайского царевича Ердене на Тянь-Шань, позже ставшим приемным сыном Чораке, представителя племени саяк. Однако, алтайские кыргызы в XVIII в. уже не могли представлять кыпчаков, так как в это время Прииртышье и на Алтае жили енисейские кыргызы, которые были переселены сюда джунгарами. Впоследствии, они переселились на Тянь-Шань, что, прежде всего, говорит о том, что современные кыргызы являются прямыми потомками енисейских кыргызов.

Ученые второй группы основывались на разработках В.Радлова, В.Бартольда и других. К этой группе можно отнести В.Ромодина, О.Караева, Д.Савинова, С.Аттокурова, Ю.Худякова, В.Бутанаева, Е.Кычанова, Дж.Джунушалиева, Т.Чоротегина, М.Кожобекова, Т.Бейшеналиева и других, которые в своих работах доказывали родство енисейских и тянь-шаньских кыргызов. При этом отмечая, что хакасы являются прямыми потомками енисейских кыргызов.

А.Бернштам, В.Ромодин, О. Караев [60, 68; 184, 185, 188.], развивая дальше гипотезу В.Радлова и В.Бартольда, считали, что в IX-X века кыргызы смогли организовать свое княжество под названием Каркырахан на Тянь-Шане. В.Ромодин и О.Караев, анализируя отрывок эпоса «Манас» С.Ахсикенди и других источников, пришли к выводу, что в данном случае речь идет о жителях древней области Каркырахан, центральными районами которой были Таласская и Илийская долины. Ставка предводителя кыргызов находилась в районе современного города Мерке, где обнаруживались реки под названиями Каркыра и Кара Кыштак [180.].

Ученые основывались на сведения исторических источников о военной экспедиции кыргызского генерала Алп Сол Тепека в Восточный Туркестан в 842-843 гг., которому удалось подчинить ряд племен и населенных пунктов в данном регионе [186. –С. 52.]. По данным источников, Алп Сол Тепеку «…подчинились пять племен Аньси (Куча), Бэйтин (Бешбалык), дата (татары) и другие [186. –С. 52].

О.Караев, Ю.Худяков, М.Кожобеков в своих работах доказывали, что часть кыргызов переселилась и осела в Восточном Туркестане IX-X вв. В последующем эта группа составила этническое ядро современного кыргызского народа. О.Караев писал: «Енисейские кыргызы, переселившиеся в IX в. /возможно и в последующие времена при каракитаях и монголах - О. К. / на Тянь-Шань, составили основное ядро современного кыргызского народа [188. - С. 54.]. О.Караев отмечал, что «В Чагатайском улусе этноним «кыргыз» упоминается в 1307-1308 годах. По-видимому, они в то время кочевали где-то в северо-восточном Притяньшанье» [188. -С. 53.].

Однако данная гипотеза еще не подкреплена конкретными археологическими материалами. До сих пор не найдены могильники, принадлежащие енисейским кыргызам на Тянь-Шане в IX-X вв., которые могли бы стать прямыми доказательствами пребывания кыргызов в данном регионе в интересующее нас время.

Читать продолжение

Табылды Акеров, кандидат исторических наук, директор Института этнологии Международного университета Кыргызстана.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

16-07-2020
Об этнополитических связях кыргызов и уч-карлуков в VIII-X вв.
25018

10-03-2020
К вопросу о связях кыргызов с иштяками
12144

12-03-2019
Этноним «Иштяк». Об этнополитических связах кыргызов с кочевыми обществами Волжско-Уральского региона
19431

01-08-2018
Кыргызский этнос был сформирован в эпоху Кыргызского Великодержавия, а история казахского народа начинается с Чингизхана
31888

23-07-2018
О происхождении Анга Торе и племен его улуса
18891

21-06-2018
Ногайская орда. Мангыты и кыргызы в Золотой орде
31555

06-06-2018
Кыпчаки и кыргызская область Каркырахан
19540

30-05-2018
Бахрины – союзники кыргызов
10066

11-05-2018
Карачаевцы, кумыки, ногайцы и крымчаки и некоторые другие народы Северного Кавказа – это осколки азов – древнего рода кыргызов
40659

25-04-2018
При Токтамыш хане кыргызы выступали как одна из ведущих политических сил в Золотой Орде
24061

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×