1.5. Киммерийцы
Впервые в исторических источниках о киммерийцах рассказывается в 714 г. до н.э. в ассирийских текстах. В них рассказывалось о кочевых племенах «гимурру», вторгнувшихся в Закавказье с Севера. Отец истории Гомер в «Илиаде» называл киммерийцев «доителями кобылиц, молокоедами убогими, справедливыми из всех людей» [289. -С. 2-197; 70. Х, 2] киммерийцы традиционно признавались старшим из народов индоевропейской семьи. По Библии от Ноя происходил Сим, Хам и Яфет. От него Гомер, Магог и другие. От Гомера - Аскеназ, Рыфат и Тагарма [70. Х, 1 -3]. Т. е. по Библии от Гомер («киммериец», «киммер» или «кимри») сын Яфета, а от него аскеназ, что тождественно с названем алтайского народа аз киши, которые могли быть соседями агач эри (лесные люди) Рашид ад Дина. В таком случае, киммерийцы могли представлять одно из родственых племен аз киши. Так как, ряд алтайских племен азы, кимаки почитали речное божество. С учетом данного факта можно предположить, что этноним «кимериец» мог происходить «ким/кем/кам/ком» и «эри», что означало бы речные люди.
Киммерийцы в Европе были известны под названием кимри (Cimmerii или Cymri). Письменные источники помещали киммерийцев в районах, где развивалась срубная культура [237. -С. 686; 170. - С. 31.]. Археологические исследования показали, что в позднем бронзовом веке срубная культура развивалась на территории степной и лесостепной зоны Восточной Европы, где жили земледельческо-скотоводческие индоевропейские племена.
В сагах народов Скандинавии сохранились сведения, рассказывающие о миграции и родственных отношениях между племенами Скандинавии и Южной России. В данных рассказах древние земли Южной России назывались Великой Свитьод (Великой Швецией), а земли собственно Швеции «Малой Свитьод. На основе этих сведений, ученые пришли к выводу о том, что саги рассказывали о миграции и родственных отношениях между племенами Скандинавии и Южной России. Т. е. в вышеназванных странах в древние времена жили выходцы из причерноморских степей.
В предании, посвященном истории миграции на юг и формированием Киевской Руси варягами в IX веке, повествовалось о тесных связях народов Скандинавии и Южной России в прошлом. Согласно легенде Рюрик, предводитель варягов был призван на княжение в Древнюю Русь. В то время городом Киевом правили Кий со своими братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лебедью. Княжество Рюрика стали называть Киевской Русью.
Очевидно, более правильно следы киммерийцев и кельтов следует искать в Сибири. Мы склонны считать, что этнонимы «гимурру» («кимры») могло иметь отношения к скифским племенам, которые являлись выходцами из Саяно- Алтайского края и Западной Монголии.
В связи с этнонимом «кимерийцы» обнаруживались название местностей и городов на Северном Кавказе булгарский город Хумара, дагестанский город Хумар, армянский город Гюмри или Кумайри. Последний был известен еще с киммерийской эпохи [277. — С. 18.] Греческий историк Ксенофонт «Анабасисе» упомянул его в форме Гюмниас (Γζμνιασ), который был реконструирован в форме Гюмриас (Γζμριασ) и отождествлен с Гюмри [422.].
Этнонимы «киммерийцы», «кимры» уже были сопоставлены с топонимом на юге России «кимры». Ученые историки полагали, что слово «кимра» произошло от имени древнего племени сарматов-кимерийцев, переселившихся на Волгу с Причерноморья [235.]. Историк XVIII века В. Н. Татищев предполагал, что кимры являлись искажением слова «кирема». Он писал: «Имя сие есть ли эстонское, мордовское, значит, медвежье - как в Естляндии был град Киремпе, по-русски – «Медвежья глава». Кирема - река, впадающая в Волгу, по-русски - Медведица. Может, Кимры сами Киремы именовались» [235.].
Отметим, что происхождение этнонима «гимурру» («кумайры») мог быть связан с тотемическими названиями пернатых кумру (голуб) и кумрук, что на древнетюркском означал «лебедь». «Гимурру» вполне возможно сопоставить с армянской формой «кумайры» (от «куу+ умай-богиня Умай-лебедь»). По понятиям древних тюрков главная богиня Умай, супруга Тенгри, в образе птицы лебедь могла летать в небе, ходить по земле и плавать по воде, приносить счатье и помогать людям. Согласно преданию, именно лебедь снесла яйцо, из которого вылупился этот мир. Очевидно, от «кумру» могло происходить женское имя «кумуру».
В связи с этим можно полагать, что происхождение киммерийцев было связано с племенами Саяно-Алтайского края, где в древние времена среди скифских племен был популярен культ благородных пернатых лебедя и журавля. В указанном регионе лебедь и журавль считались тотемами у гипербореев, печенегов, канглов, кыпчаков, кыргызов, меркитов, хоринцев (саха-якутов) и других. Практически все племена с тотемами лебедь и журавль считались благородного происхождения. Например, у печенегов одно из трех благородных родов кангаров называли карха, что значит лебедь. У кыргызов хан Манас происходил из династийного рода каркыра-журавль. По легенде первопредок народа Кыпчак родился с помощью журавля. Один из четырех родов меркитов называли хо-меркит, что значит благородные (хо) меркиты (от куба-лебедь). По данным санжыра птицей рода кан-канлы был журавль [401. — С. 178—195].
Этнонимы «киммерийцы», «кимры» уже были сопоставлены с топонимом на юге России «кимры». В связи с вышеизложенным отметим, что в средние века топонимы с «лебедь» имели широкое распространение, к примеру, на Северном Кавказе существовал булгарский город Хумара, а на Доне Харьков (от харка; титул печенекского князя). На Алтае есть река под названием Куманды. Сюда можно включить башкирский этноним «кумрук» (выходцы из р. Иргиз Юж. Сибирь), северокавказский кумук» и алтайский этноним «коман» («лебедь»).
Башкирский род кумрук входит в состав племени табынов, предки, которых издревле были известны на Урале. К.Птолемей писал, что с восточной стороны ближе всех к Уралу находились тибиаки, затем табеиты и аскатаны, которых еще В.Н. Татищев [168.] отождествлял с татарскими родами кара табын, кыпчак-табын и катай. Р.Г. Кузеев считал табынов выходцами из Алтая.
В Причерноморье и на Северном Кавказе вместе с киммерийцами жили аланы и асы, в которых видели западную ветьв исседонов-усуней. Исседоны делились на исседонов скифских и исседонов серски
[10.–С.76]. Первые жили ближе к границам Китая, а вторые в соседстве с аланами на Кавказе.
В то же время в древние времена на территории современной Тувы и Прибайкалья отмечались азы или аз киши (аз или асы, усы) и алакчыны. Как нам кажется, азы или аз киши они же вышеотмеченные азкотаны Птолемея. Приангарское владение Алакчын имело четыре серябряных областей -Алафхин, Адутан, Мангу (мюнггю/от слова серебро) и Балаурнан [296. –С. 74-46].
В таком случае, киммерийцами могли быть одно из восточных племен (примерно азы или алано-массагеты/алано-юэчжи). Вполне возможно, что имя «киммерийцы» могло быть связано с тотемом лебедь или журавль, имевшийся у племен канглы, которые на востоке жили в соседстве с алатами и азами, название которых вполне сопоставим с северокавказскими «алан» и «ас». Уравнение аланы-алаты позволит рассматривать первых (аланов) как предков булгар. Так как, во-первых, этноним «алан» пытались этимологизировать в двух значениях: 1) от тюркского ала-була; ала–пегий и була –пегий; 2) булгау-смутьян, мятежник. Во-вторых, в средние века канглы имели соседство с алтайскими родственными племенами алакчынами (пегий народ), карлуками (от «кар-пегий»), булаками (от «була-пегий», карлукское племя), булагачинами (предками бурятских булагатов). В третьих, европейские гунны (булгары) после долгой экспедиции по Западу, возвратились в древние земли Алании, где ими была сформирована Великая Булгария.
По сведениям античных авторов (Гомер, Геродот, Страбон и др.) киммерийцы появились в Северном Причерноморье на рубеже II - I веков до нашей эры.
Отметим, что кангарские племена были известны еще VIв. до н. э., когда с востока одни за другими начали мигрировать кочевые племена киммерийцев, массагетов (саков), скифов, усуней, кангюйцев, яньцай, аланов, юэчжи (тохары), хунну, ведшие между собой жестскую борьбу за верховенство в Центральной Азии. В исторических источниках аланов связывали с массагетами.
По данным источников старана Алания ранее называлась владением Яньцай. Китайские хроники отмечали: «Владение Яньцай переименовывалось в Аланья, состоит в зависимости от Кангюя». «Аланы прежние массагеты» писал Амиан Марселин. В то же время восточные авторы аланов всегда упоминали вместе с народом ас (ассы) [381.]. Арабский путешественник Абу-ль-Феда (1273-1331 гг.) относил аланов и ассов (асы) к тюркам. Ал-Бируни упоминал о миграции алан и асов из страны Кангюя на побережье Каспийского моря. Он писал:«Она затопила много местностей на долгое время и разрушила (их) также; жители их переселились на побережье Хазарского (Каспийского - Т.А.) моря. Это род аланов и асов...» [381. –С. 194].
Большинство отождествляют асиев-асианов с усунями. Впервые этнонимы асии и асианы зафиксированы у Страбона и Помпея Трога в числе кочевников, сокрушивших Греко-Бактрию. Осетины называли карачаевцев и балкарцев ассиагами. Страну балкар –Ассиаг, а карачаевцев- Стур (Большой или Великий) Ассиаг [381; 20.-С. 181.]. Можно провести параллель между античными «асиан», «асии» [132.–С. 50.], северокавказским «ассиаг» [289.] и западнотюркским «асиги» [26. –С. 218].
Отсюда можно сделать вывод о том, что все вышеуказанные племена мигрировали с востока на запад в направлении Тянь-Шаня, Северного Кавказа, Причерноморья и Крыма. Следует признать, что племена, имевшие этнополитические отношения с аланами массагеты и асы, а также с кангюйцами юэчжи и усуни являлись одними и теми же объединениями. Следовательно, становиться более реальными мнения ученых, которые отождествляли массагетов с юэчжи, а асиев (асов), асиан с усунями. Значит, кангюйцы после захвата владения Яньцай назвали его именем пегих племен страной Аланья.
Как показывали данные исторических источников в древние времена племена кангаров являлись одними из самых активных этносов, совершающие путешествия на большие растояния. Кангары были расселены на огромной территории, начиная от Тувы до Каспия и Крыма. Очевидно, предки кангаров являлись горцами или теми кочевниками, которые путешествовали (мигрировали) ориентируясь и опираясь на высокие горы Центральной Азии и Кавказа. В связи с чем они занимали огромные горные массивы, такие как Саяны, Алтай, Урал, Кавказ (Северный), Тянь-Шань, Тибет. Занимая горные долины, в то же время они контролировали огромные степные пространства, расположенные вблизи вышеназванных гор. Строили города и государства. Например, на Алтае кангары могли контролировать на востоке степи Западной Монголии и Монголии, а на западе степные просторы от Алтая до Дона. На Северном Кавказе –Причерноморье, а также могли вступать в контакты с Передней и Малой Азией. На Тянь-Шане кангары на западе контролировали долину р. Сырдарьи (Ферганскую долину) и Приаралье, а на востоке долину реки Или, откуда могли мигрировать до Тибета.
В связи с вышеизложенным можно провести параллели между этнонимом «кангар» и названиями племен, титулов вождей, топонимов, которые имели или могли иметь какие-то отношения к кангарам.
1. кангар= киммер, гомер, кимры (кангри);
2. кангар = хунну (хунгар), сюнну (синьли);
3. кангар= (синьли) - хунгар, венгр;
4. кангар= булгар;
5. кангар= хункар (титул главы османской империи)
6. кангар=ганг/ганга (священная река в Индии),
7. кангар =канха (страна в «Авесте»)
8. кангар= система гор Кангрибоче в Индии, горы Кайлас (относиться к системе гор Кангрибоче; здесь обнаружена группа тюркоязычных кочевников-жаппак), озеро Манас в Индии.
9. Кангар=кенгерес, кангалас.
В таком случае, происхождение киммерийцев могло быть связано с кангарскими племенами, которые управлялись князьями, рода лебеди (или журавля-каркыра). Не исключено, что этноним «кангар» сохранился в качестве названия страны Венгрии -«Хунгрия» (в. «Кангария»), а также титула главы государства Османской империи «хункар». Следовательно, мы не исключаем того, что канглийцы и этноним «канглы» имеют отношение к названию и народу западной Европы Англии (вв. «к/англан», «к/англания», «к/энгланд», «англия»).
Отметим, что в Причерноморье и Таманском полуострове встречались два древних топонима, названия которых возможно были связаны с аланами и кангарами. Первый древний город Германасса, а второй Босфор Киммерийский. Отметим, что в Таманском полуострове существовала «прекрасно построенная Германаса», имевшая сходство с канглийским этнонимом карманас (название рода кара канглы).
Согласно одной из версий легенд происхождение названия «босфор» связывалось со странствиями некоего Инака, а по другой версии с дочерью речного бога Инаха прекрасной Ио. По преданию она, превратившись в белую корову, обошла по берегу Черное море и переправилась через Керченский пролив. В связи с чем Таманский полуостров стали называть Босфором. Т. е. «Коровьим бродом».
Выше мы отмечали, что аристократическим родом у енисейских кыргызов был род с тотемом корова. О существовании в составе кыргызов племени, почитающего корову писал и Гардизи. Отметим, что в родоплеменном составе племени канды/кангды тяньшаньских кыргызов есть род под названием уйлар (коровы). На тюркском языке «белая корова» означает «ак инек» (на азербайджанск. «инек-корова») или «ак уй» (на кыргызск. «уй-корова»), что ближе с именем речного бога Инахом и его дочери Ио («уй»). В то же время на тюркском языке слова «ак» или «ак боз» («ала-боз») означает «белый», «бело-серый» или «бело-пестрый («ала-боз-пестрый»).
В таком случае, происхождение топонима «босфор киммерийский» мог быть связан с аланами и киммерийцами античных источников, а киммерийцев с кангарами или им родственным племенем. Возможно, предками кумрук-табынов. Т. е. аланы могли быть восточными прищельцами в Причерноморье и Крыму. Предки их могли мигрировать на запад из страны Табын и Алакчын, где жили пегий народ алакчын, разводивший лошадей пегой масти.
Следовательно, название страны Босфор Киммерийский могло быть связано с тотемическими представлениями степных племен, мигрировавших из восточных степей Центральной Азии. Этнографические и топонимические данные дают основание полагать, что кангары, юэчжи-массагеты, тохары, усуни мигрировали в купе или друг за другом и в одном направлении. Об этом в первую очередь говорят топонимические данные. Следы миграции восточных кочевников можно проследить по топонимическим данным, оставленных ими в тех районах, где они задерживались на определенное время. В Ингушети есть река под названием Алазянь. В Таласской долине в средневековой топонимике отмечались названия рек Баркуоб, Мерке (Бирке), Кангасир (Канга), имена которых были связаны с племенами и географическими местностями Западной Монголии Баркуджин Токум, меркит, канглы и т.д. В русских сказках есть персонаж о главе вражеской тугарской орды Тугарине Змее (Ростов на Дону), имя которого имел полное тождество с этническим именем тохаров Восточного Тянь-Шаня. На Таманском полуострове существовала «прекрасно построенная Германаса». Крымский топоним «сочи» вполне сопоставим с скифским «сак». В Индии, куда мигрировали индоевропейцы и часть сакских племен до сих пор сохранились образ царя птиц Гаруды (орел или журавль), река Ганга, озеро Манас, горы Кангрибочи, Кайлас (в. кангалас-канха).
Табылды Акеров, кандидат исторических наук, директор Института этнологии Международного университета Кыргызстана.