Добавить статью
12:52 2 Сентября 2015 15178
«Знание, дающее счастье»
(2 часть)

(Читать 1 часть)

К тысячелетию Юсуфа Баласагуни, великого поэта и мудрого учёного

А пока остановимся более подробно на городе, где родился и вырос Юсуф Баласагуни.

На территории Кыргызстана было множество городов и селений, которые ещё более расширялись и процветали во времена правления караханидов. Крупные города благоустраиваются, в них возводятся культовые сооружения. Ряд таких монументальных сооружений был построен и в городе Баласагун, свидетельством чего являются башня Бурана, мавзолеи и другие постройки, открытые археологами при раскопках.

150902_1 За дымкой веков в народе забыли, для чего была построена башня Бурана, и минарет стал восприниматься то как сторожевая башня, то как часть замка, где могущественный хан якобы укрывал от укуса каракурта свою любимую дочь.

Когда-то я писал, что ученые и неучи, выдающие себя за ученых, делятся на две большие категории: на тех, кто считает, что развитие любой местности и его народа шло по своим местным традициям, и на тех, кто полагает, будто более развитые народы привносили свои культуры (в России это славянофилы и западники, в Кыргызстане – так называемые националисты и прорусские киргизы. Не путайте их с кыргызами.). По моему же мнению, были и то, и другое, и третье, а может быть, и четвертое и т.д. Я однажды слышал, как одна журналистка (некоренной национальности и в 1997 году, что имеет большое значение) хвалилась, будто это она сочинила легенду о том, как один хан прятал свою дочь в этой самой башне Бурана и что ее укусил каракурт, а кыргызские журналисты, дескать, с ее легкой руки пошли распространять ту не существовавшую никогда легенду. Так вот я смел тогда и смею теперь поспорить, что это никакие не выдумки. И не та хвастунья-журналистка придумала легенду, она действительно существовала, и я собственноручно записал ее от моего отца еще в 1976 году во время летней фольклорной практики, когда я учился в университете. Правда, там говорилось не о башне Бурана, а о местности Бал-Курт в Кетмень-Тюбинской долине.

У одного хана был единственный сын, наследник престола. Однажды хан призвал к себе астрологов и звездочетов и спросил их о судьбе своего сына.

- Сын твой умрет, - был однозначный ответ. – И умрет он от укуса каракурта.

Пригорюнился хан и велел увезти сына с глаз долой в далёкую местность, где нет ни змей, ни скорпионов, ни каракуртов. Рос его сын там до совершеннолетия, рос сытым и здоровым. Отец отправлял ему подарки с разными сладостями и фруктами да ягодами. Достигнув совершеннолетия сын спросил однажды у своих опекунов, почему отец сослал его в эти земли. Рассказали ему всю правду, объяснили.

А однажды привезли от его отца очередной подарок, и среди них был виноград. Открыл сын хана мешок и обнаружил среди виноградов огромного каракурта. Понял он тогда, что, если чему суждено сбыться, то того нельзя миновать. Протянул он руку и сказал:

- Бали, курт! (Браво, ядовитое насекомое!)

Каракурт укусил юношу, и тот умер. Там и похоронили наследного принца, и местность та с тех пор называется Бал-Курт…

В обоих легендах меняется только пол наследника. Кстати, судя по названию города Баласагун (или Баласагын в современном произношении), можно предположить, что оно тоже связано с наследником. «Тоска по сыну» - так переводится это название. Может, действительно какой-нибудь хан лишился сына или дочери и выразил свою тоску таким способом, дав подобное название городу.

Так что нечего возводить напраслину, чтобы оскорбить народ, среди которого сам живешь. Легенда-то ведь тоже живёт среди этого народа!

Кстати, в легенде про Бурану говорится, что похоронил тот хан свою дочь под этой башней. Во время исследований фундамента путем закладки шурфов с восточной и западной сторон в 1951 и 1960 годах были обнаружены кости человека на глубине 1,5 – 1,8 м. Вот так вот!

А теперь от легенд вернемся назад к науке.

150902_3 Зодчество XI-XII веков было разнообразное и широкое. От раннего средневековья Кыргызстана до наших дней дошли лишь немногие сооружения, построенные из более прочных и долговечных строительных материалов.

К выдающимся произведениям архитектуры относится башня Бурана. М.Е.Массон на основе полученных материалов установил, что башня Бурана была построена в первой половине XI в. Эта дата затем была принята большинством исследователей.

Башня Бурана стоит на древнем городище, которое занимает большую впадину по обеим берегам реки Бурана, на восточной окраине селения Дон-Арык. Развалины древнего городища находятся на левом берегу р.Бурана.

В 1938 г. Буранинское городище и минарет изучает Семиреченская археологическая экспедиция. Результаты этих исследований нашли отражение во многих трудах руководителя экспедиции А.Н.Бернштама. Однако наибольший объем работ на городище Бурана был выполнен П.Н.Кожемяко в 1953-1954 гг. В результате его исследований впервые удалось установить, что городище имеет сложную планировку и состоит из центральных развалин, представленных четырехугольной крепостью, на огромной площади, находившейся за ее пределами.

Эта территория составляла непосредственно основную часть города, где располагались жилые и хозяйственные постройки горожан и их земельные наделы, многочисленные ремесленные мастерские, рынки и др. Данная территория была защищена двойным кольцом крепостных стен. Так, длина внешней стены по окружности достигала 15 км. Общая площадь города, по исследованиям П.Н.Кожемяко, составляла 25-30 кв. км.

В 1970-1974 гг. специальные научно-реставрационные мастерские Министерства культуры Кыргызстана по проекту Б.В.Помаскина провели реставрацию башни Бурана. За пять лет работ были восстановлены разрушенные места по всей сохранившейся высоте башни, заново переложен восьмигранный цоколь, с южной стороны сооружена лестница для подъема на минарет и др.

Одновременно с реставрацией археологическим отрядом Института истории АН Кыргызстана под руководством Д.Ф.Винника осуществлялись раскопки около минарета, на территории центральных развалин городища и других его местах. В результате этих исследований была установлена глубина заложения фундамента башни, открыты остатки четырех культовых сооружений, здание бани, жилых помещений, трассы водопроводов и др.

Материал, собранный в 1970-1974 гг., подтвердил дату существования города временем X-XIV вв. Тогда эта местность называлась Баласагун. С 1117 по 1218 год, когда город был завоеван кара-кытаями, народом пришедшим с востока, тот же город назывался Хосун-Орду. В 1218 году город был занят монголами, которые переименовали его в Гобалык («Хороший город»).

Территорию музея составляют центральные развалины городища площадью 36 га. Древние валы, окружающие эту территорию, имеют в плане форму четырехугольника, стороны которого ориентированы по сторонам света. Размеры четырехугольника 570х600 м. Сохранившаяся высота валов 3-4 м, а первоначальная достигала 8-10 м. Стены глинобитные, толщина их у основания 7,5 м, вверх они сужались.

С внешней стороны стен на расстоянии 30-40 м располагались многочисленные башни, которые служили как бы подпорками, предохранявшими стены от разрушения. Внутренняя часть четырехугольника на значительной его площади в Х-XIV вв. была занята постройками, сложенными из жженого и сырцового кирпича. Остатки отдельных из них археологи открыли при раскопках. Наиболее плотно были застроены южная и западная половины центральной части города. Именно в этих местах прослеживаются самые мощные напластования культурного слоя. Толщина его достигает 3-4 м.

В восточной стороне центральных развалин находится холм размерами 100х100 м и высотой 10 м, который, по предположениям исследователей, скрывает остатки дворцового комплекса или храма, существовавших здесь до Х в., то есть до возникновения города. Раскопки, проведенные на холме, на его верхней площади, вскрыли жилые постройки Х-ХII вв. и захоронения ХIII-XIV вв.

К юго-востоку от холма расположена башня Бурана, которая является центральным памятником музея под открытым небом. Башня Бурана - минарет ХI в., относится к числу первых сооружений подобного типа на территории Средней Азии. Минареты строились при мечетях и служили для призыва верующих на молитву. Исследователи полагают, что мечеть около башни Бурана находилась с западной ее стороны. Первоначальная высота Буранинского минарета равнялась 45 м. Как и у всех минаретов, верх ее был увенчан куполом-фонарем, имевшим четыре дверных проема по сторонам света. Сейчас высота башни составляет 24,6 м, остальная часть ее обрушилась во время одного из сильных землетрясений, которое было примерно в ХV или в XVI вв.

Башня Бурана состоит из следующих частей: подиума или стилобота, восьмигранного цоколя и ствола. Все это сооружение покоится на фундаменте. Фундамент глубиной 5,6 м. Он четырехугольной формы, сложен из камней с прослойками кирпича.

На поверхности земли фундамент перекрыт подиумом. В плане - это квадратное сооружение с длиной сторон 12,3х12,3 м и высотой 1,2 м. Северная и восточная стороны облицованы мраморовидными блоками размерами 15х30х18 см, которые придавали парадный вид с этих сторон подиуму. Южная и западная стороны подиума сложены из обыкновенных камней и не облицованы. Каменная кладка подиума сверху перекрыта кирпичом, поставленным на ребро в «елочку», которая образует на поверхности подиума как бы орнамент. В центре подиума выложена вторая его ступень. В плане - это квадратная площадка размерами 9,4х9,4 м и высотой 24 см. В нее вписано основание цоколя башни.

Цоколь восьмигранной формы, ширина граней 3,9х4,1 м, высота 5 м, диаметр внизу 9,8 м, вверху - 9,3 м. Каждая грань по краям обрамлена кладкой кирпича, образующей букву «П», в которые вписаны арочные ниши. Внутреннее пространство каждой ниши в свое время было заполнено орнаментальной кладкой кирпича. Ввиду того, что в ряде ниш за прошедшие столетия орнаментальная кладка разрушилась без следа, то при реставрации граней цоколя они оставлены гладкими, без заполнения.

Продолжением восьмигранного цоколя служит ствол минарета. Он конической формы, внизу диаметром 9,3 м, кверху сужающийся до 6 м. Поверхность ствола состоит из чередующихся гладких и рельефных поясов кладки, придающих ему ажурный вид. С южной стороны на высоте 6,45 м имеется вход на минарет. Высота его 1,5 м и ширина 0,65 м. От входа на вершину минарета внутри его ствола в направлении против часовой стрелки идет винтовая лестница со ступеньками из жженого кирпича. Верх ступеней покрыт досками.

С восточной стороны на высоте 14 м имеется световое окно стрельчатой формы. В XI-XII вв. подъем к входу на минарет осуществлялся при помощи приставной лестницы или по крыше мечети. Минарет сложен из жженого кирпича размерами 25х25х5 см на ганчевом растворе.

Техника выкладки и фактура фигурной кладки на башне Бурана более архаичная, чем на минарете в Узгене. Для узорной кладки использовался обыкновенный строительный кирпич без шлифовки. Фонарь минарета был выполнен, по-видимому, в более простых формах, чем фонарь минарета Каляна в Бухаре или даже в Узгене.

Верхняя часть башни, вероятно, сброшена землетрясением при сейсмическом толчке. Ее можно представить лишь приближенно, сравнивая с минаретами более позднего времени. Техника выкладки в минарете Бурана более архаична. Кирпич не имеет тщательной отделки и шлифовки.

Если башня Бурана и имела многоарочный фонарь, то он был выполнен из кирпича в более простых формах. Минарет в Узгене построен ранее минарета Каляна в Бухаре, а башня Бурана построена ранее минарета в Узгене. Следовательно, Бурана была предшественником более поздних минаретов Средней Азии.

Свидетельством тому служит тот факт, что наиболее сильным в XI-XII вв. в Средней Азии было государство Караханидов, которое стремилось использовать ислам в укреплении своей власти и всячески поощряло строительство культовых зданий. Вначале столица государства Караханидов была в Семиречье, поэтому и строились в этом районе мечети и минареты.

Наиболее активно велось строительство в столице и ее предместьях. Сначала минарет был построен в Баласагуне, затем в Узгене, позднее в Бухаре и в Бабкенте. Архитектурный анализ этих минаретов говорит о том, что башня Бурана является наиболее ранним сооружением. Прежде всего имеется ввиду его монументальность и высота.

Строители башни Бурана учли большую сейсмичность района. Под высокий монументальный минарет они заложили глубокий мощный фундамент, а цилиндрическому телу башни придали значительное сужение к верху.

Геометрические орнаментальные мотивы, примененные на башне Бурана, не встречаются на других минаретах XI-XII вв. Точного повторения орнаментации не наблюдается, встречаются лишь разные ее варианты, построенные на одном и том же принципе, т. е. вертушке, дающей динамический ритм.

С восточной стороны минарета были расположены мавзолеи (гумбезы), остатки которых раскопаны в 1970-1972 и 1974 гг. От них остались лишь нижние основания. Все три мавзолея являются уникальными памятниками средневековой архитектуры Кыргызстана.

Мавзолей 1. В плане - восьмигранной формы. Сохранился на высоту 1,8 м. Диаметр его окружности 11 м, толщина стены 1,7 м. Сложен из жженого кирпича на глиняном растворе. Нижняя часть выполнена гладкой кладкой, выше проходит комбинированная кладка из спаренных вертикальных и горизонтальных кирпичей. Эта кладка составляла декор всей поверхности восьмигранника до его верха. Вход в мавзолей располагался в центре западной грани примерно на высоте 2 м. В полу мавзолея находилось 4 захоронения. Мавзолей имел купольное перекрытие. Общая высота этой усыпальницы достигала 11 м. Датируется памятник XI-XII вв.

Мавзолей 2. В плане - круглое сооружение диаметром 13,6 м, толщина стены 1,8 м. Портал мавзолея находился с восточной стороны и соединялся с круглым сооружением коридорообразным входом длиной 5 м. У места соединения портала с круглым сооружением с внешней стороны имеются четырехугольной формы камеры. Портал имел богатое декоративное убранство, состоящее из различных сочетаний кладки фигурных кирпичиков и пояса надписей арабским алфавитом. В полу мавзолея находилось 11 захоронений в два яруса.

Мавзолей 3. По своей форме он аналогичен мавзолею 2. Имеет ту же планировку и почти те же размеры. По краям портала и у входа в мавзолей располагались колонны. В стене мавзолея с южной, западной и северной сторон имелось по одному световому окну. В полу мавзолея находилось 28 захоронений, расположенных в три яруса. Мавзолей 2 и 3 имели купольные перекрытия и высота их была не менее 17 м. Оба памятника датируются XI-XII вв.

В 150 м к северо-западу от холма в 1974 г. было открыто монументальное сооружение из жженого кирпича. Размеры постройки 12,3х16 м, сохранившаяся высота 2 м. Вход находился в центре восточной стены. С южной, западной и северной сторон к постройке примыкали помещения из сырцового кирпича. При раскопках были обнаружены глиняная посуда, монеты, часть бронзового светильника и кайраки с арабскими надписями. Судя по найденным предметам, этот памятник датируется XI в.

Кроме архитектурных памятников в музее под открытым небом демонстрируются и другие экспонаты. Каменные изваяния (балбалы) составляют значительную коллекцию материалов музея, насчитывающую 80 скульптур. Они собраны с разрушенных древнетюркских могильников, главным образом, Чуйской долины, но есть и статуи с Иссык-Куля и Тянь-Шаня.

150902_2

Этот вид памятников, в основном, распространен на территории Северного Кыргызстана в местах обитания древних тюрков. Каменные изваяния представляют собой скульптуры с тщательной проработкой черт лица, головного убора или прически, предметов украшения, одежды, оружия и. т. д. Вместе с тем встречаются и примитивно выполненные изваяния с обозначением на камне только лица. Большей частью изображался мужчина-воин с оружием или без него и чашей в правой руке. Реже встречаются скульптуры женщин.

Каменные орудия труда представлены в музее коллекцией мельничных жерновов, найденных при раскопках на территории Буранинского городища. Они датируются X-XII вв.

Памятники эпиграфики представлены надгробными стелами с надписями на арабском языке. На стелах даны изречения из Корана, а также имя и год смерти покойного.

Значительная серия материалов из раскопок на Буранинском городище экспонируется в двух залах музейного здания. Здесь представлена глиняная посуда различных форм и размеров - от миниатюрных чашек до сосудов вместимостью 100 и более литров. Наряду с глиняной демонстрируется и посуда из стекла. Интересны керамические и бронзовые светильники. Многочисленны ручные зернотерки, кайраки с арабской и несторианской письменностями, звенья гончарных водопроводных труб. Богата коллекция предметов декоративно-прикладного искусства, бронзовых монет и т.д.

Читать продолжение

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

18-03-2016
«Знание, дающее счастье»
(28 часть)
11195

11-03-2016
«Знание, дающее счастье»
(27 часть)
9549

04-03-2016
«Знание, дающее счастье»
(26 часть)
10045

26-02-2016
«Знание, дающее счастье»
(25 часть)
10219

19-02-2016
«Знание, дающее счастье»
(24 часть)
16922

12-02-2016
«Знание, дающее счастье»
(23 часть)
11829

05-02-2016
«Знание, дающее счастье»
(22 часть)
10357

29-01-2016
«Знание, дающее счастье»
(21 часть)
11611

21-01-2016
«Знание, дающее счастье»
(20 часть)
18494

12-01-2016
«Знание, дающее счастье»
(19 часть)
19509

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.

×