Добавить статью
11:02 15 Сентября 2015 8864
«Знание, дающее счастье»
(4 часть)

(Читать сначала)

(Читать 3 часть)

К тысячелетию Юсуфа Баласагуни, великого поэта и мудрого учёного

Археологические материалы, полученные на ряде городищ, убедительно свидетельствуют о том, что уже в VII–VIII вв. в Кыргызстане поселения достигли сравнительно высокой ступени развития в экономическом и культурном отношении. В IX–X вв. бурный рост городов и селений характерен и для горных районов (Ат-Баши, Кетмень-Тюбе и т.д.) в связи с развитием горнорудной промышленности, освоением новых земель.

150915_1

Для средневекового Кыргызстана имеется подробное описание маршрута от Таласа до верховьев р.Чуй, которое оставил ибн-Хордадбек. Он перечисляет 17 больших городов, расположенных, в основном, по левобережью Чуя, на расстоянии одного или двух дневных переходов караванов (дневной переход каравана равен 3–4 фарсахам). Он пишет: «От Тараза до Нижнего Барскана три фарсаха, затем до Касрабаса два фарсаха… Затем четыре фарсаха до Куль-Шуба, затем четыре фарсаха до Чиль-Шуба, затем четыре фарсаха до Аспары, затем восемь фарсахов до большого поселения Мирки, затем восемь фарсахов до Чуя, затем семь фарсахов до большого поселения Сарык... затем четыре фарсаха до Наваката, затем три фарсаха до Кубала, затем до Верхнего Барскана, что на границе с Чин…» (История Киргизской ССР, т. 1, Ф., «Кыргызстан», 1984, с. 269)

Сведения Кудамы ибн-Джафара дополняют данные ибн-Хордадбека. Он пишет еще о двух городах, расположенных в двух фарсахах от Наваката – Кирмироо и Бунджикат. Навакат он называет большим городом, откуда идет прямая дорога в Верхний Барскан, а о Суябе пишет, что это два поселения, одно из них называется Кубал, другое – Сагур-Кубал (Материалы по истории кыргызов и Кыргызстана, вып. 2., М.).

Арабский географ и путешественник аль-Мукаддаси для Чуйской долины приводит уже 22 наименования, семь из которых совпадают со списком предшествующих авторов: Кулан, Мирки, Нузкат, Ордо, Навакат, Йакалык, Харан. Кроме того он еще называет города: Насрабад, Манара (Менара), Ранджанд, Шикит, Заркан, Башбашан, Уштикан и др. (Токтогул району. Энциклопедия, Бишкек, 2005, с. 48.)

В Таласской долине городов было чуть меньше. Главные поселения долины – Тараз и Атлах – упоминаются уже в источниках VII–VIII вв. в связи с арабским завоеванием. Сюань Цзан называет Тараз крупным торговым центром, который имел в окружности до 4 км. В Х в. здесь насчитывалось 12 городов. Ал-Мукаддаси пишет следующее: «Атлах – большой город, приближается по площади к главному городу (т. е. к Таразу или Испиджабу)… Большую часть города составляют сады; в сельских окрестностях его больше всего возделывается виноград… Хамукат – большой город; Шельджи – небольшой город… Имеет цитадель… Город расположен среди гор… Сус – большой город, а Куль – меньше его… Текабкат – большой город… Эти три города поблизости от гор с серебряными рудниками…» (Материалы по истории кыргызов и Кыргызстана, вып. 2., М.)

Надо заметить, что археологами выявлено гораздо больше поселений, чем указано аль-Мукаддаси. К концу Х в. в долине их было несколько десятков.

150915_2 Ферганская долина в раннее средневековье представляла собой раннефеодальное владение со столицей сначала в Касане, затем в Ахсикенте. Ныне археологически известно несколько десятков поселений с шахристанами, выросшими к IX–X вв. в города. Кудама ибн-Джафар пишет: «От Ферганы до Куба десять фарсахов, затем до города Ош десять фарсахов, затем семь фарсахов до Узгена, города Чуртегина, затем (два дня) пути до Атбаша…» (Бартольд В. В. Отчет о поездке в Среднюю Азию..., сс. 34–35.)

Географы Х в. насчитывают 39-40 городов, значительно дополняя сведения дорожников (так арабоязычные и персоязычные путешественники и географы называли карту) ибн-Хордадбека и Кудамы ибн-Джафара. «… Ош – название города, и Куба – название города… В районе Куба нет города, кроме него, а в районе Оша есть город, который называется Мадва. Узген – название города, вокруг которого села… Касан – название города и название области также. Чидгиль – название области, город в которой Арделанкет, и нет в области другого города, кроме него. Миян-Рудан – название области, в которой много поселений. Главный город ее – Хайлам (Хатлам)… Карван – название города, вокруг которого поселения. Наджм – название города, вокруг которого много поселений. Бискент и Салат имеют вокруг себя поселения…» (Материалы по истории кыргызов и Кыргызстана, вып. 2., М.)

Средневековые географы, как правило, отмечали города, располагавшиеся по трассе торгового пути, экономически развитые районы тогдашнего Кыргызстана. К их числу относится также область Исфары-Аспары, богатой полезными ископаемыми с двумя городами – Бамкахуш и Тамахуш. Часть поселений входила в раннем средневековье в область Уструшану, граничившую с Исфарой. Источники называют Уструшану страной 400 замков-крепостей и множества больших городов. В эту область входила западная часть Баткенской долины. В этом районе хорошо изучено городище Кара-Булак, которое исследователи отождествляют со средневековым городом Асбаникат. (Брыкина Г. А. Карабулак..., с. 115.)

Исследованием городов и поселений в Кетмень-Тюбинской долине в разные годы занимались А.Н.Бернштам, П.Н.Кожемяко, И.Кожомбердиев, Е.З.Заурова, Н.Г.Галочкина. Наибольшее развитие города долины получили в средневековье, там их насчитывалось около тридцати.

Наиболее изученными из них являются Хайлам (Хатлам), Ничке-Кодуль, Акчий и др. А.Н.Бернштам в 1946 году изучил городища и поселения в Кетмень-Тюбинской котловине и пришел к мысли, что большинство из них появилось в VI–X вв. Он также считал, что древняя область Миян-Рудан и его столица Хайлам (Хатлам) находились в Кетмень-Тюбе, а Нарын прежде так и назывался Хайлам. (Токтогул району. Энциклопедия, Бишкек, 2005, с. 48.)

Древнее государство Миян-Рудан и город Хайлам (Хатлам) упоминается в книге аль-Истахри «Китаб масалик уа-л-мамалик» («Книга путей государств»), в книге неизвестного автора «Китаб худуд ал-аалам мин аль-машрик ила-л магриб» («Книга о пределах мира от востока к западу»). Здесь надо отметить, что двоякое чтение названия города происходит от арабского текста, где пропущено двоеточие. В зависимости от расстановки двоеточия будет зависеть и его чтение: если оно сверху, то это буква «т», а если снизу – буква «й». А так как двоеточие отсутствует, то и читают название по-разному.

Городище Ничке-Кодуль, относящееся к X–XII вв., также является наиболее изученным из поселений Кетмень-Тюбе. В 1956-59 гг. на городище был заложен раскоп площадью 1200 кв. м. Было вскрыто более 50 помещений (стены местами сохранились на высоту от 1 до 4 м), сложенных из сырцового кирпича. Стены помещений покрыты штукатуркой, поверх которой нанесена алебастровая обмазка белого цвета. Местами на алебастровом покрытии видны следы росписей. Судя по ним, роспись здесь представляла растительный орнамент. Отдельные помещения, очевидно, имели парадно-официальное назначение. Интерьер их оформлен расписными алебастровыми стенами и фигурным жженым кирпичом. В 17 комнатах полы вымощены жженым кирпичом в виде «паркета»… В помещениях множество изделий из стекла, неполивная и поливная керамика… Обнаружено несколько монет с арабскими надписями…

150915_3 Городище Акчий – архитектурный комплекс дворцового типа, состоящий из 19 помещений… Интерьеры помещений покрыты полихромной росписью и резьбой по ганчу и глине. Жилые комнаты снабжены обогревательными устройствами – канами. Обнаружены прекрасные образцы поливной керамики с черно-голубой гаммой орнаментации и кашиной керамики с кобальтовой росписью… В результате многолетнего изучения городища получены ценные данные об архитектуре и декоративном искусстве средневековья. Известны случайные находки резных обожженных глиняных плиток, служивших для облицовки дворцов, мавзолеев и других зданий той эпохи. Судя по археологическому материалу, в долине Кетмень-Тюбе в средние века строительное дело достигло довольно высокого уровня. (Кетмень-Тюбе, Ф., «Илим», 1977, сс.23-24.)

Таковы вкратце сведения о городах и селениях Караханидского государства в эпоху, когда жил и творил Юсуф Баласагуни. Рассказывая обо всем этом, мы преследуем цель попытаться раскрыть образ той эпохи, чтобы современный читатель понимал, когда и как появились великие люди того времени: Юсуф Баласагуни, его современники Махмуд Кашгари, Ахмад Яссави и др. Ведь ничего нельзя будет понять в отрыве от эпохи, от культуры того времени, от литературы и искусства народа, жившего в том или ином государстве.

Кроме того, мы имели целью доказать, что в средневековье на территории нынешнего Кыргызстана существовало множество своих собственных внутренних городов, чтобы не ссылаться на какие-то пограничные с чужими территориями очаги цивилизации.

Подъем производительных сил феодального общества, развитие ремесла и торговли в X–XI вв. обусловили образование на территории Тянь-Шаня и Семиречья городов и поселений. В связи с этим происходят значительные изменения в хозяйстве, идеологии и образе жизни населения, что повлекло за собой дальнейшее развитие старых городских центров как территориально, так и экономически, а также появление большого числа мелких поселений.

Процесс расцвета феодальных городов Кыргызстана был обусловлен прежде всего появлением централизованного государства с развитым административным и фискальным аппаратом вместо множества мелких княжеств, укреплением связей Кыргызстана с Ближним Востоком. Изменилось их положение; резиденции отдельных княжеств превращались в крупные административные и экономические центры государства. Включение Кыргызстана в состав Арабского халифата способствовало расширению торговли, развитию ремесла, культурных связей, что не могло не сказаться на общем подъеме городов.

В этот активный процесс урбанизации вовлекаются все части Кыргызстана, через которые проходила трасса международной торговли.

И вот на этом фоне жил и творил великий поэт, ученый и политический деятель средневекового Кыргызстана Юсуф хас-хаджиб Баласагуни.

И это — тебе мой завет с наставленьем,

Почтить не забудь меня добрым моленьем.

И помни, что книгу составивший муж

Искусен в речах был и знатен к тому ж,

Был мудр он, дарами отмечен на диво,

И век, ему данный, провел он счастливо.

Он был почитаем людьми, благочестен,

Умен, рассуждением здравым известен,

Родные пределы его — Кузорду,

Прекрасен язык в его славном роду!

Свой край он покинул, влекомый призваньем,

И эту вот книгу закончил созданьем.

Он все написал, твердо двигаясь к цели,

И труд завершен был в Кашгарском пределе…

А вот о Кашгарском пределе вы узнаете в следующем рассказе.

Читать продолжение

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

18-03-2016
«Знание, дающее счастье»
(28 часть)
11187

11-03-2016
«Знание, дающее счастье»
(27 часть)
9539

04-03-2016
«Знание, дающее счастье»
(26 часть)
10034

26-02-2016
«Знание, дающее счастье»
(25 часть)
10211

19-02-2016
«Знание, дающее счастье»
(24 часть)
16902

12-02-2016
«Знание, дающее счастье»
(23 часть)
11821

05-02-2016
«Знание, дающее счастье»
(22 часть)
10339

29-01-2016
«Знание, дающее счастье»
(21 часть)
11590

21-01-2016
«Знание, дающее счастье»
(20 часть)
18481

12-01-2016
«Знание, дающее счастье»
(19 часть)
19493

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.

×