Добавить статью
15:22 17 Сентября 2015 30922
Кыргызы - этногенез и история: Cкифы – саки
(17 часть)

(Читать сначала)

(Читать 16 часть)

1.9 Cкифы – саки

Древние скифские племена были распространены, на просторах огромной территории начиная от Байкала на востоке до Дона на западе, и от Волги на севере до Индии на Юге.

Скифо-саки делились на три большие группы: саков-хаумаварга (ант. амюргии), саков-тиграхауда (ант. ортокарибанты) и заморских или заречных саков (ант. саки-парадарайя). В ученом мире нет единого мнения в отношении происхождения и места локализации скифо-сакских племен. В научной литературе первых располагали на территории древней Бактрии и Маргианы (побережье Амударьи и Мургаба, Таджикистан), вторых на Тянь-Шане, а третьих связывали с европейскими скифами. Все разработки ученых были проанализированы и обобщены в работе Т.Джуманалиева [132.]. В своем труде Т.Джуманалиев усилил гипотезу С.П.Толстова о тождестве этнонимов «юэчжи» и «массагет», сравнивая последний с античными этнонимами «тирагеты» («днепровские геты») и тиссагеты («чусовские геты»). По его мнению, «…комплексы имен, производных от yэtal, через присоединение в начале слова определений (тирагеты-«днестровские геты», тиссагеты»- «чусовские геты») имя массагетов занимает строго закономерное место.

«Таким образом, пишет ученый, анализ кушанской, resp юэчжийской ономастики, не оставляет сомнения в правильности нашего уравнения: юэчжи=массагеты=геты» [132. –С. 85]. Далее он соглашается с С.Толстовым, считавшим юэчжи восточной ветвью массагетов, которые в древности, возможно в период греко-персидсих войн откочевали в пределы Ганьсу в Западном Китае и во II веке до н. э. снова вернулись на запад [132.-С. 85.]. Т.Джуманалиев пишет: «примечательно то, что античные авторы, сообщая о падении Греко-Бактрийского царства, нигде не упоминают имя юэчжи и связывают это событие с движением с севера целого ряда племен, под названиями «сакавки и асианы» (по Помпею Трогу), «асии, пассианы, тохары, сакаравлы» (по Страбону). По мнению большинства ученых, под сакаравками следует подразумевать «саков хаомаварга» ахеменидских надписей и «скифских амюргиев» Геродота.

Как нам кажется, «юэчжи» можно сопоставить с названием одного из родов древних дубо эчжи (хэйчэжцы). Видимо, в данном случае «эчжи» служил в качестве указателя родственности канцзюйцев с юэчжи. Т.е. «эчжи» представляло название юэчжийцев в Западной Монголии. Все это, прежде всего, подтверждает наше мнение о том, что юэчжи – кыргызы. И, видимо, юэчжи, вступая в этнические контакты с усунями, саками, экспортировали этноним «кыргыз» в соседние владения.

Отметим, что еще Ю.А.Зуев в хэйчэжцы видел канглы [154]. С.Яхонтов этноним гээчжи (в современном чтении) реконструирует в форме «kanggas»/канггач» [368. - С. 118, 243; 412.–С. 125]. Б.И.Татаринцев хакасские этнонимы хаас – хасха считает родственным этнониму канг [368. -С.118, 246]. Д.Г.Савинов отмечает, что в составе хакасских родов/сеоков, проживающих на территории земель енисейских кыргызов, представлены и носители этнонима дубо (туба, тубинцы) и эчжи — хааш (качинцы) [90. -С. 4, 9.] Важно отметить, что в родоплеменном составе хакасского племени хааш (качинцы) есть род кангит, что, видимо, представляет осколок древних эчжи-канглов.

Отметим, что в отдельных источниках сохранились древние генеалогические предания, рассказывающие об этногенетических связях кыргызов, кыпчаков и кимаков с скифо-сакскими племенами, что находит подтверждения этнографическими и фольклорными материалами. Об этом мы будем говорить ниже и в других разделах данной работы.

Согласно легенде, приведенной в книге Бахши Имана «Джагфар тарихи» [55;56; 13.-С. 10-20; 14. –С. 25-33.], происхождение этнонимов «кыпчак», «кимак» и «кыргыз» связывалось с сарматами и массагетами (Семиречье), которые вступили в интенсивные этногенетические и этнокультурные отношения с тюркоязычными племенами Саяно-Алтайского края и Западной Монголии.

В первой, очевидно, более древней, генеалогия кыргызов и кыпчаков связывалась с массагетами и сарматами, а во второй запечатлены массагето-кыргызо-булгарские взаимоотношения.

Согласно первой легенде: «однажды в Туркестане (Казахстане) племя южных саков - массагетов (масгутов) внезапно напало на центральных саков - сарматов (чирмышей). Все чирмыши были перебиты, но предводительница сарматов Тамыр-бика успела перед гибелью спрятать своего младенца - сына в дупле дерева. Мальчика нашли и вырастили тюрки. Они же назвали его Кыпчаком – «Дупельным». Кыпчак взял в жены 40 тюрчанок и его дети от них основали 40 родов тюркоязычных саков. Их стали называть «кыргызами» (т.е. «сорок девушек» - в память о сорока женах Кыпчака) или «Кыпчаками»... Саки, сохранившие индоарийский язык, продолжались называться «сагдаками» (саками). Часть массагетов была также в то же время тюркизирована и получила от булгар название «оймеков», передаваемое иногда в форме «кимак», а другие массагеты, сохранившие индоарийский язык, по-прежнему назывались «масгутами» [13.-С. 10-20].

Согласно второй легенде о алп-бике Куропатке, Тангра в защиту человеческого рода, превратил ее в алп-бике Мышь или Кыргыз-Кыркыз [Дикая или Вольная Девушка], что олицетворяла дух женского своеволия и упрямства. После этого она, «явившись в царстве Идель в образе прекрасной девушки, вызвала многовековую смуту в государстве. Вначале она очаровала всех булгарских принцев и перессорила царевичей. Когда ее изгнали из Иделя, она ушла в Кашан (Средняя Азии), где стала объектом поклонения масгутов. За это Тангра покарал это племя, которое стали называть также кыргызами - по имени Кыргыз. Оно прекратило свое существование, и даже небольшая группа уцелевших масгутов стала носить имя булгарской династии Алан, некоторые представители которой бежали к ней. Степи масгутов были заняты кыпчаками, которых стали, поэтому называть и кыргызами...» [13.-С. 10-20.].

Первая легенда подтверждала этногенетическую связь кыргызов с массагетами и сарматами. Очевидно, в данном случае речь идет о миграции восточных племен усуней, юэчжи, хунну на запад в III в до н.э., когда они один за другим переселились в страну саков, а затем одним ударом разгромили Бактрию и на его развалинах сформировали Кушанское царство. В состав вновь созданного государства входили три крупных владения Давань, Кангюй и Юэчжи. После этих событий саки навсегда исчезли с политической арены Центральной Азии, а на восточных пределах владения последних стало возвышаться новое объединение племен под именем кыргыз (гяньгунь).

В исторических источниках кыргызы и сарматы всегда описывались как племена, принадлежащие к одной культуре, были известны как огнепоклонники, практиковали трупосожжение. Генеалогические предания содержали схожие сюжеты и происхождение народа связывалось всегда с женщинами. Первый происходил от амазонок-мужеубийц, попавших в Скифию, где, они сдружились с молодыми скифами, перешли реку Танаис (Сырдарья) и там образовали сарматское объединение. Согласно данным «Юаньши» кыргызы произошли от сорока девиц страны Хань, вступивших в брачные узы с мужчинами владения Усы, вследствие чего эта страна стала называться Кыргызской землей [294.-С. 92.].

Основываясь на вышеизложенном, мы полагаем, что сарматы, булгарские серби и черемыши могли представлять родственные этнические группы, что как бы подтверждали первые части вышеотмеченных этнонимов. Для полного анализа можно «сир» сопоставить с названиями исседонского племени серов (серика), предков кыпчаков сир-тардушей. Известно, что С.Г.Кляшторный доказал тождество «сир-тардуш» с кыпчаками [208. – С. 157]. Возможно, состоявший из двух частей этноним «черемыш» («чер/сар» и «йемыш/йемек») также указывает на связь названий «сар/мат» и «йемек».

Отметим, что сарматов китайские источники обозначали под этнонимами «янь» или «яньцай». Л.Гумилев по этому поводу писал: «Тут вспоминается древнекитайское название для сарматских племен-янь и яньцай, в которых китаисты видели передачу этнонима «сармат» [119. – С. 162]. Согласно историческим источникам сарматы (янь, яньцай) первоначально находились в подчинении у государства Кангюй. Однако, позже ситуация изменилась и сарматы взяли вверх над Кангюем. По данным исторических источников, кангюйцы имели соседство с княжеством в Фергане Давань, а также по обычаям и по одежде особо не отличались от сармат и алан, а также юэчжи. Владение яньцай (сарматов) в эпоху Чжан Цзяня лежало «почти в 2000 ли от Кангюя на северо-запад» [131. –С. 62], ведя кочевой образ жизни, имело 100 т. войска, на 10 тысяч больше чем у Кангюя, что говорит о явном преимуществе первых. Не исключено, что численность сарматов была увеличена за счет новых пришлых сородичей, коих могли представлять группа юэчжей или эфталитов, бежавшие от натиска хунну и усуней.

Отметим, что описание страны янь и яньцай в источниках очень сходствует с более поздними рассказами о владении яньмо. Если об яньцае сказано, что в нем «много сосны, ракитника и ковыля», то о янь говориться, что оплачивали дань «кожами зверков мышиной породы». Китайские хроники отмечали, что после страны Бома «за 30 дней пути на юг… приходят к туциши (тюргеш), а еще за 30 дней пути приходят к яньмо… В тех странах много сосны березы. Ежегодно собирают в оброк шкуры соболей, выдры, белки и горностая» [30. –С. 46].

В науке давно уже утвердилось мнение о тождестве имеков или кимаков с яньмо, история которых проходит неразрывной связи с племенами сеяньто, состоявших из двух поколений се и яньто. В «Таньшу» сказано «сеяньтоский Ишибо утвердился при горах Яньмо». [30. –С. 45]. Ю.Зуев не стал привязывать область яньмо к какому-либо району, однако, соседнее с ним племя бома, поместил западнее Байкала [151. -C. 104.]. С. Ахижанов в имеки М.Кашгари видел китайское яньмо. Последнего он сравнил с названием р.Юймо на Алтае. С.Ахинжанов горы Яньмо расположил на юго-западных склонах Алтайского хребта, где по его утверждению находилась «горная долина Иемек» [30. –С. 47.].

Отсюда можно полагать, что история племени йемеков или яньмо неразрывна связана с племенами се и янто (тардуши). Как нам кажется, более справедливо видеть в китайском янь средневековые этнонимы «яньмо» и «йемек». Отсюда, можно полагать, что в эпоху древних тюрков племена янь и янцай-сарматы, имевшие отношения к Кангюю, в средние века смогли возродиться под именем «яньмо»-«йемек» и «яньто»-«тардуш».

Следует отметить, что кыргызы в прошлом имели племя юваш (р. жоош), а племя канды в своем родоплеменном составе родовое подразделение жумаш (вариант «йюмаш»). Башкирское племя бурзян имело род ямаш, которых легко сравнить с различными формами имени кимаков в исторических источниках - «йемек», «ямак». У бурзян было - дерево -имэн (дуб), птица - козгон (ворон или беркут), клич - актуган, тамга — ягалбай (дербник). Кроме того, на территории Евразии сохранились топонимы, имевшие связь с кимакскими этнонимами «йемек» или «кимак» и кыргызским «жумаш» («йюмаш»). Например, в приграничных с Венгрией землях Югославии, где проживают потомки печенегов босняки, встречались г. Баймак («бай йемек») и Мала Босна (Mala Bosna). В Венгрии зафиксирован местность под названием «Баймах-Марахал», где археологи нашли сарматские захоронения и вещи, принадлежащие им [359. С.163.]. Топоним с аналогичным названием «баймакли» существует в землях гагаузов в Молдавии, которых связывают с печенегами и бурджанами и булгарами. Здесь же встречаются названия местностей – Бабаляч, Ямач, Бекеш, Мукач [138.– 216 с.]. Весьма любопытно, что эти же названия местностей в форме Бабаляш, Ямаш, Бикеш, Мокас встречались в Баймакском (Бурзянская волость) районе Башкирии, а «баймак» в Каракалпакии, что, указывает на непосредственную связь его происхождения с печенегами-кангарами.

Как нам кажется, «баймак» имел отношение к башкирским бурзянам, которые входили в состав Кимакского каганата. Возможно, что «баймак» состоял из двух слов «бай/баш/бак» и «ямак»/ямаш/йемек.

Следовательно, кимаки - это народ, представлявший смесь скифо-сакских племен и сарматов с кангаро-печенегами и кыргызами, которые господствовали на Саяно-Алтае до эпохи каракитайских завоеваний.

Вышеизложенное еще раз подтверждает наше мнение об этногенетических связях древних кыргызов с саками-тиграхауда (юэчжи-массагетами), усунями (исседонами), которые возможно представляли восточные группы племен государства Кангюй.

Китайцы обозначали кыргызов этнонимами «гэгунь», «гяньгунь», «хегу» и т.д. В III в. до н.э. кыргызы вместе с соседними владениями синьли (канглы), динлин, цзюеше были покорены хуннами. Накануне нашествия Модэ шаньюя, кыргызы жили на юге-востоке Кангюя, примерно на территории юэчжи-массагетских племен, считавшихся наиболее могущественным и сильным объединением, которые к V в. н. э. под влиянием хунну, преобразовались в конфедерацию белых гуннов-эфталитов. Очевидно, восточная ветвь их в более позднее время стало известно под названием кумоси-команов.

Согласно вышеприведенному преданию, происхождение страны Кыргыз связывалось с 40 девицами земли Хань, вступивших в брачные узы с мужчинами Усы. Однако, С.Ахсикенди приводит точно такую же легенду, согласно которой кыргызы произошли от кырк гузов (сорока гузов) скрывшихся в горах Ходжента [33. –С. 30-31]. Отсюда первую легенду можно воспринимать как китаизированную версию древнего генеалогического предания. Так как, сорок девиц из земли Хань не могло быть в природе. Стало быть, в обеих версиях легенды речь идет о племенах гузов, которые жили во владении Ус и смешались с кыргызами. Следовательно, как мы предполагаем, племена усы или азы (кыргыз) с древних времен жили на территории Тувы и они могли быть предками более поздних этнических объединений, таких как усуни, огузы и другие.

Следовательно, основываясь на вышеизложенном можно полагать, что древние узы (азы) живя в Западной Монголии и вступая в этногенетические связи с другими местными племенами сформировали новые этнические образования и союзы, каковыми являлись усуни (от ус+ок/н, ус+ок, аз+ок, азык) или огуз (от ок+уз).

Таким образом, у нас есть основание полагать, что усуни могли быть выходцами из владения Ус в Западной Монголии. Не исключено, что этноним «усунь» происходил от слияния двух слов «ус и «ок/н», что по значению и смыслу соответствовало средневековому этнониму «огуз» (ок+уз), тувинскому и кыргызскому «монгуш» («ман+огуз) и мунгуш (ман+огуз).

Читать продолжение

Табылды Акеров, кандидат исторических наук, директор Института этнологии Международного университета Кыргызстана.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

16-07-2020
Об этнополитических связях кыргызов и уч-карлуков в VIII-X вв.
25043

10-03-2020
К вопросу о связях кыргызов с иштяками
12172

12-03-2019
Этноним «Иштяк». Об этнополитических связах кыргызов с кочевыми обществами Волжско-Уральского региона
19452

01-08-2018
Кыргызский этнос был сформирован в эпоху Кыргызского Великодержавия, а история казахского народа начинается с Чингизхана
31948

23-07-2018
О происхождении Анга Торе и племен его улуса
18923

21-06-2018
Ногайская орда. Мангыты и кыргызы в Золотой орде
31608

06-06-2018
Кыпчаки и кыргызская область Каркырахан
19580

30-05-2018
Бахрины – союзники кыргызов
10089

11-05-2018
Карачаевцы, кумыки, ногайцы и крымчаки и некоторые другие народы Северного Кавказа – это осколки азов – древнего рода кыргызов
40707

25-04-2018
При Токтамыш хане кыргызы выступали как одна из ведущих политических сил в Золотой Орде
24091

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×