Эти строки вновь и вновь звучали у меня в ушах, когда я раздумывал над тем, как начать свой рассказ об истории кыргызов.
Прежде, чем начать рассказывать историю моего народа, я долго раздумывал, с чего начать. Как рассказать историю моего народа и не обидеть другие народы, которые тоже имеют право гордиться своим славным прошлым? Как рассказать, чтобы не впасть в тот национализм, который ныне раздирает все народы, когда каждый из них пытается восславить себя, забывая при этом про своих же соседей, когда каждый кичится своими великими предками, унижая при этом предков остальных народов, когда унижают горы, чтобы возвысить степь.
"Как не впасть в отчаяние при виде того, что творится дома?" (И. С. Тургенев) А дома дела обстоят хуже, чем у соседей: каждый представитель рода пытается перетянуть одеяло на себя, каждый пытается завладеть единоличной властью в стране и расставить везде своих соплеменников, каждый пытается украсть побольше и сбежать со всем краденным на чужбину.
Как не впасть здесь в соблазн простого обвинения историков прошлого и настоящего, не встать в обычную позу обиженного представителя обделенной нации?
Как вернуть былую славу народу, которого когда-то страшились и побаивались не только близкие, но и дальние соседи? Близкие соседи соорудили Великую стену, чтобы наши предки не проникли в страну, не захватили их дома и не добрались до стольного града Бейджин (Пекин), как это происходило не раз. Дальние соседи посвящали стихи отважному народу, который преодолев огромные даже по нынешним временам, а по тем временам и вовсе неимоверные расстояния, угрожали одной из великих стран Европы:
Где мир?.. Бежал. Тобой один я правлю, -
Смотри - открыт в Европе старый путь:
Лети, лети - и я тебя поставлю
В приют искусств в Париже отдохнуть.
Напьешься вновь из Сены ты строптивой;
Уж дважды кровь с себя смывал ты в ней.
Заржи, мой конь, встряхни надменной гривой -
И в прах втопчи народы и вождей!
(Пьер-Жан Беранже. Кыргызская песня)
Долго раздумывал я, как начать свое повествование. Начать ли его как древние и нынешние сказители эпоса "Манас":
"Бабаңардын жомогу - Это древний сказ ваших предков -
Баштабаса болобу? И разве нельзя нам с него начать?
Атаңардын жомогу - Это славный рассказ ваших отцов -
Айтпай кетсек болобу? И разве нельзя нам о нем рассказать?"
Или же, коль повествую об истории на русском языке, нельзя ли вступить слогом древнего сказителя "Слова о полку Игореве": "Начати же ся той песни по былинам сего времени, а не по замышлению Бояню!.."?
И я решил рассказать историю своего народа "по былинам сего времени", современным слогом, без всяких мудрствований и назиданий, рассказать честно и беспристрастно, насколько мне позволили бы моя совесть и мой разум, рассказать с любовью к собственному народу и с уважением к чужим, но родственным народам. А родственными кыргызам, как вы увидите позднее, окажутся многие народы, даже те, про которых вы и не подозревали. Итак...
ДРЕВНЕЙШАЯ ИСТОРИЯ КЫРГЫЗСТАНА
Каменный век
Как и во всех частях света, первые люди на Хара-Березайти (так именовали древние саки горы, окаймляющие ареал их собственного обитания. Так как никто из историков еще не определил более раннего названия Уральских, Алтайских, Тяньшанских, Гималайских и Кавказских гор вместе взятых, то мы тоже используем это название. Тем более, что вся история обитания сакских, гуннских, усуньских, тюркских народов проходила в большинстве своем именно в этом регионе. По-видимому, саки считали эти горы единой горной цепью. Всю внутреннюю часть этой горной системы они называли "Арианам Вайджу".) жили еще в древнекаменном веке. Об этом свидетельствуют многочисленные находки каменных орудий в Зауралье, Северном и Центральном Казахстане, а также в южной Сибири. Немало таких находок и на южном и восточном побережьях Иссык-Куля, в Центральном Тянь-Шане, в Чуйской долине, в Кетмень-Тюбе, в северо-восточных и южных предгорьях Ферганы.
Каменный век на территории Кыргызстана ничем особенным не отличался от той же эпохи в других регионах Земли. Точно так же в пещерах в раннем палеолите обитали сначала питекантропы, синантропы и неандертальцы, вслед за ними в позднем палеолите появились кроманьонцы. Так же, по Х. Ю. Томсену, они переживали палеолит (древнекаменную эпоху), мезолит (среднекаменную эпоху) и неолит (новокаменную эпоху). И, по Л. Г. Моргану, благополучно пережили дикость и варварство. Благополучно потому, что многие особи ведь в то время и исчезли в результате естественного отбора, по Дарвину. Первобытные люди, как по всей Земле, так и у нас в Кыргызстане (я не называю весь Арианам Вайджу, чтобы до поры до времени не тревожить неискушенный ум своих интернетовских оппонентов, которые сами уводят тему не в ту степь, и меня же затем начинают обвинять во всех тяжких грехах, при этом обзывая такими словами, коими я мог бы точно так же обозвать и их самих) также благополучно пережили и буржуазные матриархат с патрирхатом по И. Я. Бахофену, и социалистические эпохи первобытного стада, родового строя и разложения общинно-родового строя по К. Марксу, Ф. Энгельсу, В. И. Ленину (Ульянову) и иже с ними.
И вот мы наконец, кажется, подошли (хотя и не совсем вплотную) к одному из интересных периодов истории человечества, где историки мира раскололись на два, на три, а то и больше лагерей. Это период, так называемого, первого разделения труда.Итак: "Поздний неолит явился временем зарождения примитивного земледелия и скотоводства". (История Древнего мира. Москва, ГУЧПЕДИЗ,1962 г., с. 29).
Бронзовый век
Новым этапом в развитии человечества явилась эпоха бронзы. На территории нашей страны обнаружены поселения, погребения, горные выработки, клады, наскальные рисунки, относящиеся к этому периоду. "Они свидетельствуют о значительном прогрессе человеческого общества, связанном с формированием скотоводческо-земледельческого хозяйства и производством орудий труда, оружия из качественно нового материала". (История Киргизской ССР. т. 1, Фрунзе, "Кыргызстан",1984, с. 10).
Значительную часть территории Кыргызстана в эпоху бронзы занимали скотоводческо-земледельческие племена, получившие условное название андроновской культуры или андроновской культурно-исторической общности. Кроме того, в Ферганской долине формируется культура оседлых земледельческо-скотоводческих племен, получившая наименование чустской. В рамках этих двух племенных групп и происходил процесс разложения первобытнообщинного строя.
История и культура племен поздней бронзы (XII-IXвв. до н. э.) на территории Кыргызстана изучены основательно. Памятники этого этапа представлены поселениями, могильниками, девятью кладами бронзовых изделий. Поселения обнаружены в Чуйской долине (Каинда, Джаильма, Александровское, Аламединское), в Кетмень-Тюбинской долине (Джал-Арык), могильники - в Таласской долине (Таш-Тюбе II, Тош-Башат, Беш-Таш, Кулан-Сай, Кызыл-Сай), в Чуйской (Тегирмен-Сай), в долине Кетмень-Тюбе (Джазы-Кечу), в Нарынской области (Каракол), в Иссык-Кульской котловине (Кекелик-Сай) и др.
Андроновские племена "в подавляющем большинстве вели оседлый образ жизни, занимаясь на ранних этапах преимущественно скотоводческо-земледельческим хозяйством с преобладанием пастушеского придомного скотоводства. У них были широко развиты домашние промыслы и металлургия". (История Киргизской ССР. т. 1, Фрунзе, "Кыргызстан",1984, с. 108).
Большинство исследователей считают, что племена андроновской культурной общности образовались на основе развития родственных по культуре и происхождению племен северной полосы казахстанских степей и примыкающих районов Зауралья эпохи неолита и энеолита. О сложных путях формирования этих племенных групп и процессах культурной и этнической ассимиляции свидетельствует и антропологический состав населения, оставившего памятники андроновского круга. Здесь налицо два европеоидных расовых типа - собственно андроновский, с мезокранным черепом, низким, но очень широким лицом, и восточно-средиземноморский, представленный в ряде памятников Западного Казахстана.(История Киргизской ССР. т. 1, Фрунзе, "Кыргызстан",1984, с. 108).Ранний период существования андроновских племен на территории Северной Киргизии известен по трем памятникам федоровского типа - могильник Арпа, захоронение у совхоза "Пригородный" и пункт на северном берегу оз. Иссык-Куль..." (История Киргизской ССР. т. 1, Фрунзе, "Кыргызстан",1984, с. с. 108-109).
Главное направление технического прогресса этой эпохи было, несомненно, связанно с развитием металлургии. Во второй половине II тысячелетия до н. э. племена Средней Азии и Казахстана перешли к массовому бронзолитейному производству, широкому освоению рудных месторождений, изготовлению самобытных типов орудий и оружия....
В эпоху поздней бронзы и на территории Семиречья действовал самостоятельный очаг металлообработки (в его состав входила, видимо, и Северо-Восточная Фергана)...
Весьма важен факт обнаружения горной выработки на р. Узун-Ахмат, датируемой по найденному ножу с выемками у основания, эпохой поздней бронзы, а также наличия богатой сырьевой базы наряду с своеобразием химического состава изделий...
Все это позволяет заключить, что в эпоху поздней бронзы у древних обитателей Киргизии происходило обособление ремесла - выделялись специалисты-бронзолитейщики, производившие массовую продукцию на сбыт... (История Киргизской ССР. т. 1, Фрунзе, "Кыргызстан",1984, с. 112).
Керамика, найденная в погребениях на территории Киргизии, также имеет свои специфические черты... Сосуды поздней бронзы - это лепные плоскодонные горшки... Изделия из камня продолжали употребляться и в эпоху бронзы. Широко применялись каменные зернотерки, терочники, колотушки...
Новые формы хозяйственной деятельности, усложнение и дифференциация различных производств, развитие межплеменного обмена, без чего была невозможна сама металлургия, вели к развитию личной собственности, экономическому обособлению отдельных семей, зарождению эксплуатации, широкому межплеменному обмену, частым военным столкновениям. (История Киргизской ССР. т. 1, Фрунзе, "Кыргызстан",1984, с. 117).
То есть, это было начало того периода истории, который считается "историей войн". Но об этом уже в следующий раз...