Таким образом, доказательств, что кыргызы являются прямыми потомками древних саков, больше чем предостаточно. Если еще добавить тот факт, что у кыргызов есть род саяков (переиначенное от сак), то дальнейшие споры на эту тему становятся совершенно безнадежным делом. Но хватит, хватит, не будем спорить, лучше вернемся к дальнейшей истории саков, чтобы окончательно завершить этот период истории кыргызов в рамках дозволенного нам времени и уделенного нам пространства, иначе мы так и застрянем на этом, как некогда застрял на берегу Сыр-Дарьи Александр Македонский. Кстати, об этой истории вы можете прочесть в моем романе «Боги и цари».
Итак, саки постепенно спускались с гор в низину, которая была полностью опустошена Всемирным потопом...
Здесь надо оговориться и сказать пару слов нашим нетерпеливым блоггерам и юзерам. Я не стану, как вы, ругать всех и вся на чем свет стоит, но некоторые вопросы нам все-таки следует уяснить.
Первое: другие сайты и блоги, когда копируете материал из АКИpress, то уведомляйте, пожалуйста, своих читателей, что, по крайней мере, неприлично ввязываться в чужой разговор без разрешения, тем более, влезать в чужой спор, а тем более, оскорблять. А то, что же получается, сами влезаете, сами затем уводите разговор не в ту степь, а потом сами же начинаете скрежетать зубами. Так ведь я тоже могу ответить адекватно.
Второе: выслушайте же все до конца, а потом уж спорьте, как это водится у приличных людей.
Теперь я продолжаю дальше, вопреки тем, кто размечтался, что меня можно напугать и заставить молчать...
Итак, саки спустились с Чон-Алая (с Большой Обители) и Гималая (Кем-Алая, Малой Обители) по разные стороны гор и распространились по всей Евразии. Сыновья саков-сарматов ушли в Причерноморские степи и по ту сторону Урала, сыновья саков-туров направились в Сибирь и центральноазиатские степи, сыновья же саков-ариев распространились по Средней Азии, Индостану и Иранскому нагорью. Часть же тех и других осталась на обжитом месте и образовала среднеазиатские народы.
Вот как получилось, что кыргызы, прямые потомки саков, одновременно относятся как к ариям, так и турам.
Саки занимались земледелием и скотоводством (скотоводство еще не означает кочевничество: ведь Панас, который пасет телят, не обязательно должен быть кочевником, так же, как Василий Иванович Чапаев, с шашкой в руке и скачущий на коне, тоже не был таковым), керамикой и металлургией.
«Большую роль в становлении пастушеского хозяйства сыграли использование телеги, запряженной волами, и приручение лошадей. Арии первыми в Старом Свете стали пасти огромные табуны коней... позднее они научились запрягать лошадей в повозки и первыми в мире выработали приемы их тренировки... Оседлые скотоводы днем выгоняли скот на пастбище, вечером пригоняли его обратно...» (Е. Е. Кузьмина. В стране Кавата и Афрасиаба. Москва, «Наука», 1977, с. 10)
Перемены в хозяйстве, введение новой тактики боя, выделение в обществе привилегированных воинов-колесничих, а также, возможно, климатические изменения (наступившее похолодание) в середине II тыс. до н. э. привели к серьезным сдвигам в жизни евразийских степных племен. Сакская общность окончательно распалась - отделились индийцы. Одна их группа ушла из степей в Переднюю Азию. Там они обучили переднеазиатские народы приемам тренировки лошадей и тактике колесничного боя, а затем были ассимилированы ими и исчезли с исторической арены.
Другие индийцы из северных областей Средней Азии через Таджикистан стали отдельными группами переходить по горным перевалам на северо-запад Индостана, в Гомал, Сват и Гандхару. Их трудный путь отмечен могильниками, захоронениями коней и изображениями колесниц, которые они выбивали на скалах. (Там же, с. 14)
В начале I тыс. до н. э. пастушеские племена в евразийских степях достигли еще более значительных успехов в использовании лошадей в военном деле: первыми в мире они научились стрелять из лука, сидя верхом на коне, на полном скаку. Это важное открытие сделало их сильными и могущественными.
Отряды молодых всадников... двинулись на юг... Через Кавказ вдоль берега Каспийского моря и из Средней Азии они устремлялись к Иранскому нагорью, где жили неиндоиранские племена маннейцев, хурритов, лулубеев, эламитов и др. Некоторые военные отряды оставались на территории Ирана, нанимаясь в войска местных правителей. Постепенно в начале I тыс. до н. э. количество ираноязычного населения в областях Ирана увеличивалось и иранскими именами запестрели ассирийские документы... (Там же, с. 16)
Позднее многократно в письменных источниках упоминается участие сакских отрядов в персидском войске. Саки служили в самых отдаленных областях империи. Даже в Египте, в Мемфисе, найдены терракотовые статуэтки сакских всадников, а около Кархемыша открыты погребения сакских воинов из персидского гарнизона. (Там же, с. 83)
В начале I тыс. до н. э., по свидетельствам ассирийских источников, на территории Ирана находилось несколько независимых владений, самым крупным из них являлось царство Мана на северо-западе. Население этого района было не индоевропейским и очень пестрым по составу. На рубеже II-I тыс. до н. э. сюда, как и в Луристан, стали проникать саки, постепенно количество иранского элемента все более увеличивалось.
Именно под влиянием саков получили распространение новые типы оружия и конского снаряжения, обычай приносить в жертву коней, незнакомый древним аборигенам Ирана. (Там же, с. 113)
И оттуда уже сакские воины добрались сначала в Грецию и воевали при Марафоне (Геродот, История, VI, 113), при Фермопилах (Диодор, Библиотека, XI, 7), при Платеях (Геродот, История, IХ, 70) Добрались они и до Западной Европы. Там в Галлии они смешались с местным населением и образовали область Эльзас (переиначенное от Эль Сакс), слились с германскими племенами (Верхняя и Нижняя Саксония), в составе с бритами и норманнами образовали такие народы, как англосаксоны, шведские и норвежские саксоны...
Но это уже другая история. Мы же в следующий раз перейдем к усуньскому (гуннскому) периоду кыргызской истории. А пока все. Бывайте.
P.S.
«В соответствии с решением иранского правительства от 21 марта 1935 года оно (государство) стало называться Ираном». (В. Виноградов. Классические традиции иранской музыки, М., "Советский композитор, 1982, с. 9)