Добавить статью
5:55 17 Марта 2011
Тюркский период

И вот наконец мы подошли к самому интересному и самому спорному периоду истории Кыргызстана - к тюркскому.

Если вы помните, у Трайтаоны было три сына: Тур, Арья и Сайрима. От них и произошли такие сакские народы, как тюрки (туранцы), арии (иранцы) и сарматы (скифы). Враждебные (лучше будет, я думаю, если мы их назовем помягче – «борющиеся за свое место под солнцем») соседние народы, конечно же, сделали все, чтобы расколоть и разъединить братьев с тем, чтобы легче им затем было с ними расправиться.

Вообще, всегда удобнее сопоставлять историю народов с историей семьи. Тут всегда на память приходит незабвенный труд Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Неспроста это сравнение семьи и государства.

Итак, было у отца трое сыновей. Жили они дружно, росли крепкими и здоровыми. Только не нравилось все это соседям: уж очень боялись они, что вырастут эти ребята в здоровенных молодцев и не одолеть им тогда их никогда. Вот и решили они потихоньку рассорить братьев единокровных. Подобные истории происходили и раньше, и позже почти со всеми народами, например, возьмем хотя бы сыновей Сама. Там до сих пор идет та же семейная драма. Сколько столетий уже воюют арабы и евреи, и не столько, поверьте мне, из-за внутрисемейных распрей, сколько оттого, что это выгодно множеству ближних и дальних соседей. Так и сыновья Трайтаона, потомки Йима Хшита (Джамшида) по прошествии многих веков все отдалялись и отдалялись друг от друга, более того, стали воевать друг с другом. Вернее, брат с братом.

После распада Кушанского государства в середине V в. политическое господство в Средней Азии перешло к эфталитам. Они сами себя называли «хионами».

110317madylbai_2 В результате успешных войн с Ираном, Индией и другими соседними государствами эфталиты значительно расширили свои владения. В начале VI в. их государство простиралось с востока на запад от Восточного Туркестана до границ Ирана и с севера на юг от Семиречья до Северной Индии. На востоке эфталиты граничили с жуань-жуанями, конец могуществу которых положили туры (тюрки).

И как раз вот здесь возникает первый спорный вопрос: а один и тот же народ саки-туры и тюрки? Не вдаваясь во все подробности, могу сказать: конечно, же да. А иначе куда же тогда подевались те самые «туры с быстроногими конями» и вдруг появились неизвестные доселе тюрки? Этот вопрос скорее риторический, поэтому не будем на нем долго останавливаться. Скажу лишь, что в официальной историографии до сих пор этот вопрос окончательно не решен. Там только пожимают плечами и утверждают, будто история тюрков «реконстрируется лишь на основе сопоставительного анализа отрывочных сведений династийных хроник нескольких китайских государств и древнетюркских генеалогических преданий» (История Киргизской ССР. «Кыргызстан», Ф., 1984, с. 220). Проще говоря, о происхождении наших предков судят со слов соседей. Т.е., как бы «без меня меня женили». Ну, да бог с ними, не будем на этом заострять слишком много внимания.

Итак, на арене истории снова появляются туры, т.е. теперь уже тюрки. В 552 году они основали Тюркский каганат. В годы правления Мухана это государство стало политическим гегемоном в Центральной Азии. Тюрки (или туранцы) в период правления Истеми, укрепив свои позиции в Семиречье и на Тянь-Шане, действовали одновременно с братьями и союзниками иранцами. Их союз затем был скреплен браком шаха Хосрова I и дочери Истеми в 555 г. Границей сфер политического влияния Ирана и Турана стала р.Аму-Дарья.

Основой внешней политики тюрков была заинтересованность в развитии торговли, в частности, шелком. Значительная часть Великого шелкового пути принадлежала тюркам, что, конечно же, не нравилось ближним и дальним соседям. Кроме того, тюрки в Согде уже освоили производство качественных шелковых тканей, поэтому они были заинтересованы в прямых торговых связях с Византией. Южнее Аму-Дарьи шелковый путь проходил по владениям иранцев, и, как показали дальнейшие события, они не намерены были терять столь доходную статью прибыли.

Прежде, чем перейти к кровавым событиям дальнейшей истории, хотелось бы остановиться еще на одном спорном вопросе в среднеазиатской историографии. Это вопрос о происхождении согдийцев, т.е. жителей Согдианы. В официальной историографии говорится, что «это древнее государство на територии Средней Азии в бассейнах рек Зеравшан и Кашка-Дарья со столицей в Мараканде (Самарканде) возникло в середине I тыс. до н.э.» (В.Д.Горячева. Город золотого верблюда. «Илим», Ф., 1988, с. 26.) Также повсюду сообщается, будто именно согдийцы осваивали чужие земли, строили там города, занимались земледелием, ремесленничеством и торговлей.

110317madylbai_1 Можно подумать, что все остальные тюркские народы сплошь были темные, глупые и дикие народы, что они только и знали, как совершать набеги, захватывать чужие земли и пить кумыс. Так они и жили все эти тысячелетия и ничему так и не научились за все эти годы. Но мы же видим, что это не так. И это совсем не так. Тогда что же получается: согдийцы везде осваивали чужие земли, а дикие и кочевые тюрки все это терпели и, более того, позволяли им распахивать свои собственные земли, вдоль и поперек разрезать их каналами, строить везде города? Согдийцы обживали нетронутые, целинные долины, а кочевые тюрки, сидя на горке, спокойно смотрели, как на их земле чужаки строят дома и дворцы? Как бы не так. Да они бы в два счета сожгли их города и селения. В конце концов, ведь не за один день строится дом и не за год возводятся города.

Так что эти мифы скорее всего придуманы теми завоевателями и колонизаторами, которые хотели бы убедить всех, будто они просто тихо-мирно пришли на эту землю, а так как местные жители такие уж дикари, то они, более цивилизованные и развитые народы, вынуждены были приучать их культуре. И этот миф им отчасти удалось навязать: так и осталось в официальной историографии мнение, что согдийцы везде привносили культуру, а остальные народы только перенимали чужую культуру. Кстати, именно в этот период у наших братьев (не старших и младших, а равноправных и равноценных), потомков саков-сарматов, тоже сложилась такая же ситуация, и их тоже с тех пор вечно попрекают так называемой «норманнской теорией». Но об этом уже в следующий раз.

А пока... Поздравляю всех потомков саков (кыргызов, казахов, узбеков, таджиков, каракалпаков, азербайджанцев, хакасцев, тувинцев, алтайцев, уйгуров, афганцев, иранцев, индийцев, тибетцев, эльзасцев, саксонцев Верхней и Нижней Саксонии, англосаксонцев, саксонцев Швеции и Норвегии, осетинов, русских, украинцев, белорусов, латышей, литовцев и всех-всех, кого я забыл упомянуть, с наступающим праздником Нооруз, с праздником весеннего равноденствия, с праздником весны и обновления природы. Желаю всем счастья и процветания! Будьте счастливы!

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

«Знание, дающее счастье»
(28 часть)

«Знание, дающее счастье»
(27 часть)

«Знание, дающее счастье»
(26 часть)

«Знание, дающее счастье»
(25 часть)

«Знание, дающее счастье»
(24 часть)

«Знание, дающее счастье»
(23 часть)

«Знание, дающее счастье»
(22 часть)

«Знание, дающее счастье»
(21 часть)

«Знание, дающее счастье»
(20 часть)

«Знание, дающее счастье»
(19 часть)

Еще статьи

X
Для размещения комментария авторизуйтесь