Добавить статью
12:14 7 Октября 2015 15355
Кыргызы - этногенез и история: Он ок будуны, азы и кыргызы на Северном Кавказе
(19 часть)

(Читать сначала)

(Читать 18 часть)

1.11. Он ок будуны, азы и кыргызы на Северном Кавказе

После падения Западнотюркского каганата в 704 году на его развалинах появились Великая Булгария, Хазарский и Тюргешский каганаты.

В Хазарском каганате в политической жизни государства важную роль играла династия буланидов. В 730-740 годы одному из военачальников Булану удалось укрепить свои позиции в стране, приняв иудаизм [27. — С. 364.]. В 737 года хазары перенесли свою ставку из Семендера на Волгу в город Хамлидж (Хамлых), т.е. ханский город. В нач. IX века потомку Булана Обадию удалось укрепить свои позиции в государстве, заняв второй после кагана пост в стране. Он сосредоточил в своих руках реальную власть и полностью изолировал кагана из рода ашина. В стране установилась двоевластие. Вся власть в каганате принадлежала второму человеку в государстве с титулом ха-мелек Обадию и его приемникам Езекии (810г.), внуку Манассии (810 г. нач. IX века; во второй половине IX века правил Манассия II) [38. гл.40.].

Как нам кажется, еще до рождества Христова на Северном Кавказе, в Семиречье и Саяно-Алтае жили родственные племена потомки древних кочевников юэчжей, усуней, кангюйцев, алан, эфталитов. В средние века их потомки были известны под именами азов, кючюков, кангары (канглы), кыргызов, кыпчаков, которых объединяло общее происхождение, т.е. если не все, то часть из вышеназванных племен имели общее происхождение и название. Поэтому на Северном Кавказе отдельные их группы назывались кара кыргызами. Многие из вышеотмеченных родов мигрировали сюда из страны он ок будунов на Тянь-Шане, что находит подтверждение источниками и многочисленными этнографическими материалами.

В VIII в. на Северном Кавказе появляется Хазарский каганат, в формировании которого не маловажную роль сыграли кроме собственно хазар и булгар, восточные мигранты азы, кючюки, кыргызы, кангары (канглы) и другие средневековые племена, мигрировавшие в данный регион в VI –Х вв. По мнению ученых, позже племена азов, таулу, карачай, балкар, кыргыз, канглы, боташ, бечел, асан, кочхар, теке и др. сыграли важную роль в формировании карачаевского, балкарского и кумыкского народов Северного Кавказа.

Очевидно, первая волна миграции восточных племен на Северный Кавказ произошла в эпоху древних тюрков. В данный период сюда пришли новые группы канглов, азов, кючюков, кыргызов, которые участвовали в завоевательных походах тюрков. После падения Западнотюркского каганата все эти племена вошли в состав Хазарского каганата. Вторая волна миграции на Северный Кавказ и Саяно-Алтай произошла после падения Тюргешского каганата. В данный период тюргешские племена мукрины, канглы, согэ покинули Тянь-Шань, часть их переселилась на Север, где слилась с абарами и печенегами, другая ушла на восток. Некоторая часть северной группы тюргешей кангар (канглы), азы, согэ могли оказаться в составе Хазарского каганата. В составе этого каганата также могли находиться кыргызы и алакчыны, которые мигрировали на запад через Тянь-Шань в VIII –Х вв.

Третья волна азов и кыргызов могла прийти на запад после событий 711- 715 года, когда азы, проиграв сражение Культегину в районах озера Хара Коль, бежали в восточные земли Тюргешского канагата. Видимо, в VIII веке азы пришли в восточные земли Тюргешского каганата, во владение канглы на Алтае и Тянь-Шане, а отсюда они продвинулись дальше в Ферганскую долину, Хорезм и Северный Кавказ. В VIII-X вв. вслед за азами енисейские кыргызы тоже мигрировали на запад - на Алтай, Тянь-Шань и Северный Кавказ. По данным Гардизи одна из групп кыргызов во главе с Эмке, жили на землях Хазарского каганата. Эмке бежал к хазарам и дружил с их владыкой. Позже он ушел к башкирам, а еще позже он подчинил себе огузов и вновь сформированный народ назвал кыргызами. Т.е. после разгрома Уйгурского каганата он подчинившемуся его власти народу дал имя кыргыз.

Азы в средневековых источниках (VIII-X вв.) упоминались в орхоно-енисейских текстах, таласских рунических надписях и других восточных летописях. Ибн Хордадбек приводил следующий список тюркских племен, обитавших в Центральной Азии в VIII в. Он информировал: «Страна тюрок: тогузгузы – их область самая большая… они граничат с Китаем, Тибетом и карлуками. Затем кимаки, гузы, джигиры, печенеги, тюргеши, азгиши, кыпчаки, киргизы…» [239. - С.113; 30. –С. 61.]. В данном перечне мы видим, что автор между тюргешами и кыпчаками разместил племя азгиши, в то время часть этого племени была известна под названием азов в степях Западной Монголии. Возможно, именно поэтому племена кимакского союза имели близкую культуру с азами (азгиши), которые играли немаловажную роль в истории не только Центральной Азии, но и Евразии в целом. Это в какой-то мере может служить подтверждением ранее сказанному нашему мнению об активном участии азов (азгиши) в формировании средневековой области Каркырахан, которая в Х веке была отмечена как одна из областей кимаков.

В «Истории иудейской войны» Иосифа Флавия об азах (ясах) говориться: «Язык же ясеський ведомо есть от печенежского рода родился» [288. -С.454.]. Аль Массуди, Бируни писали об асах-мусульман живших в районах Хорезма. У Ал-Бируни сказано еще конкретней: «род аланов и асов, и язык их смешанный из хорезмийского и печенежского» [288. -С.328, 341, 359.]. Несомненно, последние два сведения об этом племени говорили о продвижении передовых групп азов вкупе с кангаро-печенегами. М.Кашгари их язык связывал с языками булгаров и суваров [53.-С.71.]. Ал-Гарнати, писал об отличии языка племен асов от языка аланов Северного Кавказа [168. - С.779.]. В своем донесении Плано Карпини асов (вариант Jassi) упоминал и помещал между комуками [193.], буритабетами, паграсситами, якобитами, аланами [415.]. В этом списке асы не отождествлялись с аланами. П.Карпини народ канглы называл команами. В.Рубрук отмечал о том, что монголы называли половцев-команов термином ак ас, т.е. «белый ас» [92.]. Византийский автор Г.Пахимер (XIII в.) писал о народе, жившем в горах «аланов или акасов» [317.-С.112.]. Стефан Сюнийский, говоря об Аланских воротах, отмечал: «Этим путем проходили хазары, аланы, осы, кипчаки и войска северного царства приемников Беркая, где в настоящее время царствуют ханы Токта-Менгу и Нуха (Ногай.-Т.А.), внуки Батыя и Сартаха»[169.-С.62-63.]. Хорезмийские асы (азы) упоминались в числе служилых племен еще Туй-хаджи, отца Тохтамыша [176.-С.154.].

Отсюда можно сделать вывод, что в средние века азы представляли племя, которое было разбросано по всей степной части Евразии. Очевидно, что в VIII веке азы мигрировали во владение канглы на Алтае и Тянь-Шане, а отсюда они продвинулись дальше в Ферганскую долину, Хорезм и Северный Кавказ. Поэтому в исторических источниках выходцев из Алтая канглы называли команами (ку+ман-белый, бледный), а последних ак асами (белыми асами).

Как уже выше было отмечено, в своих научных исследованиях ученые-историки пытались установить общее происхождение определенных групп азских племен, разбросанных на огромной территории Евразии. Азы жили в Западной Монголии, Приуралье, на Тянь-Шане, Причерноморье, Крыму, на Северном Кавказе. В.В.Бартольд признавал тождество тюргешских азийцев с народом аз орхоно-енисейских текстов [47.]. В.Кузнецов и Р.Хатуев считают, что предки кавказских асов в раннем средневековье жили в Средней Азии. В.А.Кузнецов считает асов (аланов) потомками усуньского рода ашыг (языг) [157. - С 51-60; Он же. 123. -С.32-40.]. Н.А.Аристов в асиги видел кара кыргызский род азык, а С.М.Абрамзон, С.Аттокуров в тюргешских азийцах кыргызский азык [26. –С. 218-219; 3. –С. 50-51; 36.-С. 75-80.]. Возможно, уравнение асы - асиги – азык можно было бы дополнить с уравнениями предлагаемыми нами гешу-кючюк-адай (собака), а также кеш - (предками кумыков) [159.] - казы кумык (кумыки) - каш керен (кырг. род)- гоз коман (эпический род в эпосе «Манас»), что указывает на правильность вышеотмеченных уравнений. Как нам кажется, предками северокавказских адаев являются западноказахстанские адаи (собака), которые имели этногенетические связи с западнотюркскими племенами гешу (кючюк) и алтайскими кючюк.

Очевидно, неслучайно осетины называли балкарцев и карачаевцев хъарасе, хъарасиаг – из страны Карачая» [223.- С. 77, 83]. Осетины страну балкар называли Ассиаг, а карачаевцев - Большой Ассиаг. В Дагестане один из притоков Терека Ассокай связывали с племенами ас. В XVI в. здесь обитало племя осоки [105. -С. 50.]. Кроме этого, в связи с асами встречались названия местностей: полуострова Аса (Аграхан), кутана Ас-Казан, села Асаул (в Бабаюртовском районе), долин Аспарткъол и Аспарай в Карабудахкентском районе [159.].

Отметим, что этнонимы «ассиаг» и «кара чай» легко сопоставимы с названиями крупных племен тянь-шаньских кыргызов азык и хакасов сагай («сагайях», «саай» или «сай»), а также «саяк» (сагайях) тянь-шаньских кыргызов. В Кумыкии встречались три группы азов -ас-тарху, тарк-ас, етти ас (семь асов).

Karachay_patriarchs_in_the_19th_century

Карачаевцы, аул Карт Джурт. 1867 г.

У нас есть все основания в ногайцах видеть кыргызов. В составе ногайцев Кумыкского округа были обнаружены названия родов, находившие свою аналогию среди племен Моголистана XIV-XVI вв. Ногайцы Кумыкского округа делились на аксайских и костекских [157.- С. 51-60]. Названия ногайских племен и родов имели сходство с этнонимами моголов и кыргызов Семиречья. Например, канглы (могольский - канглы), бекши-кади (могольский - бекчик-канглы/канды), агач (алтайский агач эри), а также ас (кырг. азык), костамгалы ас (кырг. коштамга, пл. мунгуш), бекши-кади (кырг. канды), яглыбай (жагалбай тамга), садак (кырк садак), бори (бору) [157.- С. 51-60; 36. См. таблицы] и т.д. Важно отметить, что топоним «костек» имеет сходство с названием местности на Тянь-Шане Кастекским (Каштек) перевалом, где ранее, по кыргызским преданиям, жили ногайский хан Манас и его сын Семетей. Первое упоминание, если не об эпосе «Манас», то, по крайней мере, о Манасе и его сыне в русской литературе начинается со сведений некоего майора Г.Франела. По сведениям Г.Франела (1849 г.), кыргызы долины р.Или считали «себя потомками ногайцев, будто бы кочевавших тут до них. Киргизбай — родоначальник их, с двумя сыновьями, Атыгеном и Тагаем, удалился от притеснения ногайских князей, Манаса и его сына Семетея, с берегов Или в горы, лежащие на юг» [99. -С. 301.].

Ногайский «костек» также можно сравнить с булгарским кешдяк, а также башкирским эштек и кыргызским эштек (общий предок племен солто, нойгут, жедигер). Как мы полагаем, происхождение «костек/кастек»/эштек мог быть связан с термином «каш/кас». Этноним или топоним каш/кас всегда встречается вместе с асами или азами. Например, на Енисее азы жили в соседстве с предками хакасских качинцев (кас). В Крыму в районах локализации азов (узунов) встречалось название реки Кас (Чыфыт-Кала). В Илийской долине в Восточном Туркестане одна из рек называлась Каш. Отсюда, вышеуказанные дагестанский этноним «осок» и ногайский топоним «костек» можно сопоставить с кыргызским этнонимом «азык» и первой частью имени его родового подразделения каш керен – «каш». Следует отметить, что в прошлом ближе всех к Кастекскому перевалу жили кыргызские племена нойгут, жедигер, солто и азык.

Daghestan,_A_Kumik_family_(A)
 Кумыкская семья, 1870-е гг.

Азы, канглы являлись древними обитателями долины реки Или, где обнаруживались название реки Манас, горы Куркура усы и перевала Кастек на Тянь-Шане. По крайней мере, если не брать во внимание предложения ученых о тождестве усуней с асиями (азами), то в VI–XVI вв. азы, канглы постоянно проживали в Илийской долине.

В эпосе Манас» этноним Ештек встречается в связи с ногайцами, татарами и т.д. Предводитель сары ногоев Эштек приходился дядей Манаса по материнской линии. В эпосе говориться:

Ногойлордон Эр Эштек… [273 –С. 62.].

…Татарлардан Эр Эштек… [273. –С. 99.].

Азы, кыргызы, алакчыны, канглы, кыпчаки оставили свой след (в VIII-XI вв.) повсюду и их можно обнаружить в Дагестане, Карачаево-Черкесии, Албании, Азербайджане, в степях юга России и т.д. Большинство их можно связать с эпохой кыргызского Великодержавия и господства кимако-кыпчакских племен. Об этом говорят, прежде всего, топонимы, связанные с этнонимом «аз» («ус»), «кыргыз», «кангалы», именем «манас», термином «каркар», распространившийся до Кавказской Албании (гаргар-албаны) и Азербайджана (хребет Каркар). Однако важно отметить, что в исторических источниках этнонимы с термином «кыркыр» встречались на Северном Кавказе еще в эпоху древних тюрков, что дает основание связывать их с кыргызами канглы, мигрировавшими на запад в составе войск тюркских каганов. В то же время ряд этнонимов и топонимов указывают миграцию кыргызов, алтайских азов, йаруков (чаруков) в период кыргызо-тюркских и кыргызо-огузских противостояний. С кыргызами также можно связать названия местностей данного региона Азау (пл. азык), р.Черек (кырг. пл. черик), р.Терек (род беш терек пл. саяк), р.Мундуз (XIIIв. кумукск. род мунташ, кырг. мундуз, алт.-муздус), Кашхатау (род жети кашка пл. кыпчак), Минги-тау (племя мингов в Ферганской долине). В Крыму встречались названия местностей Ас, Биюк-Ас, Темес-Ас, Асы-Джорокчи. Отметим, что последний термин «асы-джорукчу» легко сравнить с средневековым алтайским этнонимом «йарук или «чарук», огузским «йорынчы» и кыргызским жорукту (пл.саяк).

Азы играли немаловажную роль в этногенезе ногайцев. Азы входили в племенной союз мангытов (ногайцев), что указывал на связь их с владением Ус в Западной Монголии. В этническом составе ногайцев встречались названия родов аз, кара аз, ак аз, дергулу ас, костамгалы ас, «чомушлу ас». В составе волжских ногайцев находились роды-мансур, мамай, ормамбет, тогыз, идешек, идесан, жанбайлык, сежеут, касай (кырг. род кошой/пл. солто), карашы (кырг. карача/пл. нойгут). Последние трое находили свои аналогии в этнонимии кыргызов. Причем, род карашы (потомки Есеке-бия) представлял потомков аз-ширинов и его союзников. Он состоял из четырех основных родов шерин, барын, аргын, кыпчак [236.]. Ногайские азы (аз-шерины) могли иметь общее происхождение с кыргызскими азыками, которые назывались торт тамгалуу азык (роды козугун, бору, байкючюк, бычман) или кара азык. Сходство ногайских кара аз и кос тамгалы-ас с кыргызскими кара азык и торт тамгалы азык [136. –С. 78-80], сами за себя указывают на родство вышеотмеченных объединений. Наличие азов в этническом составе ногайцев может говорить о том, что их предки мангыты могли быть частью древних азов, подвергнувшиеся монголизации.

Следует отметить, что этнографические материалы указывали на общность этногенеза кумыков, ногайцев, казахов и кыргызов. Предводитель кумыков в XIV веке носил имя (ум. ок. 1404 г.) Асэльдер («асский предводитель»). В составе войск главного темника Золотой Орды Ногая [149.-С.173.] вместе с мангытами, азами, были и упоминаемые Ибн Халдуном «умуки» (или кумыки) [21.-С.98, 99.]. Среди золотоордынских племен, входивших в состав Крымского ханства, находилось племя ас-ширинов (племя ширин), происходившее от «племени ас с тамгой «ковш (чомуч)». Асы (азы) наряду с кыпчаками, барынами, аргынами служили Туй-хадже, отцу Тохтамыша [176.-С.154.]. Следует отметить, что аз-ширины, являясь господствующим кланом в Крымском ханстве, сыграли важную роль в этногенезе карачаевцев, ногайцев, кумыков, черкесов и других народов Северного Кавказа, о чем будем говорить ниже.

По нашему мнению, этнонимы черкез и «козак» своим происхождением были обязаны аз-ширинам и канглы, которые, взаимодействуя с местными племенами, образовали новые этнические объединения черкез и косак или козак. Отметим, что по нашему мнению, вторая часть этнонима «аз-ширин» (ногайский этноним «шерин») происходил от монгольского слова «черуу/н» или «черик», что означало «войско». Отсюда мы полагаем, что этноним «черкез» исходит к монгольскому «черик/аз», что соответствовало к «аз-ширин».

Кумыков армянские источники называли «казахами» [9. -С. 93.]. Прежде для обозначения казахов широко использовали этноним «кыргыз». В Дагестане встречались микротопонимы, связанные с этнонимами «казах» и «кыргыз». Существуют названия местности Тавказах и области Чудур-казак, разграбленной Тимуром [228.- С. 174.]. С именем Тимура также связаны курганы, расположенные вблизи села Старый Чиркей, называвшиеся кыргызскими могилами [258. -С. 25.].

Как нам кажется, происхождение вышеотмеченного этнонима «казак» и названий местностей связаны с миграцией восточных кочевников кыргызов, канглы, кыпчаков, команов, которые в новых местах обитания вступали в этнополитические, этногенетические связи с местными народами. Например, топоним «чудур-казак» тождествен с названием одного из родов кавказских или прикубаньских булгар Чдар-болгар (Купи-болгар, Дучи-болгар, Огхондор-болгар).

В этой связи интерес представляет информация Истахри о тюркских родах булгар, хазар и племени казов, которое входило в состав Хазарского каганата. Племя каз могло быть связано с названием области Каса в Хазарии (из письма Иосифа) [123.-С.272; 222.]. Топоним «каш» можно связать с азами. Так, вблизи средневековой крепости Кырк-Йер (Чуфут-Кале)», где жили азы (узуны), обнаруживалась река под названием Каш.

Истахри писал: «На северной части Каспийского моря локализовалась степь по имени Казба, где жили хазары. Этот регион тоже называют Черной Горой» [305.-С.180.]. В эпосе «Манас» говорилось о Черной Горе на Каспии («Каспандын Кара Тоосу бар»), где жили родственные кыргызам племена коз команов. Здесь же рассказывалось о главном сподвижнике Манаса Кошое, приаральских эпических народов ит-бечене и эргач и т.д.

Кумыки называют себя потомками народа кеш [159.]. Кумыки в поздних средневековых источниках были известны под названиями казы-кумук и казы-кайтак на Северном Кавказе. По мнению С.Броневского «Кумыки – старожилые татары, поселившиеся в Кавказе в отдаленные времена и под названием кумыков и казы-кумыков составляли сильное колено (племя – Т.А.), существовавшее до Тимур-Ленга, коему они подчинились с коленом Мамкату в 1405 г., как о том упоминает Шерефедин, говоря о последнем походе сего завоевателя против Токтамыша. Сие обстоятельство заставляет думать, что кумыки, бывшие на неприязненной Тимур-Ленгу стороне, чаятельно, род свой вели от кипчакских колен Золотой Орды… Кумыки говорят татарским языком, отличным от ногайского наречия; давно исповедуют магометанский закон Суннинского раскола, и хотя от смещения с горскими племенами имеют много сходства с сими последними в нравах, обычаях и в одежде, но по всем вышепомянутым причинам, бесспорно, признаются татарами» [83. -С.190-191.]. По Якобу Рейнеггсу Казы-Кумук «в древние времена назывался Кеш от народа, от аланов произошедшего, да и нынешние жители имеют в еще мыслях сие пышное воспоминание и от аланов производят начало свое» [123.-С.272.]. В османских источниках XVI (1552 г.) века упоминались «казы-кайтаки» [129.-С.124.], которые позже стали отмечаться как ак кайтаки (белые кайтаки) Иосифа» [123.-С.272.].

Любопытно, что мы имеем множество этнонимов «каз», «кеш», «казы-кумык», «казы-кайтак», которые, возможно, могли иметь связь с названиями восточных племен «тюргеш» (-«геш»), качин (хаас, хас, род минусинских татар), а также эпическим «гоз-коман».

Как нам кажется, название хазарского племени каз тождественно с именем алтайского рода кан [333.-С.95.] и одноименного топонима - р.Кан [26.-С.218.] на Алтае и р.Абакан в Минусинской котловине, связанных с канглы и их страной Комания (Куманды). Следовательно, этноним «кан», «каз» (или казы и другие варианты) могли представлять усеченную форму от «кангы» («канглы»). Его носителей в русских источниках называли «бродник» («скиталец»), что было тождественно с «казак» [26. –С. 367.] («вольный», «безюртный», «бродник»). Однако на кыргызском языке слово «кангы» (вариант казы) значит тоже «бродник», скиталец». Видимо, в формировании Хазарского и Тюргешского каганатов немаловажную роль играли племена кангаро-печенегов.

В таком случае в казы-кумыках и эпических гоз команах можно видеть канглы-команов, а под кыргызами, казахами и кумыками следует понимать потомков древнего народа Центральной Азии канглы (кангы).

Отметим, что еще Плано Карпини располагал часть кыргызов в соседстве с армянами, где-то на Кавказе. А.Ламберти в XVII в. этноним «каракиргиз» (karakirques) отмечал как синоним названия народа карачай [105.-С. 88], что подтверждалось этнографическими материалами. Согласно легенде, бытующей среди карачаевцев, в прошлом народ называл себя кыргызами. В генеалогических преданиях карачаевцев некий родоначальник Карча со своими отрядами (200 человек) прибыл с города Кошкар, контролируемой Золотой Ордой.

В связи с вышеизложенным, интерес представляют родословные данные кыргызов (бурутов-горцев), где происхождение народа связывается с именем одного из шести сыновей легендарного предка тюрков Огуз хана Таг хану (Тоо хану) [36. -С.38.]. Карачаевцы и балкары Северного Кавказа называли себя таулу (горцы). В круг племен, входивших под понятие горцы, относились карачай, чоча, сюйюндюк, чычхансау, сюек, боташ, карабуга, актай, генжетай, каракиргиз, адай (кючюк), теке, саяк, кочхар (кочкор –мундуз), жилян, бечел (бечен) [262; Он же. 263.]. Названия последних шести родов встречались в этническом составе тянь-шаньских кыргызов.

Кроме вышеназванных родов имели свои аналогии с кыргызскими такие роды как аз (кырг. азык), ас-жорукчу (жорукту; пл. саяк), мундуз, яглыбай (жагалбай тамга), канглы (канды) [396.]. Некоторые из вышеназванных этнонимов и топонимов были известны на Северном Кавказе и Дагестане еще с XIII века. Например, этноним «мундуз» встречался в качестве названия племени в составе Караханидского каганата еще в ХI в. Он же упоминался в качестве названия реки наряду с реками на Северном Кавказе Терек и Черик в монгольскую эпоху.

Любопытно, что имена отдельных из вышеназванных родов находили свои аналогии в этнонимии таджикистанских лакайцев. Кыргызы в прошлом таджикистанских лакайцев называли алакай, что тождественно с «алакчын». Лакайцы имели тесные этногенетические связи с кыргызскими племенами, такими как доолос, мундуз, кушчу, саяк и другими. Отсюда, в лакайцах Таджикистана можно видеть потомков средневековых алакчынов.

Карачаевцы и кыргызы, как горцы, имели примерно схожие черты, особенности и отличия от других этносов. Согласно кыргызским родословным данным, карачаевцы являлись частью кыргызов, переселившихся с Тянь-Шаня на нынешнее место обитания. На Кавказе устоявшими понятиями являлись «карачаевская овца», «карачаевская овчарка», «карачаевская лошадь - кыргыз турпан» [20.-С.181.]. У кыргызов - кыргыз добот (добот-волкодав), «кыргызский иноходец» («саяк ат»), кыргыз кой или кылчык кой» (кыргызская овца) и т.д.

Любопытно, что значительное количество топонимов на Кавказе, имевших связь с кыргызами, приходилось в Буйнакский район Дагестана. Отметим, что «буйнак» имеет тождество с названием местности Таш Буйнак монгольской эпохи, что соответствует имени кыргызского села Таш Мойнок в Кыргызстане. Согласно дагестанским преданиям, ряд местностей связывают с эпохой амира Тимура. Так, в одном из них говорится, что в местности Кыргыз кабурлары (киргизские могилы) в Буйнакском районе похоронены воины Тамерлана. Согласно другой, на хребте Каркар, что находится между Буйнакском и селением Кака-Шура, похоронен сын Тамерлана, но имя его не упомянуто.

В Дагестане Манас широко используется в качестве личного имени, фамилии, названии реки (в Карабудахкентском районе), селения Манасаул, Манаскент. Существует название местности Кыргызбулак в селении Таргу (близ Махачкалы). Ряд названий местностей в Кумыкии р.«Манас» («Манас») [160.], р.«Бекенез» (р.«Баканас»), горы «Каркар» (Каркыралинские горы) имели тождество с топонимами Восточного Казахстана. В Буйнакском районе до 1970 года существовали названия двух сел Кангалы, а в Кизилюртовском районе в прошлом располагался город Каскар [160.], название которого также легко сопоставить с алтайскими (коткор-мундуз) и кыргызскими мундузами (кочкор-мундуз).

По данным источников, в VIII-X вв. в Таласской долине жили племена канглы, асиги (аз), отуз огланы и другие. В источнике XIV века обнаружено название города Му-Каркыра в долине реки Талас на Тянь-Шане. В «Маджуму-ат Таварих» долина реки Талас признана как страна Каркыра. По утверждениям ученых, ставка предводителя кыргызов Манаса могла локализоваться в районе рр.Каркыра, Кара Кыстак, что текут недалеко от современного города Мерке. В родословной кыргызов, записанной С.Ахсикенди племена азык, саяк, черик, мундуз, кара чоро, канды, солто и другие упоминались как роды, сыгравшие важную роль в консолидации народа вокруг родоначальника народа Тагай бия в XVI в. [33.]

Отсюда мы полагаем, что в VIII-Х вв. азы и кыргызы, мигрируя на запад, достигли Семиречья и далее Северного Кавказа, где в последующем они активно участвовали в политической жизни Хазарского каганата. Значит, в VIII–ХI вв. енисейские кыргызы имели ряд владений и улусов на западе от Енисея - на Алтае (Каркырахан), Тянь-Шане (Каркыра, Отуз Оглан), Северном Кавказе (Карачай), Волге (башкирские кыргызы).

nogayci
 Ногайская семья, XIX в.

Следовательно, северокавказские азы, тюргешские азы, орхоно-енисейские азы, западнотюркские асиги, тянь-шаньские усуни представляли один народ, именуемый в средневековых исторических источниках асиями или азами. У нас есть все основания полагать, что карачаевцы и кумыки являются одними из самых западных групп средневековых кыргызов, которые мигрировали на Северный Кавказ в VIII-XI вв. В монгольскую эпоху сюда же пришли мангыты (ногайцы), выходцы из кыргызского владания Ус в Туве.

Как нам кажется, предки канглийцев, кыргызов, карачаевцев и балкар составляли основной костяк этносов, участвовавших в Великом переселении народов на Запад под предводительством гуннов. На западе они удостоились нового конфедеративного имени булгар. Мы не исключаем того, что по завершении длительного путешествия по Западу, они возвратились в свои кочевья на Северном Кавказе, Тянь-Шане и Саяно-Алтайском крае, где слились со своими соплеменниками восточными азами (азкиши, на Алтае), енисейскими кыргызами, среднеазиатскими хунну, шести чубами согдаками. Тем самым булгары усилили позиции своих восточных сородичей в Центральной Азии.

Читать продолжение

Табылды Акеров, кандидат исторических наук, директор Института этнологии Международного университета Кыргызстана.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

16-07-2020
Об этнополитических связях кыргызов и уч-карлуков в VIII-X вв.
25043

10-03-2020
К вопросу о связях кыргызов с иштяками
12172

12-03-2019
Этноним «Иштяк». Об этнополитических связах кыргызов с кочевыми обществами Волжско-Уральского региона
19452

01-08-2018
Кыргызский этнос был сформирован в эпоху Кыргызского Великодержавия, а история казахского народа начинается с Чингизхана
31947

23-07-2018
О происхождении Анга Торе и племен его улуса
18919

21-06-2018
Ногайская орда. Мангыты и кыргызы в Золотой орде
31606

06-06-2018
Кыпчаки и кыргызская область Каркырахан
19579

30-05-2018
Бахрины – союзники кыргызов
10088

11-05-2018
Карачаевцы, кумыки, ногайцы и крымчаки и некоторые другие народы Северного Кавказа – это осколки азов – древнего рода кыргызов
40707

25-04-2018
При Токтамыш хане кыргызы выступали как одна из ведущих политических сил в Золотой Орде
24091

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×